Характеристика челкаша и гаврилы из рассказа челкаш таблица


Внешность

Челкаш

. Григорий предстает в образе босяка и пьяницы. Мужчина в возрасте. В грязной одежде. Неаккуратный и неухоженный. Запах давно не мытого тела ударял в нос. Внешность его производит отталкивающее впечатление. Холодные, серые глаза. Нос прямой, хищный. Взгляд острый, пронзающий насквозь. Усы бурого цвета постоянно подрагивали. Движения резки и порывисты.

Гаврила

. Простой, деревенский парень лет 20. Русский богатырь крепкого телосложения. Сильные плечи и руки. Кожа загорелая. Волосы русого цвета. Светло-голубые глаза светились добротой. Взгляд открытый, добродушный. Он сразу располагал к себе собеседника. Его образ вызывал доверие. Одевался скромно. Вся одежда потрепана, но при этом, он выглядел аккуратно.

Отношение к свободе

У Гаврилы

понятие свобода заключается в материальном благополучии. Только при наличии денег он может чувствовать себя человеком. Он часто представлял, как вернется домой, поправит развалившееся хозяйство, поднимет на ноги больную мать, женится. Без денег ему ничего не остается, как идти в зятья к богатому тестю, на которого придется горбатиться оставшуюся жизнь.

Гришка

никогда не ставил деньги превыше всего. Они у него разлетались с такой же скоростью, как появлялись. Свобода для него понятие более широкое. У него нет ответственности за семью, с которой он давно расстался, зависимости от общественных условностей. Ему все равно где жить и как. Только глядя на море, он чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. В эти минуты он неизменно ощущал, как душа очищается от скверны и сам он словно превозносится над всем окружающим миром и его вечной суетой.

Сочинение Челкаш и Гаврила

«Челкаш» — произведение Максима Горького, которое было создано в 1895 году. Книга была написана в стиле реализма с небольшими нотками романтизма. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой. Каждый персонаж, созданный Горьким, имеет своё, уникальное мировоззрение. Наши 2 героя — Челкаш и Гаврила, имели свои взгляды на окружающий мир, из-за чего и произошел их конфликт.

Челкашин — человек, которого не интересовало ничего кроме выпивки. У него не было ничего, только порванная, грязная одежда и обувь. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос.

Второй персонаж — Гаврила, полная противоположность Челкаша. Это был крепкий и сильный юноша, глаза и внешний вид которого излучали доброту. Одет он был поопрятнее чем Челкаш, носил светло-голубую рубашку и изношенный головной убор.

Однажды, когда Гаврила пришел в трактир и напился там, его увидел Челкаш. Тот увидев молодого юношу, начал задумываться о своем возрасте. Он с сожалением и угрызением совести думал о том, что в своем старом возрасте не имеет за спиной ничего. Он хотел попытаться изменить судьбу Гаврила, чтобы не допустить того, чтобы юноша превратился в такого-же старого пьяницу как и он. В этой сцене автор преподносит Челкаша как человека, который способен обдумывать свои поступки и умеет сожалеть.

Челкашин очень любил находиться возле море. Когда рядом с ним огромная, свободная и наполненная силой синева, он мог почувствовать себя свободным ото всех невзгод. Гаврила же, не любил свободу, она вызывала у него чувство страха.

Во время преступления, на которые пошли наши герои, у них возник конфликт. Молодой юноша был охвачен страхом, а Челкаш озлобился на всех. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Челкашин решил отдать свою часть украденного — 540 рублей, но Гаврилой завладела сильная жадность. Он думал, что украденных денег ему будет мало, затем он признается Челкашу в том, что хочет убить его и забрать все деньги себе. Услышав это, Челкаш забирает деньги себе, в следствии чего, у них начинается схватка за украденное добро.

В этой сцене автор показывает нам истинные характеры героев. Оказывается, Челкаш не такой уж и плохой, он был очень добр и мягкосердечен, ему было не так важно богатство, как получение полной свободы. Гаврила же, оказался жадным и подлым преступником, который готов пойти на всё, даже на убийство, ради того, чтобы получить деньги. Этот человек был готов пойти на любое преступление, пусть даже самое подлое, ради того, чтобы разбогатеть.

Мораль этого рассказа довольно проста — нельзя судить о человеке по внешности и первому впечатлению. Грязный и неухоженный старик Челкаш оказался добрым и в какой-то мере честным человеком. А Гаврила, который выглядел как прекрасный молодой юноша, оказался последним подлецом.

Общее дело. Истинное лицо каждого героя

Согласившись подзаработать деньжат сомнительным способом, Гаврила вскоре жалеет о поспешном решении. Он струсил и готов был сойти с пути, не завершив начатое дело. Получив малую часть от заработанной суммы, в парне просыпается алчность. Бесконтрольное чувство жадности заставило его ощутить себя слабее своего напарника. Он вымаливал Челкаша отдать ему все деньги. Не совладая с эмоциями он кидает камень в него и убегает с места преступления вместе с выручкой. Страх и трусость заставили его вернуться к раненому Челкашу. Он просит прощения, пытаясь замолить низкий поступок, но разве этим можно очистить душу, если она грязна.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Вся информация на сайте предоставляется исключительно в образовательных и некоммерческих целях.

Источник

Отрицательные и положительные черты героя


(Советский диафильм «Муму», 1949)

Решая вопросы хозяйства, Гаврила весьма практичен. У него есть жена – Устинья Федоровна. Живут они в отдельном флигеле. Пользуясь своими правами, связанными также с учетом продуктов, он нехитро сверх меры обеспечивает свою семью, подворовывая с кухни «…чай, сахар, и прочую бакалею». В его комнате во флигеле стоят кованые сундуки, в которых, вероятно, находятся барынины вещи, он за ними бережно следит. Этот персонаж во всем прилежен, ежедневно отчитывается скучающей барыне о делах в доме, ходит к ней ко времени с докладом.

По сравнению с другими, конечно этот герой создает впечатление негативное. Однако и в этом отрицательном образе легко, еле заметно, сквозит человеческая душевность. Его переживания глубоко сокрыты от читателя, о них можно догадываться, лишь глядя между строк. Изначально на Гаврилу возложены все дела хозяйские. Множество дел приходится решать ему одному, не задавая лишних вопросов старухе барыне, во всем ей потакая. И не всякий случай ему удается все гладко и ладно. Главным образом он несет ответственность за результат, за порядок во всем дворе, и, пожалуй, это прежде для его же покоя. Жертвуя чувствами других, дворецкий решает судьбы челядинцев, нередко прибегая к обману, но это и есть его роль, которую ему предопределила судьба.

Характеристика Гаврилы в рассказе «Челкаш» Горького, образ, описание

Художник Б. Дехтерев

Гаврила является одним из центральных персонажей знаменитого рассказа Максима Горького «Челкаш».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя.

Смотрите:

Образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Челкаш» Горького: описание в цитатах

Гаврила является молодым бедным крестьянином. Известно, что у него есть пожилая мать. Семья Гаврилы владеет домом с огородом в деревне, но этот участок не дает урожая («земля высосана»).

«Отец у меня — умер, хозяйство — малое, мать старуха, земля высосана, — что я должен делать? Жить — надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зятья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь-то. Нет ведь — тесть-дьявол не выделит. Ну, и буду я ломать на него. долго. Года! Вишь, какие дела-то!»

«. за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик. «

«..вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать. «

«А теперь ничего не поделаешь иначе, как в зятья идти. Думал было я: вот, мол, на Кубань-то пойду, рублев два ста тяпну, — шабаш! барин. ан не выгорело. Ну и пойдешь в батраки. «

«Парню сильно не хотелось идти в зятья.»

«. сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе.»

«Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.»

«Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами.»

«. на круглой физиономии недоумевающее восхищение. «

«В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил. «

«. возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки. «

«. во сне улыбался чему-то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом.»

«. следы молодого парня на прибрежном песке. «

«. с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.»

«Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами.»

«. сейчас бы я на ноги встал и — Антипу-то — накося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она.»

«Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти! Высади куда-нибудь! Ай-ай-ай. Про-опал я совсем. Ну, вспомни бога, отпусти! Что я тебе? Не могу я этого. Не бывал я в таких делах. Первый раз. Господи! Пропаду ведь я! Как ты это, брат, обошел меня? а? Грешно тебе. Душу ведь губишь!»

«. ради чего так измучился в эту ночь.» (о Гавриле)

«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Ведь в одну ночь — только в ночь. А мне — года нужны. Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер. а я бы — к землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело!»

— Ведь я что думал? Едем мы сюда. думаю. хвачу я его — тебя — веслом. рраз. денежки — себе, его — в море. тебя-то. а?» (Гаврила о планах избавиться от Челкаша)

«Но он не сделал пяти шагов, как Гаврила кошкой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него круглый камень, злобно крикнув. «

«— Брат! Прости. дьявол это меня. — дрожа шептал Гаврила, целуя руку Челкаша.

Видя искреннее раскаяние Гаврилы, Челкаш отдает ему почти все деньги, оставив себе лишь 100 рублей. После этого герои расстаются:

«Гаврила видел, что Челкаш смеется, и ему стало легче. Он крепко сжал деньги в руке.

— Брат! а простишь меня? Не хошь? а? — слезливо спросил он.

— Родимой. — в тон ему ответил Челкаш, подымаясь на ноги и покачиваясь.— За что? Не за что! Сегодня ты меня, завтра я тебя. «

«. от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком. «

«. он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашом. «

«Эй, теленок, вставай. — толкнул он ногой Гаврилу.»

«Ну и пуглив же ты! Сколько раз умирать-то вчера ночью собирался?»

«А жаден ты. Нехорошо. Впрочем, что же. Крестьянин. — задумчиво сказал Челкаш.»

«На! Жри. — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.»

«А ты. Эх, войлок! Нищий. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! Жадные черти. Себя не помнят. За пятак себя продаете. «

Судя по всему, после этого Гаврила возвращается в родную деревню, женится на любимой девушке и живет относительно безбедно.

Образ

Гаврила настоящий русский богатырь. Широкоплечий здоровяк коренастого телосложения. Русоволосый. На круглом лице выделялись большие, голубого цвета глаза, смотревшие доверчиво и открыто. Кожа загорелая, обветренная от постоянного пребывания на улице.

…на круглой физиономии недоумевающее восхищение…

…короткие крепкие руки…

…улыбался чему-то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом…

Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно

…здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами

Одевался юноша по-простому. Картуз, рубаха, свободного кроя штаны. На ногах лапти. Одежда в некоторых местах порвана от долгой носки и бесконечного застирывания.

…молодой парень в синей, пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе

Сочинение: Сравнительная характеристика Гаврилы и Челкаша (+ таблица)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.07.2020 · Обновлено 02.07.2020

(375 слов) Максим Горький — под таким псевдонимом вошёл в историю русской литературы выдающийся русский и советский писатель Алексей Пешков. Его произведения — автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», рассказ «Старуха Изергиль», рассказ «Челкаш» и многие другие — входят в школьную программу. В данном сочинении я остановлюсь на рассказе «Челкаш», а именно — на сравнительной характеристике главных героев.

В произведении два основных персонажа: Челкаш и Гаврила. Их образы противопоставлены друг другу и их внешности, первом впечатлении о них. Примечательно, что у Челкаша был прототип в реальности — некий босяк, с которым писатель познакомился в больнице. Да и в основе сюжета лежит действительная история.

Чтобы провести сравнительную характеристику, следует начать с портретов героев. М. Горький обращает внимание читателя на внешность персонажей.

Челкаш худой, лицо острое, «хищное», нос горбатый и тоже — «хищный». Гаврила широкоплеч, глаза светлые. Уже при описании внешности больше расположения вызывает второй юноша. Однако внешность, как известно, обманчива. И писатель помнит об этом. Это не случайная деталь — именно на контрасте внешнего и внутреннего впоследствии читатель глубже поймёт характеры героев и главную мысль рассказа.

Челкаш раньше был крепостным крестьянином, но ушёл и опустился до босяка. Он зарабатывает нечестным путём. Гаврила же до сих пор крестьянин, но мечтает заработать денег, чтобы стать свободным. Оба героя бедны. Это их объединяет. И это подталкивает Гаврилу согласиться помочь Челкашу в его очередном преступном замысле.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Проблема сиротства
    Если обратиться к словарям русского языка, то в них мы прочтём, что сирота — это ребёнок, у которого один или оба родителя умерли. Наше время несколько расширило это понятие.
  • Образ Афрания в романе Мастер и Маргарита Булгакова
    Если Афраний и герой второго плана, то такой, без которого герою первого плана было бы совершенно невозможно. Когда Понтий Пилат в разговоре с Левием Матвеем заявляет, что он убил Иуду
  • Сочинение Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых
    Древнеримский политик и мыслитель Цицерон сказал однажды фразу, с которой нельзя не согласиться. Это высказывание актуально в любые времена и для любого человека: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых».
  • Сочинение по картине Белоковской Портрет сына, 7 класс (описание)
  • Анализ рассказа Червоточина Шолохова
    Шолохов написал очень много разных рассказов. И его достижением является описание открытой души простого казака. Именно здесь и раскрывается истинная человечность, красота, а также традиция классической литературы

Челкаш и Гаврила сравнительная характеристика в рассказе Челкаш Горького

Рассказ А.М. Горького «Челкаш» впервые был опубликован в 1895 году. Произведение посвящено отношениям двух людей, которых нечаянно свела судьба. Два главных героя знакомятся в порту. Челкаш, родившийся в деревне, в зрелом возрасте характеризуется как вор, босяк и контрабандист. Гаврила так же выходец из деревни. Он приехал в город в поисках заработков.

Челкаш из деревенской жизни помнит только своё детство. Босяцкая жизнь ему нравится. Он считает себя свободным человеком. Живёт случайными заработками. Занятие воровством и контрабандой его не смущает. Гаврила, приехав в город, хотел заработать денег. Его целью был свой собственный домик и хозяйство в деревне. Парню пришло время жениться, а жить «в приймах» ему не хотелось. Для этого ему нужны были деньги. И чем больше, тем лучше. Потому что только ассигнации могли воплотить в жизнь все его мечты о зажиточной жизни в деревне.

Герои познакомились случайно. Напарник Челкаша заболел, а «дело» требовало найти себе сподручника. Нечаянно попавшийся на глаза Гаврила был вовлечён в занятие контрабандой. Отправляясь на дело, Челкаш думал о том, чтобы чтобы напарник его не подвёлА Гаврила думал только о том, сколько денег он заработает. От них для него так много зависело.

Дело сделано. Сообщники поделили заработанные деньги. И тут жадность стала душить Гаврилу. Он пал в ноги Челкашу и стал просить отдать ему весь заработок. Свой поступок он мотивировал тем, что он найдёт им лучшее применение в отличие от Челкаша. Контрабандисту и вору жалко Гаврилу. И в то же самое время он неприятен Челкашу, который никогда не был рабом материальных благ. Он с презрением бросает деньги жадному крестьянину.

Конечно, бродяга и вор Черкаш не может обладать такими понятиями, как нравственность и мораль. Но, описывая решительный поступок Челкаша, Горький несколько романтизирует этот образ.

Противопоставление образов Челкаша и Гаврилы в произведении Максима Горького «Челкаш»

Эссе на книгу: «Челкаш» — Горький М.

Максим Горький в своем произведении «Челкаш» раскрыл перед нами 2 образа. С одной стороны они очень похожи, но с иной абсолютной разных. Стоит обратиться к каждому из них и попробовать найти, в чем же разница. В этом следует тщательно разобраться. Гришка Челкаш был заядлым пьяницей, ловким воришкой и старым травленым волком. Его отличали старые вытертые штаны, шапки он не имел. Добавим к этому пейзажу грязную ситцевую рубашку с разворотом, которая открывала его угловатые и сухие кости. Кости обтягивала кожа коричневого цвета. Сам Челкаш костлявый, высокого роста, немного сутулился. Гришка был босом.

Что касается Гаврилы, то это молодой паренек в рубашке синего цвета. На нем плисовые штаны, лапти и оборванный картуз рыжего цвета. Сам он парень коренастый, с широкими плечами. У него загорелое и обветренное лицо. На первый взгляд большинству нравится именно Гаврила. Стоит вспомнить пословицу, которая проверена веками, когда человека встречают по одежде, а вот провожают по уму. И в очередной раз мы убеждаемся, что первое впечатление бывает обманчиво. Эти слова правильные, скажут вам те, кто прочитал и понял развязку рассказа Максима Горького.

Дальше мы уже увидим кто же на самом деле Челкаш, а кто Гаврила. Различий масса и они видны очень четко. Сначала стоит сказать, что они по разному относятся к жизни. У Гаврилы и Гришки абсолютно разные ценности и взгляды нравственности. Пусть эти герои оба алчные, но к деньгам у них разное отношение. Челкаш не пойдет на убийство, в отличии от того же Гаврилы. Гришка верит в Господа и делает попытки жить по правилам христиан, пусть и сам он вор. У Гаврилы же моральные устои отсутствуют как таковые. Ради того, чтобы придти к своей цели, получить добычу и деньги, Гаврила готов пойти абсолютно на все. Такой человек, солжет, предаст и даже убьет. Это в очередной раз доказывает, что первое впечатление не всегда такое, какое кажется нам на первый взгляд.

Другие эссе на произведения этого автора (Горький М.):

  • «Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».)
  • Проблема названия произведения Максима Горького
  • Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
  • Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»
  • Философ бродящий по миру — Лука
  • Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
  • Низшее, упавшее общество в изображении Горького
  • Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
  • Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
  • Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького “На дне”)
  • Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
  • Мир в произведении «На дне»
  • Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ I сцены пьесы А.М. Горького «На дне»)
  • Своеобразие творчества Горького
  • Лука и Сатин (по пьесе «На дне»)
  • Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)
  • Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». (5)
  • Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». (6)
  • Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”)
  • Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)
  • Правда и ложь в пьесе М. Горького “На дне”
  • Люди, которые не заслужили такой участи в поэме Горького «На дне»
  • Гуманизм и его проблема в пьесе Максима Горького «На дне»
  • Пьеса «На дне» как социально-философская драма
  • Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
  • Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»
  • Рассказ Луки про «праведную землю».
  • Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ сцены первого акта пьесы М.Горького «На дне».)
  • Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 4 действия пьесы А.М. Горького «На дне»)
  • Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
  • Споры о человеке в пьесе М. Горького “На дне”
  • Человек в творчестве М. Горького
  • Главный вопрос Горького в произведении «На дне»
  • Проблемы произведения «Фома Гордеев», написанного Горьким
  • Современные взгляды Горького в произведении Фома Гордеев
  • Современное произведение Горького – «Фома Гордеев»
  • Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века. (М.Горький. «Дети солнца».)
  • Каждый диалог, как характеристика того или иного героя в произведении Максима Горького «Дети солнца»
  • Отношение Горького к театру
  • Сложная судьба русского писателя М.Горького

©2005—2021 Обратная связь

Сочинение Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

Ранние произведения Максима Горького, особенно рассказы, овеяны атмосферой романтизма. При этом в них присутствуют уже революционные нотки и идея Ницше о «сверхчеловеке», способном на многое. Многие коллеги-писатели были уверены, что Алексей Пешков, выросший в среде «бедных людей», «униженных и оскорбленных», напишет об этом не хуже Гоголя и Достоевского. А, напротив, сможет наполнить тексты гораздо большим числом живых подробностей. Кому как не ему! Но они ошиблись. Горький ценит свободу превыше всего. А потому к теме «маленького человека» и его страданий он равнодушен. Его привлекают сильные личности, бросающие вызов обществу, такие как его герой Гришка Челкаш.

Автор верит, что всегда есть место подвигу, и каждый человек может быть свободным, и несет эту истину читателю. «Человек – это звучит гордо». Первым напечатанным рассказом Пешкова становится «Макар Чудра». И уже здесь, в мудрости старого цыгана, мы читаем о воле, о том, что нужно любить жизнь, идти вперед, не стоять на месте. Устами своего героя писатель выражает презрение к рабскому труду пахаря, который тратит свою жизнь на то, чтобы «ковыряться в земле» и даже «могилу себе не успеет выковырять». И не веселит ему сердце шепот волн или восход солнца в других краях.

Эта же мысль звучит в начале рассказа «Челкаш». Прелюдией к событиям и самой истории становится описание тяжелого труда грузчиков в порту. Они носят тонны хлеба на корабль, для того, чтобы заработать несколько грамм того же хлеба «для своего желудка». Горький, как и его герой, не испытывает к ним ни жалости, ни сочувствия. Наоборот, выражает, скорее, презрение. Люди наполняют трюмы «продуктами своего рабского труда». А огромные корабли выглядят величественнее людей.

И здесь появляется главный герой. И сразу чувствуется контраст. Прописан яркий, гордый образ. Гришка Челкаш одет очень бедно, но вся его натура кричит о гордости и свободе. Он «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». В этом описании нет осуждения, оно веет благородством. Стоит отметить, что личность отчасти реальна. Максим Горький, находясь в больнице, встретил живой прообраз своего будущего героя. Который рассказал ему историю, позднее описанную в рассказе. Тогда писателю этот человек, босяк, вор и оборванец, напомнил «благородных героев Дюма».

Максим Горький, как отмечают друзья, критики и исследователи его творчества, вообще питал особую любовь к ворам и карточным шулерам. Их «ремесло» он ценил выше рабского труда в поле или порту. Это люди свободные, сами себе хозяева, мастера своего дела. Ему казался этот труд сродни актерскому таланту. И когда сосед по палате, будущий герой рассказа, предложил ему стать подельником, писатель был польщен и даже горд.

Григорий босой, костлявый человек в ободранной одежде, с густыми и длинными усами, знакомый каждому в порту. При внешней простоте в нем чувствуется мощный внутренний стержень, сила личности. Недаром, автор его сравнивает со степным ястребом. Он резко выделяется среди портовых босяков. И даже сторож Семеныч, несмотря на то, что должен выгнать вора с территории, все равно жмет ему руку и отвечает на вопросы. Ведь это сильный и ловкий человек, который отнимает у тех, у кого много, кто нажил это за счет пота, крови и тяжелейшего труда простых людей. Да и воровскую стезю герой избрал не от хорошей жизни, ибо «горькую чашу судьба дала ему испить».

Но Гришке необходим верный подельник. Одному ему все же не справиться с выгодным делом, намечавшимся на эту ночь. Его товарищ Мишка попал в больницу со сломанной ногой, а значит надо искать нового спутника. Его внимание привлекает парнишка по имени Гаврила. Доверчивый и добродушный, как телёнок, он разбудил в Челкаше чувство досады и презрения. Но делать нечего. Некогда ему было тщательно выбирать подельника.

Гаврила молодой, простой и даже наивный. Легко верит Гришке, что ночью они будут рыбачить и хорошо на этом заработают за одну ночь. Но при этом он трусоват. Боится вляпаться в плохое дело и Челкаш ему кажется темной и подозрительной личностью. Что сильно обижает Григория. В нем просыпается зависть к молодости и здоровью парня. Челкаш «возненавидел его за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки». И возмущает то, что он не может этим природным богатством грамотно распорядиться. Собрался идти зятем в богатый дом, добровольно лезет в кабалу и не мечтает о воле. Но жадность и мелочность Гаврилы быстро пересиливают страх и недоверие, он соглашается на предложение. И готов отправиться на загадочную ночную рыбалку. Хотя ему страшно до слёз, и он не хочет доводить дело до конца, а только молится, чтобы вор отпустил его.

Рассказ построен на контрасте, на противопоставлении двух образов. Гордому, ловкому, смелому, благородному авантюристу Челкашу противопоставлен трусливый, жадный, мелочный, низкий Гаврила. Он, конечно, женится и построит на эти деньги дом, но вряд ли это все принесет ему счастье.

Челкаш и Гаврила

5

(1)

В рассказе «Челкаш» два персонажа — Челкаш и Гаврила.

Принято было считать, что в этом рассказе Горький романтизирует босяка. Однако текст рассказа не даёт оснований для такого вывода, Горький скорее жалеет его. Мы не узнали из рассказа, почему так сложилась судьба Челкаша, что сломало его, превратило в босяка. Есть лишь смутный намёк на горькую «чашу, которую судьба дала ему испить». Но одно очевидно — душа его жива. Перечитайте то место рассказа, где Челкаш вспоминает о прошлой крестьянской жизни.

Эти воспоминания воодушевляют его, в них столько поэзии, душевного тепла. Ясно, что не босяцкая жизнь сделала Челкаша таким душевно щедрым, каким мы встречаем его на страницах рассказа, что основы этого характера закладывались в его прошлом, в прошлой крестьянской жизни. Для Челкаша главное в крестьянской жизни свобода, независимость: «Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо … ты можешь от всякого потребовать уважения к себе».

Слова Челкаша — это подлинный гимн крестьянской жизни, земле. Именно здесь, в крестьянском труде, подлинная свобода. Свобода босяка Челкаша иллюзорна, он каждую минуту может быть схвачен и отправлен за решётку. При всей внешней независимости он — несвободен и понимает это. Потому так больно ранят его слова Гаврилы: «Вот глядь-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго».

Одиннадцать лет босячества отделили Челкаша от прошлой крестьянской жизни, но она продолжает будоражить его воображение, наполняет теплом сердце. Расскажите о прошлой жизни Григория (Челкаша). Обратите внимание на то чувство глубокой любви к земле, которым окрашено это воспоминание, и на чувство одиночества, «выброшенности навсегда из того порядка жизни».

Что произошло с крестьянством после революции? Как жили крестьяне в годы советской власти? Вспомните уже изученные произведения, в которых рассказывается о тех преобразованиях, которые произошли в деревне после революции. В чём состояла суть этих преобразований, как отразились они на жизни деревни, на сельских жителях? Почему Русская деревня стала умирать? В каких произведениях русской и родной литературы отражён процесс гибели деревни? Не тянет больше земля крестьянина к себе, отлучили людей от земли, и оказались обездоленными и люди, лишённые земли, и земля, оставленная без крестьянского присмотра. Подумайте, справедливо ли это высказывание. Мотив независимости, воли, свободы звучит на протяжении всего повествования.

Кажущейся свободе босяка противопоставлена свобода самостоятельного крестьянина, хозяина. Для Гаврилы свобода — это не только «сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь, гуляй, знай, как хошь». Он высказывает серьёзную мысль: «Бога только помни». Как вы понимаете эти слова? Можно ли считать, что Гаврила сознаёт, что свобода — не вседозволенность, она ограничена нравственными нормами, которые даны в религии? Нарушил ли сам Гаврила христианскую заповедь, какую? Есть ли в вашей религии такая же заповедь? Какую христианскую заповедь нарушает Челкаш? Что понимает под свободой Челкаш и что Гаврила?

Обратите внимание на двойственность чувства, которое испытывает Челкаш к Гавриле. С одной стороны, ему нравится этот наивный, доверчивый и добродушный парень «с чистыми голубыми глазами». Он пробуждает в нём воспоминание о прошлой жизни.

В каких ситуациях у Челкаша появляется «холодное, злобное» чувство к Гавриле, в груди «нечто вроде ожога»? Какие слова Гаврилы больно ранили Челкаша? Можно ли предположить, что «злобное, холодное» чувство появлялось потому, что, глядя на Гаврилу, Челкаш понимал, как сам низко пал, занимаясь воровством, а потом пропивая легко полученные деньги, что в глубине души он понимал справедливость слов Гаврилы: «Тёмен ты … », «Чай, таких-то, как ты, — много! шатающих … », «Ненужный на земле человек»?

Гаврила наивен, доверчив, набожен. Вначале он искренне поверил, что Челкаш предложил ему поехать с ним ловить рыбу. Когда же понял, что идёт на тёмное дело», стал шептать слова молитвы, просить Челкаша отпустить его, укорял Челкаша: «Грешно тебе … душу ведь губишь! Он обещает, если всё закончится благополучно, отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Однако на вопрос Челкаша: «Пошёп бы ещё раз на такое дело ради 200 рублей?» — отвечает утвердительно, несмотря на насмешливое замечание Челкаша: «Стой! А как душу-то загубишь?»

Вид денег меняет Гаврилу. Перескажите сцену, в которой Гаврила униженно просит Челкаша дать ему деньги. Какие чувства вызывает у вас эта сцена? Какие чувства к Гавриле испытывал Челкаш?

Очень просто назвать Гаврилу жадным, как это делает Челкаш. Однако вспомните, каким тяжёлым трудом доставались крестьянину деньги, на что собирался Гаврила потратить деньги, которые просил у Челкаша.

В чём проявились бесхитростность, простодушие Гаврилы? Попробуем разобраться в чувствах Гаврилы, объяснить его поступок.

Взволнованный, возбуждёный только что полученными деньгами, которые стали для него настоящим богатством, способным круто изменить всю его жизнь, Гаврила тут же теряет их, даже не поняв, что случилось. Хотел ли Гаврила убить Челкаша, когда запустил в него камнем? Какие чувства испытал Гаврила, когда совершил свой греховный поступок и увидел, что Челкаш лежит в луже крови?

Подумайте над его словами: «Брат, прости! Дьявол это меня … сними грех с души». Как вы понимаете эти слова? Верите ли вы в искреннее раскаяние Гаврилы? В искренность его просьбы опрощении?

Развиваем свою речь Челкаш называет Гаврилу телёнком. Объясните, каково значение этого слова в данном контексте. Как вы понимаете выражения «темное дело», «больно тёмен ты»? В каком значении употреблено в этих словосочетаниях слово «тёмный», какие ещё значения этого слова вы знаете?

Расскажите, как вы понимаете следующий художественный образ: «вереница грузчиков, несущих хлеб в животы судов, чтобы заработать несколько фунтов хлеба для себя». Какую картину рисует ваше воображение? Объясните выражение: «лицо, искажённое восторгом жадности». Вспомните, что восторг обычно воодушевляет, вдохновляет, освещает лицо. Вероятно, вы никогда не встречали словосочетания «восторг жадности». Тут создан выразительный художественный образ. Раскройте его значение.

Подумайте над смыслом следующих строк: «Никогда за всю жизнь его, Челкаша, не били так больно». О какой боли идёт речь? Составьте сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы.

Таким образом, выбранный путь осмысления этого рассказа поможет учащимся задуматься и, возможно, даже понять состояние Гаврилы в тот момент, когда он запустил камнем в Челкаша, не осуждать его слишком строго. Предложенный анализ снимает всякий налёт романтичности с Челкаша, представляя его без всяких прикрас и предлагая скорее пожалеть его. И, главное, он заставляет серьёзно задуматься над судьбой тысяч таких обездоленных крестьян, как Гаврила, не рубить с плеча, осуждая его, понять, как тяжелы жизнь и судьба русского крестьянства. Но это в рассказе как бы отходит на второй план.

5 / 5. 1

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]