Сочинение: Спор о правде в пьесе «На дне» (М. Горький)


Пьеса «На дне»: спор об истинном и ложном гуманизме

Пьеса М. Горького «На дне» по жанру является социально-философской драмой. С момента создания произведения прошло более века, социальные условия, обличенные писателем, изменились, однако пьеса до сих пор не утратила свою актуальность. Это связано с тем, что в пьесе автор поднимает «вечную» тему, которая во все времена будет волновать людей. Как правило, эта неизбывная тема пьесы Горького формулируется как спор о правде и лжи. Однако такая формулировка недостаточна, так как ложь и правда не существуют сами по себе, они всегда связаны с человеком. Поэтому философская тема пьесы может быть сформулирована как спор о ложном и истинном гуманизме.

Сам писатель в знаменитом монологе Сатина правду и ложь связывает не только с гуманизмом, но и со свободой человека:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

«Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и поэтому он — свободен! Человек — вот правда!».

Таким образом, в пьесе автор рассуждает о человеке, свободе и правде – о главных нравственных категориях философии. Однозначно определить эти мировоззренческие категории нельзя, поэтому в своей драме Горький представляет несколько точек зрения. Произведение полифонично. В пьесе действует несколько героев-идеологов, каждый со своей особой точкой зрения на человека и мир. к идеологам в произведении относятся следующие персонажи:

  • Лука
  • Сатин
  • Бубнов
  • Костылев.

По мнению Костылева, правда грозит благополучию «хозяев жизни», а потому она не нужна совсем. Он рассуждает о странниках и высказывает свое личное отношение к правде. Хотя на словах Костылев и выступает за труд и честность («Нужно, чтоб от человека польза была… чтоб он работал…»), на деле он скупает у вора Васьки Пепла краденое.

Бубнов же всегда говорит правду, однако это «правда факта», она лишь фиксирует несправедливость, неустроенность существующего мира. Он не верит, что люди могут жить честнее, лучше, помогать друг к другу, как в праведной земле. Поэтому все мечты о такой жизни Бубнов называет сказками. Он считает, что правду нужно говорить такую, как она есть. Однако безнадежная правда факта не может удовлетворить человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Судьба: спор героя и автора (пьеса М. Горького «На дне») 490 ₽ Реферат Судьба: спор героя и автора (пьеса М. Горького «На дне») 260 ₽ Контрольная работа Судьба: спор героя и автора (пьеса М. Горького «На дне») 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Против такой правды Бубнова выступает Клещ, который кричит:

«Какая — правда? Где — правда? (…) Работы нет… силы нет! Вот — правда! (…) Издыхать надо … вот она, правда! (…) На что мне она — правда?»

Против «правды факта» Бубнова выступает и другой персонаж, который верил в праведную землю. Эта его вера, по рассказу Луки, помогала ему жить и преодолевать сложности. А после того, как эту веру в возможность лучшей жизни разрушили, этот человек покончил с собой. В этом случае то, что праведной земли не существует – это «правда факта», однако утверждать, что ее вообще никогда не должно быть – это ложь. Поэтому смерть героя притчи Наташа объясняет так: «Не стерпел обмана».

Особенно интересным персонажем-идеологом в произведении является Лука. Критики дают самые разные оценки этого странного героя. Некоторые восхищаются великодушием старика, другие же разоблачают его вредное утешительство. Такие оценки являются крайними, а потому они однобоки. В первом исполнении Луки И. М. Москвиным Лука представлялся добрым, умным человеком, в чьих утешениях нет никакой корысти. Это же отмечает и Бубнов:

«Вот Лука, примерно, много врёт… и без всякой пользы для себя… Зачем бы ему?»

Однако упреки, которые высказываются в адрес Луки, не всегда обоснованы. Следует отметить, что старик не «врет». Например, он советует Ваське Пеплу поехать в Сибирь, где можно начать жизнь заново. И это является правдой. Рассказ Луки о том, что существует бесплатная больница для алкоголиков, тоже является правдой – это подтверждается специальными разысканиями литературоведов. Никто не может сказать, что рассказывая умирающей Анне о загробной жизни, Лука врет. Старик лишь утешает тяжелобольную женщину, и упрекать его не в чем. Что касается Насти, то Лука говорит, что он верит в ее рассказ о благородном Гастоне-Рауле, потому что видит в этом рассказе поэтическую мечту, а не просто ложь.

С другой стороны, утешения старика трагически отразились на судьбе обитателей ночлежки. Лука никого не спас, не помог по-настоящему. Актер покончил с собой. Однако нельзя в этом обвинять только старика. Лука пришел к опустившимся людям, которыми никто не интересуется, до которых совершенно никому нет никакого дела. Он попытался им помочь, утешил, чем мог. Хоть старик и не спас никого, но он никого и не погубил. Лука сделал все, что было в его силах, а именно помог людям почувствовать себя людьми. А все остальное зависело от характера человека. Например, у запойного пьяницы Актера не хватило силы воли, чтобы бросить эту пагубную привычку. Васька Пепел же в стрессовом состоянии убивает Костылева.

Сатин, в противоположность Луке, формулирует верные идеи о правде, свободе, человеке. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — утверждает он. Сатин требует смотреть правде прямо в глаза, а Лука же стремится найти утешительную ложь. Однако правда Сатина не похожа на правду Бубнова, он верит в человека, в его созидательный талант и в его будущее.

Замечание 1

Таким образом, Сатин является единственным человеком, который знает правду.

Сочинения на тему спор о человеке в драме горького на дне

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году, была сразу же поставлена на сцене МХТ, переведена на многие ев­ропейские языки; спектакли по пьесе шли не только в евро­пейских театрах, но даже и в Японии. Успех пьесы был вы­зван тем, что она остро ставила не только социальные проблемы, актуальные для России, но и философские, главная из которых — о сущности человека, о его назначении.

Смотрите так же: Федеральный закон 442 от 01012019

Для Горького слово «человек» звучало гордо, недаром он пи­сал это слово с большой буквы. Тем острее он переживал униже­ние человеческой личности «в мире насилья и денег». В пьесе «На дне» автор изобразил жизнь босяков, обитающих в костылевской ночлежке, которая одновременно похожа и на пещеру, и на тюремную камеру. В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Эта скученность и страшная нище­та («Не помню — когда я сыта была… Всю жизнь в отрепьях хо­дила… всю мою несчастную жизнь. » — жалуется Анна) порож­дают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. И это воспринимается как обыденность. «Однажды тебя убьют», — предупреждает Актер Сатина. «Дурак, дважды убить нельзя», — шутит в ответ Сатин.

Обычное утро в ночлежке начинается со ссоры, причем ка­ждый старается задеть другого побольнее («Врешь.»; «козел ты рыжий»; «ты чего хрюкаешь?». Барон, ударяя Настю кни­гой по голове, приговаривает: «Дура ты, Настька»). Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы. И это закономерно. «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут», — говорит Кривой Зоб. Каждый из обитателей ночлежки преступает законы нравственности: Настя — проститутка, Барон — сутенер, Сатин — шулер, Васька Пепел — вор. Клещ замучил жену и сам посте­пенно опускается на дно жизни. Да еще им помогают оконча­тельно погибнуть и хозяева ночлежки Костылевы, которые под видом заботы о «несчастной братии» то «полтинничек накинут», то Ваську Пепла в тюрьму посадят.

Обитатели ночлежки — люди без будущего, да и прошлое-то не у всех есть. Если Барон — бывший барон, а Сатин — бывший телеграфист, Актер — бывший актер провинциального театра, то Васька Пепел — отродясь вор («вор, воров сын»), а у Насти прошлого вообще нет — не было ни родителей, ни се­мьи. В настоящем же все равны в нищете и бесправии. В этих условиях и обнаруживается истинная сущность человека. На вопрос, остается ли человек, лишенный всех усло­вий нормальной жизни, человеком, Горький отвечает утвер­дительно. Чем больше попирается личность — тем сильнее желание человека утвердить своё человеческое достоинство. «Человек выше сытости». И для людей, выброшенных из жизни, высшими ценностями являются «несъедобные» вещи:

  • образование: «Я был образованным человеком… зна­ешь!» — вспоминает Сатин;
  • талант: «Образование — чепуха, главное — талант», — возражает ему Актер, мечтающий вернуться на сцену;
  • честный труд: «Я сказал — брошу воровать! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать», — мечтает вор Васька Пепел;
  • любовь: «Разве вы можете понимать любовь? Настоящую любовь!» — кричит Настя, вы­нужденная продавать свою любовь.

Человеческое в этих людях не погибло, оно прорывается у обитателей ночлежки в бытовых мелочах. То Квашня остав­ляет умирающей Анне пельмешек, а та отдает их своему мужу.

Сатин говорит о самоцен­ности человеческой личности. Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни.

Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга.

Он говорит о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности

Что такое человек. Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!

В спор вступает появившийся из ниоткуда Лука — странник, принёсший с собой идею веры в лучшее:

Во что веришь, то и есть, — говорит он Пеплу.

Каждому дарит Лука крупицу веры в лучшее будущее: Анну убеждает, что муки её конечны и скоро настанет избавление от страданий, Актёру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, которые на тот момент уже существовали, Пеплу советует уехать в Сибирь, где можно будет с чистого листа начать новую жизнь, строить семью и счастье. Насте верит, что её любовь не сказка, а быль. Многим его слова кажутся ложью, обманом, но ведь от этих слов, его участия, спокойствия, исходящего от доброго странника, становится всем легче, правда, ненадолго. Но надо задействовать и собственные силы, опереться на внутреннее стремление, понять, что ты хочешь.

Нужно только посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы, и только при этих условиях можно изменить мир к лучшему. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум и творческую энергию, только на время подействовали на ночлежников, почувствовавших братскую общность застолья и объединенных общей судьбой, выраженной в безнадежном отчаянии тюремной песни:

Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно… а мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу…

Песня была прервана известием о том, что на пустыре «Актер… удавился». Кто виноват в этом? Актер ли, поверивший Луке, или Сатин, раскрывший ему глаза на истину жизни? Что лучше, жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь?

Пьеса заставляет задуматься над своей жизненной позицией каждого человека и определить свое место на земле.

Читаемое в разделе:

  • Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех.

1. Смысл финального эпизода: – Финальный эпизод имеет в произведении большое значение. Им завершается сюжет, в нём так или иначе разрешаются конфликты. Финалы бывают.

Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал. Но романтическое мироощущение в период.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В девятнадцать лет.

1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты, духоты.

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет трехчастную.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Неоромантизм и раннее творчество Максима Горького

Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал. Но романтическое мироощущение в период.

1. Смысл финального эпизода: – Финальный эпизод имеет в произведении большое значение. Им завершается сюжет, в нём так или иначе разрешаются конфликты. Финалы бывают.

1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты, духоты.

Новые материалы раздела:

  • Реалистическое и романтическое в рассказе «Старуха Изергиль»

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В.

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]