4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 114.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 114.
«Крестьянские дети» – одно из произведений Н. А. Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. В нём поэт описывает радости и трудности жизни крестьянских детей. За описанием бытовых сцен скрыто волнение за будущее маленьких героев, проступает тема тяжёлой судьбы русского народа. Изучается стихотворение в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.
История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.
Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.
Композиция – Анализируемое стихотворение построено как монолог-рассуждение лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор даёт вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.
Жанр – поэма.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «глядят солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал грибные набеги», «хандра с души соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».
Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».
Сравнения – «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги-то длинные, словно как жерди».
Анализ стихотворения
Герои произведения даже в сложных условиях существования и необходимости работать с малых лет находят в себе силы на игры, поддерживают друг друга. Они уверены, что в силах справиться с любыми проблемами. Глядя на них, автор испытывает радостные эмоции, но тут же задумывается о будущем ребят.
Без учебы и достойных условий существования жизнь будет наполнена мыслями о выживании. Для посещения школы ребятишкам нужны учебники, ручки, одежда. Расходы на них непосильны для простых людей, которые с утра до вечера трудятся на земле. Вопрос, смогут ли они что-то изменить в своей судьбе, остается без ответа. Однако ясно, что позитивное отношение к жизни поможет легче переживать невзгоды. Кратко анализ стихотворения «Крестьянские дети» следует провести в читательском дневнике по следующему плану:
- Год написания. Произведение создано и опубликовано в 1861 году.
- Тема. Незавидная судьба простого русского народа.
- Композиция. Монолог-рассуждение лирического героя о судьбе простых ребятишек. В начале идет вступление, из которого читатели понимают, что натолкнуло автора на размышления.
- Жанр. Поэма.
- Главная мысль. Жизнь крестьянских ребятишек полна забот и ярких впечатлений. Без образования их ждет тяжелая жизнь.
- Стихотворный размер. Четырехстопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой.
- Метафоры: «я делывал с ними грибные набеги», «глядят веселого солнца лучи».
- Эпитеты: «густые, старинные вязы», «святая душа».
- Сравнения. Автор сравнивает голубые детские глазки с полем цветов: «смешались, как в поле цветы». Другой пример в произведении — «а ноги длинные, словно жерди».
- Гипербола. «Иступят пилу — не наточат и в сутки».
История создания
История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое весёлое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.
Будучи взрослым, поэт любил выезжать на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешнево Ярославской губернии Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Портрет лирического героя поэмы автобиографический.
Тема
Написанная вскоре после освобождения крестьян от крепостной неволи поэма посвящена важной теме в творчестве поэта-гражданина – судьбе русского народа.
Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют собирательный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подаётся с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является дворянином.
Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты герой уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают дети. Не подавая вида, что увидел ребят, он прислушался к их шёпоту.
Дети с интересом рассматривали охотника, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь они знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Всё для крестьянских детей было в диковинку. Они побаивались героя, видимо не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, ребята поспешили удалиться, потому что заметили, что охотник проснулся.
После полилога даётся монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признаётся, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его.
Вскоре герой начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжёлый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой встретил шестилетнего мальчика, который в лесу помогал отцу заготавливать дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.
Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пёс. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти всё-таки не осмеливаются.
Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невесёлая участь в будущем.
Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Николая Некрасова
В детстве сам писатель Николай Некрасов жил в окружении детей крестьян. Николай рос в имении своего отца и хорошо чувствовал прелесть настоящей деревенской жизни на воле, которая так сильно отличалась от городского быта. Мальчик Николай в детсве не считал себя господским ребенком, поэтому к своим друзьям крестьянам относился на равных. Когда Некрасов вырос, он любил бывать в деревне и с удовольсвием наблюдал за крестьянскими детишками. Свои мысли поэт изложил в поэме «Крестьянские дети». Год написания поэмы — 1861 г.
Составим подробный план и описания стихотворения, озаглавим каждую часть
Поэт Николай Некрасов рассказывает о своей охоте в деревне. Он зашел в старый сарай, чтобы отдохнуть и случайно заметил крестьянских детей, которые спрятались и наблюдали за барином. Поэт украдкой подслушивает разговор детей. Писатель в этом разговоре открыл целый таинственный мир, который есть только в сознании ребенка. Эти дети уже понимали свое отличие от барина, но пока не осознали в этом своей настоящей позиции, покорности и унижения. Барин для крестьянских детей — это загадочное существо, у которго своя особенная жизнь и быт. Барина окружают особые таинственные предметы, которых, конечно же, нет в их деревне.
Николай Некрасов умиляется этими наивными разговорами и взглядами. Писатель задумался о крестьянских детях, об их жизни и детских взглядах. Писатель понимает, что для высшего общества эти дети — неполноценные существа, которыми можно только наполнять армию покорных солдат и слуг. Поэт Некрасов вспомнил яркие случаи из своей жизни, которые были у писателя в окружении крестьянских детей.
Крестьянские дети ничем не отличаются, а даже производят более выгодное впечатление, по сравнению с барчуками. И крестьянские дети и барчата равны между собой. У всех детей есть богатый внутренний мир. А деревенская жизнь — источник богатых ярких впечатлений, настоящей жизни.
Крестьянские дети живут на природе, играют на свежем воздухе. Дети могут любое событие воспринимать как целое приключение. Например, собирание грибов и ягод.
Крестьянские дети начинают тяжело трудиться с раннего детства. Для некоторых детей работа — веселая затея. Старшие и дети по-серьезнее понимают, что в таких «играх и затеях» пройдет вся их жизнь.
Всем нам известный отрывок «Однажды, в студеную зимнюю пору…» из этой поэмы показывает нам тяжелую жизнь крестьянских детей. В то время, когда шестилетнему дворянину запрещено даже выходить на улицу в мороз, деревенский ребенок сам управляет лошадью и готовит хворост, заботясь о семье.
Поэт стихотворения Некрасов восхищается крестьянскими детьми. Он видит в таких детях не необразованных людишек, а наоборот, выражение национального здорового духа. Поэтому поэт призывает бедных детей насладиться полностью беззаботным детством, деревней, природом, сбором грибов.
Однакаж, в конце поэмы «Крестьянские дети» Некрасов возвращает нас к действительности. Он рассмешил детей повадками своей собаки, а затем пошел на охоту. Этот нейтральный эпизод подчеркивает, что автор не может изменить тяжелую участь крепостных детей. Детство пройдет быстро, счастье тоже, а впереди целая суровая трудовая жизнь.
Композиция
Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор даёт вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о её негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделён на строфы с разным количеством стихов.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «глядят солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал грибные набеги», «хандра с души соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства». Дополняются картины эпитетами – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «густые, старинные вязы», сравнениями – «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги-то длинные, словно как жерди».
Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», сочинение
Анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.
Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.
Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом — это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.
Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.
Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.
После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» про