Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Персонажи произведения
- Михаил Иванович Костылев
— мужчина в возрасте 54 лет, хозяин и содержатель ночлежного дома. - Василиса Карповна
— жена Костылева, женщине 26 лет. Была любовницей постояльца Пепла. - Наташа
— сестра хозяйки, девушке 20 лет. - Медведев
— дядя хозяйки и ее сестры, полицейский, 50 лет.
Жители подвала:
- Васька Пепел
— промышляет воровством, 28 лет. - Клещ Андрей Митрич
— рабочий человек — слесарь, 40 лет. - Анна
— его жена, больная женщина 30 лет. - Настя
— распутная девушка, 24 лет. - Квашня
— торгует на базаре, около 40 лет. - Бубнов
— бывший аристократ, сожительствует с Настей, 45 лет. - Барон
— 33 лет. - Сатин и Актер
— лет под 40. - Лука
— старик, мудрец, странник, 60 лет.
Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Михаил Иванович Костылев — владелец ночлежки, 54 года, жадный, не брезгует покупать краденое, у постояльцев отбирает последний грош. Костылев ханжа: старается выглядеть благочестивым, но душой далёк от христианства. Ревнует жену, которая годится ему по возрасту в дочери.
Василиса Карповна Костылева— супруга хозяина, 26 лет. Женщина бессердечная, алчная, заводит шашни с Васькой Пеплом, тиранит свою сестру.
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая, добрая девушка. Она сносит издевательства Василисы, жизнь её безрадостна, часто воображает свою смерть.
Лука — странствующий старик 60 лет, многое видел в жизни, жалеет людей, старается утешить, чем-то обнадёжить.
Васька Пепел — молодой мужчина 28 лет, занимается воровством, состоит в связи с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отвращают. Пеплу по душе Наташа, потому что она «строгая, хорошая…надёжный человек». Ради неё готов даже изменить образ жизни.
Клещ Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по ремеслу — слесарь. Считает себя лучше прочих постояльцев ночлежки, потому что он любит работать. Клещ уверен, что выберется из нужды. Он трудолюбив, но угрюм, жестокосерден по отношению к своей больной жене.
Бубнов — картузник, некогда имевший своё дело. Ему 45 лет, потерял всё из-за жены и её любовника. Не ждёт от жизни ничего хорошего, равнодушен ко всему.
Барон — разорившийся аристократ, 33 года. Он вёл бездумную, пустую жизнь, докатился до ночлежки, стал сожителем проститутки. Порой вспоминает прошлое и кичится происхождением. На перемены к лучшему он уже не надеется. Барон пассивен, изменить что-то не в состоянии.
Сатин — шулер, 40 лет. Отсидел в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то работал в типографии, много читал, и на фоне обитателей ночлежки довольно образован. Персонаж нередко пускается в отвлечённые рассуждения, употребляет книжные слова. В его монологе «Человек — это звучит гордо!..» автор выражает свою позицию.
Настя — девица 24 лет, сожительница барона, зарабатывает проституцией. Читает низкопробные французские романы, грезит о настоящей любви, рассказывает о своём возлюбленном Гастоне или Рауле, и сама верит в это.
Актёр — спившийся человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актёр со сценическим именем Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, может проявить сострадание. Утратив надежду изменить свою жизнь, повесился.
Второстепенные герои
Медведев Абрам — немолодой полицейский, дядя Василисы и Наташи. Беспринципно не вмешивается в «семейное дело», когда Василиса избивает Наталью, закрывает глаза на деловые отношения Костылева и вора Пепла.
Анна — жена Клеща, 30 лет. Заболела чахоткой от побоев мужа и недоедания. Когда умирала, не видела от супруга сочувствия.
Алешка — сапожник, 20 лет, уже пьющий, часто сидит в кутузке.
Квашня — предприимчивая женщина лет 40, перебивается торговлей пельменями. Не так давно овдовела, чему несказанно рада: муж распускал руки. О браке больше слышать не хотела. Поддавшись на уговоры Медведева, сошлась с ним, но сама стала поколачивать мужа.
Татарин — крючник. Человек работящий, считает, что надо быть всегда честным. У него раздавлена рука, которую придётся отрезать.
Главные герои и их характеристика:
- Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
- Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
- Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
- Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
- Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
- Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
- Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
- Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
- Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
- Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
- Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
- Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
- Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
В ночлежку для бездомных людей, уже не ждущих от жизни ничего хорошего, пришёл странник. Он утешил, кого мог, дал надежду отчаявшимся, а потом ушёл. Скоро стало ясно, что надежды не имеют под собой почвы, сами люди не готовы измениться и подняться со дна жизни.
Акт 1
Действие разворачивается весенним утром в грязной ночлежке, в подвале. В центре стоит стол, за которым хозяйничает Квашня, торговка пельменями. Женщина говорит о своём ухажёре, который к ней сватается, но замуж за него она не собирается. Не так давно умер муж Квашни, тиранивший её при жизни. Теперь она счастлива и терять свободу не желает. Клещ возражает, что она всё равно выйдет замуж. Квашня возмущена, она бросает собеседнику обвинение в смертельной болезни жены.
Анализ произведения
Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.
Тема пьесы: люди, оказавшиеся на дне социальной иерархии — отверженные.
Основная идея пьесы
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.
Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.
Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.
Проблематика
Основные проблемы:
- Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
- Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
- Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.
Композиция
Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — диалог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.
Жанр
Жанр произведения: социально-философская драма.
Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.
На дне (пьеса)
Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Среди постояльцев «дна»: Сатин (картёжник и шулер, бывший телеграфист), Актёр (спившийся театральный актёр, забывший даже своё имя), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки и ссоры, главным же объектом издевательств становится девушка Настя, пытающаяся найти утешение в любовных романах и сочиняющая сама с собой сцены романтической любви. Слесарь Клещ — человек в ночлежке ещё «новый», а потому часто устраивает истерики. Он ждёт смерти своей больной жены Анны, которую винит в своём падении на «дно». Периодически в ночлежку является её хозяин Костылёв чтобы напомнить жильцам о долге и купить краденое у вора Васьки Пепла. Часто посещает ночлежку и его семейство: Василиса, супруга Костылёва, Наташа, сестра её, и полицейский Медведев, их дядя. Наташа является в ночлежку к Ваське Пеплу, в которого влюблена; к Ваське в ночлежку часто заходит Василиса как к любовнику, надеясь в нём найти спасение от мужа-тирана. Медведев же приходит к своему другу Бубнову. Пепел намного больше любит Наташу, из-за чего Василиса постоянно ревнует её к Ваське и избивает.
Иван Москвин в роли Луки и Василий Качалов в роли Барона. Постановка МХТ, 1902 год.
Однажды ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет босяков и успокаивает своей «ложью»: Актёру он говорит о клинике, в которой даром лечат алкоголиков; Ваське, которого Василиса прямо упрашивает убить мужа, велит идти с Наташей в Сибирь и искать счастье; умирающей Анне говорит перед самой смертью, что её ждёт успокоение; заступается за Настю. Назревавший конфликт в семействе Костылёвых заканчивается семейной дракой, в которой Наташе кипятком обваривают ноги, а Пепел, по-видимому, случайно убивает Костылёва. Его и Василису арестовывают. В самый напряжённый момент драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Сатин же всем рассказывает, что старик «наврал», и что жить надо по правде, «просто обременяя землю». Актёр же со злобой отвечает смеющимся над ним сожителям, что всё же уйдёт из ночлежки и поднимется со «дна», после чего действительно уходит вместе с Настей. Сатин во время очередной попойки с босяками произносит монолог, в котором звучит ставшая крылатой фраза «Человек — это звучит гордо». В своём монологе он объясняется: Лука искренне жалеет людей и поэтому «врёт» им, однако гордому Человеку не нужно сострадание: Человек достоин лишь уважения, а сострадание его оскорбляет. Ложь, как говорит Сатин, — «религия рабов и господ», а жить нужно по «правде», которой и является новый гордый Человек, а чтобы жить по «правде», нужно от всего освободиться и стать полностью независимым. Речь Сатина, однако, не производит сильного впечатления на босяков — они продолжают пить и заводят песню. Её прерывает появление Барона и Насти, которые говорят, что Актёр повесился на заднем дворе ночлежки. Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Критика
Д.В. Философов считает драму «На дне» вершиной творчества Горького, после которой началось падение.
Адрианов С. А. назвал Луку М. Горького одной из попыток создать тип «мудрого сердцеведа», взывающего к человеческой совести. Великие русские писатели стремились создать такой образ. У Толстого это Аким («Власть тьмы»), у Достоевского — старец Зосима («Братья Карамазовы»). К ним примыкает и Лука Горького.
И. Ф. Анненский сравнивал точки зрения Горького и Достоевского: «…у Горького… всё для человека и всё в человеке… И если для Достоевского девизом было — смирись и дай говорить Богу, то для Горького он звучит гордым…».
Постановки и экранизации
Первая постановка драмы «На дне» состоялась в 1902 году. До 1905 года она разрешалась с купюрамиКУПЮРА — сокращение, пропуск в тексте литературного или музыкального произведения., но в 1903-м она прошла в семи театрах (в провинциях и в столице). В последующие годы «На дне» ставили многие провинциальные и столичные театры. Постановки за рубежом проходили в Берлине, Гельсингфорсе, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих значимых городах Запада и Востока.
Первая экранизация пьесы Горького «На дне» в СССР — фильм-спектакль (МХАТ) в 1952 году.
В 1972-м — экранизация спектакля Московского театра «Современник».
В 1987-м — «Без солнца» (Ю. Карасик) и «На дне» (А. Петросян). В 2014-м — «На дне» (В. Котт), вольная интерпретация.
За рубежом пьеса была экранизирована в Венгрии, Японии (дважды), Франции, Китае.
Экранизации
- 1910-е годы — Венгрия.
- 1921 год — «Rojo no Reikon» («Духи на дороге», реж. Минору Мурата, Япония).
- 1936 год — «Les bas-fonds» (реж. Жан Ренуар, Франция; в ролях — Луи Жуве, Жан Габен), сценарий написали Евгений Замятин и Жак Компанеец[fr].
- 1952 год — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм).
- 1956 год — «Donzoko» («Самое дно», реж. Акира Куросава), с заменой реалий царской России на реалии феодальной Японии.
- 1972 год — экранизация спектакля «На дне» в постановке Московского театра «Современник» (режиссёры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин; производство ТО «Экран»).
- 1987 год — «Без солнца» (реж. Юлий Карасик).
- 1987 год — «На дне» (реж. Петросян), студия т/ф «Ереван».
- 2014 год — «На дне» (реж. Владимир Котт), в современной адаптации.