«На смерть поэта»
1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении как год перехода автора к качественно другой поэзии – начало зрелого периода творчества. «На смерть поэта» входит в цикл произведений о поэзии, однако, образ поэта в лирике Лермонтова складывается постепенно, пополняясь новыми смыслами.
Стихотворение «На смерть поэта» можно разделить на две части. Они различны по настроению и по способу написания. Первая часть – элегия, написанная четырёхстопным ямбом. Здесь сказано о горечи утраты. Несмотря на общее минорное настроение, вопросительные предложения достаточно резкие и язвительные, а восклицания лишь усиливают напряжённость. Уже в этом отрывке сказано, что истинным убийцей был не дуэлянт, убивший физическую оболочку, а общество, загонявшее талант Пушкина (тут образ Поэта неразрывно связан с образом Александра Сергеевича) в рамки.
«Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!»
Вновь звучит мотив одиночества, прошедший красной нитью через всё творчество Лермонтова. Этот мотив служит связующим звеном между лермонтовским понимание гения Пушкина и романтической традицией. Во второй части, имеющей сатирическую направленность, четырёхстопный ямб чередуется с пяти- и шестистопным, что делает стихотворение более живым и подвижным. Вопросительные и восклицательные интонации разбавлены сопоставлениями, задумчивым настроением, лёгким упрёком самому поэту, открывавшим свой талант невеждам. В финале стихотворения автор снова обращается к высшему свету, вновь обвиняет их в смерти поэта. Здесь говорится о Страшном суде, перед которым равны все, и на котором преступники ответят за содеянное.
«Не верь себе»
Написанное в 1839 году стихотворение «Не верь себе» продолжает тему поэта и поэзии. Образ поэта в лирике Лермонтова начинает меняться: теперь это больше не мученик, погибший от рук общества. Выбрана интересная форма повествования – стихотворение является обращением ко всем и каждому писателю либо же поэту, решившему творить. Назидательность смешивается с большим количеством романтической иронии и язвительности. Автор советует молодым писателям отрицать и подавлять творческие порывы, не прислушиваться к желанию писать, сторониться вдохновения:
«Как язвы, бойся вдохновенья… Оно — тяжёлый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье».
Чувства и переживания Поэта обесценятся, как только будут заключены в стихотворную форму и прочитаны широкой публикой.
«Не унижай себя. Стыдися торговать То гневом, то тоской послушной И гной душевных ран надменно выставлять На диво черни простодушной».
К тому же, вполне возможно, что для описания глубины и силы переживаемых эмоций может не найтись нужных слов:
«Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья».
В этом стихотворении Лермонтов достаточно резок в высказываниях. Он предугадывает реакцию читателя, отговаривая Поэта быть поэтом, чтобы избежать участи Пушкина или же просто глубокой психологической травмы. Однако при этом Поэт всё равно остаётся несчастен! Итак, писатель отказывается творить и отдавать свой талант публике. Но с другой стороны, он всё равно остаётся тонко чувствующим лириком. В нём бурлят переживания и страсти, к нему приходит вдохновение, но Поэт не может поделиться этим с другими, и именно в этом и заключается его трагедия.
Образ поэта в лирике Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых загадочных и влиятельных поэтов России. Его судьба пронизана огромным количеством потрясений, страданий, невзгод и потерь. Все это не могло не отразиться на его творчестве и преобладающих темах в нем. Для М.Ю. Лермонтова, на мой взгляд, его собственное «Я» было практически неотделимо от тех персонажей, о которых он писал свои произведения.
Ведь если также вспомнить его биографию, то прослеживается довольно много совпадений.
Мне кажется, больше всего их в произведении «Герой нашего времени». Ведь Лермонтова тоже не принял высший свет, хотя он так этого ждал и надеялся на это. И здесь можно провести аналогию с Печориным. Несчастная и отвергнутая любовь Михаила Юрьевича навсегда сделали его душу черствой и закрытой. И этот факт также отразился в его произведениях. Ведь мы привыкли, что лирический герой – это очень чувственный персонаж, который готов пойти на все ради своей любви. То у Лермонтова лирический герой-поэт совершенно другой.
Его душу терзают противоречия, неприязнь, непонимания и обида. Ведь он открыл душу, отдал всего себя любимой женщине, а что получил взамен? Боль, страдания и насмешки. А ведь ни каждый человек сможет это пережить. Поэтому герой М.Ю. Лермонтова очень сильный и храбрый человек. Он готов с гордостью и чувством собственного достоинства пережить все тяготы. Но каких трудов ему это стоит и что происходит в этот момент в его душе можно понять из стихотворений и романов.
Лирический герой-поэт начинает всерьез задумываться о том, что окружающие его люди – это всего лишь натянутые маски. Что нет в его мире искренности и доброты. Окружающие люди заняты бессмысленной суетой, бесконечными спорами, пусканием пыли в глаза друг другу. Что же остается в таком окружении делать поэту? Ведь получается что его великое предназначение и дар здесь никому не нужен и более того, он будет осмеян и подвергнут необоснованной критике.
Смириться с таким положением дел герои Михаил Юрьевича Лермонтова не могут и восстают против внешних сил всей душой. Они начинают поиски отдаленных мест, где нет громкого шума балов и бессмысленного пафоса окружающих. Таким тихим и, на мой взгляд, райским местом становиться Кавказ. В большом количестве стихотворений и произведений в прозе действующей площадкой события является именно этот край. Здесь можно насладиться первозданной красотой природы, набраться сил, как душевных, так и физических и просто отдохнуть от неприятия и непонимания.
Однако, такая размеренная и спокойная жизнь тоже не по сердцу как самому Лермонтову, так и его лирическим героям. Поэтому начинается период глубокого самоанализа себя, своих действий. От всего это поэту становиться еще хуже, чем прежде и он пытается найти отдушину в развлечениях или женщинах. Но вскоре и это надоедает и душа опять мечется в поисках чего-то нового и неизведанного.
Удивительный парадокс, что с одной стороны душе поэта хочется признания, любви, спокойствия, возможно даже тихого семейного счастья, а с другой его постоянно мечущейся душе необходимо постоянное обновление, постоянных новых ощущений, чего-то нового и неизведанного. При этом лермонтовский поэт довольно сильно сторониться людей. Как они его не принимают, так и он их не принимает в своих пороках, злобе и корысти. Поэтому такие противоречивые чувства и желания не могут не вызвать глубокий внутренний конфликт приоритетов. Мне кажется, здесь также зеркально отражены в этом конфликте и внутренние переживания самого Михаила Юрьевича Лермонтова.
Поделиться
Похожие материалы:
- Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова В одном из своих самых известных произведений — стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, — молодой поэт выступил как выразитель гнева…
- Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли,…
- О предназначении поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С….
- Тема поэтического призвания и назначения поэта (по лирике А.С. Пушкина) Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического…
- Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт» Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего…
- «Смерть Поэта» мятежный дух поэта гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее,…
- Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта…
- Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.) В ранней лирике М. Ю. Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («10 июля (1830)»), возвеличение былого могущества России («Новгород», «Приветствую…
- Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве…
- Образ поэта в лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых загадочных и влиятельных поэтов России. Его судьба пронизана огромным количеством потрясений, страданий, невзгод и потерь. Все это не…
«Журналист, читатель и писатель»
Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
«В заботах жизни, в шуме света Теряет скоро ум поэта Свои божественные сны».
Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
«О чём писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг».
Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.
Отношения с толпой
Взаимоотношения между поэтом и толпой описываются стихотворением, посвященным журналисту, писателю и читателю.
Здесь Лермонтов является выразителем мнения трех сторон, в некоторой степени арбитром. Основным обвинителем является читатель. Он говорит, что все произведения писателя вторичны, а журнал не хочется брать в руки.
Автор соглашается и подтверждает, что все темы описаны и нет возможности создавать что-то новое. Произведение написано свыше 150 лет назад, но при этом остается актуальным.
Ведь в нем поднимается много интересных тем:
- Поиск баланса между всеми сторонами.
- Стиль изложения, который подойдет как высшему обществу, так и нижним слоям населения.
- Писать ли по мановению сердца или на заказ, осознавая риск того, что все тексты со временем становятся плоскими и неинтересными.
- И, наконец, возвышение искусства, становление его на высшую ступень пьедестала.
И снова поднимается тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Он чувствует настроение читателя, свою ответственность перед ним.
Последние строки несут критику, толпе не надо открывать свой внутренний мир. А творчеством ни в коем случае нельзя делиться с остальными.