Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души

Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» — известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта

Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.

В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.

Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.

Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.

Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.

Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.

Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.» Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев «Мертвых душ».

Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.

Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования «болотных огней» и возвратится на верный курс: путь живой души.

Образец 3

Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.

На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.

На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.

Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.

Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю. Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.

Лирические отступления и их значение в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Значение лирических отступлений в поэме Мертвые души многогранны. Гоголь не случайно считал свое произведение поэмой. Тем самым писатель подчеркивал широту и эпичность повествования, значение в нем лирического начала.

Анализируя «Мертвые души» Гоголя, Белинский о поэмы, субъективность, которая не допускает автора «с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, по вставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живу…»

То же самое отмечал и критик К. Аксаков, увидевший в поэме «древний, гомеровский эпос». «Некоторым может показаться странным, что лица у Гоголя сменяются без особенной причины… Именно эпическое созерцание допускает это спокойное появление одного лица за другим без внешней связи, тогда как один мир объемлет их, связуя их глубоко и неразрывно единством внутренним», — писал критик.

Эпичность повествования, внутренний лиризм — все это явилось следствием творческих замыслов Гоголя. Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте. Первая часть (1 том) не должна была соответствовать «Аду», вторая (2 том) — «Чистилищу», третья (3 том) — «Раю». Писатель думал о возможности духовного возрождения Чичикова, о появлении в поэме персонажей, воплотивших «несметное богатство русского духа», — «мужа, одаренного божескими доблестями», «чудной русской девицы». Вес это придавало повествованию особый, глубинный лиризм.

Лирические отступления в поэме весьма разнообразны по своей тематике, пафосу и настроениям. Так, описывая путешествие Чичикова, писатель обращает наше внимание на множество деталей, как нельзя лучше характеризующих быт российской губернии. Например, гостиница, в которой остановился герой, была «известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

«Общая зала», куда отправляется Чичиков, хорошо известна всякому проезжающему: «те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма», «та же копченая люстра со множеством висящих стекляшек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда но юной бегал по истертым клеенкам…», «те же картины во всю стену, писанные масляными красками…».

Роль лирики в произведении

Роль лирики в «Мертвых душах» огромна и важна для произведения. Лирические отступления нужны, чтобы:

  • более точно раскрыть характеры героев поэмы;
  • перенести читателя из суровой и страшной действительности, описываемой в поэме, на вольные просторы Руси;
  • проиллюстрировать отношение автора к людям и действительности.

Самостоятельные рассказы «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь» также являются лирической паузой писателя. Они интересны тем, что читать их можно совершенно отдельно от произведения, ведь у каждого из них свой сюжет, своя история.

Роман «Мертвые души» — история о пороках, характерах и человеческой душе. Смысл разнообразных лирических сочинений Н. В. Гоголя в том, что они помогают раскрыть авторское отношение к этим проблемам где-то с иронией, а где-то и с сатирой.

«О русском народе и его языке»

Но основная тема лирических отступлений в поэме это тема России и русского народа. Здесь голос автора становится взволнованным, тон — патетическим, ирония и сатира отступают на задний план.

В пятой главе Гоголь прославляет «живой и бойкий русский ум», необыкновенную талантливость народа, «метко сказанное русское слово». Чичиков, расспрашивая встреченного им мужика о Плюшкине, получает исчерпывающий отвез: «…заплатанной, заплатанной!» — воскликнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову «заплатанной», «очень удачное, но неупотребительное в светском разговоре…». «Выражается сильно российский народ! — восклицает Гоголь, — и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света».

Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение. Тема дороги появляется уже во второй главе, в описании поездки Чичикова в имение Манилова: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор». В данном случае картина эта — фон, на котором происходит действие. Это типичный российский пейзаж.

В пятой главе дорога напоминает писателю о радостях и тростях человеческой жизни: «Везде поперек каким бы ни было печалям, из которых плетется жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стекол вдруг неожиданно пронесется мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки…».

В главе о Плюшкине Гоголь рассуждает о восприимчивости людей различного возраста к жизненным впечатлениям. Писатель здесь описывает свои детские и юношеские чувства, связанные с дорогой, с путешествием, когда все окружающее вызывало в нем живой интерес и любопытство.

А затем Гоголь сравнивает впечатления эти со своим теперешним равнодушием, охлаждением к явлениям жизни. Авторское размышление завершается здесь грустным восклицанием: «О моя юность! о моя свежесть!»

Это размышление автора незаметно переходит в мысль о том, как с возрастом может измениться характер человека, его внутренний облик. Гоголь говорит о том, как может измениться человек в старости, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может он дойти.

Оба авторских отступления здесь перекликаются с образом Плюшкина, с историей его жизни. И поэтому заканчивается гоголевская мысль искренним, взволнованным призывом к читателям сохранить в себе то лучшее, что свойственно юности: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!»

«О литературе и писательском труде»

В лирических отступлениях Гоголь рассуждает и о литературе, о писательском труде, о различных художественных стилях. В этих рассуждениях тоже присутствует авторская ирония, здесь угадывается скрытая полемика писателя-реалиста с романтизмом.

Так, изображая характер Манилова. Гоголь иронически замечает, что гораздо легче изображать характеры большого размера, щедро бросая краски на полотно: «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов…». Но гораздо труднее описывать не романтических героев, а обычных людей, «которые с вида очень похожи между собою, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей».

В другом месте Гоголь рассуждает о двух типах писателей, намекая, очевидно, на писателя-романтика и писателя-реалиста. сатирика. «Завиден прекрасный удел» первого, предпочитающего описывать характеры возвышенные, являющие «высокое достоинство человека». Но не такова судьба второго, «дерзнувшего вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». «Сурово его поприще», и не избежать ему современного суда, считающего произведения его «оскорблением человечества». Несомненно, что Гоголь говорит здесь и о собственной судьбе.

«О жизненном укладе русских помещиков»

Сатирически описывает Гоголь жизненный уклад русских помещиков. Так, рассказывая о времяпрепровождении Манилова и его супруги, Гоголь как бы мимоходом замечает: можно бы заметить, что в доме есть много других занятий кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов… Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница?.. Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».

В главе, посвященной образу Коробочки, писатель рассуждает о «необыкновенном умении» русского человека общаться с окружающими. И здесь звучит откровенная авторская ирония. Отметив достаточно бесцеремонное обращение Чичикова с Коробочкой, Гоголь замечает, что русский человек перегнал иностранца в умении общаться: «пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

Причем характер этого общения зависит от размеров состояния собеседника: «у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…» — замечаем писатель.

В главе о Ноздреве Гоголь касается той же темы «русского общения», однако в другом, более «позитивном», аспекте ее. Здесь писатель отмечает своеобразие нрава русского человека его добродушие, отходчивость, незлобивость. Характер Ноздрева вполне узнаваем — это «разбитной малый», лихач, кутила, игрок и дебошир. Он имеет обыкновение плутовать во время игры в карты, за что его неоднократно поколачивали. «И что всего страннее, — замечает Гоголь, — что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, говорится, ничего, и они ничего».

О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке

Заканчивается первый том «Мертвых душ» описанием стремительно летящей вперед тройки, которое является настоящим апофеозом России и русского характера: «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Черт побери все!» — его ли душе не любить ее?.. Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета… Русь? куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни сеть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Значение лирических отступлений в поэме Мертвые души достаточно разнообразны. Это и сатирические зарисовки Гоголя, и картины российского быта, и рассуждения писателя о литературе, и иронические наблюдения над психологией русского человека, особенностями русской жизни, и патетические мысли о будущем страны, о талантливости русского народа, о широте русской души.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]