«Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»»


Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

1. Становление поэта. 2. Грозная музыка революций. 3. Смерть поэта.

Родившись в конце XIX столетия, А. А. Блок полностью относился к обществу старой русской интеллигенции. С раннего детства мальчик воспитывался в семье деда А. Н. Бекетова, поскольку его отец и мать разошлись, практически сразу же после рождения ребенка. Теплая атмосфера большой и дружной семьи, где все любили литературу и поэзию, а частыми гостями были великие писателя того времени: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, — не могла не повлиять на развитие мальчика. Маленький Саша стал писать стихи с пяти лет. Блок получил превосходное образование, окончив гимназию, а затем Петербургский университет. Первый сборник стихов пылкого и чувствительного юноши появился уже в конце 1904 года. «Стихи о прекрасной даме» обратили на себя внимание литературной общественности, более того, проявили задатки великого поэта.

Блок много работал, оттачивая свое поэтическое мастерство. Революция 1905 году оказала сильное влияние на впечатлительного юношу. Он начал живо интересоваться общественной жизнь своей страны, даже сам нередко участвовал в революционных демонстрациях. Эти впечатления нашли свое отражение в произведениях 1906—1908 годов. Здесь в полной мере проявились талантливость поэта и его профессионализм.

Постепенно Блок приобрел популярность среди любителей литературы. Один за другим вышли его сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Земля в снегу», сборник «Лирические драмы», а чуть позднее была опубликована большая драма «Песня Судьбы». В 1909 и 1911 годах были опубликованы новые книги поэта — сборники стихов «Итальянские стихи» и «Ночные часы», трехтомное «Собрание стихотворений», «Стихи о России», четырехтомник «Стихотворений» и «Театра». В 1918 году Блок создал, наверное, самое свое известное произведение — поэму «Двенадцать». Здесь проявилось отношение поэта к грозным событиям 1917 года, к самой революции. Поэт принял это общественное явление, как стихийный и непреодолимый «мировой пожар», очистительное пламя которого должно было уничтожить весь старый мир. Блок услышал в революции музыку разрушения ненавистного ему старого мира, однако, резко осуждая буржуев, барынек, попов, он тем не менее во главу колонны красногвардейцев поместил образ Христа.

В самом начале поэмы читатель погружается в обстановку ночного революционного города. Начало поэмы очень музыкально, кажется, что это не стихи, а тот самый описываемый ветер завывает на ночной улице, забирается под зимние одежды припозднившихся прохожих, сбивает с ног:

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек, Ветер, ветер — На всем божьем свете!

Сильная метель роняет на землю белый снег, который в свою очередь прикрывает лед. Поэт в своем произведении вполне реалистично показывает не только природное явление, но дело рук человеческих. Белым пятном сквозь метель и ветер мелькает плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», протянутый между двумя зданиями. Под ним со слезами на глазах находится старушка, подсчитывая, сколько портянок вышло бы раздетым ребятам из такого «огромного лоскута».

Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб!

В словах старушки улавливается даже что-то наподобие песни, вернее песни-стона, когда поющий жалуется на своею судьбу. Улица живет своей жизнью. Усиливается мороз, что заставляет буржуя на перекрестке прятать нос в воротник. Рядом какой-то длинноволосый, наверное, писатель размышляет о том, что Россия погибла. Из-за сугробов заметен невеселый поп, который вспоминает старые времена, когда раньше гордо нес свое брюхо с сияющим крестом на народ. На прикрытой снегом ледяной корке растянулась барыня в каракуле. А песня ветра, злого и веселого, не заканчивается, он не прекращает свой вихревой танец, задирая подолы у прохожих и взвивая большой плакат. Вдруг в анархистскую мелодию ветра врывается строгий ритм. На улице появляется группа военных из двенадцати человек: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!» Музыка постепенно обретает грозный характер. С вооруженными людьми шутки плохи:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

Несмотря на жалкий вид: рваные пальтишки, чужие австрийские ружья, — именно эти люди задают тон всей симфонии революции, именно они раздувают мировой пожар, делаю музыку более насыщенной и экспрессивной. Тут же в качестве своеобразного лирического отступления автор включает рассказ о бесшабашной Катьке, которая в лучшие свои времена гуляла с офицерами, ела шоколад, а сейчас опустилась до солдат. Катька добавляет в общий звуковой ряд свою мелодию: легкую и удалую и вместе с тем горькую и обреченную. Опасна жизнь у этой героини:

У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя,

Та царапина свежа.

Однако женщина веселиться с тем исконно русским надрывом, который так свойственен всем заблудшим и погибающим душам. Катькины поклонники еще без ума от ее ножек, а значит, жизнь вихрем закручивает все сильней и сильней до тех пор, пока ее не обрывает случайная пуля:

А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! Что, Катька, рада? — ни гу-гу… Лежи ты, падаль на снегу!

Никто не грустит о загубленной жизни, разве что случайный убийца, однако и его вскоре покидают сомнения и боль, ведь грозная революционная музыка влечет его все дальше и дальше. Довольно скоро его мысли занимают предстоящие события:

Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голыдьба!

Улица пустеет, городовых нет уже давно. Только один буржуй стоит на перекрестке, упрятав нос в воротник. Рядом к нему жмется паршивый пес, поджавши хвост. Автор сравнивает старый мир с безродным псом, который уже никогда не сможет найти себе приют и обрести былую форму и уверенность. А вьюга продолжает выводить свою мелодию под четкий шаг красногвардейцев:

И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль, Ко всему готовы, Ничего не жаль…

Круглосуточно это суровые люди готовы защищать свою родину от незримого врага, заглядывая даже в пустынные переулочки, где «одна пылит пурга». Уже маршем с красным флагом они несут свою нелегкую службу, готовые в любую минуту к встрече с лютым врагом. Ни в коем случае нельзя становится у них на пути. Красногвардейцы никогда не теряют бдительность. Только шелудивый пес, как старый прогнивший мир, ковыляет позади. Красногвардейцы хотят отвязаться от него, как от воплощения всего ненужного и лишнего. Однако пес, скаля зубы, не отстает.

В конце поэмы в общую канву мелодии врывается новый мотив. И не понятно то ли направляет, то ли предупреждает он предыдущую музыкальную тему. Красногвардейцы замечают, что впереди все же кто-то есть. Он передвигает быстрым легким шагом, прячась за дома и размахивая кровавым флагом. Однако как не пытаются слуги революции догнать его или достать пулей, ничего не получается:

И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.

Именно на этой неопределенной ноте заканчивается блоковская поэма-симфония.

Поэт, сумевший воспринять революцию как музыку, до конца так и не смог ее принять. Как сам он признавался, его жизненный творческий путь — это путь среди революции, который был сложен и неоднозначен, однако отличался прямолинейностью. Революция окрылила Блока как художника, подвигла его к созданию замечательных произведений, однако и разочаровала, поскольку его тонко чувствующая душа не могла не рассмотреть противоречия и несправедливости новой власти. Блок умер молодым, совершенно внезапно и неожиданно для окружающих. Но в чем-то его смерть была предопределена, поскольку вместе с ней в прошлое навсегда ушла и старая эпоха, которая сначала шагнула в революцию, а затем уже не смогла двигаться дальше.

Музыка революции в поэме Блока «Двенадцать»

(326 слов) 29 января 1918 года Александр Блок, закончив поэму «Двенадцать», записал в своём дневнике: «Сегодня я – гений». Чувство ритма, фонетическая организация стиха и музыкальность всегда были отличительной чертой почерка Блока. Правда, во многих его стихах, бывало, звучал только звук, без смысла. Но в марше двенадцати апостолов, ничего не жалеющих и ко всему готовых, слышится не только звук, но и смысл, и боль. На фоне черно-белых тонов революции Блок исполняет музыку души, и ноты этой музыки свистят хлёсткой вьюгой, заставляя писателя корчиться от холода, но радоваться его свежести. Конечно же, время повлияло на его отношение к революции: из восторженного приветствия оно перевоплотилось в отрицание. Однако тогда, в пылающем Петрограде 1918 года, он слышал таинственную «музыку революции».

Блок, последний дворянский поэт страны, ощущал эпохальную ответственность на своих плечах за вымирание традиционной культуры и идеологии, и потому улыбался революции неуверенно, с надеждой на «фениксное» перерождение родины, которой, как посчитал автор «Двенадцати», было необходимо погрузиться на самое дно, оттолкнуться и вознестись к небу. Блок – не антигуманист, он жалеет невинный «рабочий народ», жалеет старушку, которая хочет одеть ребят в эти неразумно огромные большевистские плакаты, жалеет старый мир, который, словно безродный пёс, поджимает хвост. Однако ещё больше ему жаль Россию, его женщину, которая ещё недавно ела шоколад Миньон и ходила в кружевном белье, «толстозадую» и «толстомордую» Россию-Катьку. В конце её убивают, вместе с ней – прежние идеалы писателя. В кровавых залпах двенадцати, в шипении уличных костров, в стройном звуке маршей ему слышится властный призыв будущего. Он зовет и его, Блока, провозгласить новую эру, которая принесет долгожданное обновление.

Будто бы надеждой на воскрешение России появляется Иисус Христос. Кому, как ни Христу, нести царствие справедливости и лучшей жизни? Двенадцать его апостолов несут оружие правды, а, следовательно, гибели. Но, к концу своей жизни, Александр Блок изменил взгляды на революцию в противоположную сторону, утопая в депрессии. «Cлопала-таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия, как чушка — своего поросенка.», — напишет он в мае 1921 года. Однако при всем своем разочаровании поэт никогда не забывал чарующую музыку революции и не отрицал того, что был пленен ею.

Автор: Жанель Мурат
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Музыка революции в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

метки:

Воспеть, Революция, Отпеть, Двенадцать, Христос, Красногвардеец, Обновление, Финал (466 слов)

Выстраивая сюжет произведения, Блок активно использовал прием контраста. На фоне разбушевавшейся по всему свету стихии резко противопоставляются автором два мира: старый (с буржуем, попом и барыней в каракуле) и новый, представителями и защитниками которого являются двенадцать шагающих по городу красногвардейцев.

Прямо под растянутым над улицей плакатом «Вся власть Учредительному Собранию!» старушка в слезах подсчитывает, сколько бы вышло из такого «огромного лоскута» портянок для раздетых ребят. Рядом какой-то длинноволосый, возможно, писатель, рассуждает о гибели России, а навстречу ему движется невеселый поп, вспоминающий свое прежнее житье. Барыня в каракуле не выдержала натиска стихии и растянулась посреди улицы на скользком льду.

На фоне этого точно переданного поэтом городского многоголосья центральным и главным становится марш красногвардейцев, звуки которого вторят разбушевавшейся стихии: «Революционный держите шаг!». Эти люди задают основной тон общей революционной симфонии. Среди них разыгрывается кровавая драма: один из двенадцати, Петруха, в порыве ревности убивает Катьку, прежде гулявшую с юнкерами, а теперь замеченную с одним из жандармов. В этом жесте выражается варварская сила новой стихии, о которой постоянно напоминает поэт: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» или «Пальнем-ка пулей в Святую Русь».

Событие приобретает и символический смысл – борьба за Катьку соотносится поэтом с борьбой за Россию, и очень важным здесь оказывается предостережение не убить и не разрушить необдуманно то, за что борешься. Так произошло с Катькой, и Блок не желает такой судьбы для своей страны.

Времени на раздумья и сожаления нет, нестройный марш вновь движется вперед сквозь метель истории, в которой пока сложно рассмотреть будущее. Несмотря на одержимость двенадцати революцией, Блок с опасением замечает, что эти люди отбросили старое, но еще не обрели новых ценностей:

«И идут без имени святого все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль…»

В финале поэмы перед красногвардейцами возникает образ Христа, несущего красный флаг. Христос предстает не в терновом венце, как его принято изображать, а «в белом венчике из роз» — символе чистоты и обновления. Одной из трактовок появления этого образа можно считать попытку Блока оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости, как неминуемое орудие обновления жизни, и, одновременно, желание напомнить «творцам революции» об общечеловеческих ценностях, которые так легко в этой борьбе растерять.

6 стр., 2552 слов

Музыка революции в поэме блока

… Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать») В поэме «Двенадцать» А.А. Блок ставил перед собой цель передать атмосферу, царившую в революционной России, стихию русского бунта … поэме. Христос текстуально сближается с антихристом. И такое «раздвоение» объясняет то, что Спаситель не благословляет, но и не проклинает «двенадцать». Блоковский Христос идет не с красногвардейцами. …

В своей поэме А. Блоку удалось передать «музыку», которая звучала вокруг него и в душе самого поэта. Это проявилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосье произведения, где сменяют друг друга интонации марша и городского романса, народные запевы и лозунговые призывы. Поэт не скрывает своих опасений, но благословляет вернувшуюся в мир музыку истории.

Автор: Юлия Филипская

Примеры похожих учебных работ

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени

… Автор: А. А. Блок Произведение: Двенадцать Это сочинение списано 59 575 раз Александр Блок жил … впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции. Воспринимая революционные перемены …

Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?

… россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. История написания поэмы Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 … И вьюга́ пылит им в очи Дни и ночи Напролет… Вперед, вперед, Рабочий народ! 12 … Вдаль идут державным шагом …

Урок литературы «Символика и вечные образы в поэме А.Блока «Двенадцать»»

… общей идеи. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно по ссылке ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у …

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»

… поэме. Решать — самому читателю и его времени. В поэме «Двенадцать» Блок выступил также и как рефор­матор в области художественной … тем более, за единственно возмож­ную истину. Поэму «Двенадцать» можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда …

Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать”

… и грязь к неистребимой вере мирового освобождения”. В лагере врагов поэма “Двенадцать” вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в “патологическом кощунстве”, во “вторичном распятии Христа” и т. п. Но ничто не …

Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

… Революцию». И Блок слышал ее, улавливал музыку революции. Он смог услышать ее как многоголосное льное произведение, и это свое восприятие отразил в поэме. Ритмика поэмы … голытьба!» Потеряна вера в Бога, и Двенадцать, которые пошли «в красной гвар­дии …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]