Двадцатый век был сложным и драматическим периодом в истории нашего государства. В это время происходило рождение нового государства. Это время тяжелых испытаний и перемен. Революционные события 1917-1918 годов оставили свой отпечаток в истории России. Революция потрясла огромную страну, она не прошла не замеченной и коснулась каждого. Александр Блок также не остался равнодушным. Свое отношение к революционным событиям он высказал в поэме «Двенадцать».
Параллельно с поэмой « » Блок работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Эти творческие работы также отражают отношение автора к событиям 1917-1918 годов.
Стоит отметить, что начало революции Блок воспринял радостно и восторженно. Он призывал прислушаться к голосу революции и следовать за ним. В революции автор видел что-то новое, другое. Блок верил, что теперь жизнь в России изменится. Но позже, мы видим, как этот восторг уходит, отношение к происходящим событиям меняется. Блок старается объективно взглянуть на революционные события и дать им оценку. Поэма «Двенадцать» стала отражение объективных мыслей автора о тех событиях.
Революция в поэме «Двенадцать» показана, как стихийное и бесконтрольное событие. Автор сравнивает ее с метелью и вьюгой, с бураном, который сметает все на своем пути. Для Блока революция стала неизбежным событием. В нем собрано все недовольство и ненависть, которые в один миг вырвались на свободу и теперь несутся по просторам великой страны, сметая фигуры «буржуазной пошлости».
Революция ломает старый мир «барыней», «буржуев», «витий». Она беспощадна к ним. В строках поэмы мы слышим строки о гибели России. Но это не так. Умирает старый мир, а на его место приходит новый.
Для Блока революция имеет две стороны: черную и белую. Все происходящее в то время было залито кровью и насилием, сопровождалось грабежами и убийствами. Именно поэтому через все произведение идет борьба «черного вечера» и «белого снега». Блок пытается понять может ли революция действительно создать что-то новое или она способна лишь на разрушение.
Движущей силой революции становится образ двенадцати. Это простые солдаты, которые шагают уверенным шагом по улицам революционного города. Блок не однозначно относится к ним. В поэме они сначала изображены, как бандиты («в зубах цигарка, примят картуз»), но потом автор, говорит, что они простые русские парни, которые отправились служить в красную армию. Затем снова Блок показывает их грязные поступки. Они выливаю свою злость и ненависть на ни в чем не повинных людей. Двенадцать без доли сомнений убивают Катьку, только потому, что она сейчас с другим.
Образ революции в поэме «Двенадцать» неразрывно связан с образом Христа. Хотя, двенадцать постоянно пытаются от него избавиться, он все равно возглавляет их «победоносное» шествие. Христос, как когда-то давно, вновь сошел на землю, чтобы озарить заблудшим верный путь.
В поэме «Двенадцать» Блок так и не дает оценки происходящим событиям. Революция для автора стала неизбежным событиям, но он так и не смог понять ее жестокости и бесчеловечности.
Отношение Блока к революции
– сложный комплекс мыслей и чувств, надежд и тревог. Из биографии поэта вы знаете, что он – один из немногих среди русской интеллигенции – принял революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне – бросаться в многопенный вал…
Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать».
Сделаем попытку осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – «Двенадцать». Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.
Поэма получает широкую известность. 3 марта 1918 года она была напечатана в газете «Знамя труда», в апреле – вместе со статьей о ней критика Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре» – в журнале «Наш путь». В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит отдельной брошюрой.
Сам Блок вслух не читал «Двенадцать» никогда. Однако в 1918– 1920 гг. на петроградских литературных вечерах поэму не раз читала Л. Д. Блок, жена поэта, профессиональная актриса.
Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин. С восторгом приняли поэму Иванов-Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.
Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто, не принимая «злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г. Адамович, О. Мандельштам и другие.
Послушайте, как выразил свои впечатления М. Волошин:
Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь. Внутреннее сродство «Двенадцати» со «Снежной Маской» особенно разительно. Это та же Петербургская зимняя ночь, та же Петербургская метель… тот же винный и любовный угар, то же слепое человеческое сердце, потерявшее дорогу среди снежных вихрей, тот же неуловимый образ Распятого, скользящий в снежном пламени… К передаче угарной и тусклой лирики своих героев Блок подошел сквозь напевы и ритмы частушек, уличных и политических песен, площадных слов и ходовых демократических словечек. Музыкальной задачей поэта было: из нарочито пошлых звуков создать утонченно благородную симфонию ритмов.
…В этом появлении Христа в конце вьюжной Петербургской поэмы нет ничего неожиданного. Как всегда у Блока, Он невидимо присутствует и сквозит сквозь наваждения мира, как Прекрасная Дама сквозит в чертах Блудниц и Незнакомок. После первого – «Эх, эх без креста» – Христос уже здесь…
Сейчас ее (поэму) используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.
Блок почувствовал направленность исторического движения и гениально передал это раскрывающееся у него на глазах будущее: состояние душ, настроение, ритмы шествия одних слоев населения и окостенелую обреченность других.
Отношение самого Блока к поэме было довольно сложным. В апреле 1920 г. написана «Записка о «Двенадцати»: «… В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914… Те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». (Здесь Блок сопоставляет данную поэму с циклами «Снежная Маска» и «Кармен».)
Поэма «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. Не в защиту, не в прославление «партии переворота» – но в защиту «народной души», оболганной и униженной (с точки зрения Блока), взметнувшейся мятежом, максималистским «все или ничего», стоящей на краю гибели, жестокой кары, – написана поэма. Блок видит и знает происходящее: обстрел Кремля, погромы, ужас самосудов, пожоги усадеб (была сожжена родовая усадьба Блока в Шахматове), разгон Учредительного собрания, убийство в больнице министров Временного правительства Шингарева и Кокошкина. По свидетельству А. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой. Блок в эти «безбытные» недели января 1918 г. считает высшим долгом русского художника, «кающегося дворянина», народолюбца – отдать народу, принести в жертву воле «народной души» даже последнее свое достояние – меру и систему этических ценностей.
Этой жертвенностью, сознанием своей силы, безмерной, нерассуждающей жалостью продиктована поэма. Волошин назовет ее «милосердной представительницей за душу русской разиновщины».
Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим.. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.
Построение поэмы “Двенадцать” дает нам четкое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения дается описание Того, что осталось от прежней жизни. Это — лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Блок явно не признает за таким миром права на жизнь. Барыня, поп, писатель — лишь пародии на людей. Такой мир подобен скорлупе, из которой уже вылупился птенец, т. е. двенадцать.
Они являются единственной силой, способной двигаться вперед среди развалин старого. У них нет цели, но есть структура и упорядоченность, создающие впечатление осмысленности. Столкновение между двумя мирами, миром хаоса и миром порядка, дано в сцене убийства Катьки.
Надо сказать, что различные части поэмы написаны в разных ритмах, причем теме двенадцати сопутствует размер марша, тема же Катьки до того, что с той произошло* дана в ритме частушек. Тем самым выводится коренное различие двух систем взглядов, двух мировоззрений. В первом случае, при описании двенадцати, подчеркивается их сплоченность и устремленность — самая главная, на мой взгляд, сила революции. Поэт не может не признать победы этого способа жизни. Размер частушек, наоборот, убеждает нас в несовременности и обреченности всего старого, всего того, что было дорого самому поэту. Ведь настоящее чувство просвечивает в монологе Петьки, несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока. Но в то же время поэт понимает: то, что было, уже нельзя не только возвратить, но и даже частично воскресить. Поэтому и отказывается Петруха от своей любви, ведь “не такое нынче время”, нет места чувству в мире, переделанном революцией. В подобной раздвоенности и кроется величайшая трагедия поэта. С одной стороны, он не может оставаться в старом мире, но в то же время и не может пойти вместе с двенадцатью, отрицающими поэзию.
Получается, что Блок принимает и одновременно не принимает революцию, признавая за ней безусловное и законное право изменить вселенную, но не находя в ней своего места. Интересно, что в конце поэмы старый мир преобразуется в маленького бездомного пса, увязавшегося за людьми. Это свидетельствует о том, что двенадцать действительно вырвались из старого космоса и идут уже совсем в другом пространстве, ведомые самим Христом.
Образ Христа может иметь много значений, причем непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Мне кажется, что этот символ выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но, вместе с тем, он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, во и указывает им путь страдания и, может быть, смерти.
Суммируя все сказанное, можно заключить, что. Блок принимал и оправдывал революцию, но не видел ни своего места в меняющемся мире, ни конечной цели всего происходящего. Для него разрушение старого вписывалось в картину развития жизни потому, что, по его мнению, вся пошлость и грязь окружавшего его общества не могла не быть уничтожена, а единственной силой, способной очистить вселенную, он видел архийную силу “двенадцати” — то ли рабочих, то ли солдат, а может быть, и просто арестантов, не имеющих ничего общего ни с ним самим, ни с обществом, в котором он жил.
- Как мог человек, воспитанный в духе дворянских традиций XIX столетия, посвятить поэму тем, кто насильственным, варварским способом эти традиции искореняет?
Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX веков.
Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
Разговор о поэме «Двенадцать» следует начать с дневниковой записи Блока, где он пишет: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914 года».
Задолго до революции поэт предчувствовал ее, пророчил в своих стихах, писал о том, «как зреет в сердце гнев», а «зрелость гнева есть мятеж». И он наблюдал этот мятеж еще в революции 1905 года и предвидел в грядущем бунт «бессмысленный и беспощадный»:
Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения.
Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков.
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения — символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим.
Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку.
А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», — писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и беспощадный русский бунт».
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную » музыку разрушения» и тоску по другой музыке.
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола.
Почему поэма называется «Двенадцать»? Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев? Какова роль контраста в художественном строе поэмы?
Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.
Центральный сюжет поэмы “Двенадцать” очень прост: красногвардейский патруль идет по зимней ночной улице революционного Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают “Зимнюю ночь” Пастернака.
А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”.
Тьма и хаос в поэме А.Блока «Двенадцать»
Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим.. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.
Построение поэмы “Двенадцать” дает нам четкое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения дается описание Того, что осталось от прежней жизни. Это — лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Блок явно не признает за таким миром права на жизнь. Барыня, поп, писатель — лишь пародии на людей. Такой мир подобен скорлупе, из которой уже вылупился птенец, т. е. двенадцать.
Они являются единственной силой, способной двигаться вперед среди развалин старого. У них нет цели, но есть структура и упорядоченность, создающие впечатление осмысленности. Столкновение между двумя мирами, миром хаоса и миром порядка, дано в сцене убийства Катьки.
Надо сказать, что различные части поэмы написаны в разных ритмах, причем теме двенадцати сопутствует размер марша, тема же Катьки до того, что с той произошло* дана в ритме частушек. Тем самым выводится коренное различие двух систем взглядов, двух мировоззрений. В первом случае, при описании двенадцати, подчеркивается их сплоченность и устремленность — самая главная, на мой взгляд, сила революции. Поэт не может не признать победы этого способа жизни. Размер частушек, наоборот, убеждает нас в несовременности и обреченности всего старого, всего того, что было дорого самому поэту. Ведь настоящее чувство просвечивает в монологе Петьки, несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока. Но в то же время поэт понимает: то, что было, уже нельзя не только возвратить, но и даже частично воскресить. Поэтому и отказывается Петруха от своей любви, ведь “не такое нынче время”, нет места чувству в мире, переделанном революцией. В подобной раздвоенности и кроется величайшая трагедия поэта. С одной стороны, он не может оставаться в старом мире, но в то же время и не может пойти вместе с двенадцатью, отрицающими поэзию.
Получается, что Блок принимает и одновременно не принимает революцию, признавая за ней безусловное и законное право изменить вселенную, но не находя в ней своего места. Интересно, что в конце поэмы старый мир преобразуется в маленького бездомного пса, увязавшегося за людьми. Это свидетельствует о том, что двенадцать действительно вырвались из старого космоса и идут уже совсем в другом пространстве, ведомые самим Христом.
Образ Христа может иметь много значений, причем непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Мне кажется, что этот символ выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но, вместе с тем, он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, во и указывает им путь страдания и, может быть, смерти.
Суммируя все сказанное, можно заключить, что. Блок принимал и оправдывал революцию, но не видел ни своего места в меняющемся мире, ни конечной цели всего происходящего. Для него разрушение старого вписывалось в картину развития жизни потому, что, по его мнению, вся пошлость и грязь окружавшего его общества не могла не быть уничтожена, а единственной силой, способной очистить вселенную, он видел архийную силу “двенадцати” — то ли рабочих, то ли солдат, а может быть, и просто арестантов, не имеющих ничего общего ни с ним самим, ни с обществом, в котором он жил.
Кем только ни был Александр Александрович Блок — поэтом, писателем, публицистом, драматургом, переводчиком, литературным критиком. Кроме этого, А. А. Блок — один из классиков русской литературы двадцатого столетия. Немыслим русский символизм без этого автора. Он внес огромнейший вклад в его развитие и является одним из крупнейших его представителей. А. А. Блок жил в непростые исторические времена, которые были богатыми на события. Одним из них стала Октябрьская революция. Отношение Блока к революции нельзя назначь однозначным, о чем и пойдет речь в этой статье.
Историческая справка — Октябрьская революция
Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу. Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия. Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.
Каково было отношение Блока к революции 1917 года?
Кем только ни был Александр Александрович Блок – поэтом, писателем, публицистом, драматургом, переводчиком, литературным критиком. Кроме этого, А. А. Блок – один из классиков русской литературы двадцатого столетия. Немыслим русский символизм без этого автора.
Он внес огромнейший вклад в его развитие и является одним из крупнейших его представителей. А. А. Блок жил в непростые исторические времена, которые были богатыми на события. Одним из них стала Октябрьская революция.
Отношение Блока к революции нельзя назначь однозначным, о чем и пойдет речь в этой статье.
Историческая справка – Октябрьская революция
Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу.
Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия.
Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия – это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся.
В сентябре большевики получают больше половины на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов.
24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений.
26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны – капиталистическую и социалистическую.
20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была русская интеллигенция. В 1918 году была написана знаменитая поэма “Двенадцать” Александром Александровичем Блоком.
Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: “Благом ли для страны стало восстание?”). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.
Краткий сюжет поэмы “Двенадцать”
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью.
По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой.
Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных.
Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками.
После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры – перед ними шел Иисус Христос.
Не только “Двенадцать”
В тот период времени, когда Блок создавал поэму “Двенадцать”, он параллельно работал над поэмой “Скифы” и статьей “Интеллигенция и революция”. Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.
Восторг – вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.
Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции
В поэме “Двенадцать” автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление.
Объективность по отношению к происходящему – вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления.
Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.
Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.
Мир, который гибнет
Символизм Блока, олицетворением которого он стал, присутствует и в этой поэме. Предсоветский мир погибает – его представляет “барыня в каркуле”, “буржуй” и др., которые чувствуют себя некомфортно под революционным ветром.
Барыня поскальзывается, а буржуй прячет нос в воротник, чтобы согреться. При этом Блок подразумевает не гибель всей большой страны, а именно уход старого уклада жизни.
Контрастные цвета произошедших событий
Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме “Двенадцать” становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.
Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.
Двенадцать красногвардейцев
Главным выражением отношения Блока к революции в поэме “12” является образ патрульных. Предназначение патруля – это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.
Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных – помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные – это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели – это остается неясным.
Революционеры верили в создание нового мира, но какого? Отношение Блока к Революции и новому миру пугает. Во вновь созданном государстве люди грабят, занимаются мародерством, приносят смерть не только виновным, но и совершенно ни в чем не виноватым людям.
Это символизирует смерть Катьки, убитой в стихийном порыве патрульного, который поддался вспышке минутных бурных эмоций. Блок не может не подчеркнуть трагизм смерти Кати, так как убивают блоковскую женщину. Святость и грешность в поэме соединяются воедино.
В ходе всего повествования патрульные постоянно ведут разговоры об отречении от Христа. Для русского человека всегда было характерно “святое”, символ нравственности и душевной чистоты. Но несмотря на все, полностью отречься от Христа гвардейцам не удается.
В конце поэмы они все равно с ним встречаются, при этом патрульные ждали врага, а появился святой образ. Важность образа Христа состоит в том, что ступает он нежной поступью. Что равняется тому, как он пришел две тысячи лет назад для спасения душ человеческих.
Одно из положений отношения Блока к революции состоит в том, что он понимал и принимал неизбежность происходящего вокруг, но при этом так и не смирился с безнравственными и бесчеловечными революционными методами.
В заключение
Рассматривая двадцатый век, его события и интеллигенцию, которая жила в это время, можно заметить, как она эмоционально и глубоко реагировала на происходящие исторические события. А. А. Блок реагировал на революционные действия одним из первых, и при этом его реакция была сложной и загадочной.
В поэме “Двенадцать” эта проблема достигает своего пика. С одной стороны, то, что завершает поэму образ Христа, который несет флаг, дает читателю понять, что революция может быть положительным явлением. Но с другой стороны, сцена убийства девушки сопровождается настоящей и искренней жалостью и состраданием.
Катя является образом старого, уходящего мира. Это ведет читателя к тому, что переосмысление Блоком революции становится менее логическим, в нем больше мистического характера.
Из исторического события для Блока революция становилась процессом перехода общества в новое, совершенно другое состояние, которое способно привести к перерождению человеческой личности. Столкновение между двумя мирами должно куда-нибудь привести человечество.
Источник: https://FB.ru/article/367304/kakovo-byilo-otnoshenie-bloka-k-revolyutsii-goda
Переломное время, тяжелые и глобальные перемены
20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была В 1918 году была написана знаменитая поэма «Двенадцать» Александром Александровичем Блоком.
Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: «Благом ли для страны стало восстание?»). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.
Краткий сюжет поэмы «Двенадцать»
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью. По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой. Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных. Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками. После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры — перед ними шел Иисус Христос.
Не только «Двенадцать»
В тот период времени, когда Блок создавал поэму «Двенадцать», он параллельно работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.
Восторг — вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.
Доклад: Тема Революции в Творчестве Блока
Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году вПетербурге. Его дед по
матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.
Отецпоэта был профессором философии и права Варшавского универсетета.
ЖенаБлока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы
будущийпоэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово
(недалекоот города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе
иискуству. Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и
научнымипереводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала
тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок
закончилисторико-философский факультет Петербургского университета, еще
будучистудентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный
эпизодиз студеньческих лет . Свои стихи, написанные по мотивам картин
В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала
«Мирбожий » . «Пробежав стихи, — вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,
— Он сказал: «Как вам не стыдно , молодой человек, когда в университете бог
знает что творится !» — и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это
былообидно, а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших
похвалах» . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .
Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется.
Развитиепромышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают
еёинтенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными
поискамив философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое
искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века». Наивный и
плоский«реализм», прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять ;
«гармонические»средства стиха XIX века в значительной мере стираются .
Дерзко-с вызовом в литературу входят новые силы: КонстантинБальмонт,
ВалерийБрюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий
Мережковскийобосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка
ио новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового
направленияв литературе.Это, так называемые «старшие символисты».
Десятилетиемпозже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не
Известные,не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально
Всматривались, во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и
Яркие закаты того времени казались обоимнеобыкновенной “эпохой зорь” и
Связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованиемчего-то нового,
Необычного, глобально- значительного.
Один из этих людей – Александр Блок-наблюдал эти закаты в Петербурге,
другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу подпсевдонимом “Андрей Белый”,
в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии,жили в мире Ибсена,
философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романовДостоевского, поэзии
Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва.А.Белый теоретически
Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза,имеющее не только
художественное, но и пророческое, жизнетворческоезначение.
Стихи юного А.Блока, еще нигде непечатались, и его мать пересылала их
в Москву, своей двоюродной сестре –художницеО.Соловьевой, в то время там бывал
Андрей Белый, живший по соседству. В письмах ЗинаидеГиппиус- известной
Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, чтоБоря Бугаев (А.Белый) от
стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока ввосторге.
В январе 1903 года началась их переписка,причем оба написали одновременно
так, что письма встретились и разминулись в дороге,чему было придано мистическое
значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блокприехал в Москву со своей
молодой женой состоялась их личная встреча.
Белый в Москве стал главой кружка“аргонавтов”, члены кружка
познокомившись со стихами А.Блока, приняли его ксердцу и посчитали своим.
Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал“греметь” в группе восторженных
его приверженцев.
Писать стихи Блок стал очень рано, но какпоэт определился не сразу, его
Более увлекала карьера драматического артиста, он принялучастие в нескольких
любительских и полупрофессиональныхспектаклях.Лирические стихотворения
создавались попутно, как бы для себя, как средствосамовыражения. Блок не
торопился печататься, хотя стихов уже было несколькосотен. И когда в 1903 году
появились в печати две подборки стихотворений Блока, азатем и первый сборник
“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют.Блок сразу выступил не
как начинающий, а как сложившийся поэт, которого сталисопостовлять с Фетом.
Он входит в литературные круги обеих столиц,знакомится с Мережсковским,
Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым — становится заметной фигурой
молодого в то время течения – символизма.
Сборник “Стихи о прекрасной даме” не былмеханическим собранием всего,
что было написано поэтом к этому времени (1905год), онтщательно составлялся и
отличался единством темы и композиции, где каждоестихотворение развивало общую
идею. Эта идея была внушена Блоку поэтическойфилософией В.С.Соловьева: идея
ВечнойЖенственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия
связывалисьс началом нового века, который поэт ощущал как новое не только
календарно, нои по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном
(чуждомв то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на
рубежедвух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.
Сильноевлияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные
переживаниячеловека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт
сложилсяв нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним
поэтическиеискания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-
створчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.
Идиалистическаянастроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные
мотивы,сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,
напевностьстиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.
Отталкиваясьотненависного ему рационализма и позивитизма, овладевая техникой
символизма,Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на
завораживающихнедоговоренностях и неясностях, становится мастером
неотчетливойстихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.
Подобноезатемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф оТаинственной,
НепостижимойЖенственности и Красоте, способной преобразить мир.
“Стихи о Прекрасной даме” стали основойпервой книги лирических
произведений Блока , которому сам поэтпридал вид и значение лирического дневника.
Однокоэта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята
традиционнойлиберальной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в
“Стихахо Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате
и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильнодумать, что в ранних стихах поэта нет
никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием
неблагополучия,космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.
Поэтприсально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот
фабричноготруда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются
вкниге второй (стихи 1904-1908 гг.). Революция 1905 года пробудила в поэте
сознаниегражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на
голодныхи сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая
политическаялирика: «Сытые», «Митинг», «Вися над городом всемирным…» ,
однакореволюцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно-
какличную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет .
В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907).
Заглавиеуказывало на открытие поэтом «образа грядущего мира», связанного
сдвижением народа , социальных низов. В открывающем том програмном
стихотворениита, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата».
Сумятитцагородской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих
городв традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, — во всей его фабрично-
заводскойи бытовой неприглядности. Постепенно из мистико-романтического
трубадураБлок превращается в поэта, которому дороги судьбы России.
Другая тема – природы, «пузырей земли» – своейматериальной плоскостью
такжеразрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме». Блок рассорился со
своимидрузьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь
изменуканонам символизма.
Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку
громкую известность. Здесь женщина — видение, воплощение идиала, но в отличие
от ПрекраснойДамы, образ земной, земной, реальный и притом ресторанный, хотя
ипротивопоставленный пошлости обыденной жизни.
Меняется и образ лирического героя – это одинокийчеловек в состоянии
психологическойдепрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние
алкоголем.Этот образ автобиагрофичен, лиричен, соответствует мировосприятию и
«бродяжническойжизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,
отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося
впути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно
любит.Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только
датой, но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве
Блокаогромная тема Родины.
Третьякнига стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии
Блока, здесьпоэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы
прежнего«декаденства», стихи отличаются совершенством формы, строгой
простотой.Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,
выражает боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну.
Россиявообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе
иинтеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к
пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только
лирикиБлока, но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.
Именноэта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его
творческогонаследияво всех жанрах.
Февральскуюреволюцию 1917 года Блок встретил восторжено, с надеждой
наизменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе, он
писалматери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».
Весной1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть
однимиз редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,
раследовавшейдеятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии
проходилав Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом
работыв ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской
власти(1921г).
КОктябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.
Вноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение
дневника, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.
Внесколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение
«Скифы»,посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с
Западом,и статья «Интеллигенция и революция»
Поэма«Двенадцать», вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее
толкованиекак слева, так и справа. Сам Блок с некоторым запозданием
предупреждалот этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции
неозначала для поэта политической, агитационной направленности поэмы.
В«Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.
Поэтическаяидеализация большевистского переворота, если она в какой- то мере и
присутствуетв произведении, соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим
изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из
народныхнизов, выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной
позициипоэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но
вто же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в
произведении–пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.
С1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись
вдневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятия
революцииБлоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,
появляющегосяв самом конце поэмы в качестве некоего символа святости
революции.
Характерно, чтоне только писательская элитат в лице А.Ахматовой,
Д.Мережсковского,З.Гиппиус, Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы
Блока,но и сам революция, ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,
темболее, что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных
органахлевых эсеров, с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии
имеллитературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко
временномуаресту и допросу в ЧК.
Блокповерил в очистительную силу революции, вообразил себе ее
«музыкальныйнапор», услыхал «шум от падения старого мира» ,-«страшного мира»
неприязньк которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес
интеллигенциии буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,
состояние близкое к помешательству, могут служитьматериалом для психопатолога.
Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, ипомогают нам только понять,
какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации”толкала поэта в стихию
революции.
Переворот в сознании Блока, его новыепроизведения вызвали целую бурю
в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэтабыла для всех вне всяких
подозрений, но тем не простительнее было его “падение”для тех и других.
Блок “принял “ идею революции, будучи не искушенным вреальной политике,
повинуясь только голосу собственных эмоций исобственной совести.Блок
ждал от революции совсем не того, что она неслареально. Скоро выяснилось,
что ожидаемая очищающая “стихия”, “музыка”революции, появление “человека
артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера несостоялись.Блок уповал
на культурно-преобразующую роль революции, а онаобернулась сугубым
бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма иневиданным падением
нравов.
ОбразХриста в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.
Всепоследующее время, до самой кончины – стало кресным путем для Блока.
Блокне только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,
вкоторую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно
дышать,сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня
1921года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный
отъездв санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о
разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряданедорозумений и проволочек
5 августа разрешение было получено, но затерялисьанкеты, и нельзя было выписать
заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэтскончался, как познее написал
А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”
Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции
В поэме «Двенадцать» автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление. Объективность по отношению к происходящему — вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления. Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.
Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.
Отношение А. Блока к революции
А. Блок, русский поэт, классик русской литературы 20 века. К началу Первой мировой войны поэту было уже 34 года. К этому времени он уже имел значительный авторитет в интеллигентских кругах, но несмотря на это, Блоку не удалось избежать войны в ее настоящем виде. Поэт почувствовал всю ее фальшь, сумел понять настроение солдата, одетого в солдатскую шинель.
Мировая война по своим последствиям была поистине всемирным бедствием. 1917 год стал самым крупным проявлением назревших перемен. К началу 1917 года в окружении императора Николая II понимали, что революция неминуема. И вскоре она разразилась. Россия вступила в полосу революционных потрясений.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Для Блока революция не была неожиданность. Поэт ждал ее и готовился принять во всей реальности. В марте 1917 года А. Блок вернулся с фронта в Петроград. Поэт был назначен секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, которая была только что учреждена Временным правительством. Задачей комиссии было расследование противозаконных действий прежних царских чиновников и министров, так как было необходимо оправдывать свержение прежнего режима.
Работа А. Блока в комиссии привела поэта к мысли о том, что деятельность Временного правительства бесполезна. К августу 1917 года А. Блок уже разочаровался в февральской революции, поэтому в октябре он с восторгом приветствовал большевистский переворот.
В Октябрьской революции поэт увидел победное восстание «стихии», «мировой пожар». По его словам, в слове «революция» он ощущал нечто «страшное» — большую кровь, невинные жертвы и беспощадность народной расправы.
Все эти страшные ощущения, мысли, предчувствия нашли воплощение в поэме «Двенадцать».
Произведение было написано Блоком «по горячим следам», спустя два месяца после победы Октября. Блок написал поэму быстро, всего за несколько дней. Поэт по-своему услышал Революцию и воспел ее. Он пошел вместе с народом, отдал ему свои знания, силы, опыт, и сделал это по собственной воле и в соответствии со своими убеждениями, после долгих лет напряженных раздумий о судьбе России.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа А. Блок и Октябрьская революция 420 ₽ Реферат А. Блок и Октябрьская революция 240 ₽ Контрольная работа А. Блок и Октябрьская революция 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Поэма А. Блока «Двенадцать» стала первым памятником Революции, ее явлением, взрывной силой ее действия. В этом произведении А. Блок переосмысливает историю. В поэме отсутствует былое восхваление и восторженность. На первый план здесь выходит объективность при определении отношения поэта к Революции. А исторические события Блок начинает воспринимать как стихийные явления, сравнивая их с метелью, бурей, которые в своем действии и движении не имеют определенного направления и цели.
Отношение А. Блока к революции противоречиво. Так, в поэме «Двенадцать», революция из символа лучшей новой жизни она трансформируется в неизбежность, в природную волю. Все недовольства и претензии, копившиеся в народе годами, в один момент вырвались на свободу, начали сметать и уничтожать все, что оказывалось на пути.
А. Блок стал олицетворением символизма. И этот символизм присутствует и в последнем произведении поэта. Погибающий предсоветский мир в поэме представляет «барыня в каркуле», «буржуй» и т.д., которым некомфортно под ветром революции. При этом поэт под гибелью подразумевает не гибель всей страны, а уход прежнего уклада жизни.
Контрастные цвета произошедших событий
Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме «Двенадцать» становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.
Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.
Двенадцать красногвардейцев
Главным выражением отношения Блока к революции в поэме «12» является образ патрульных. Предназначение патруля — это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.
Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных — помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные — это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели — это остается неясным.
Вопросы нравственности и святости
Революционеры верили в создание нового мира, но какого? Отношение Блока к Революции и новому миру пугает. Во вновь созданном государстве люди грабят, занимаются мародерством, приносят смерть не только виновным, но и совершенно ни в чем не виноватым людям. Это символизирует смерть Катьки, убитой в стихийном порыве патрульного, который поддался вспышке минутных бурных эмоций. Блок не может не подчеркнуть трагизм смерти Кати, так как убивают блоковскую женщину. Святость и грешность в поэме соединяются воедино. В ходе всего повествования патрульные постоянно ведут разговоры об отречении от Христа. Для русского человека всегда было характерно «святое», символ нравственности и душевной чистоты. Но несмотря на все, полностью отречься от Христа гвардейцам не удается. В конце поэмы они все равно с ним встречаются, при этом патрульные ждали врага, а появился святой образ. Важность образа Христа состоит в том, что ступает он нежной поступью. Что равняется тому, как он пришел две тысячи лет назад для спасения душ человеческих. Одно из положений отношения Блока к революции состоит в том, что он понимал и принимал неизбежность происходящего вокруг, но при этом так и не смирился с безнравственными и бесчеловечными революционными методами.
Революция в творчестве Александра Блока
Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя! Александр Блок У нашего отряда в пионерлагере был девиз: «И вечный бой! Покой нам только снится», который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал «настоящий, волею божьей поэт», по определению А. М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле «На поле Куликовом»), замечательный патриот, сказавший: «О Русь моя! Жена моя!». Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения — символизма,
он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении «Фабрика» он рассказывает о том, как «недвижный кто-то, черный кто-то» «медным голосом зовет». Согнуть измученные спины. Внизу собравшийся народ. В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год («Сытые»), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые — «сытые» — «скучали и не жили», в то время как кругом слышались «мольбы о хлебе». Но вот началась революция, слышен «красный смех. знамен, и Так — негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!» Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает к расправе: Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание. Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции «Двенадцать». Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Не ушел он от ножа. Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце ее появляется «первый революционер на земле» Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, «Революция и интеллигенция» Блок призывал: » Слушайте революцию!». Кажется, что писатель полностью благословляет революцию: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен: Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: «Кругом — огни, огни, огни. Оплечь — ружейные ремни. «, То натуралистично: «В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз! » (знак каторжника). Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей. Сегодня вопрос о роли революции — один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали. Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А. М.Горьким, что это «человек бесстрашной искренности», и поймем слова К.