Концепция личности в поэзии А.А. Блока


Сочинения

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.

Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

Высокие идеалы в лирике Блока очень ярко проявляются в цикле произведений «На поле Куликовом». Поэт невероятным образом сочетает здесь современность, исторические события и символизм.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.

Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Художественный мир лирики Блока

Определение 1

Художественный мир лирического произведения – это мир эмоциональных переживаний, чувств поэта.

Лирика А. Блока – уникальное явление в отечественной культуре.

При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение.

Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский о и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.

Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки.

Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов.

Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.

В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А.

Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой».

Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.

Основными признаками лирики Блока являются:

  • Возвышенность тематики
  • Музыкальность
  • Мистическая настроенность
  • Многозначность
  • Расплывчатость образов
  • Недосказанность.

Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю.

Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.

Внешняя композиция лирики Блока

Свой «роман в стихах» А. Блок делит на три тома. Каждый том обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения».

Замечание 1

«Вочеловечение» – это слово, взятое и богословского лексикона, оно обозначает воплощение Бога в облике человека, явление Сына Человеческого.

Образ Христа в поэтическом сознании А. Блока связан с идеей личности творческой – артиста, художника, который всей своей жизнью служит пересозданию мира на основах красоты и добра.

Основу сюжета трилогии составляет путь лирического героя. В рамках каждого из этапов общего движения большое количество частных ситуаций и эпизодов. Как правило, в романе прозаическом конкретный эпизод – содержание главы. В лирическом же романе А. Блока – содержание стихотворного цикла.

На пути много перекрестков и поворотов, страданий и сомнений. Но каждый эпизод обогащает лирического героя бесценным духовным опытом, расширяет его кругозор.

Пространство романа по мере движения расширяется концентрическими кругами и в конце пути взгляду героя предстает пространство всей Росси.

Кроме внешней композиции, которая определяется делением на тома и циклы, трилогия вочеловечения имеет и более сложную внутреннюю композицию – систему мотивов, лексические, образные и интонационные повторы, которые связывают в единое целое отдельные стихотворения и циклы.

В отличие от темы, мотив является категорией формально-содержательной. В поэзии мотив служит композиционной организации отдельных стихотворений в единое целое.

Ввиду отсутствия прямых сюжетных связей между стихотворениями мотив восполняет композиционную целостность цикла и даже всей лирики Блока.

Он создается повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими образами и ситуациями.

Основные мотивы лирики А. Блока

Центральным циклом первого тома лирической трилогии А. Блока является «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи для Блока на протяжении всей жизни были самыми любимыми. Этот цикл принципиально многопланов. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» – это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта встреча должна преобразить героя и весь мир, соединить землю и небо.

Участниками этого сюжета являются «он» и «она». В противопоставлении небесного и земного, в неравенстве Прекрасной Дамы и лирического героя заключается драматизм ситуации ожидания. Наряду с мотивом ожидания встречи звучит мотив ее боязни. Прекрасная дама в миг воплощения может превратиться в создание греховное, а нисхождение ее в мир может оказаться падением.

Во втором томе трилогии отчетливо проявляются перемены, произошедшие в душе поэта. В его сознание вторгаются события окружающей действительности, которые требуют осмысления. Блок воспринимает эти события как динамичное начало. Второй том трилогии связан в первую очередь с мотивами погружения в жизненные стихии.

Ведущим мотивом третьего тома является омертвение мира современной городской цивилизации. Лирический герой осознает, что поиски личного счастья греховны. В «страшном мире» счастье может обернуться моральной глухотой и душевной черствостью.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/hudozhestvennyy_mir_liriki_bloka/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]