О произведении
Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835 г.). В повести объединены романтизм и реализм, фантастика и реальность.
Произведение основано на народных преданиях и имеет много фольклорных элементов, например приём троекратного повторения. Сам Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вий» по главам. Представленный пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Краткое содержание повести «Вий»
У учащихся Братского монастыря значимое событие – начало каникул. Бурсаков распускают по домам и хуторам. С самого Киева идут ученики дружной толпой — грамматики, богословы, философы. Каждый из них нес мешок, в котором лежали онучи и всего одна рубаха. Они шагали по дороге, зарабатывая церковным песнопением. По мере продвижения, пути учащихся расходились.
Вот и свернули с большой дороги три бурсака – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Горобець. Решили они разжиться где-нибудь продовольствием, поскольку припасы их уже заканчивались.
Смеркалось, и бурсаки заблудились в темноте. Очутились они в незнакомом хуторе. Навстречу им вышла старуха. Она недоверчиво относилась к богословам и философам, считала их пьяницами, не хотела впускать на ночлег. Заблудившиеся путники уговорили хозяйку впустить их переночевать. Она согласилась с одним уговором — спать они будут по разным местам.
Философ разместился в пустовавшем овечьем хлеву. Уже засыпая, он вдруг увидел, что старуха вошла к нему. Раздвинув руки, она принялась ловить и хватать его. В глазах ее Хома заметил странный блеск, и ему сделалось страшно. Парень почувствовал, что тело его онемело. В один момент старуха оказалась на плечах философа и принялась подгонять его метлой. Он понесся, как беговой скакун, ощущая, что ноги его двигаются против воли. Леса, поля, небо – все мелькало перед его взором.
Смекнул философ, что на его «оседлала» ведьма и начал читать заклятия и молитвы. На старуху это подействовало, она стала слабеть. Изловчившись, Хома высвободился из-под нее, и сам взобрался на ее спину, погоняя ударами полена. Ведьма испускала стоны, и вдруг упала на землю, полностью выбившись из сил. Рассветало, и вместо мерзкой старухи философ увидел, что перед ним лежит на земле молодая красавица. Задрожал парень, и пустился наутек. Он не пошел на хутора, а вернулся в Киев.
По округе пошло известие, что кто-то ночью убил дочь богатого сотника. Умирая, она просила, чтобы отходную по ней три дня читал киевский бурсак Хома Брут. Об этом сообщил бурсаку ректор.
Экипаж в сопровождении шести дюжих казаков приехал за Хомой прямо в семинарию. Забрав парня, повезли казаки его к отцу умершей панночки. Сотник был в большой печали. Он стал расспрашивать философа, откуда тот знает его дочь, по какой причине она выбрала для отпевания именно Хому. Философ отрицал, что когда-либо был знаком с панночкой. Сотник отвел парня к усопшей, и Хома, к своему ужасу, узнал в умершей ту девушку, которую он избил ночью поленом.
За ужином казаки рассказывали о панночке странные истории, подтверждающие, что девушка зналась с нечистью. Вечером бурсака отвели в церковь, где находился гроб с умершей. Хоме казалось, что, сквозь закрытые веки, панночка наблюдала за ним. Вдруг он увидел, что ведьма встала из гроба. С закрытыми глазами она направилась к нему.
Хома быстро нарисовал вокруг себя круг и принялся твердить заклинания для защиты от злых духов. Круг защищал парня от нечисти, и ведьме не удалось проникнуть внутрь него. Тогда панночка снова улеглась в гроб. И гроб, поднявшись в воздух, начал кружить по церкви, но безрезультатно. Панночка не смогла попасть в круг.
Бурсак услышал крик петуха, после чего ужасы прекратились – позеленевший труп улегся в гроб, и он закрылся. Днем Хома пытался сбросить напряжение. Он пил горилку, прогулялся по хуторам. Как только время близилось к вечеру, настроение у философа сильно ухудшалось.
Вот его снова отвели к усопшей и закрыли в церкви. На сей раз, философ сразу начертил вокруг себя круг. Читая молитвы, он вдруг увидел панночку, стоящую у самой черты. Ведьма произносила непонятные звуки. Хома понял, что она творит заклинания. Что-то стало биться в церковные окна, стремясь ворваться внутрь. Тут послышался крик петуха, и все стихло. Пришедшие за Хомой, нашли бурсака в изнеможении и полностью поседевшим. Хома отправился к сотнику с просьбой завершить отпевание, но отец панночки ничего не хотел и слышать об этом.
На третью ночь бурсак снова начертил круг и принялся читать молитвы. Тишину нарушил звук лопнувшей крышки гроба. Панночка принялась творить заклинания. Ветер, разбушевавшийся в церкви, сорвал двери и иконы со стен. Церковь наполнилась толпами страшных чудовищ. Панночка стала звать Вия, и вскоре в церкви появилось коренастое и низкорослое существо. У него были длинные веки, и он распорядился, чтобы подняли веки. Что-то внутри Хомы подсказывало бурсаку не смотреть на Вия. Парень не выдержал и глянул. Тут Вий увидел Хому и с криком, что нашел его, направил на несчастного свой железный палец. Нечистая сила тут же кинулась на бурсака, и от ужаса Хома испустил дух.
Слышно было, как прокричал петух, но это был уже его второй крик. Первый крик не был услышан нечистью, которая принялась убегать, но покинуть церковь никто из них не смог. Так и стоит церковь, переполненная чудовищами. Никто уже не найдет ее, все пути к ней заросли бурьяном.
Два товарища Хомы, Горобець и Халява помянули в шинке его душу. Горобець сказал, что Хома умер, потому что испугался ведьмы. Если бы он плюнул на ведьмин хвост, то ничего бы с ним не случилось. Он-то это знает наверняка, в Киеве все базарные торговки – ведьмы.
Краткое содержание
Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.
Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих». Хома понял, что старуха – ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.
Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».
После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.
Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем».
Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте». Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха и все прекратилось.
Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.
Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ». По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».
Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».
Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».
Краткое содержание «Вий»
Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.
Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.
Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.
За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.
Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.
Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.
Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.