История создания
Повесть «Портрет» Гоголя обрела известный современным читателям вид не сразу. Автор несколько раз перерабатывал ее. Впервые она была опубликован в 1835-м в сборнике «Арабески». Книгу восприняли отрицательно многие критики, в том числе и B. Г. Белинский. По большей части именно из-за этого автор взялся за переработку «Портрета» и окончил ее в 1842 году, когда находился в Риме.
В переписанном состоянии произведение впервые было издано в третьей книжке журнала «Современник» за 1842 год. Автор заменил эпитеты и диалоги, а главное — фамилию главного героя с Чертков на Чартков, потому что первый вариант ассоциировался со словом «черт».
Краткий анализ
В «Портрете» Гоголь выводит двух главных персонажей. В первой части (главе) это молодой художник, во второй — ростовщик. Писатель дает характеристику Андрею Петровичу Чарткову как человеку молодому и талантливому. Это обедневший дворянин, который снимает небольшую комнату и делит ее со своим единственным крепостным.
За время повествования характер главного героя кардинально меняется. О ростовщике ничего не известно, но его образ окружен некими мистическим ореолом, приносящим всем вокруг несчастья. В этой небольшой по формату книге затронуты следующие темы:
- обнищание людей — касается большинства персонажей;
- тщеславие, присущее поведению разбогатевшего Чарткова;
- продажность искусства с возможностью выбора двух путей — жертвенного самосовершенствования или быстрого обогащения.
Произведение показывает, что человек имеет все возможности для достижения счастья внутри себя и предостерегает об опасности поклонения деньгам.
Популярные сочинения
- Красота человека внешняя и внутренняя сочинение
Всегда ли внешность отражает внутренний мир человека? Можно ли по наружности судить о характере человека? Как следует оценивать личность? - Любовь к чтению — сочинение рассуждение
Для огромного количества людей чтение – это любимое занятие на протяжении всей жизни. И тут нечему удивляться. Читать не только полезно, но и увлекательно. Из литературы можно почерпнуть много интересного. - Чудесная жизнь леса зимой (3 класс) сочинение
Времена года, сменяющие в определенной последовательности друг друга, круглый год радуют человека любым своим проявлением. Зимняя пора необыкновенна. Она имеет поразительное свойство
Основные события
На Щукинском дворе у торговой лавочки начинается история молодого художника. Там среди разных картин приглянулся ему один портрет. Чартков хотел уже было отойти от полотна, но все же на последний двугривенный покупает его, чтобы принести домой. На портрете изображен старик в азиатских одеждах. Картина не завершена, но нарисована столь правдоподобно, что глаза на ней выглядят как живые.
Дома Чарткову сообщают, что его искал хозяин жилья с квартальным и собирался потребовать плату за квартиру. Художник чувствует сильную досаду за потраченный двугривенный. Увидев сидящего при потухших свечах слугу, Андрей досадует еще больше. Он с желчностью начинает размышлять о несправедливости жизни, заставившей его, молодого и талантливого художника, прозябать в ученичестве, в то время как заезжие живописцы получают внушительные суммы за пару взмахов кистью.
Воздействие портрета
Чартков обращает внимание на уже позабытый портрет и по-настоящему пугается живых и как будто разрушающих саму гармонию портрета глаз. Андрей ощущает, что внутри него поселилось какое-то странное неприятное чувство. Отправившись в свой угол для сна, огороженный ширмой, Чартков рассматривает освещенный луной портрет сквозь щели и ему чудится, что старик на нем тоже вперяет в него взор.
От страха он решает скрыть полотно, но даже на занавешенной простыней картине художнику мерещятся ужасные глаза, заметные и сквозь полотно. Вдруг Андрей замечает, что простынь на самом деле исчезла, а старик вылез из рамы и приближается к ширме. Зайдя за нее, он усаживается в ногах Чарткова, вынимает пачки денег из откуда-то взявшегося мешка и начинает их пересчитывать.
Один из свертков, помеченный надписью «1000 червонцев», оказывается в стороне и художнику отчаянно хочется, чтобы никто не заметил, как он его присвоил. Так он и просыпается, сжимая руку, в которой как будто ощущается тяжесть денег. Еще долго ночью Андрея мучают кошмары, он поднимается поздно и с трудом. К нему снова наведывается хозяин квартиры в сопровождении квартального. Выяснив, что денег нет и не предвидится, он предлагает художнику расплатиться за жилье своими работами.
Внимание хозяина привлекает портрет старика. Он подходит ближе, чтобы получше разглядеть холст и неосторожно сжимает край рамы, из-за которого выпадает уже увиденный Чартковым во сне денежный сверток. Художник очень доволен тем, что ему удается в тот же день вернуть долги за жилье.
Богатая жизнь
Неожиданно разбогатев, талантливый молодой человек поначалу хотел накупить красок и холстов и запереться в своей мастерской года эдак на три. Но он подавил в себе этот творческий порыв. Ему захотелось пожить в роскоши — снять шикарную квартиру на Невском проспекте и накупить роскошных одежд. Вскоре Андрею приходит в голову заказать для себя хвалебную статью в газету. Уже на следующий день Чартков принимает первую заказчицу.
Это важная дама, которая желает заказать портрет дочери. Она описывает свое видение деталей будущей картины, и художник принимается за работу. Только-только ему удается расписаться и ухватить что-то главное в изображаемом лице, дама уводит свою дочь.
В следующий раз ее недовольство вызывает реалистичность портрета. В итоге Чартков с досады немного переделывает и подновляет другую свою работу — Психею, и этот вариант вполне устраивает важную заказчицу.
Довольно скоро художник входит в моду. Он действует по шаблону: ухватив одно выражение, он просто меняет типажи. Теперь Чарткову удается удовлетворять разнообразные притязания и выполнять множество заказов. Теперь он богат и принимаем в аристократических домах, а о других художниках привык высказываться резко и высокомерно. Люди, знавшие Андрея раньше как человека талантливого, удивляются, куда могла подеваться эта искра, столь приметная вначале.
Прозрение Чарткова
Художник ведет себя важно, любит поучать молодежь и укоряет ее в безнравственности. Со временем теперь уже известный художник становится скрягой. Но однажды его приглашают в Академию художеств посмотреть на картину, присланную из Италии. Это полотно принадлежит кисти одного из прежних товарищей Андрея. Видя его совершенство, он вдруг осознает всю глубину своего падения.
Чартков бросает все и запирается в мастерской, чтобы с головой погрузиться в работу, но у него мало что получается. Он вынужден постоянно останавливаться из-за незнания основ живописи, изучение которых он забросил в начале своей карьеры популярного художника. Главного героя повести снедает чувство ужасной зависти. Чтобы снова соприкоснуться с чем-то прекрасным, он начинает скупать самые изысканные произведения искусства, растратив на их приобретение все средства.
Пребывание в состоянии постоянного лихорадочного возбуждения вместе с чахоткой приводит Чарткова к горячке и скорой страшной смерти. Он не мог укрыться от чудившихся повсюду глаз старика. Лишь после похорон становится понятно, для чего скупались лучшие картины: они были беспощадно уничтожены.
Гоголь «Портрет» краткое содержание по главам
Гоголь «Портрет» краткое содержание по главам
«Портрет»
— повесть Николая Васильевича Гоголя
Часть 1 «Портрет» краткое содержание
С молодым талантливым художником Андреем Чартковым произошла трагическая история. Он жил очень бедно, но однажды не пожалел заплатить за понравившуюся картину на Щукином дворе последний двугривенный. Это был портрет старика в азиатских одеждах.
Чарткову показалось, что картина написана известным мастером, но по какой-то причине не окончена. Глаза у старика были словно живые.
Дома художник узнал: приходил хозяин и требовал плату за жилье. Молодой человек тут же пожалел, что отдал последние деньги за портрет. Чартков погрузился в размышления о своей бедности и жизненной несправедливости. У него нет денег даже на свечку, приходится сидеть в темноте. И тут взгляд художника упал на портрет.
«Живые» глаза старика смотрели с картины, пугали. От портрета исходила необъяснимая зловещая сила. Перед сном Чартков вновь глянул на портрет. Ему в который раз показалось, что глаза старика, освещенные луной, пристально смотрят в душу. Художник в страхе набросил на портрет простыню, но это не помогло. Материя начала шевелиться, а взгляд старика был повсюду.
Вдруг Чартков увидел, что простыня лежит на полу, а старик вышел из рамы и сел к нему на кровать. В руке азиата был мешочек с деньгами, на нем надпись: «1000 червонцев». Внезапно мешочек выпал из рук старика и откатился в сторону. Чартков попытался незаметно взять деньги, но в этот миг проснулся. В руке он еще долго ощущал приятную тяжесть мешочка с деньгами.
Утром вновь пришел хозяин квартиры. Узнав, что денег нет, он предложил Чарткову расплатиться работами. Хозяина заинтересовал портрет старика. Рассматривая его, он случайно задел раму, откуда вывалился мешочек с надписью «1000 червонцев». После такой удачи Чартков тут же расплатился с хозяином квартиры и съехал от него.
Художник долго отгонял нехорошие мысли о старике и убеждал себя в том, что просто нашел клад. Поборов сильное желание купить на все деньги кисти и краски, он в тот же день снял шикарную квартиру на Невском. Чартков начал жить по-новому. Стал модно одеваться, дал объявление в газету об услугах художника. Первой пришла дама и заказала портрет дочери. В спешке Чартков не успел хорошо запомнить черты лица дочери и потому портрет не получился. Заказчице не понравилась желтизна лица и круги под глазами. Тогда Чартков отдал ей свою старую работу под названием «Психея», немного обновив картину. Небольшой конфликт был улажен.
Художник начал получать заказы. Он пишет много портретов, удовлетворяя желания богатых людей. Чарткова теперь принимают в лучших аристократических домах. Но вместе с богатством меняется и сам молодой человек, становится жестким, циничным. О других мастерах он отзывается резко и высокомерно. Чартков критикует всех, не признает ни одного таланта.
Те, кто раньше знали Чарткова, изумляются столь разительным переменам в нем. Сложно понять, как за такое короткое время талантливый художник превратился в скрягу. Злость и ненависть отныне становятся верными спутниками Чарткова.
Однажды молодого человека пригласили в Академию художеств посмотреть полотно старого друга, присланное из Италии. И тогда Чартков понял, как низко пал, насколько ничтожны его картины в сравнении с работами других художников.
Чартков закрывается в мастерской и пытается исправить ситуацию. Он погружается в работу, но вынужден постоянно прерывать ее из-за элементарных пробелов в знаниях, которыми пренебрег в начале художественной карьеры. Мастера захлестывают зависть и злость. Чартков начинает скупать лучшие произведения со всего мира, но вскоре умирает от чахотки. Кончина художника была ужасна – ему везде мерещились глаза старика-азиата. Позже выяснилось, что все шедевры, на которые Чартков потратил огромное состояние, были им уничтожены.
Часть II «Портрет» краткое содержание
Вскоре стала известна другая часть истории, которая случилась с молодым художником Андреем Чартковым. На аукционе в Петербурге среди китайских ваз, картин, старой мебели и прочих вещей продавался портрет старика-азиата, чьи глаза выглядели, как живые. Когда цена возросла вчетверо, некий художник Б. заявил о своих правах на картину. В подтверждение он рассказал историю, которая произошла с его отцом в Коломне. Когда-то там жил ростовщик-азиат. Он был огромный и страшный, как демон. Его условия казались весьма выгодными, но когда приходило время платить, по странным арифметическим подсчетам проценты оказывались огромными, вырастали в несколько раз.
Страшной была судьба тех, кто брал у азиата деньги. Так, молодой и довольно успешный вельможа взял взаймы у ростовщика, после чего в его характере произошли негативные перемены. Дело закончилось полным безумием и смертью вельможи. Была также история с девушкой, избранник которой попросил у азиата помощь. Ему пришлось пойти на этот шаг, чтобы родители невесты дали добро на их союз. Однако в характере этого человека также произошли губительные перемены. Мужчину сжигала жуткая ревность, он даже покушался на жизнь молодой жены, а затем решился на самоубийство. И таких историй рассказывали очень много.
Отец художника Б. расписывал храмы, но почему-то очень часто хотел изобразить на полотне духа тьмы. Однажды к нему заглянул страшный сосед-ростовщик и попросил написать портрет, да так, чтобы выглядел на нем «как живой». Художник с радостью взялся за работу, но чем лучше у него получалась внешность старика, тем страшнее и тяжелее становилось на душе. Художник чувствовал непонятный страх, который исходил от портрета.
Мастер не выдержал такого напряжения и решил отказаться от заказа. Но старик умолял закончить портрет, говорил, что будет жить в нем после смерти. Это еще больше напугало художника. Он убежал, а ростовщик умер на следующий день.
Вскоре художник заметил в себе перемены: он стал завидовать и вредить своим ученикам, а в его картинах начали появляться глаза азиата-ростовщика. Поэтому отец художника Б. решил сжечь страшный портрет. Но в последний момент это полотно выпросил приятель, который подарил картину племяннику. Тот вскоре тоже избавился от портрета.
Автор злосчастной картины начал понимать, что каким-то непостижимым образом ростовщик-азиат вселился в портрет. Смерть родных окончательно убедила в этом. Художник ушел в монастырь, а старшего сына отдал в Академию художеств.
Когда отец художника Б. вновь взялся за кисть, то целый год писал одну работу – «Рождество Иисуса», которая была полна святости и света. Он хотел искупить вину за роковой портрет.
Художник Б. окончил Академию художеств и перед путешествием в Италию заехал в гости к отцу. Тот рассказал сыну страшную историю про ростовщика. Он попросил наследника найти и уничтожить портрет.
На поиски смертельного полотна ушло пятнадцать лет. Художник Б. попросил отдать ему портрет, чтобы уничтожить его навсегда. Люди, выслушав эту жуткую историю, согласились.
Когда же все повернулись к стене, где висел портрет, то с ужасом увидели, что картина исчезла. Может, ее просто украли. Но кто знает…
Объяснение развязки
Спустя какое-то время история Чарткова несколько прояснилась. В Петербурге состоялся один из аукционов, на котором среди старинных предметов мебели, китайских ваз и картин внимание многих посетителей привлек удивительный портрет, изображающий азиата, чьи глаза были выписаны с таким мастерством, что смотрелись как живые. Начинаются торги: цена на полотно быстро растет. После ее четырехкратного увеличения от начальной выступает художник Б. и заявляет, что имеет особые права на эту картину. Для подтверждения своих слов он рассказывает историю, приключившуюся с его отцом.
Рассказ художника
Сначала Б. обрисовывает Коломну — часть города, где некогда жила его семья, а по соседству — загадочный ростовщик. Его описание:
- великанский рост;
- азиатская наружность;
- страшный взгляд.
Ростовщик не отказывал в ссуде никому — ни нищей старухе, ни расточительному аристократу. Проценты он брал небольшие и сроки выплат были весьма удобными, однако непостижимыми арифметическими расчетами сумма, которую надлежало возвратить, возрастала неимоверно, а тех, кто получал деньги лично из рук азиата, ожидала зловещая судьба. Б. рассказывает несколько историй для примера:
- Молодойблистательный вельможа, получив деньги от ростовщика, вскоре неузнаваемо изменился. Новый мерзкий характер навлек на него гнев императрицы: вскоре юноша сошел с ума и умер.
- Родители препятствовали вступлению в брак влюбленной пары из-за расстроенного положения дел жениха. Ради свадьбы с прекрасной девушкой ее избранник делает заем у азиата. За один год семейная жизнь была отравлена капризами, нетерпимостью и ревностью, возникшими вдруг в ранее благородном характере мужа. Он дошел даже до покушения на жизнь жены, а после покончил с собой.
Дальше Б. ведет повествование о своем отце, художнике-самоучке, который задумал написать картину, изображающую дух тьмы. Он нередко поглядывал в сторону страшного соседа, представляя его образ на полотне. Однажды старик сам явился к отцу Б. и прямо потребовал нарисовать с себя портрет, причем так, чтобы выглядеть на картине «совершенно как живой».
Отец с удовольствием взялся за дело, но, чем живее выходили глаза на портрете, тем более тягостное чувство им овладевало. Он настолько проникся отвращением к своей работе, что отказался продолжать писать, несмотря на мольбы азиата. Когда же старик стал объяснять, что он намерен сверхъестественным образом сохранить в портрете свою жизнь после смерти, то отец Б. окончательно испугался и убежал. На следующий же день ростовщик умер, а неоконченное полотно вернула его служанка.
Завершение истории
Постепенно отец Б. начинает замечать в себе перемены к худшему. Он вредит своему ученику из зависти, а в его картинах начинают проявляться глаза азиата. Он решается сжечь страшную картину, но уступает просьбе приятеля и дарит полотно ему. Новый владелец вскоре передаривает портрет племяннику, но и тот быстро избавляется от него.
К отцу Б. приходит догадка, что часть души ростовщика действительно находится в ужасном портрете. Смерти жены, дочери и маленького брата Б. окончательно убеждают его в этом. Он отправляет старшего сына в Академию художеств, а сам живет в монастыре, соблюдая все строгости. Наконец его душа чувствует просветление, и художник снова берется за кисти.
Он целый год работает над картиной под названием «Рождество Иисуса», которая получается чудесной и исполненной святости. С сыном, приехавшим повидать его перед поездкой в Италию, отец делится своими мыслями об искусстве и дает наставления, среди которых — найти и истребить портрет злощастного ростовщика.
Б. завершает свой рассказ сообщением, что после пятнадцатилетних поисков он сможет выполнить наказ отца, так как картина с аукциона и есть искомое полотно. Но когда он вместе со слушателями поворачиваются в сторону портрета, оказывается, что он исчез. Этот краткий пересказ можно использовать в читательском дневнике.
Сюжет
Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукином дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека — старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.
Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.
Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от ненавистного всеми ростовщика, человека скупого и одинокого. Поскольку он давно думал о том, чтобы изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.
Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.
Отзывы читателей
Повесть Гоголя интересна и школьникам, и взрослым. Некоторые отзывы:
Больше всего в повести «Портрет» Гоголя меня вдохновил рассказ о художнике — отце персонажа Б. Он сумел собраться и не поддался до конца искушениям ростовщика. Художника не обошли несчастия, но праведная жизнь помогла ему вернуть талант. А главное, что его заботила судьба других людей, которые могли бы пострадать от проклятого портрета.
Николай
Пыталась завлечь ребенка, который сейчас изучает в школе творчество Н. В. Гоголя. Открыла его повесть «Портрет», чтобы потом подробно описать содержание дочери, и не могла остановиться, пока не прочитала книгу полностью. Удивительно, как тонко писатель анализирует проблему несовместимости творчества и денег, которая мне достаточно близка: часто приходится идти на уступки заказчику в угоду творчеству. Так что проблема, затронутая автором почти двести лет назад, тревожит и сейчас.
Галина
Мне всегда была интересны мистические сюжеты, особенно связанные с картинами. Поэтому и «Портрет», который мы проходили по школьной программе, очень понравился, хотя суть книги, конечно, не в этом. История Чарткова показывает, как легко потерять талант, прельстившись блеском богатства. Разобраться, какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет», мне помог подробный анализ книги с цитатами.
Наталья