Сочинение Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума Грибоедова

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума

Комедия А.С. Грибоедова не случайно получила всероссийскую популярность, ведь она стала первой русской реалистичной пьесой. Безусловно, это помогло автору намного глубже и чётче описать происходившие тогда события через образы героев. Именно говорящие фамилии и имена персонажей позволили читателю лучше понять их черты характера.

Сначала стоит обратить наш взор на главных героев произведения:

1. Первым, конечно же, рассмотрим Павла Афанасьевича Фамусова. С одной стороны, с английского «famous» означает «известный». Этот герой, действительно, был очень знаменитый и уважаемым среди высшего света. С другой стороны, переводом с латинского «fama», что значит «молва», это как нельзя лучше описывает его. Единственно важными для него темами является слухи, сплетни и мнение света. Автор очередной раз решил это подчеркнуть через последнюю фразу героя «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

2. Далее разберём не без известного Молчалина. В данном случае всё довольно просто, эта фамилия подчёркивает, что герой не имеет собственного мнения и даже не стремиться к этому, во всём слушая старшее поколение. Это также подтверждается его фразой: «В мои лета не должен сметь своё суждение иметь». Также возможным понимаем его имени является скрытный человек, нежелающий делиться своими мыслями.

3. Безусловно, невозможно обделить вниманием и фамилию главного героя— Александра Андреевича Чацкого. На этот счёт тоже нет однозначного ответа, одни говорят, что значение связано с её первым вариантом Чадский. Можно предположить, что это связано со словом «чад», то есть из-за непринятия его Софьей и безнравственного поведения света, которое он не может принять, герой находиться в «чаду» своих проблем и волнений. Другие литераторы утверждают, что фамилия Чацкого связана с Чаадаевым, который на прямую был связан с декабристами. Имя и отчество героя тоже имеют важное значение. С греческого Александр— защитник, а Андреевич— мужественный. Таким образом, Чацкий мужественно защищал, точнее отстаивал, как своё мнение и мировоззрение, так и интересы простых людей, страдающих от беспредела высшего света.

4. Не стоит забывать и о Софии Павловне Фамусовой. Фамилию мы уже разобрали, однако стоит поинтересоваться происхождением её имени и отчества. С латинского Софья может переводиться, как «мудрая», а Павловна «мало», из чего следует, что эта героиня глупая, что доказывает её «одержимость» Молчалиным. Она также является Фамусовой, так что интересуется слухами, и сама создает их.

Перейдем к фамилиям второстепенных, однако не менее интересных, персонажей.

1. Скалозуб. На первый взгляд эта фамилия кажется устрашающей, однако на самом деле подчёркивает только то, что герой часто смеётся с поводом и без повода («скалит зубы»). Это характеризует его, как достаточно глупого персонажа.

2. Репетилов. Его образ является чрезвычайно важным в данном произведении. В одно и тоже время он обладает, как множеством характеров, так и ни одним. Он «зеркало», которое отражает всё, что модно. Если быть честным, то зеркало это немного кривое, но позволяющее узнать в нём характеры других персонажей. Что касается его фамилия, она только подтверждает это, ведь с французского «repeto» переводится «повторять».

3. Тугоуховские. Они испытывают проблемы со слухом «тугие» «уши». Однако они не только не могут, но и не хотят слушать то, что не принесёт им никакой выгоды.

4. Хлестаков. Очень «хлёсткий» по своей натуре. Как говорят «без царя в голове», однако отлично «хлещущий» словами.

5. Хрюмины. Образовано от «хрюшки». Они действительно ведут себя, как настоящие свиньи, обсуждая недостатки других людей и поддерживая сплетни.

6. Загорецкий. Конечно, образовано от слова «гореть». Он способен без особых трудностей как разжечь конфликт, так и подкинуть в него дров предварительно тщательно полив керосином.

Таким образом, не трудно догадаться, что говорящие фамилии имеют важнейшее значение в комедии «Горе от ума». Без них зритель не смог бы полностью понять образы героев, также это придает разнообразие произведению и еще сильнее усиливает комедийный эффект.

Вариант 2

А.С.Грибоедов начинал свою литературную деятельность как писатель-классицист. В своей бессмертной комедии он воплотил некоторые каноны классицизма. Говорящие фамилии, которые часто использовали в своих произведениях просветители, позволяют дать первую характеристику персонажа, подчеркнуть суть образа.

Итак, Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии, представитель 2века нынешнего». Его фамилия созвучна фамилии известного философа, человека с передовыми взглядами П.Я.Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим за свои мысли.

Павел Афанасьевич Фамусов – знатный московский вельможа, один из тузов общества. Его фамилия происходит от лат. Fame – молва. Действительно, герой боится чужого мнения, и в то же время сам является строгим вершителем судеб. К нему ездят на поклон, он может порадеть родному человечку, т.е. пристроить на теплое местечко.

Софья Павловна, дочь Фамусова — имя, как известно с лат. обозначает «мудрость». Невозможно сразу определить, чью позицию займет девушка , — фамусовского общества или примкнет к Чацкому, с которым была дружна в детстве. Но к концу пьесы не остается сомнений: Софья – дочь своего отца, скорая на расправу и с Чацким, и с Молчалиным.

Алексей Иванович Молчалин – фамилия суть образа: бессловесный Молчалин, который дойдет до степеней известных, потому что всегда прислушивается к чужому мнению, обладает двумя прекрасными для службы качествами – умеренностью и аккуратностью, наконец, завет отца – «угождать всем людям без изъятья» довершает образ подлеца и приспособленца. Он готов притворяться влюбленным в угоду дочери такого человека.

Бал в доме Фамусова – кульминация пьесы. Гости, приехавшие на бал составляют основу светского общества Москвы. Несмотря на их единодушие мнений, каждый из них имеет свои индивидуальные черты. Так, Горичи от слова «горький». Чацкому горько видеть своего бывшего бравого приятеля-офицера, отважного в бою и в быту, под каблуком у жены – муж-мальчик, муж – слуга… А Хрюмины бабушка и внучка – зазнайки, плохо говорящие «хрюкающие» по-русски, преклоняются перед всем иностранным, притом презираюттех, кому они старательно подражают.

Князья Тугоуховские так заняты поиском выгодных партий для своих дочерей, что их общение напоминает скорее глухие телефончики, больше они ничего не слышат, их интересует только состояние потенциального жениха. Старуха Хлестова – одна из влиятельных московских матушек, чье мнение свято. Она резкая, прямолинейная, явилась с арапкой девкой и собачкой – ярая крепостница, проповедующая устаревшие взгляды. На балу присутствуют безымянные господа N и D, Загорецкий; приспешники нужны на балу, чтобы услужить нужным людям, выхлопотать себе или близким теплое местечко и т.д.

Под конец появляется Репетилов – пародия на главного героя; ему свойственно повторение мыслей, которые не стали твоими убеждениями, это пена на гребне национально-освободительного движения: «Шумим, братец, шумим…».

Лиза и Петрушка – слуги в доме Фамусова, простонародные имена указывают на это.

Таким образом, фамилия – важная часть создания образа, она может многое рассказать о герое, поэтому чтение афиши важно и необходимо, это непосредственно авторская характеристика, которую писатель дает своему герою.

Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

София (Софья) Павловна Фамусова — центральный женский персонаж комедии; 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие; после смерти матери воспитана «мадамой», старушкой Розье, которая за «лишних» 500 руб. перебралась воспитательницей в другой дом. Другом детства С. был Чацкий; он же стал героем ее первого отроческого «романа». Но за три года, что Чацкий отсутствовал, переменилась и сама С, и ее сердечная привязанность. С одной стороны, С. стала «жертвой» московских привычек и нравов, с другой — «жертвой» новейшей русской (и питающей ее руссоистской) словесности, карамзинской литературной школы.

Она воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа и потому отвергает и чересчур язвительного, не по-московски смелого Чацкого, и традиционно московского жениха полковника Скалозуба — ограниченного, но богатого (об этой партии мечтает ее отец). «Просчитав» С. и умело разыграв роль платонического воздыхателя, который готов до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой, в ее сердце находит уголок Молчалин, угодливый секретарь отца и, по существу, приживал в доме Фамусовых.

В итоге ею недовольны все. И Чацкий, который не может поверить, что его С. очарована таким ничтожеством, и отец. Один винит во всем Москву с ее ретроградным влиянием, другой, напротив, объясняет все влиянием французским, модами Кузнецкого моста и чтением книг. Оба в какой-то мере правы. Не имея в отсутствие Чацкого возможности душевно развиваться, С. незаметно заражается «московским» духом — и одновременно подменяет свою личность условным образом модной героини. Она ведет себя то как Юлия из романа Руссо, то как московская кумушка; и над той, и над другой «маской» автор комедии иронизирует.

В 1-м д. Фамусов застает Молчалина (только что вышедшего из девичьей) в гостиной вместе с Софией; для отвода глаз С. придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Естественно, сон этот «построен» по законам баллады в духе Жуковского, которого Грибоедов печатно порицал, — и на место «жутких» бал-ладных персонажей подставлены совершенно для этого неподходящие Фамусов («Раскрылся пол — и вы оттуда, / Бледны, как смерть, и дыбом волоса!») и Молчалин («Тут с громом распахнули двери / Какие-то не люди и не звери, / Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»). Повторяя привычный комедийный «ход», Грибоедов заставляет С. облечь балладный сюжет в неподходящий размер и стиль, в данном случае — басенный; а Фамусова — «процитировать» финал баллады Жуковского «Светлана»: «Где чудеса, там мало складу».

Во 2-м д., узнав о падении Молчалина с лошади, С. вновь ведет себя не как благовоспитанная барышня, а как влюбленная героиня романа — падает в обморок: «Упал! Убился!» Тем контрастнее выглядит ее типично «московское» поведение в 3-м д., во время бала, кода С. злобно обращает риторику Чацкого («От сумасшествия могу я остеречься») против него самого и распускает слух о помешательстве бывшего возлюбленного. Романическая маска сорвана, под ней — лицо раздраженной московской барышни.

И потому расплата ждет ее тоже «двойная», литературная и бытовая. В финале комедии развеется любовный дурман С, рухнет придуманный ею романный сюжет, а сама она узнает о своем удалении из Москвы. Происходит это в 11-м явл., когда С. случайно становится свидетельницей того, как Молчалин заигрывает с Лизой и оскорбительно отзывается о ней самой. Тут же является отец («…и дыбом волоса») в окружении слуг со свечами; балладный сон сбывается вживе; Фамусов обещает дочери выслать ее из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», а Молчалина — удалить («Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»).

Про говорящие фамилии

Комедия «Горе от ума» — известное произведение А.С. Грибоедова, где тесно переплетены как классические, так и абсолютно новаторские черты драматургии. Единство места и времени, а так же говорящие фамилии героев указывают нам на влияние классицизма в пьесе. Обратимся к фамилиям героев комедии, чтобы понять, какое значение в них вкладывает автор.

Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома, где разворачиваются события пьесы. Этот герой принадлежит к так называемому «веку минувшему», то есть к старшему поколению, представители которого отличаются стремлениям к чинам и богатству любой ценой. Им непонятно и чуждо свободомыслие, новаторство и тяга к справедливости Чацкого, ведь они с детства научены почитать «в глазах пример отца», воспитаны таким образом, что не способны возразить вышестоящим лицам. Круг общения и уважение к человеку формируется по принципу того, с кем он общается, в какой находится среде, а не по его личностным качествам. Для представителей «века минувшего» много значит мнение окружающих, отсюда и корень «fama» (от лат. — молва) в фамилии героя, слишком обеспокоенного о том, что скажут про него другие.

Говорящей фамилией в пьесе также выделяется Молчалин. Без лишних слов понятно, что этот герой способен молча терпеть, почитать начальство, не проявлять собственной инициативы. Всё это — влияние на героя «века минувшего». Хотя он ещё совсем молод, ему не хватает смелости на иное мнение. Он убежден, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». Молодой человек предпочтет скрыть собственное мнение, нежели высказать его и быть наказанным.

Александр Андреевич Чацкий в этом отношении противопоставляется Молчалину. Его горячий и своевольный нрав не принимает прежних устоев. Молодой человек является представителем «века нынешнего», то есть принадлежит к передовой молодёжи, имеющей смелость не только иметь собственные, отличающиеся от прежних, взгляды на жизнь, но и открыто высказывать их. Первоначальная задумка фамилии этого героя — «Чадский». Среди общества, где открытое порицание услужливости и чинопочитания кажется сумасшествием, где его не принимают и осуждают, где он сам не в силах найти сочувствия, Чацкий чувствует себя, как в чаду — так и появляется его фамилия.

Таким образом, говорящие фамилии в комедии Грибоедова — его способ обозначить конфликт произведения и охарактеризовать героев, чтобы зрителю легче и веселее давалось восприятие комедии.

Другие сочинения: ← Роль Чацкого в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовКонфликт Чацкого и фамусовского общества →

I. Говорящие фамилии и их роль в стилистическом образе художественного произведения

Один, светлый, полюс этого произведения составляют Добросердов и Правдолюбов. Кроме того, задолго до этих произведений на русской сцене появлялись герои народного театра с не менее говорящими именами типа Зарез-Головорез, Преклонский и Безобразов.

Третий – Мокротон, что значит медленно говорящий и, наконец, четвёртый – Томес – кровопускатель. Однако справедливости ради надо сказать, что не всех персонажей «Недоросля», исходя из их имён, можно отнести к положительным или отрицательным героям.

Прежде лексически нейтральное имя собственное уже больше двух веков считается едва ли не ругательством, и уж во всяком случае, Митрофанами у нас в России принято называть лентяев, недоучек и невежд. Разумеется, в том, что это – наследие классицистического театра, сомневаться не приходится. Но не все герои оправдывают свои имена. Об этом же пишут Пётр Вайль и Александр Генис: «Фонвизина принято относить к традиции классицизма.

Например, в ней есть позиции, противоречащие друг другу, поскольку Скотинин никак не может быть отнесён к числу положительных героев. А фамилия Адама Адамыча – Вральман, отчасти русская, отчасти немецкая, – даёт начало множеству такого рода говорящих имён у авторов, наследовавших классику эпохи Екатерины Великой. Огромный интерес по интересующей нас проблеме представляет творчество А.С. Грибоедова . Как известно, перу автора «Горя от ума» принадлежат порядка десяти драматических произведений.

Но, наибольший интерес в творчестве Грибоедова в использовании им говорящих имён представляет комедия «Горе отума». Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева.

Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Кроме Н.М. Азаровой, о говорящих именах в «Горе от ума» высказывались многие авторы. Его Тугоуховский действительно глух, Молчалин – скрытен и подчёркнуто немногословен. Скалозуб к месту и не к месту острит и хохочет – «скалит зубы». Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латинским словом «молва».

Более сложным представляется анализ фамилии главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы. На вечере в доме Фамусова нам встретятся Тугоуховские, Хлёстовы (от «хлесткий»). Юлий Капитонович Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. В этой двойной фамилии нашли себе место и Батый, и батоги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]