Основные образы «Слова о полку Игореве». Подготовка к сочинению


План сочинения: «Слово о полку Игореве»

Чтобы составить план по «Слову о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе, необходимо выделить ключевые моменты произведения:

  1. История происхождения памятника, проблема его подлинности.
  2. Жанр «Слова о полку Игореве».
  3. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  4. Поход князя Игоря в половецкую степь.
  5. Гибель войска и пленение князей русских.
  6. Плач Ярославны.
  7. Главные герои «Слова о полку Игореве».
  8. Образ природы.
  9. Идейный смысл произведения.

Для сочинения на тему «Ярославна – главная героиня «Слова о полку Игореве»» понадобится дополнительный анализ кульминационного (это какого?) момента произведения – плача Ярославны.

Основные образы «Слова о полку Игореве». Подготовка к сочинению

Основные образы «Слова о полку Игореве»

  1. Разминка. Кроссворд
  2. Тема урока: «Основные образы …»
  1. Проверка домашнего задания

План по теме: «авторское и мое отношение к князю Игорю»

  1. Вступление (историческое)

Задание: Записать вступление, пользуясь ключевыми словами:

замечательный памятник древнерусской культуры

поход князя Игоря против половцев

описание событий своего времени

в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин

Примерный ответ:

“Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры.. Поход князя Игоря против половцев – центральное событие произведения. Он не только донес до нас описание событий своего времен, но и в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. В центре внимания – образ …

или

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.

  1. Основная часть (ОТНОШЕНИЕ) Двойственное?
  1. Восхищение отвагой
  2. Преклонение перед благородством («Жаль милого брата Всеволода»)
  3. Искренняя скорбь из-за пленения князя
  4. Ликование при бегстве из плена
  5. Сожаление

    из-за разрозненности князей

  6. Порицание

    за честолюбие.

  1. Заключение. Мое отношение

Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

Образ Ярославны

  1. Нежная и преданная,
  2. самоотверженная и верная

    , Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

  3. Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа

    — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.

Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.

Образ русской земли

Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове…” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

Читая текст, учащиеся делают пометки:

“P ” – уже знал;

“+” – новое;

“-” – думал иначе;

“?” – есть вопросы.

II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»>

1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.

В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.

Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»

Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.

Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».

Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».

И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.

Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

Обратите внимание: мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она насыщена синим цветом. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Сочетание жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и грусть по предстоящим потерям, и утверждение конечной победы.

.1 ученик: Посмотрите сюда: зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ободком обозначает затмение. Это символ или знак беды. На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты.

2 ученик: Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью колышутся флаги и длинные пики.

3 ученик: Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди — враги. Там ждут его грозные испытания

Загадочный автор и история создания

История создания «Слова о полку Игореве» весьма таинственна. Существует несколько версий происхождения памятника.

  1. «Слово…» было написано в период раннего Средневековья, а затем переписано более поздним автором, после чего обнаружено и обнародовано графом А.Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 18-го века.
  2. «Слово о полку Игореве» не является оригинальным произведением древнерусского искусства, а представляет собой стилизацию, созданную в новое время для поддержания авторитета русской литературы в ряду национальных европейских литератур.

Основанием для столь противоречивых гипотез (это что?) стал тот факт, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А.Мусиным-Пушкиным, который состоял обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другими документами из Кирилло-Белозерского монастыря.

Рукопись оригинала хранилась во дворце вельможи в Разгуляе и, согласно официальной версии, погибла во время московского пожара в 1812 году.

Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А.Мусину-Пушкину, однако, для этого нет очевидных оснований: граф, при всей своей учёности, не отличался литературными талантами. Есть и другие предположения.

Со временем спор о подлинности документа приобрёл идеологическую окраску: те, кто считал «Слово…» настоящим документом, именовались патриотами (это кто?), те же, кто видел в произведении искусную поделку, приравнивались чуть ли не к врагам России.

Если оставить в стороне эмоции и обратиться к содержанию памятника, очевидным станет тот факт, что автор слова создавал своё творение в эпоху, когда главный герой повествования Игорь Всеволодович был ещё жив, княжил.

Академик А.А.Зализняк, специалист по языку памятников древнерусской литературы, проанализировал языковые особенности старославянского текста (наличие двойственного числа, следы «цоканья» и др.) и сделал вывод о том, что «Слово…» не могло быть написано позднее 11 и ранее 14 века.

Исследователь А.Н.Ужанков называет точную дату: поздняя осень – зима 1200-го года. Автором учёный считает одного из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично принимавшего участие в походе.

Автор произведения противопоставляет свой язык языку «вещего Бояна», повествует о делах недавних и давно прошедших, прекрасно знает и цитирует Евангелие (оно в то время ещё не было переведено на старославянский и читалось по-гречески).

Отношение древнерусских книжников к литературной известности далеко от современных представлений. Книжники не стремились приписать подвиг сочинительства себе, они исполняли его как послушание, боговдохновенный труд, для которого они были лишь орудиями, посредниками.

Вот почему имя автора не дошло до нас. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остаётся открытым.

Переводы «Слова…»

Подлинник «Слова о полку Игореве» написан на старославянском языке. На сегодняшний день произведение существует в более чем ста языковых вариантах. Авторство перевода «Слова…» на русский литературный язык принадлежит таким выдающимся литераторам как В. А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н. А. Заблоцкий, Е. А. Евтушенко.

Знаменитый русско-американский писатель В. Набоков сделал превосходный перевод «Слова…» на английский язык. В 1977 году в Киевском издательстве был выпущен единственный экземпляр «Слова…», который состоял из четырех вариаций – на русском, древнерусском, украинском и белорусском языках.

Наиболее известные переводы произведения на русский язык принадлежат исследователям, посвятившим всю свою жизнь изучению этой памятки –Д.С. Лихачеву, О.В. Творогову, Р.О.Якобсону.

Краткое содержание и анализ произведения

Сюжет произведения (это как?) описывает событие, произошедшие в 1185 году: поход новгород-северского князя Игоря в земли половецкого хана.

Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» несколькими предложениями, речь в нём идёт о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными границами Руси.

Этот поход не являлся оборонительным, его целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и мыслил добиться победы хитрым неожиданным нападением.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к фабуле (это как?).

Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, заметен, овеян нотами ностальгии (это как?) по былым временам) выстраивает композицию «Слова о полку Игореве» таким образом, что становится ясно: поход Игоря выходит за рамки существующего уклада жизни, переворачивает основы древнерусского мировидения, нарушая религиозные и этические нормы. Так, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, день Крестных страданий Христа.

Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить цитатный план и проследить, как меняется отношение повествователя к описываемым событиям.

Автор даёт свою оценку действиям Игоря. Он сравнивает его поход с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Прежний поход был оборонительным, старый князь защищал отечество и не посягал на чужие территории.

Он вышел в путь после исповеди и Причастия, получил благословение, бил тёмные силы на протяжении всего Великого поста и к Пасхе с победой вернулся домой. Игорь же, напротив, выходит в поход на пасхальной неделе, без благословения, тайком от противника.

Весь путь его окутан мраком. Образ затмения передаёт не столько явление природы, сколько внутреннее состояние героя, его духовную растерянность.

Лишь попадая в плен к половецкому хану и бесславно спасаясь бегством, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает Божью помощь: звери, птицы, природа, сам Господь указывают ему путь домой.

Плач Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.

В завершение автор Слова обращается к русским князьям с призывом опомниться, прекратить кровавую вражду и снова стать единой семьёй.

Анализируя «Слово о полку Игореве», герои которого находятся в состоянии с самими собой и друг другом, нельзя не отметить, как ведёт себя природа в произведении.

В произведении оживают реки, поля, овраги, каждое растение и животное чувствует тревогу, предсказывает гибель войска. Князь нарушил законы справедливого жития – покусился на чужие границы, и это не принесёт ему славы. Зато обратный путь овеян духом радости, смиренного прощения, приятия.

Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» – князь Игорь Святославович, князь новгород-северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, супруга Ярославна.

Характеристика Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитёр, решителен в достижении целей, с другой – смел, грозен в бою. Сначала его речь и поступки не вызывают симпатии, но после возвращения из плена всё живое сочувствует герою.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится светлее, когда о нём вспоминает опечаленная жена. Князь нужен русской земле, как Ярославне – её супруг.

Ярославна – героиня «Слова…», ставшая символом всего русского народа в его женской ипостаси. Образ Ярославны в произведении представлен через мотив любви.

Словно «зегзица на юру», любящая жена князя просит природные стихии вернуть ей любимого.

Образ Ярославны — это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.

Женщина желает обернуться кукушкой и полететь в далёкие земли, чтобы вернуть к жизни дорогого мужа, омыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, сосредоточена не на внешнем облике женщины, а на её внутренней красоте.

В походе участвует брат Игоря князь Всеволод. Он полон мужества, отважен, собственная рана печалит его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попадает в плен.

Князь Святослав – отец Игоря и Всеволода, олицетворяет мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении междоусобиц, хочет видеть сыновей дружными.

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» даётся не прямо, а через речь героя, его наставления потомкам.

Образ Святослава в «Слове о полку Игореве»

Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в «Слове», Святослав — далеко не тот персонаж, которого знает история. Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов. Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства. В знаменитом своем «золотом слове», названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший «смутный сон», отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода («ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены»), укоряет их в том, что они «рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Обращаясь к «детям своим» (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!».

Наконец, главной мыслью «золотого слова» можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: «Но вот зло — князья мне не помогают: худо времена обернулись». Подлинно государственный подход к власти звучит в «золотом слове» Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это «слово» обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит «слава» Русской земли. Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за «золотым словом», является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]