Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Портрет Манилова и его внешность в поэме Мертвые души

Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков. Этот герой открывает галерею помещиков, созданную Гоголем. И каждый последующий хозяин пал ниже предыдущего. Таким образом, господин Манилов символизирует скромные пороки и такие качества, которые присущи многим людям, от которых легко исправиться. Манилов чрезмерно безмятежен и расслаблен. Он не о чем не беспокоится. Эти качества связаны с его ленью, что приводит к упадку хозяйства в его поместье. Крепостные героя обманывают хозяина, не работают, играют в карты и пьют, воруют. Манилов проявляет сильнейшую безответственность и не ведет учет крепостных. Иными словами, это человек непрактичный. Конечно же, все эти черты его характера отражаются на портрете персонажа.

Манилов — мужчина не старый, но и не молодой. Он находится в самом расцвете сил и энергии, но не использует ее в нужное русло. В его доме вечер чего-то не хватало, он постоянно что-то забывал. Манилов строил много несбыточных планов и мечт.

Его внешность была видной и очень приятной, но чрезмерно приторной, сладкой. И сама манера разговора у героя была такая же. Он использовал чрезмерно много уменьшительно-ласкательных слов в своей речи, был очень нежен с женой, с крепостными и с учителями детей.

У Манилова были светлые волосы и приятные голубые глаза. Автор подчеркивает, что и в них было много приторности. Когда герой смеялся, то он щурил глаза таким образом, что они превращались в щелочки и их не было видно. В этом поступке Николай Гоголь сравнивает Манилова с котом, которого погладили за ушком.

Отличительной чертой лица Манилова была его улыбка. Она была очень заманчива. Господин Манилов улыбался почти всегда. Эта привычка символизирует его спокойное отношение к жизни, постоянный положительный настрой, его нежность и безмятежный образ жизни.

Помещик был убежденным западником, поэтому носил европейский костюм, какой носили многие помещики в те времена.

Автор подчеркивает, что Манилов — это такой человек, который не выделяется из окружения других таких же помещиков. У него нет совершенно никаких особенностей, необычных качеств или же того, что бы делало его запоминающимся. Это пустой человек, который и вреда не приносит, но и добра не делает. Это выражено в его портрете, в котором нет выдающихся черт. Автор не уделяет много времени описанию внешности персонажа, потому что она пустая и бездушная.

Помещик — мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу. Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица.

Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая. Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье — пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины». Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Характеристика персонажа

Чичиков ехал до деревни Маниловки очень долго, и дорога заняла у него не 15 заявленных, а целых 30 верст. Павел Иванович не был в восторге от того, что он лицезрел в поместье:

  • неухоженная и заброшенная местность;
  • одинокий дом господ, который стоит на возвышении.

Недалеко от поместья находилась беседка, имеющая название «храм единения». Около нее располагался пруд, полностью заросший зеленью и тиной.

Маленькие избы серого оттенка поражали Чичикова своим расположением: между ними не росли деревья. И в целом вся деревня передавала ощущение пустоты. Павел объясняет это рвением Манилова идти за английской модой.

Помещик имеет приятные черты лица и обаяние, он легко отдается воле чувств. Но за маской скрыто истинное лицо, которое является черствым, бездушным и ничтожным. Он радостно встречает Чичикова и провожает его в дом.

Герой был:

  • белокурым;
  • светловолосым;
  • симпатичным.

Манилов довольно добродушен. Первое впечатление о помещике было приятным, однако со временем оно изменялось. Мужчина был отвратительным собеседником, потому что он никогда не высказывал личную точку зрения, а отмахивался общими фразами.

Внешность персонажа

Помещик с приятной фамилией Манилов – не пожилой мужчина, как говорит автор «средних лет». Его лицо запоминается чрезмерной слащавостью. Он напоминает автору приторные сладости, излишки сахара.

Черты внешности персонажа:

  • голубоглазый;
  • белокурый;
  • улыбающийся приятно и заманчиво.

Глаз у мужчины чаще не видно. Когда Манилов смеется или улыбается, закрывает глаза, жмуриться. Автор сравнивает помещика с котом, у которого чешут за ушком. Почему такие глаза? Ответ прост, издавна считается, что глаза – зеркало души. У персонажа поэмы нет души, поэтому нечего отражать.

Интересная у помещика одежда:

  • зеленый «шалоновый» сюртук;
  • теплый картуз с ушами;
  • медведи в коричневом сукне.

Отсутствие мыслей и чувств во внешности удивительно не сочетается с приятной наружностью. После общения с Маниловым сложно вспомнить его лицо, оно расплывается и теряется в памяти как облако.

Общение с Маниловым

Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.

Автор предлагает распределить общение по минутам:

  • 1 минута – приятный человек;
  • 2 минута – не знаешь что сказать;
  • 3 минута – «Черт знает что такое».

После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.

Характер героя

Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.

Какие черты характера можно считать основными:

  • безразличие;
  • лень;
  • отсутствие собственного мнения;
  • словоблудие.

Возможно, душа Манилова еще не полностью мертва. Барин любит свою семью, но сложно представить, что будет дальше, как сложится жизнь его детей. Насколько глубоко лень засела в помещике, когда его сердце очерствеет полностью, не превратиться ли он в определенный период в Плюшкина? Вопросов много, потому что автор сумел показать реальное российское лицо. Приятные и интеллигентные люди становились скучными. Они привыкали, что вокруг них все крутится. Им не нужно что-то делать, все создано до них, появляется без их труда. Маниловых можно исправить, но сначала следует пробудить их желание к жизни.

Мечты героя

У Манилова нет жизненных целей, так как вся его деятельность сводится к фантазиям. Он не обращает внимания на то, что крестьяне отпрашивались у него, а сами шли пьянствовать. Помещик смотрел на пруд и не видел, насколько он заросший. В этот момент мужчина представлял, как построит каменный мост или сделает подземный ход. Рядом с прудом должны были торговать купцы, которые поставляли бы товары для крестьян.

Манилов не привык доводить что-то до конца. В его кабинете лежала книга с закладкой на 14 странице, и за два года помещик так и не прочитал ее. Он мечтал поставить в гостиной мебель, которая будет обтянута шелком, но ткани не хватило на два кресла, поэтому их украсили рогожей.

В некоторых комнатах мебели не было, и Манилов мечтал, как обставит их, но не предпринимал для этого никаких действий. Помещик был полностью очарован Чичиковым и начал мечтать о том, как они вместе будут жить в одном доме. После прощания Манилов представляет, как они с Павлом Ивановичем построят большой дом и будут приезжать на светские вечера, царь сделает их генералами.

Особые качества

У помещика нет имени.

На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:

Прожектерство.

Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.

Сентиментальность.

Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» — сложно даже понять смысл восторженного чувства.

Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.

РУСТЬЮТОРС

Манилов в поэме «Мертвые души». Описание персонажа, цитаты из произведения.

С помещиком Маниловым, человеком еще вовсе не пожилым, имевшим глаза сладкие, как сахар, Чичиков познакомился на губернаторской вечеринке и был приглашен в гости. Оказалось, однако, что вместо обещанных пятнадцати верст до Маниловки было верных тридцать.

Дом Манилова стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом было подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», а рядом «пруд, покрытый зеленью». Недалеко находилось более двухсот «сереньких» крестьянских изб без единого деревца. День, когда Чичиков приехал к Манилову, был «какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат». В отдалении «скучно-синеватым цветом темнел лес».

Манилов — «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан

», хотя «
на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” — и отойдешь подальше; если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную
».

У всякого, по словам Гоголя, есть свой интерес, «задор» — у Манилова «ничего не было». Дома он по преимуществу молчал или думал, но «о чем он думал <…> разве Богу было известно

». При этом он курил трубку — привычка со времен службы в армии, где он считался «
скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером
». Впрочем, некоторые его мечты известны: от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы купцы продавали всякие мелкие товары, нужные для крестьян. Но эти прожекты оканчивались одними словами. «Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: “Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать”, — “Ступай”, – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать». В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная на четырнадцатой странице, книжка, которую он постоянно читал уже два года; на подоконниках аккуратные горки выбитой из трубки золы, «расставленные не без старания очень красивыми рядками», указывали на приятное препровождение времени. В его доме чего-нибудь вечно недоставало: рядом с прекрасной мебелью, обтянутой шелковой материей, стояли кресла, обитые просто рогожею; в иной комнате мебели не было вовсе; вечером подавался бронзовый щегольской подсвечник — и рядом с ним «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Стены кабинета неопределенного цвета — «голубенькая краска вроде серенькой». Черты зыбкости, неопределенности характера Манилова сказываются и в том, что в трактире он закажет много, а всего только попробует. Странны и имена детей его — древнегреческие Фемистоклюс и Алкид, неуместные в деревенской глуши.

Манилов уже восемь лет как женат, но у них с женой сохранились идиллические отношения, выражающиеся в подношении «кусочка яблочка, или конфетки, или орешка» и положении оных в «ротик» супруга; при этом голос был «трогательно-нежный», выражающий «совершенную любовь». Сюрпризы ко дню рождения («какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку»), томные и длинные поцелуи дополняли картину семейного счастья. «Они были совершенно довольны друг другом».

Хозяйством Манилов не занимается, доверяя во всем приказчику, ленивому и плутоватому. Жена его, недурная собой, одетая к лицу, обученная в пансионе французскому языку, фортепьяно и «вязанию кошельков и других сюрпризов», не вникала в хозяйство. На кухне готовилось без толку, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги нечистоплотны и пьяницы, «дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Обо всех своих знакомых Манилов и его супруга отзываются в высшей степени положительно (губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», полицеймейстер — «приятный человек», Чичиков своим посещением доставил Манилову «наслаждение… майский день… именины сердца» и т.д.).

Любимые слова Манилова — «в некотором роде

», «
какую-нибудь этакую
», слова, которые он рассыпает перед Чичиковым в изъявление своей признательности за посещение и «приятность» обращения.

Логика рассуждений Манилова проявляется в отзыве об «остроумии» Фемистоклюса: мальчик как встретит букашку, козявку, так и побежит за ней следом — поэтому отец прочит его по дипломатической части.

Намерение Чичикова купить мертвые души выбивает Манилова из равновесия. «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри

».

Сомнение, в которое повергло Манилова предложение Чичикова, сформулировалось в вопросе о том, «не будет ли <…> эта негоция <…> несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России», при этом Манилов посмотрел очень значительно в лицо Чичикова. Получив отрицательный ответ собеседника, Манилов совершенно успокоился, подарил собеседнику души и, смущенный бурно проявленной благодарностью Чичикова, «выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души

». Расчувствовавшись, он поведал Чичикову свои мечты: жить вместе с гостем под одной кровлей или философствовать «под тенью какого-нибудь вяза». По отъезде Чичикова он, куря трубку, занесся мыслями «Бог знает куда»: «
Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом <…> что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и далее, наконец, Бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать. Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания. Мысль о ней как-то особенно не варилась в его голове
»

Встретившись потом в городе, Манилов и Чичиков вновь так сильно выражали свои чувства, что у обоих целый день болели от поцелуев передние зубы; глаза Манилова исчезли совершенно — так сладко он их зажмуривал. Руку Чичикова он четверть часа держал обеими руками и нагрел ее страшно. Комплименты, которые он расточал Чичикову, могли предназначаться разве только девице, с которой идут танцевать.

«Мужички» Манилова свернуты «в трубочку» и перевязаны «розовой ленточкой»; список обведен каемкой (это была работа жены Манилова). Пока шли до присутственных мест, Манилов поддерживал, почти приподнимал Чичикова, стремясь не допустить, чтобы тот зашиб свои «ножки». В присутствии Чичиков зря боялся, что Манилов догадается об истине: обвороженный его пышными фразами о добродетели, Манилов погрузился в удовольствие любителя музыки, услышавшего такую тонкую ноту в голосе певицы, «какая невмочь и птичьему горлу».

Даже когда Чичиков попал под подозрение, Манилов отвечал, что «за Павла Ивановича всегда готов он ручаться, как за самого себя, что он бы пожертвовал всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича, и отозвался о нем вообще в самых лестных выражениях, присовокупив несколько мыслей насчет дружбы уже с зажмуренными глазами».

Автор анализа

: В.В. Шапошникова

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Дом.

Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Пруд.

Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Беседка.

Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

Образ жизни

Герой поэмы являлся зажиточным помещиком, в деревне ему принадлежали 200 домов. Он не занимался своими владениями, они развиваются без участия хозяина. Это и является следствием эффекта пустоты в деревне.

Если сравнить Манилова с Собакевичем, то можно отметить, что он не строг с крестьянами: не наказывает и не морит их голодом. Но в то же время он и не стремится к улучшению их жизни. Мужчина совершенно равнодушен к своим владениям и не занимается ими. Он не проверяет пашни, поручив эту процедуру своему помощнику.

Помещик не может назвать количество живых и умерших крепостных. Он откровенно не понимает, зачем Чичикову столько мертвых душ. Одновременно с этим Манилов мечтает жить с Павлом Ивановичем на берегу моря.

Истинный владелец всего хозяйства — это приказчик, который злоупотребляет алкоголем. Он должным образом не следит за слугами, которые спят и ничего не делают. Манилов предпочитает вести разгульный образ жизни. Его любимое занятие — курить трубку и постоянно витать в облаках, представляя себе различные картины. Помещик истинный мечтатель, однако его мечты несбыточны.

Мечтательность привела к тому, что избы в хозяйстве серые и вот-вот развалятся, но Манилов не думает об этом. Он дарит Чичикову мертвые души бесплатно в отличие от других помещиков. Это характеризует его как нерасчетливого человека, который хочет выслужиться перед Чичиковым.

Героя невозможно назвать бессердечным. Он со всеми ведет себя вежливо и тактично.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]