Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Чичиков у Коробочки

Среди помещиков, с которыми познакомился Чичиков в поисках своего особенного товара, оказалась одна женщина. Прежде Чичиков ничего не слышал о помещице Коробочке и в гости к ней не собирался. Судьба сама привела его в незнакомое поместье, где он встретился с пожилой хозяйкой.

Хозяйство Коробочки произвело на Чичикова благоприятное впечатление. Крестьянские избы крепкие, обнесены заборами, во дворах имеются запасные телеги. Заметно, что за состоянием домов здесь следят, вовремя заменяют прохудившиеся доски новыми. Старая помещица справляется с хозяйством успешнее, чем Манилов или Плюшкин. Имение Коробочки нельзя назвать крупным. В нем восемьдесят душ, но всех своих крестьян хозяйка знает по именам. Крепостные Коробочки в изобилии производят мед, пеньку, сало, птичьи перья, а хозяйка выгодно сбывает все это заезжим купцам.

Настасья Петровна хоть и оборотистая хозяйка, но по умственному развитию значительно отстает от других помещиков. Коробочка целиком погрузилась в мелочное хозяйствование. Скудоумие помещицы выражается в отсутствии у нее духовной жизни. Ее интересуют только цены на пеньку. Душевную пустоту хозяйка заполняет чревоугодием: стол перед ней ломится от всевозможных блинов, пирожков и лепешек.

Настасья Петровна долго не решается переписать на Чичикова свои мертвые души в первую очередь из боязни продешевить, но еще больше из практических соображений – вдруг самой на что-нибудь пригодятся. В подобном развороте мысли кроется подлинная сущность «дубинноголовой» помещицы. Она распоряжается хозяйством глупо и недальновидно. Торопится получить копеечную выгоду, но даже с копейками не умеет управляться: раскладывает их по мешочкам и отправляет в комод на вечное хранение.

Торгуясь с Чичиковым, Коробочка поверила, что предмет продажи какой-то чрезвычайно ходовой товар. Однако мировоззрение помещицы узко и убого. Она привыкла существовать по раз и навсегда установленному порядку, все непривычное настораживает ее. Коммерция Чичикова напугала и взбудоражила Коробочку. Сбитая с толку женщина высказала Чичикову свои сомнения и опасения, чем вызвала его негодование. Едва сдерживаясь, Чичиков терпеливо втолковывал старухе, что мертвые души – это прах, от которого нет никакой пользы.

Однако не стоит Чичикову сердиться на Коробочку, замечает автор. Иной раз, такие узколобые Коробочки встречаются даже среди государственных мужей, хоть и выглядят при этом почтенно.

В чём же дело? (Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью”, бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам”, – говорит она Чичикову.)

Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему? (Чичиков решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша”, то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу «Табели о рангах”.)

Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было”.

Сколько раз пробегала глазами эти строки, и казалось всё понятным в этом вкусном ряду. Но не тут-то было! Кому из современных школьников понятны слова «скородумки, лепёшки с припёком, пряглы, сняточки”? В чём разница между ватрушками и шанишками? Толкования этих слов нет ни в словаре С.И. Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы. Если обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка” В.И. Даля, то в течение нескольких минут можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки. (Практическая работа со словарём или выступление подготовленного ученика.)

Оказывается, скородумки – вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная, или глазунья. Шаньга – ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В.В. Похлёбкин в своём «Кулинарном словаре” уточняет, что шаньги – это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлёбкин продолжает: «…шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с солёной рыбой, со щами, с чаем – они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям”. Что, потекли слюнки? А перед Чичиковым на столе ещё какие-то загадочные «пряглы”. И этого слова нет даже у Даля. Как же так? Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить” – жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово «прягла” – оладья, толстый блинок, лепёшка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти – изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б ещё”. Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «…перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле”. Лепёшка – утолщённый блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печёной, жареной. У Коробочки подавали лепёшки с припёком. Словарь Даля объясняет: припёк – посыпка на лепёшки, блины (например: мак, лук, яйца). Какова же технология приготовления припёка? Похлёбкин пишет: «…существует разновидность блинов с припёком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке”.

Чудесная книга «О жизни, быте и нравах русского народа” Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина сообщает: «…русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые – пирожками. На масленице пекли пряженые (читай – изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами… в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками…” Значит, сняточки – это рыба? У Даля сняток (снеток) – рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушёная. Загадочный вандыш – это корюшка, а точнее, озёрная форма корюшки – снеток. Как же получался припёк к лепёшке, если эта мелкая рыбка ещё и сушёная? И В.Похлёбкин, и Н.Костомаров в своих книгах поясняют: «Сушёную рыбу – сущик – отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленным луком, гречневой или рисовой кашей (треть объёма) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги”.

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «…съел с небольшим половину”. Почему «пресный”? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувших в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку…

– У вас, матушка, блинцы очень вкусные, – сказал Чичиков, принимаясь за принесённые горячие”.

Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь. Мы же, подводя итоги урока, не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая её бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость”, которая, как оКоробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная – мимо их!”

Как вы понимаете эти слова Гоголя? (Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живёт в глуши, в её жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведённого порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.)

Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нём увидеть? (Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать ещё раз.)

Домашнее задание. К уроку внеклассного чтения прочитайте повесть Гоголя «Старосветские помещики” и сравните Коробочку и героев повести (общие черты и различия).

Характеристика помещицы Коробочки

Ее личность сочетает в себе сложные и противоречивые черты характера. Способность помещицы грамотно вести хозяйство и внимательное отношение к крестьянам наделяют ее некоторой привлекательностью. В женском образе Настасьи Петровны воплощены недостающие черты российских помещиков, ранее представленных Гоголем.

Преодолевая расстояние от помещика Собакевича к Манилову, покупатель «мертвых душ» сбивается с пути. Позднее время суток и непогода вынуждают его попроситься на ночлег в ближайшее поместье, в котором проживает одинокая помещица Коробочка. Чичиков представляется дворянином, что сразу же подкупает Настасью Петровну. Она радушно принимает незнакомого гостя в своем доме.

Автор представляет нам помещицу как вдову преклонного возраста. Она не обладает внешним обаянием, но располагает к себе своим внимательным отношением. Настасья Петровна не носит пышных нарядов и имеет странноватый вкус в одежде. Его шея постоянно обвешана какими-то лохмотьями непонятного назначения.


Вдова преклонного возраста

Имя Коробочка подчеркивает «дубинноголовость» помещицы. Такое явление было весьма распространенным среди служащих. Суть такого типа людей заключается в их узколобости и зацикленности на собственных решениях.

Гоголь очень мало пишет о ее семье. Единственным родственником выступает московская сестра, которую Настасья Петровна иногда проведывает. Неизвестно, есть ли у старухи дети, но в разговоре она упоминает о подаренных сестрой сапожках для детей.

У старухи имеются некоторые проблемы со здоровьем. По ночам ее одолевает бессонница, а в непогоду беспокоит поясница и суставы. Обладая ценными практическими знаниями, помещица активно использует народные средства для лечения.

За помещицей неоднократно подмечается бережливое отношение ко всему, что ее окружает. Она во всем поддерживает чистоту и порядок. Интерьер и бытовые принадлежности давно не обновлялись, но зато проверены временем и полностью устраивают хозяйку. Дом помещицы можно смело назвать коробочкой, которая битком набита старинными забытыми вещами.

  • Настасья Петровна относилась к категории людей, которые постоянно преувеличивают свои проблемы и жалуются на жизнь: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
  • Даже в своих сбережениях помещица организовала определенный порядок. «Целковички», «четвертачки» и «полтиннички» хранятся по отдельности, в разноцветных мешочках.
  • Ей нравится пересчитывать ежедневно свои сбережения и копить, не преследуя конкретной цели. Не имея близких родственников, помещице некому передать свои сбережения. Если бы она могла, то точно забрала бы их на «тот свет». Наталья Петровна мастерски прибедняется перед Чичиковым, пытаясь повлиять таким образом на цену предлагаемого товара.

Круг общения помещицы воспринимает ее как глупую и необразованную женщину. Настасья Петровна не использовала в разговоре красивых слов и не претендовала на образованность. Она была проста и прямолинейна. Недальновидность старухи проявлялась в отрицании всего нового и современного.

В поступках людей она прежде всего выискивала отрицательные моменты, после чего увидеть что-то полезное и положительное становилось очень сложно. Настасья Петровна обладала неким упрямством, которое становилось препятствием на пути к правильным решениям. Самой важной для нее была собственная точка зрения, доводы окружающих практически не брались во внимание.


Жадная

В помещице сочетаются противоречивые поступки. Она часто крестится и молится, что говорит о ее вере во Всевышнего. В разговоре упоминает не только Бога, но и черта. Но при этом позволяет себе раскинуть карты и погадать сразу после молитвы. Она искреннее верит, что следствием карточной раскладки становятся вещие сны. Излишняя суеверность подчеркивает невежество Коробочки.

Символические приемы Гоголя указывают на мистичность образа Коробочки. Расположение дома на отшибе, устрашающие детали интерьера, вечные причитания старухи и ее своеобразная одежда приближают ее образ к сказочному персонажу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]