Сочинения по творчеству Гончарова
- Сочинения
- Литература
- Гончаров
/
/
- Обломов и обломовщина
- Сон Обломова
- Образ и характеристика Волкова
- Сравнение Обломова и Штольца
- Образ Обломова
- Испытание любовью Обломова и Штольца
- Характеристика Обломова
- Смысл жизни в романе Обломов
- Андрей Штольц в произведении Обломов
- Характеристика Ольги Ильинской
- Анализ романа Обломов
- Женские образы в произведении Обломов
- Детство Обломова
- Отношения Ольги и Обломова в романе Обломов
- Характеристика главных героев романа «Обломов»
- Что такое «обломовщина»?
- Характеристика Судьбинского в романе Обломов
Иван Гончаров – мастер художественной словесности, выдающийся писатель, литературный критик и публицист. Он стал известен благодаря своим великим работам, таким как «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
Иван Александрович Гончаров родился в 1812 году в интеллигентной семье. Его отец был купцом, поэтому детство его прошло без забот. Когда мальчику было восемь лет, его папа умер. Воспитанием Ивана занялся его крестный отец Николай Трегуров, который по совместительству стал его первым учителем. Дальнейшее образование мальчика проходило сначала в частном пансионе, потом в Московском университете. После его окончания, уже взрослый Гончаров вернулся в родной город Симбирск. Именно тогда Иван серьезно задумался о своем будущем и о жизни в целом. Поработав недолгое время секретарем, он понял, что эта работа скучна для него, и решил уехать в Петербург. Там он устроился переводчиком иностранной переписки и впервые решил попробовать себя в роли писателя.
Первые произведения Иван Гончаров написал в конце 30-х годов. Тогда же он знакомится с известным русским критиков Белинским в доме их общего друга. Там он читает ему свой первый большой роман «Обыкновенная история». За свою работу Иван получает много хороших отзывов и похвалы. Белинский сыграл в творчестве писателя важную роль, дав ему множество дельных и полезных советов.
В 50-е годы Гончаров отправляется в кругосветное путешествие, которое длится более двух лет. Все это время он ведет дневник и записывает все события, происходившие в пути. По возвращении в столицу эти записи стали основой для написания книги «Фрегат «Паллада». Она сразу же стала очень популярной среди читателей, так как смогла погрузить их в жизнь других стран и рассказать об интересных традициях и обычаях многих народов.
В конце 50-х годов в свет вышел самый известный роман Гончарова «Обломов», а в дальнейшем в обиход поступило новое слово «обломовщина». Этот роман раскрывал проблему большей части населения того времени, а этим термином называли ленивого человека, подвластного апатии и застою личности.
Свою последнюю грандиозную работу писатель закончил уже на пенсии в 1869 году. Работа над романом «Обрыв» продлилась около двадцати лет, и Гончаров боялся, что не сможет его закончить, по причине моральной усталости и физических недугов. Но роман он все-таки завершил, несмотря на постоянные депрессии и апатию.
Иван Гончаров умер в одиночестве от воспаления легких, но его имя навсегда останется в истории русской литературы.
Гончаров Иван Александрович
Иван Александрович ГОНЧАРОВ
(1812-1891) — выдающийся русский писатель XIX века. В трудную эпоху николаевского безвременья он своим творчеством способствовал подъему духовных сил нации, вносил свой вклад в развитие русского реализма. Гончаров входил в литературу в плеяде таких писателей, как Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов, и занял среди них достойное место, создав своеобразный художественный мир.
Среди своих предшественников в литературе писатель особенно выделял Пушкина, подчеркивая его исключительное влияние на него: «Пушкин был наш учитель, и я воспитался, так сказать, его поэзиею. Гоголь на меня влиял гораздо позже и меньше»
. Гончаров всегда стремился к объективности изображения. Н. Добролюбов о
. Писателя интересовала повседневная жизнь, которую он показывал в ее нравственно-бытовых противоречиях. Он тщательно отбирал достоверные подробности жизни, из которых складывалась достаточно стройная картина, а ее основной смысл становился очевидным сам собой. Писатель старался избегать открытого выражения авторской позиции и уж тем более отказывался вершить суд над героями. Читатель его произведений почти не ощущает вмешательства автора: жизнь как бы говорит сама за себя, ее изображение лишено как сатирического, так и приподнято-романтического пафоса. Отсюда и в манере повествования отсутствует эмоциональная окрашенность. Тон повествования эпически спокойный.
При верности жизни, «безакцентности» стиля Гончаров никогда не впадал в натурализм. Более того, натурализм он считал бескрылым, лишенным подлинной художественности. Произведение писателя-натуралиста с фотографически точным воспроизведением действительности, по его представлению, не могло заключать в себе подлинно художественного обобщения. Не случайно он писал Достоевскому: «Вы знаете, как большей частью действительности мало бывает для художественной правды — и как значение творчества именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, т.е. добиться своей художественной истины»
.
Особенности творческой манеры Гончарова, характер его реализма определяются его мировоззрением, личностным статусом, пониманием творчества, его природы и законов. Так же, как и Тургенев, он придерживался либеральных убеждений, но в отличие от Тургенева, был гораздо дальше от социально-политических конфликтов современности. Писатель рассматривал общественную жизнь и ее перспективы через эволюцию социально-бытового уклада. Другими словами, его волновали не столько социально-политические, сколько бытийные проблемы. Гончаров сам достаточно прозрачно определил свои мировоззренческие ориентиры и своеобразно дистанцировался от революционности, столь характерной для его времени: «Я разделял во многом образ мыслей относительно, например, свободы крестьян, лучших мер к просвещению общества и народа, о вреде всякого рода стеснений и ограничений для развития и т.д. Но никогда не увлекался юношескими утопиями в социальном духе идеального равенства, братства и т.д., чем волновались молодые умы»
.
При этом в творчестве Гончарова нашли отражение существенные стороны современной ему действительности. Писателю удалось показать сдвиги в сознании, в системе ценностей его эпохи; он художественно осмыслил новый тип русской жизни — тип буржуазного предпринимателя.
Гончаров прожил долгую творческую жизнь, но написано им немного. Писатель долго вынашивал замыслы своих произведений, тщательно обдумывал детали, прежде чем начинал непосредственную работу над текстом. У него была собственная концепция творчества. Писатель был убежден, что подлинное произведение искусства рождается только из лично пережитого художником. «То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил — то недоступно моему перу… я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал
», — признавался он.
Первые публикации Гончарова состоялись в рукописных журналах «Подснежник» и «Лунные ночи», выпускавшихся в доме художника Николая Майкова. С его сыновьями — будущим поэтом Аполлоном Майковым и критиком Валерианом — Гончаров дружил. Это были повести «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка (1839). В каком-то смысле это были этюды к его первому роману «Обыкновенная история» (напечатан в журнале «Современник» в 1847 году). Роман стал событием и сделал Гончарова одной из важнейших фигур в отечественной литературе. Многие критики лестно отозвались о молодом писателе.
В 1849 году Гончаров опубликовал «Сон Обломова» — отрывок из будущего романа. Сам роман «Обломов» появился лишь в 1859 году на страницах журнала «Отечественные записки». В это десятилетие писатель совершил на военном корабле путешествие вокруг Европы, Африки и Азии, результатом чего стали путевые очерки «Фрегат Паллада» (1855—1857). «Обломов» — главный роман Гончарова. По мнению многих критиков, он произвел настоящую сенсацию. А.В. Дружинин писал: «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни одного малейшего, заштатнейшего города, где бы ни читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове»
.
Следующий роман писателя был опубликован еще через десять лет, в 1869 году. В течение этого десятилетия он публиковал лишь небольшие отрывки из будущего романа. «Обрыв» не получил такой высокой оценки в критике, как «Обломов». Революционно настроенные критики отнесли его к антинигилистическим романам. Но читатели с интересом встретили роман, а тираж журнала «Вестник Европы», на страницах которого он был опубликован, резко вырос.
После «Обрыва» Гончаров практически отошел от широкой литературной деятельности. Единственная критическая статья «Мильон терзаний», написанная им в 1872 году, напомнила читателю имя Гончарова. «Мильон терзаний» — талантливый и тонкий анализ комедии Грибоедова «Горе от ума»: Гончаров дал точную характеристику образов, показал актуальность комедии.
Итак, единственным жанром, в котором работал Гончаров, был роман. Писатель считал роман главным жанром, способным отразить закономерности жизни во всей их глубине. Не случайно герой гончаровского романа «Обрыв» Райский говорит: «Пишу жизнь — выходит роман, пишу роман — выходит жизнь».
Роман «Обломов» (1859)
привлек внимание критиков и читателей прежде всего своим центральным героем. Он вызывал противоречивые чувства и суждения. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» увидел за образом Обломова серьезное социальное явление, оно и вынесено в название статьи.
Вслед за Добролюбовым очень многие стали видеть в гончаровском герое не просто реалистический характер, а общественный и литературный тип, имеющий генетическое родство с гоголевским Маниловым, с типом «лишнего человека» в русской литературе.
Несомненно, Илья Ильич Обломов — порождение своей среды, своеобразный итог социально-нравственного развития дворянства. Для дворянской интеллигенции не прошло бесследно время паразитического существования за счет крепостных крестьян. Все это породило леность, апатию, абсолютную неспособность к активной деятельности и типично сословные пороки. Штольц называет это «обломовщиной». Добролюбов не только подхватывает это определение, но и находит истоки обломовщины в самой основе русской жизни. Он беспощадно и сурово судит русское дворянство, закрепляя за ним это слово «обломовщина», ставшее нарицательным понятием. По мнению критика, в Обломове автором показано стремительное падение«с высот печоринского байронизма, через рудинский пафос… в навозную кучу обломовщины»
героя-дворянина.
В образе Обломова он увидел прежде всего социально-типическое содержание и поэтому ключом к этому образу считал главу «Сон Обломова». Действительно, образ Обломовки из сна героя дает богатейший материал для понимания социальной и нравственно-психологической сущности Обломова как типа. «Сон» героя не совсем похож на сновидение. Это достаточно стройная, логичная, с обилием подробностей картина жизни Обломовки. Скорее всего, это не собственно сон, с характерными для него алогичностью и эмоциональной взволнованностью, а условный сон. Задача этой главы романа, как отмечал В.И. Кулешов, дать «предварительную историю, важное сообщение о детстве героя… Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой… получает возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась». В картине детства заложено все. Жизнь для обломовцев — это «тишина и невозмутимое спокойствие», которые, к несчастью, иногда нарушаются неприятностями. Особенно важно подчеркнуть, что среди неприятностей, в одном ряду с «болезнями, убытками, ссорами» для них оказывается труд: «Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцов наших, но любить не могли»
.
С раннего детства сам образ жизни воспитывал в Илюше чувство барского превосходства. Для всяких нужд у него есть Захары, внушали ему. И очень скоро он «сам выучился покрикивать: — Эй, Васька, Ванька! Подай то, подай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»
.
В недрах Обломовки сформировался и жизненный идеал Обломова — жизнь в усадьбе,«полнота удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения»
. Хотя Илья готов внести в свою идиллию некоторые изменения (он перестанет есть старозаветную лапшу, жена не станет бить девок по щекам, займется чтением и музыкой), основы ее неизменны. Зарабатывать на жизнь для дворянина, по его мнению, недостойно:
«Нет! Что из дворян делать мастеровых!»
Он убежденно стоит на позиции барина-крепостника, решительно отвергая совет Штольца завести в деревне школу:
«Грамотность вредна мужику, выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет»
. Он не сомневается в том, что крестьянин всегда должен работать на барина. Таким образом, инертность Обломова, ленивое прозябание в халате на диване его петербургской квартиры в гончаровском романе в полной мере порождены и мотивированы социально-бытовым укладом патриархально-помещичьей жизни.
Но образ Обломова все-таки не исчерпывается этой трактовкой. Ведь Обломов наделен удивительным сердцем, «чистым», «как колодезь глубоким». Светлое, доброе начало в Обломове так хорошо чувствует Штольц. Именно это «честное, верное сердце» полюбила в нем Ольга Ильинская. Он бескорыстен и искренен. А как глубоко он переживает прекрасное! Исполнение Ольгой арии Нормы из оперы Беллини переворачивает ему душу. У Обломова свое представление об искусстве. Он ценит в нем красоту и человечность. Поэтому- то еще в начале романа он так горячо спорит с «прогрессивным» литератором Пенкиным, требующим от искусства беспощадных обличений и «голой физиологии общества». Обломов возражает ему:«Вы одной головой хотите писать… Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью»
.
Илья Ильич не просто лежит на диване, он постоянно думает о своей жизни. Автор, размышляя об образе Обломова, видел в нем не только социальный тип определенной эпохи, но и выражение черт национального характера: «Я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского человека…»
.
Двойственную природу Обломова подчеркивал в статье о романе критик Дружинин. Он считает, что в герое идет постоянная борьба начал Обломовки с «истинной деятельной жизнью сердца». Именно эта особенность образа Обломова определила своеобразие композиции романа. Глава «Сон Обломова» играет в ней определяющую роль. Первые восемь глав романа показывают Обломова на столь любимом диване в квартире на Гороховой. Череда визитеров, сменяющих друг друга, создает некий обобщенный и почти символический образ Петербурга, который отталкивает героя. Каждый из гостей Ильи Ильича живет в суете, постоянно спешит («В десять мест в один день — несчастный!»
), занят погоней за карьерой, сплетнями, светскими развлечениями. Возникает образ пустоты, видимости жизни. Обломов не может принять такую жизнь: он отвергает все приглашения, предпочитая одиночество. В этом проявляется не только его извечная лень, но и неприятие самой сути петербургской жизни, этой безумной занятости без дела. Сон, остановивший «медленный и ленивый поток его мыслей», проясняет нам его идеалы. Они прямо противоположны основам петербургской жизни.
Обломову снится детство, идиллическое детство в стране покоя, остановившегося времени, где человек остается самим собой. Как же может он принять этот натиск и суету Петербурга, где жизнь его «достает!» Глава «Сон Обломова» отделяет визитеров от прихода Штольца. Удастся ли ему одолеть власть Обломовки над другом?
Обломов по сути своей натуры и мировоззрению — идеалист, живущий своей так и не реализовавшейся мечтой об утраченных гармонии и покое. Гончаров, размышляя о своем романном герое, так прямо и определял его: «С той самой минуты, когда начал писать… у меня был артистический идеал: это изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, т.е. всеобщей человеческой натуры»
.
Обломов не поддался энергии и сердечному участию в его судьбе друга детства Андрея Штольца. Даже любовь к удивительной Ольге Ильинской только на время выводит его из спячки. Он сбежит от них, обретя покой в доме вдовы Пшеницыной на Васильевском острове. Для него этот дом станет своего рода Обломовкой. Только не будет в этой Обломовке поэзии детства и природы и совсем исчезнет из его жизни ожидание чуда. Как это было с обитателями Обломовки его детства, незаметно для Ильи Ильича наступить смерть — его сон перейдет в вечный сон.
Образ Обломова в романе является выражением уходящего старого патриархально-родового уклада. Он привел его к бездействию и апатии, но он же сделал его благородным, мягким, добрым. Обломов — мечтатель, неспособный обратить силы души, ум, чувства на достижение практических целей. Гончаров, создав образ Штольца, показал, что в России появляется новый тип личности, человек, свободный от идеализма и мечтательности. Человек дела, расчета, Андрей Штольц хорошо знает свои цели. Еще в юности он четко определил свою главную жизненную задачу — добиться успеха, прочно стоять на ногах. Практическая цель заменила ему идеал. Он без сомнений и душевных бурь шёл к ее достижению и добился своего. Видимо, такие практические деятели, по Гончарову, должны представлять новую Россию, ее будущее. Но в романе только рядом с Обломовым Штольц интересен по-человечески. В своей деятельности, данной, правда, лишь вскользь, Штольц однопланен и скучен. Их брак с Ольгой как будто вполне счастливый, однако умный Штольц видит, что Ольгу что-то тревожит и томит. Ольга, в отличие от мужа, не может променять «мятежные вопросы» бытия на прочное благополучное существование. Что же показал в Штольце Гончаров? Принципиальную ущербность, духовную бескрылость буржуазного человека, а значит, и неспособность его стать подлинным героем времени, надеждой России? Или таким образом выражена авторская симпатия к герою старой России — Обломову (при том, что все отрицательные черты его натуры и поведения нисколько не смягчаются?) Трудно дать однозначный и определенный ответ на эти вопросы. Скорее в этих героях романа проявились объективные противоречия русской действительности того времени. Правда, реальный буржуазный делец России в большей мере был похож на пройдох Тарантьева и Мухоярова, чем на умного и благородного Штольца.
Настоящим открытием Гончарова было создание нового женского типа в романе. Ольга Ильинская отличается от всех предшествующих женских персонажей в русской литературе. Она — натура деятельная, а не созерцательная и живет не только миром чувств, но ищет конкретного дела. Ее любовь к Обломову родилась из желания возродить, спасти опустившегося человека. Ольга отличается «красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка». Полюбив Обломова, она надеется излечить его от апатии, но, осознав безнадежность заболевания, расстается с ним. При всей любви к Ольге Обломов боится силы ее чувства, видит в любви «не покой» и готов к бегству. Весенний роман Обломова и Ольги Ильинской написан с такой поэтической силой, что образ Ольги оказывается необычайно привлекательным и заключает в себе типические черты нового женского характера.
Гончаров — художник-реалист. «Органическое» движение бытовой жизни интересует его гораздо больше, чем бурные страсти и политические события. В романе воссоздается повседневная жизнь людей. Писатель уделяет большое внимание предыстории центральных героев, повествуя об их семейно-бытовом воспитании. Истоки характеров заключаются именно в нем. В создании характеров он всегда шел к раскрытию внутреннего содержания через внешние детали, портрет. Например, важную роль в создании образа Пшеницыной играет портретная деталь — «голые локти», В основном, портретные и предметные детали указывают на тот социальный уклад, в котором герой сформировался и черты которого несет в себе. Выразительны в этом отношении «маленькая перчатка» Ольги, забытая у Обломова; «обломовский халат». Детали портрета и предметный мир носят у Гончарова не столько психологический, сколько эпический характер.
В романе «Обломов» проявилось мастерство индивидуализации речи персонажей. Выразительны диалоги. Роман Гончарова «Обломов» до сих пор привлекает читателей и исследователей, рождая новые трактовки образов персонажей и авторской позиции.