Сочинение: Что такое «Обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)


Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

У нас появилась новая характеристика Обломова.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание березы (про березу)
    Когда речь заходит о берёзе, невольно вспоминаются знаменитые есенинские строчки: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». А сколько других известных поэтов
  • Сочинение по повести Не стреляйте в белых лебедей Васильева
    Главной темой произведения являются авторские размышления о взаимоотношениях природы и человека, а также нравственное отношение людей к окружающему их животному миру.
  • Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)
    Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Критик Добролюбов об обломовщине

В 1859 году известнейший русский критик Николай Александрович Добролюбов пишет статью «Что такое обломовщина», дает характеристику герою произведения и явлению, названному в честь фамилии Ильи Ильича. В статье критик обнажает причины возникновения пагубного явления.

Обломовщина в романе – типизация образа русской жизни середины XIX века, прозябание русского человека без цели, в бездействии, апатии и лени. Обломов – человек неглупый, понимающий, добрый характером, но – «лишний». Мысли и слова героя расходятся с делами и поступками. Обломовщина уничтожает лучшие черты личности, умение действовать, добиваться цели, двигаться вперед в развитии.

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь. Он задается вопросами почему он такой. Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Сочинение: Обломов и Обломовщина в романе Гончарова «Обломов»

(438 слов) «Обломов» – один из наиболее популярных и значимых романов девятнадцатого века. Гончаров блистательно показал образ эпохи, лицо своего поколения. Илья Ильич Обломов является олицетворением русского дворянина, столкнувшегося с требованиями нового времени и ставшего «лишним человеком», потерявшимся в жизни. Герой Гончарова положил начало нарицательному наименованию людей своего типа и того образа жизни, который они ведут. Какой же смысл несет понятие «обломовщина» и чем так интересен характер героя?

Илья Ильич – русский дворянин, воспитанный в традиционной патриархальной семье. Еще мальчиком Обломов привык к заботе и постоянному вниманию, комфортному быту. День Обломова был заполнен многочисленными и обильными приемами пищи и играми на природе. Домашние следили за каждым шагом мальчика, нежного и немного избалованного. Дожив до тридцати двух лет, Илья Ильич в привычках своих остался ребенком. Слуга Захар, сварливый, но верный, заменил ему няню.

Обломов будто живет в иллюзорном мире, сонном и пыльном, да и сам он такой же, как и его неприбранная квартира и изношенный старомодный халат. Он ленив, не желает учиться новому, с презрением и осторожностью взирая на все незнакомое. Он почти полностью отгородился от внешнего мира, с опаской встречая тех, кто приходил с улицы, «с холоду».

Однако полумертвенный быт обломовского дома не отражает внутреннего состояния Ильи Ильича, порывов его души. У Обломова чуткое сердце, полное сочувствия и любви к людям. Он тонко чувствует красоту природы и искусства, человеческое тепло. Он способен на глубокое чувство привязанности и любви; Обломов – чудесный друг.

Также герой умен и проницателен. Прекрасно понимая свое положение, Обломов продолжает мучиться безволием и безынициативностью, покоряясь инерции своего привычного существования.

Автор утверждает пагубность подобного образа жизни, что и выражается в шутливо-горьком наименовании, данном Обломовым своей «болезни» — обломовщине. У людей, подобных Обломову, нет будущего; вся дворянская Россия, взращенная на крепостном труде, не способна больше угнаться за временем, соответствовать его требованиям. Но может ли герой изменить свое положение? Способен ли Обломов перестать быть Обломовым? Способны ли русские поместные дворяне превратиться в деятельных и прогрессивных капиталистов, и останутся ли они при этом дворянами или станут кем-то другим?

К сожалению, в современном языке понятие «обломовщины» потеряло часть своего содержания. Сейчас называя кого-то Обломовым, мы не принимаем во внимание трагичность положения героя и глубокую историческую обусловленность характера героя. Несмотря ни на что, Обломова нельзя безоглядно назвать лентяем и сибаритом, неспособным ни на что значимое и интересное. Обломову была подарена живая душа, отзывчивая и добрая. Именно потому печальная судьба героя вызывает сострадание. Гончаров вложил в героя искреннее стремление к чистоте, по младенчески открытую душу, без чего, по мнению автора, не может существовать истинно духовный человек. Однако обломовщина — «обратная сторона медали»; это то, что усыпляет и омертвляет человеческую душу, препятствует ее развитию и обогащению, вставая на пути счастливой жизни героя и обрекая его на медленную, подобную засыпанию, смерть.

Автор: Екатерина Озаровская

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]