Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»
Роман И. А. Гончарова построен по принципу изображения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биографии. Содержание его направлено на осмысление жизни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.
Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зависит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лирическим элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части романа действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключительно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага… Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове…»)
Большое значение в композиции романа играет глава «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломова. Условия помещичьего быта и дворянского воспитания и загубили в нем живой ум, стремление к какой-либо деятельности и породили апатию и безволие.
Во второй части романа показана сильная и гармоничная личность Штольца, описано его русско-немецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о неподвижность, боязнь перемен и равнодушие к собственной судьбе Ильи Ильича.
В четвертой части описывается «выборгская обломовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой женится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова погружается в спячку, а затем умирает. Эта часть является постпозицией романа.
Композиция произведения полностью соответствует идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую
душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.
Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых формировалась личность главного героя, а также прослеживает его эволюцию (а точнее деградацию).
Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Ильич объясняется в любви Ольге, является кульминацией. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.
«Обломов» относится к психологическому направлению в литературе. В характере главного героя выделяются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социальной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает своего героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не похож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жестокости, напротив, он кроток, добр, благодарен.
В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.
По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в романе одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены отношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напротив, она обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из героев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обломов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутреннего облика.
В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычайно ясен и выразителен.
И. А. Гончаров показывает жизнь героев в моменты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения сведены до минимума.
И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг друга. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни преходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вчера отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже отошла… Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже… любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется куда-то вперед…» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».
Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не может, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкального произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.
Портретное описание героя в романе является важным элементом в создании его образа. Например, Обломов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внешность героев. У Обломова «господствующим и основным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный… », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».
Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».
Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и интереса, дорожит только своим спокойствием, совершенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.
Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает…» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, поэзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.
При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Обломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяина, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в зависимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следствие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попадаешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит… в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает…». Но после разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторону халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеевны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».
Очень подробны описания интерьеров, особое внимание автор уделяет бытовым подробностям. Например, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало…
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на человечестве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «прорехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и любовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.
Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Обломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств…», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обломовке несет не только физическое, но и в какой-то степени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиного, такою заметною жизнью».
Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жизни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наряду с прекрасной погодой, купанием в реке, составлением букета для жены, вкусный завтрак: «Чай готов… Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…»
При сравнении жизни в Обломовке и в предполагаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в праздничные дни… стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог…».
И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней водкой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).
Роман И. А. Гончарова был высоко оценен современниками, вызвав многочисленные критические отклики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Тургенева, заметившего после его прочтения: «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жизни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших вопросах жизни, о своем назначении в ней.
Художественное мастерство Гончарова в романе
Урок 45
Художественное мастерство Гончарова в романе.
Урок — исследование «Художественное мастерство Гончарова в романе» проходит в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем.
1 группа «Пейзаж и его функции в романе». Задание: подберите эпиграф к ответу
Подумайте, как автор описывает природу. Приведите цитаты. С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы. Достигают ли образности эти картины? Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образы жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи? Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.
2 группа «Портрет как средство создания образа литературного героя». Задание: вспомните, что такое портрет? Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа? Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры? Подтвердите, ваши ответы цитатами. Распределите каждому участнику работу над портретом одного героя. Придите к общему выводу по данному вопросу (см. тему). Подберите эпиграф, с которого начнете свой ответ.
3 группа «Сожаление о старом халате». Задание: Подумайте, как описывает быт героев автор? Использует ли он мелкие детали? Подробны ли описания интерьеров? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича). Подтвердите ваши рассуждения цитатами (пусть их зачитают другие участники группы по ходу вашего ответа). Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев? Итак, каково бытописание? Закончите5 ответ выводом: какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?
4 группа «Особенности речи героев». «Речевая характеристика — характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова или обороты, указывающие на его род деятельности. Социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности». (Школьный словарь литературных терминов).
Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. Указывает ли их речь на то, о чем говорится в определении? Распределитесь в своей работе над речью разных героев (например, Обломов — 1 ученик и т.д.). обязательно подтвердите ваши ответы цитатами из текста. К какому общему выводу вы пришли? (см. тему).
5 группа «Мотив еды и его функции в романе».
Как я люблю французское панно,
Где овощи, и рыбы, и вино,
И дичь богатая на блюда плоском —
Янтарно-желтым отливает лоском.
Георгий Иванов
Используя этот эпиграф в своем ответе, подумайте, что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? Проявляется ли в этом юмор автора? Только ли физическое насыщение несет в себе еда? Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах? Сравните отношение к ней Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами (другие ученики читают). К какому выводу вы пришли? (см. тему).
6 группа. Творческие работы. Задание: напишите письмо Захару (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Обломову) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.
— Подведение итогов работы групп экспертами (связать с эпиграфом урока). При подготовке эксперты заранее могут познакомиться, как рассматриваются некоторые вопросы в «Семинарии» (газета «Литература» № 2, 2000). Творческие задания для групп подготовлены учителем Медведевой И.Н. (ср. шк. № 15, город Глазов).
Домашнее задание:
В качестве итоговой работы по творчеству И.А.Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это ядовитое слово «обломовщина», «Есть ли сатира в романе «Обломов»?, «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов — общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «Старое и «новое» в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов» (по книге Ю.В.Лебедева, М.Б.Кузнецовой «Литература. 10 класс. «Методические советы». Пособие для учителя).