Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»


Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо­бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра­фии. Содержание его направлено на осмысление жиз­ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави­сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче­ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома­на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи­тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо­ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до­вольно сделано сегодня для общего блага… Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку­шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове…»)

Большое значение в композиции романа играет гла­ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо­ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита­ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка­кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо­ничная личность Штольца, описано его русско-не­мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод­вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен­ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло­мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же­нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по­гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля­ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству­ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор­мировалась личность главного героя, а также просле­живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль­ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци­ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ­лению в литературе. В характере главного героя выде­ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль­ной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением ин­дивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает сво­его героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не по­хож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гого­лем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жесто­кости, напротив, он кроток, добр, благодарен.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в рома­не одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены от­ношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судь­бу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав­тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро­тив, она обогащена научно-публицистическими сло­вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге­роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло­мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне­го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай­но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен­ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз­ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг дру­га. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни пре­ходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вче­ра отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже ото­шла… Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже… любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется ку­да-то вперед…» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».

Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не мо­жет, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкаль­ного произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.

Портретное описание героя в романе является важ­ным элементом в создании его образа. Например, Обло­мов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внеш­ность героев. У Обломова «господствующим и основ­ным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразлич­ный… », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, ма­леньких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров­ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч­ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при­знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло­ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин­тереса, дорожит только своим спокойствием, совер­шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он бес­престанно в движении: понадобится обществу по­слать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспосо­бить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает…» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, по­эзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.

При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Об­ломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяи­на, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как по­слушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в за­висимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следст­вие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попа­даешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит… в домаш­нем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнич­ки рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает…». Но по­сле разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторо­ну халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеев­ны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».

Очень подробны описания интерьеров, особое вни­мание автор уделяет бытовым подробностям. Напри­мер, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел­ковою материею, красивые ширмы с вышитыми не­бывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, брон­за, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь­ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра­циозными стульями красного дерева, шаткими эта­жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де­рево местами отстало…

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка­ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та­релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва­лялись хлебные крошки.

Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, ле­жащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и во­обще лишено было живых следов человеческого при­сутствия. На этажерках, правда, лежали две-три раз­вернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожел­тели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем ис­пуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на челове­честве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «про­рехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и лю­бовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к со­усу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Об­ломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоро­венького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств…», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обло­мовке несет не только физическое, но и в какой-то сте­пени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суети­лось и заботилось, все жило такою полною, муравьи­ного, такою заметною жизнью».

Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жиз­ни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наря­ду с прекрасной погодой, купанием в реке, составле­нием букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го­тов… Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…»

При сравнении жизни в Обломовке и в предпола­гаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич­ные дни… стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопро­литий. Пекли исполинский пирог…».

И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Ага­фьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней вод­кой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).

Роман И. А. Гончарова был высоко оценен совре­менниками, вызвав многочисленные критические от­клики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Турге­нева, заметившего после его прочтения: «Пока оста­нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жиз­ни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших во­просах жизни, о своем назначении в ней.

Художественное мастерство Гончарова в романе

Урок 45

Художественное мастерство Гончарова в романе.

Урок — исследование «Художественное мастерство Гончарова в романе» проходит в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем.

1 группа «Пейзаж и его функции в романе». Задание: подберите эпиграф к ответу

Подумайте, как автор описывает природу. Приведите цитаты. С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы. Достигают ли образности эти картины? Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образы жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи? Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.

2 группа «Портрет как средство создания образа литературного героя». Задание: вспомните, что такое портрет? Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа? Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры? Подтвердите, ваши ответы цитатами. Распределите каждому участнику работу над портретом одного героя. Придите к общему выводу по данному вопросу (см. тему). Подберите эпиграф, с которого начнете свой ответ.

3 группа «Сожаление о старом халате». Задание: Подумайте, как описывает быт героев автор? Использует ли он мелкие детали? Подробны ли описания интерьеров? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича). Подтвердите ваши рассуждения цитатами (пусть их зачитают другие участники группы по ходу вашего ответа). Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев? Итак, каково бытописание? Закончите5 ответ выводом: какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?

4 группа «Особенности речи героев». «Речевая характеристика — характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова или обороты, указывающие на его род деятельности. Социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности». (Школьный словарь литературных терминов).

Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. Указывает ли их речь на то, о чем говорится в определении? Распределитесь в своей работе над речью разных героев (например, Обломов — 1 ученик и т.д.). обязательно подтвердите ваши ответы цитатами из текста. К какому общему выводу вы пришли? (см. тему).

5 группа «Мотив еды и его функции в романе».

Как я люблю французское панно,

Где овощи, и рыбы, и вино,

И дичь богатая на блюда плоском —

Янтарно-желтым отливает лоском.

Георгий Иванов

Используя этот эпиграф в своем ответе, подумайте, что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? Проявляется ли в этом юмор автора? Только ли физическое насыщение несет в себе еда? Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах? Сравните отношение к ней Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами (другие ученики читают). К какому выводу вы пришли? (см. тему).

6 группа. Творческие работы. Задание: напишите письмо Захару (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Обломову) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

— Подведение итогов работы групп экспертами (связать с эпиграфом урока). При подготовке эксперты заранее могут познакомиться, как рассматриваются некоторые вопросы в «Семинарии» (газета «Литература» № 2, 2000). Творческие задания для групп подготовлены учителем Медведевой И.Н. (ср. шк. № 15, город Глазов).

Домашнее задание:

В качестве итоговой работы по творчеству И.А.Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это ядовитое слово «обломовщина», «Есть ли сатира в романе «Обломов»?, «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов — общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «Старое и «новое» в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов» (по книге Ю.В.Лебедева, М.Б.Кузнецовой «Литература. 10 класс. «Методические советы». Пособие для учителя).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]