О произведении
Сказка «Незнайка в Солнечном городе» Носова была написана в 1958 году, это вторая книга из трилогии о коротышках и Незнайке. В книге повествуется об увлекательных приключениях любимого героя и его друзей. Благодаря волшебной палочке они смогли понять, как важно оставаться честным и порядочным и совершать добрые поступки.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Незнайка в Солнечном городе» по главам.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Путешествие
Незнайка с Кнопочкой попросили у волшебной палочки автомобиль. К ним присоединился Пачкуля Пестренький. Они отправились в Солнечный город. В дороге они увидели автомобили разных конструкций, пароход и паровоз, трактор и комбайн. Сейчас мы узнаем, в чем состоят приключения друзей и их краткое содержание. Незнайка в Солнечном городе и его друзья обратили внимание, что все дома в нем очень красивые, а по улицам ездит много автомобилей, которые имели самые разные конструкции.
Они зашли в многоэтажный дом, у которого был эскалатор. Покатавшись на нем, они прошли дальше и увидели столовые, в которых коротышки не только ели, но еще сидели за шахматами, лото, домино, читали газеты. Во дворах все играли в пинг-понг, в футбол, в волейбол, в городки. Кое-где были бассейны для плавания. Театр или кино были почти в каждом доме. Заглядевшись на один из высоких домов, Незнайка натолкнулся на коротышку по имени Листик и обозвал его ослом. Листик вежливо с ним разговаривал, но несдержанный Незнайка превратил Листика в ослика. Что еще натворит наш герой, мы узнаем, читая краткое содержание («Незнайка в Солнечном городе» — уникальное произведение).
Краткое содержание
Часть первая
Главы 1–5
После путешествия в Зеленый город Незнайка изменился – «значительно поумнел, стал учиться читать и писать, прочитал всю грамматику и почти всю арифметику». Но вскоре учеба ему надоела, и он принялся мечтать. Незнайка подружился с Кнопочкой, которая тоже очень любила помечтать. Однажды она рассказала, что можно получить волшебную палочку, если совершить подряд три хороших поступка.
Незнайке очень хотелось получить волшебную палочку, и он принялся за дело. Однако ему никак не удавалось выполнить условие: после хорошего поступка обязательно следовал какой-то плохой. Он взял себя в руки и был очень вежливым, всем помогал, но палочка так и не появлялась. Незнайка решил, что «эту сказку нарочно придумали, чтоб какие-нибудь глупые коротышки приучались совершать хорошие поступки».
Неожиданно мечта Незнайки исполнилась. Он встретил на улице странного старичка, который подарил ему волшебную палочку, но с одним условием: если совершить «три плохих поступка, волшебная палочка потеряет свою волшебную силу». Незнайка очень обрадовался и побежал к Кнопочке. Друзья решили отправиться в путешествие и взяли с собой за компанию коротышку по имени Пачкуля Пестренький. У него «были два правила: никогда не умываться и ничему не удивляться». Он был очень грязным, и Незнайка с Кнопочкой поставили перед ним условие – непременно помыться перед путешествием. Пачкуля с большой неохотой согласился.
Главы 6–9
По дороге коротышки увидели настоящий пароход, железную дорогу и реактивный поезд. Пестренький не показывал своего удивления, и это очень злило Незнайку. Во время путешествия друзей ожидало немало веселых и опасных приключений. Они узнали, что Солнечный город, куда они держали путь, назван так потому, «что там всегда хорошая погода и всегда светит солнце». Как только на небе появляются тучи, местные коротышки распыляют на них специальный порошок, и они исчезают. Дождь в Солнечном городе устраивают только ночью и только в садах и огородах.
Проезжая мимо красочных, разноцветных полей, друзья увидели в работе чудо-машину Циркулину, которая самостоятельно «срезает траву, потом вспахивает землю плугом, сажает зерна при помощи имеющейся внутри механической сажалки и, наконец, боронит». Механик Калачик показал путешественникам еще немало интересных машин, необходимых в сельском хозяйстве.
Главы 10–16
Солнечный город поразил воображение коротышек. Они любовались огромными домами странной конструкции, необычными машинами, эскалаторами и желобами для спуска с верхних этажей. Когда на Незнайку случайно налетел зазевавшийся коротышка по имени Листик, тот рассердился и с помощью волшебной палочки превратил его в осла.
Путешественники поселились в гостинице «Мальвазия», где им предстояло разбираться с незнакомой бытовой техникой. Перед сном Незнайка вспомнил о Листике, и его стала мучить совесть. Он даже среди ночи сделал зарядку и попросил Пестренького как следует обругать его.
Листик и его подружка Буковка «прославились тем, что очень любили читать книги». Они даже устроили в городе книжный театр, в котором читали книги всем желающим. В тот день друзья должны были встретиться, но Буковка так и не дождалась Листика, который непонятно куда пропал. В газетах написали о таинственной пропаже Листика. Когда Незнайка прочел в газете сообщение о бесхозном осле в зоопарке, он уже знал, где искать пропавшего коротышку.
Друзья впервые оказались в зоопарке. Они подивились тому, как здесь все устроено, какие интересные птицы и животные здесь живут. Незнайка не знал, как выглядит Листик в облике осла, и на всякий случай всех трех ослов в зоопарке превратил в коротышек. Однако эти ослы не были раньше коротышками, они повели себя как настоящие хулиганы, и Незнайка даже подрался с одним из них. В результате он оказался в милиции.
Часть 2
Главы 17–19
Незнайка сбежал из милиции при помощи волшебной палочки. Кнопочка принялась ругать его за недостойное поведение, и друзья условились, что отныне будут «осматривать город как настоящие путешественники». Они познакомились с архитектором Кубиком, который показал самые удивительные дома Солнечного города: в виде уступов, музыкальных инструментов, воздушного шара. Вместе с Кубиком друзья отправились на заседание архитектурного комитета, где обсуждался вопрос строительства вращающихся домов. Пестренький от скуки заснул и стал так громко храпеть, что друзьям пришлось вывести его.
На улице «все трое умылись водой из фонтана» и отправились в театр смотреть представление. Незнайке особенно понравился артист Блинчик, который очень ловко менял свою внешность и играл на разных инструментах. После окончания представления друзья вернулись в гостиницу.
Главы 20–24
На следующее утро герои опять повстречали Кубика, который предложил им продолжить экскурсию. Он познакомил их с инженером Клепкой, и все вместе отправились на одежную фабрику. Там их встретил коротышка Карасик, пообещавший раскрыть «все тайны здешних мест». Он показал, как шьется на специальных станках одежда, как окрашиваются ткани и печатаются рисунки.
Далее Клепка повез друзей на мебельную фабрику. Они «были очень удивлены тем, что стулья, столы, шкафы, диваны, кровати изготовлялись здесь не из дерева, а из различных пластических масс». Герои также побывали на фабрике телевизоров и увидели, как происходит «изготовление больших плоских настенных широкоэкранных телевизоров». После этого Клепка повез друзей на фабрику хозяйственных предметов, на книжную фабрику, фабрику музыкальных инструментов и во многие другие интересные места.
На следующий день герои посетили Солнечный парк, где Незнайке больше всего понравился Шахматный городок. Это было замечательное место, которое посещали все любители шахмат. При этом «шахматисты были обычно одеты в клетчатые костюмы, а шахматистки — в платьица, украшенные разноцветными шахматными фигурками». Они играли сами с собой, друг с другом, со специальным компьютером. Незнайка с удовольствием сыграл несколько партий, в то время как Кнопочка и Пестренький катались на аттракционах.
Главы 25–33
Тем временем ослы, превращенные Незнайкой в коротышек, продолжали хулиганить. В газетах стали «появляться сообщения о том, что где-нибудь кого-нибудь облили водой из шланга, где-нибудь кто-нибудь споткнулся о верёвку и разбил себе лоб, где-нибудь в кого-нибудь бросили из окна каким-нибудь твёрдым предметом, и тому подобное». Для вежливых и прекрасно воспитанных жителей Солнечного города это было недопустимо. Хулиганов окрестили ветрогонами, и вскоре некоторые коротышки стали подражать их поведению. Нарушителей порядка ловили милиционеры. Улицы города опустели, так как все опасались выходок ветрогонов.
Незнайка понял, что допустил страшную ошибку, превратив обычных ослов в коротышек. Кнопочка потребовала, чтобы он немедленно превратил ветрогонов обратно в ослов. К тому же Листик до сих пор не был найден. Друзья вновь отправились в зоопарк, но там им сообщили, что невероятно умного осла отправили в цирк. Незнайка отыскал осла и потребовал, чтобы он вновь стал Листиком, «однако никакого превращения не произошло». Незнайка долго тряс палочкой и выкрикивал заклинания, но безрезультатно. Тогда появился волшебник и сообщил, что Незнайка совершил три плохих поступка и поэтому палочка утратила свою силу.
Незнайке стало очень стыдно, и он попросил волшебника сделать так, чтобы в Солнечном городе все стало как прежде. Кнопочка попросила у волшебника поскорее вернуться в Цветочный город, а Пестренький захотел всегда быть чистым без умывания.
По дороге домой друзья вспоминали свои приключения. Незнайка мечтал, чтобы Цветочный город стал таким же, как Солнечный. Он пожалел, что нет волшебной палочки. Кнопочка ответила, что лучше бы он вместо волшебной палочки попросил у волшебника немножко ума – «у кого ума достаточно, тому и волшебная палочка не нужна».
Николай Николаевич Носов Сказочная повесть «Незнайка в солнечном городе» Краткое содержание
Рассказы Николая Носова заслуженно причисляют к классике детской литературы. «Живая шляпа», «Замазка», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие удивительные рассказы нашли своё отражение в мультипликации и каждый день радуют малышей и родителей добротой, чувством юмора, поучительностью и оптимизмом. Одно из самых узнаваемых и любимых произведений писателя — трилогия сказочных повестей о Незнайке. С кратким содержанием «Приключений Незнайки и его друзей» вы уже знакомы, но на этой книге похождения коротышек не заканчиваются, а только начинаются. Настоящие чудеса и волшебство ждут нашего героя и его друзей во второй повести «Незнайка в Солнечном городе».
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- /10
Вопрос 1 из 10Кто является автором произведения «Незнайка в Солнечном городе»?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Ксения Чиркова
10/10
- Ольга Минаева
10/10
Дальнейшие приключения
Попав в гостиницу, путешественники увидели на стене огромный экран. Писатель предсказал появление современных плоских настенных телевизоров. На много лет вперед заглянул Носов. Незнайка в Солнечном городе и его спутники увидят сенсорное управление приборами навигации, лазерную печать, системы видеонаблюдения. Когда Незнайка лег спать, то с ним заговорила совесть. Она укоряла его за поведение с Листиком. На следующее утро Незнайка из газет узнает, что в зоопарке появился новый ослик. Он решает исправить положение и зовет Кнопочку и Пачкулю сходить в зоопарк. Совесть все время мучала Незнайку и торопила его. Он по ошибке одного за другим превращает 3-х настоящих ослов в коротышек.
Они оказались хулиганами. Из-за одного из них наш герой попал в милицию. Он очень испугался и решил выбраться из нее при помощи волшебной палочки. Стены обрушились, и милиционер Свистулькин получил сотрясение мозга и оказался в больнице. Совесть потом поговорит с Незнайкой о его поведении, а мы пока продолжим свое краткое содержание. Незнайка в Солнечном городе увидит много чудес.
Центральные и второстепенные герои
Прежде чем читать «Незнайку в Солнечном городе» Носова в кратком содержании и писать пересказ, следует познакомиться с персонажами, которые будут встречаться в книге. К основным действующим лицам относятся:
- Незнайка — мечтательный и ленивый мальчуган, настоящий хулиган, часто грубящий окружающим. При этом он истинный весельчак, хранящий верность своим друзьям. Отважный путешественник.
- Кнопочка — подружка главного героя, обожающая сказки. В ней развито чувство справедливости, поэтому она нередко спорит с товарищами. Рассудительная и ответственная девочка.
- Пачкуля Пестренький — мальчик небольшого роста, известный своей неопрятностью. Он никогда не умывается и ничему не удивляется. Постоянно влипает в передряги, из которых его приходится выручать.
- Волшебник — истинный маг с длинной бородой, узнавший о мечтаниях Незнайки. Главному коротышке сказки он дает волшебную палочку, с чего и начинаются приключения друзей.
- Кубик — лучший архитектор Солнечного города, который подружился с цветочными жителями. Обладает плохой памятью, но весьма изобретателен и сообразителен. Любит хвастаться своими строительными работами.
- Ниточка и Иголочка — работницы швейной фабрики Солнечного городка, обладающие значительными талантами, постоянно спорящие друг с другом.
- Карасик — коллега Ниточки, подрабатывающий театральным артистом.
Конечно, нельзя забывать и о других персонажах. В содержании «Незнайки в Солнечном городе» читатель встретит Пилюлькина — местного врача Цветочного городка, а также Вертибутылкина, придумавшего самые необычные дома, крутящиеся вокруг своей оси. На страницах также повстречаются Клепка (инженер), Буковка и Листик (двое малышей, обожающих читать), Свистулькин (полицейский), Компрессик (ответственный доктор) и другие герои.
Сюжет по главам
Содержание «Незнайки в Солнечном городе» состоит из 33 глав. Все они между собой связаны единым увлекательным сюжетом, который очень нравится маленьким детям.
Для знакомства со сказкой «Незнайка в Солнечном городе» Носова можно прочитать её краткое содержание, которое поможет создать общее впечатление и познакомить с её героями. Главный персонаж — коротышка Незнайка, который мечтал о волшебной палочке. С первой по пятую главы рассказывается, что после путешествия в прекрасный город центральный персонаж изменился. С ним произошли следующие перемены:
Когда учёба Незнайке надоела, он стал сначала мечтать, а затем подружился с Кнопочкой, которая рассказала ему, как получить необычную палочку, если поступить хорошо три раза подряд. Незнайке очень хотелось такую палочку. Ему пришлось немного потрудиться, так как всегда у него после хорошего поступка следовал плохой.
Когда главный герой уже совсем перестал верить, что его мечта может осуществиться, он встретил на улице старичка, который и подарил ему волшебную палочку. Коротышка тут же пошёл к Кнопочке, после чего они вместе отправились в увлекательное путешествие в Солнечный город.
С шестой по девятую главы повествуется о том, что же коротышки смогли увидеть во время своего путешествия. Сюда относятся:
- настоящий пароход;
- железная дорога;
- реактивный поезд.
Узнали герои, что город так называется, поскольку в нём всегда светило солнце, и царила хорошая погода. Чтобы в нём не было дождя, его жители распыляют специальный порошок на тучи, после чего те исчезают. По дороге путешественники встретили механика Калачика. Он показал им интересные машины, которые помогают ему в полях.
В десятой главе описываются строения, улицы и внешний вид городских жителей. Сначала Незнайка познакомился с Листиком, который случайно на него налетел, но это было так неожиданно, что главный герой тут же превратил его в осла.
С десятой по шестнадцатую главу рассказывается, как герои решили поселиться в гостинице. В «Мальвазии» они долго не могли разобраться с бытовой техникой. Незнайка спал плохо, так как чувствовал угрызения совести из-за того, что нехорошо поступил с Листиком. А в это время Листика ждала Буковка, чтобы читать вместе книги. Но в этот вечер они так и не встретились.
В газетах утром было напечатано о пропаже Листика и о том, что в зоопарке появился бесхозный ослик. Так друзья впервые оказались в зоопарке, когда искали коротышку Листика. Не зная, как определить, кто из трёх осликов ненастоящий, Незнайка всех их превращает в коротышек. Те сразу же начинают хулиганить. Незнайка пытается их успокоить, дерётся с ними и из-за этого его забирают в полицию.
В семнадцатой главе Незнайка использует палочку и сбегает из полиции. На протяжении двух глав путешественники знакомятся с другими жителями Солнечного городка:
- Кубиком;
- Блинчиком.
Кубик — городской архитектор, который проектировал свои дома в виде музыкальных инструментов. Он мечтал, чтобы все его строения вращались. После архитектурного собрания друзья отправились в театр, где познакомились с артистом Блинчиком, который не только прекрасно играл на разных музыкальных инструментах, но и ловко менял свою внешность. Лишь вечером путешественники смогли наконец-то попасть в гостиницу. На протяжении следующих пяти глав путешественники встречают:
- инженера Клёпку;
- Карасика.
Новые знакомые показывают им свой чудесный город. В этот день коротышки посетили много фабрик:
- одежную;
- мебельную;
- телевизоров;
- хозяйственных предметов;
- книжную;
- музыкальных инструментов.
На следующий день коротышки посетили Солнечный парк, где Незнайке больше всего понравился Шахматный городок. Он даже сыграл несколько партий.
В главах 25—33 рассказывается, как ослы, которых главный герой превратил в коротышек, не давали городу спокойно жить. Они растягивали верёвки, чтобы его жители падали, обливали их водой из шланга, били стёкла в домах. В городе жили хорошо воспитанные коротышки, поэтому поведение хулиганов было недопустимо.
Чтобы исправить ошибку с ослами и найти Листика, путешественники опять отправляются в зоопарк. Они узнают, что умного осла отправили в цирк. Герои нашли его, но когда Незнайка стал превращать ослика в Листика, ему это не удалось. Появился волшебник, который и объяснил, что коротышка совершил три плохих поступка, поэтому волшебство утратило силу.
У волшебника коротышки попросили, чтобы он помог им сделать всё так, как было раньше, а их отправил домой. Возвращаясь, коротышки вспоминали свои весёлые приключения и мечтали, чтобы их Цветочный город стал похожим на Солнечный. Но палочки у Незнайки уже не было.
Философия Незнайки
ЮБИЛЕЙ
К 100-летию Николая Носова
Если «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского до сих пор считается одним из лучших учебных пособий по судебной психиатрии, то роман-сказку «Незнайка на Луне» экономисты называют самым ярким учебником по политэкономии, разъясняющим с детской простотой понятие «рыночные отношения». О взрослой подоплёке знаменитой сказочной эпопеи великого детского писателя Николая Носова рассказывает доктор филологических наук Юрий ЗОБНИН. Незнайка и Карибский кризис Когда настоятель (декан) Дублинского собора суровый гражданин и великий сатирик Джонатан Свифт создавал свою эпопею о приключениях Лемюэля Гулливера, он меньше всего ожидал, что его мрачные гротески, высмеивающие всё и всех, сделаются «детским чтением». Ещё меньше рассчитывал на детскую аудиторию прожжённый политик-авантюрист Даниэль Дефо, интерпретируя нашумевшую историю Александра Селкирка в рассказе о жизни и необычайных приключениях Робинзона Крузо. В Николае Носове больше всего поражает то, что он, помимо прочего, является ещё и талантливым детским писателем. Повести «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951) и рассказы 1930–1940-х годов «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры» и другие – именно детская литература, сочетающая изумительное знание детской психологии, утончённую в своей простоте стилистику и крайне действенную дидактику, до сих пор, при всех идеологических пертурбациях, нисколько не утратившую своей воспитательной ценности. Носов, дебютировавший на страницах «Мурзилки» в 1938 г., в 1952-м получает Государственную премию СССР за «Витю Малеева». Более удачной и «бесконфликтной» карьеры детского писателя советская литература не знала. Николай Николаевич мог почить на лаврах. Между тем «детским» периодом творчества Николая Носова я бы назвал лишь ранний этап, это разбег перед созданием грандиозной трёхтомной эпопеи о Незнайке и его друзьях – «Приключения Незнайки» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965). Эти произведения если и могут быть ассоциированы с детской литературой, то лишь постольку, поскольку могут быть с ней ассоциированы приключения Гулливера или Робинзона Крузо. Имеет смысл представить себе исторический фон, на котором Николай Носов создавал свои весёлые рассказы о приключениях коротышек. 5 марта 1953 года умирает Сталин, и сразу же в Кремле начинается яростная борьба за власть, завершившаяся арестом в июне и расстрелом в декабре того же года «антипартийной группы Берии» и неожиданным для всех избранием Хрущёва первым секретарём ЦК КПСС. В 1954 году издаётся роман Эренбурга «Оттепель», давший название наступающей эпохе советского либерализма. Вот тут-то и появляются «Приключения Незнайки», рассказывающие о том, как у коротышек, потерпевших крушение во время полёта на воздушном шаре, произошла нечаянная «смена лидера» и что из этого вышло. 1959 год – кульминация хрущёвской оттепели с её «неокоммунистической романтикой». 27 января открывается внеочередной XXI съезд КПСС, с трибуны которого Хрущёв заявляет о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период развёрнутого строительства коммунизма. Соответственно, и носовский Незнайка попадает теперь в «Солнечный город» (правда, не к добру). В 1962 году мир сотрясает Карибский кризис, сделавший очевидным «холодное» военное противостояние сверхдержав – СССР и США, противостояние социалистической и капиталистической систем, могущее в любой момент перейти из «холодного» в «горячее» состояние. Это противостояние проходит на фоне безудержного штурма космоса, кульминациями которого стали полёт Гагарина в 1961-м и Гленна в 1962-м, после чего советские и американские космические полёты стали идти «наперегонки», всё время усложняясь в своих задачах и, очевидно, имея в качестве главной цели достижение Луны. Цели этой в конце концов достиг американец Нил Армстронг, ступивший на Луну 21 июля 1969 года. Однако, как известно, четырьмя годами ранее на Луне, оказавшейся населённой и «капиталистической», побывали сначала Незнайка и Пончик, а затем и вся команда коротышек во главе со Знайкой…
О пользе маленьких размеровКак признавался сам Носов, на идею «мира коротышек» его навело чтение книжки русской детской писательницы Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», изданной в 1883 году. Эта книга была написана по мотивам популярных в последней четверти XIX века комиксов американского художника-карикатуриста Палмера Кокса, создавшего «маски» Незнайки, Знайки и Мурзилки отчасти в развлекательных, отчасти – в коммерческих целях (его человечки стали рекламным инструментарием ). Собственно, сюжеты обоих источников (очень наивные) были проигнорированы Носовым, однако сама идея героев-коротышек была осмыслена им с глубокой психологической и философской основательностью. Действительно, герои Носова – маленькие люди в самом прямом, физическом смысле (если верить «системе мер» у коротышек, о которой упоминается как в романе о Солнечном городе, так и в сцене допроса Незнайки в «лунной полиции», средний их рост около семи сантиметров), а известно, что масштаб имеет свойство влиять на восприятие. Острые проблемы «большого мира», будучи спроецированными в «микромир», теряют в глазах подавляющего большинства читателей свою остроту. Так, например, все они признают трагизм смерти вообще, однако же неуловимо дифференцируют степень этого трагизма, если речь идёт о смерти, допустим, «большого» и «малого» животного (собаки и мыши). Интерпретируется ли как трагедия смерть муравья? И может ли быть назван убийцей убийца мухи? Представим на секунду, что рост Незнайки и его друзей (и недругов) стал соответствовать обычному человеческом росту… Ведь коротышки Носова, при всей их ребячливости, не дети. Какой же «ребёнок», например, Пончик с его «лунным бизнесом» – торговлей солью, на которой он сначала (вполне в духе «лихих 1990-х») «приподнялся» (да так, что сумел выстроить себе на живописном побережье «виллу Понч»), затем разорился, затем стал организовывать профсоюз работников развлекательной сферы (крутильщиков каруселей) и т.д. Будь Пончик нормального роста, его история неумолимо обратилась бы в некую обогнавшую время «сагу о новых русских». И было бы явно не до смеха, прежде всего самому Николаю Носову. Интересно, долго бы он протянул «на воле», описав в 1954 (!) году в СССР «приключения Незнайки и его друзей»… нормального роста?! Ведь о чём идёт речь в этой книге? В правильно организованное общество честных трудовых коротышек, как веяние «оттепели», врывается «несознательный элемент», обладающий ярко выраженной творческой и человеческой индивидуальностью, – Незнайка. Характерно, что имя главного героя, в отличие от имён окружающих его обитателей Цветочного города, никак не связано с какой-либо чертой, определяющей роль его носителя в коротышкинском «общежитии» (Винтик и Шпунтик, доктор Пилюлькин, Ворчун, Авоська и Небоська и т.д.). «Он знает только то, что ничего не знает», – можно, конечно, перефразируя Омара Хайяма, сказать про Незнайку, но уж больно глубоким получается такое определение. Как богато одарённая творческая личность, Незнайка ищет самовыражения в художественной деятельности, опрокидывая все представления обитателей Цветочного города о назначении искусства: «Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул чрез овечку. – Что? – закричал Знайка. – Когда это я прыгал через овечку? – Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, – объяснил Незнайка. – Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? – вскипел Знайка. – Конечно, – ответил Незнайка. – Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть». Но коротышки привыкли к другой, «реалистической» поэзии! «Муравьишка тоже грустен, Тоже любит погулять… Хватит с ними мне возиться – Надо книжку почитать. – Очень хорошие стихи, – одобрил Гусля. – В них говорится не только о комаре, но и о том, что надо книжку читать. Это полезные стихи. – А вот ещё послушайте, – сказала поэтесса и прочитала стихи, в которых говорилось уже не о комаре, а о стрекозе и которые кончались уже не словами о том, что надо книжку почитать, а о том, что «надо платье зашивать». Потом последовали стихи о мушке, которые кончались словами о том, что «надо руки умывать». Наконец были прочитаны стихи о том, что «надо полик подметать». Уму непостижимо, как «убойно» действовало «обаяние малости» на советских цензоров. Неужели же было непонятно, что, создавая жуткие, «экзистенциально-герметические» экзерсисы Незнайки («Торопыжка был голодный / Проглотил утюг холодный!»), Носов публично издевается над Союзом советских писателей с его доктриной социалистического реализма?! Так ведь не только над ним одним… «Когда все уснули, Незнайка взял краски и принялся всех рисовать… К утру он развесил эти портреты на стенах и сделал под ними надписи… Самым последним проснулся художник Тюбик, который по обыкновению спал дольше всех. Когда он увидел на стене свой портрет, то страшно рассердился и сказал, что это не портрет, а бездарная, антихудожественная мазня. Потом он сорвал со стены портрет и отнял у Незнайки краски и кисточку». Ой как часто «отнимали краски и кисточки» у художников СССР соответствующие советские органы! И именно с такой формулировкой. «Незнайка пошёл на улицу и стал играть возле соседнего дома, но соседи попросили его не шуметь под окнами. Тогда он пошёл к другому дому – его и оттуда прогнали. Он пошёл к третьему дому – его стали и оттуда гнать, а он решил им назло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой. С тех пор Незнайка не играет больше на трубе. – Моей музыки не понимают, – говорил он. – Ещё не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут – сами попросят, да поздно будет…» Так долго бы протянул на свободе Николай Носов, вытянись его Незнайка хотя бы до метра семидесяти?
Пророчества Николая Носова Как показывают две последующие книги Носова, соприкосновения с Незнайкой не выдерживают ни коммунизм, ни капитализм. «Солнечный город» (не Кампанеллы, а Носова) до появления в нём Незнайки с волшебной палочкой жил правильной коммунистической жизнью. Он развил – в полном согласии с теорией классиков марксизма – свои «производительные силы до такого состояния, когда можно было реализовать принцип: «от каждого по способности, каждому по потребности». Чего стоит одна увиденная Незнайкой, Кнопочкой и Пачкулей Пёстреньким картина работы автоматизированных тракторов с дистанционным управлением, точно сошедших с агитационных советских плакатов о светлом будущем. Но оказывается, что сотни таких «правильных» и «хороших» жителей Солнечного города только и ждут взмаха волшебной палочки, чтобы… стать неразумно ликующими животными, «ослами, превращёнными в людей», – «ветрогонами». Возникший вдруг в исключительно «духовной» коммунистической идиллии соблазн «животных удовольствий» за несколько дней не оставляет от Солнечного города камня на камне. И вот уже на площадях его играют оркестры («один из коротышек играл на консервной банке, другой пел, третий пищал, четвёртый визжал, пятый хрюкал»), а что творится за стенами этих площадей – может представить себе любой «взрослый», переживший 1991 год. И вот уже Незнайка сокрушённо беседует с являющейся к нему по ночам Совестью: «В городе так плохо стало… А ведь как хорошо было, пока ты не появился тут со своей волшебной палочкой!». Просто поразительно, что Носов заставил своего Незнайку сначала разочароваться в коммунизме Солнечного города, а только потом – в капитализме Луны. Ведь тогда, когда создавалась трилогия о Незнайке, в 1950–1960-х годах, капитализм мыслился в СССР далёким прошлым, а коммунизм – грядущим будущим. Как видим, Носов в своей футурологии мыслил иначе. И был прав. Вот только какую же революцию устраивают на Луне его коротышки?