Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и Мир»

Состав семьи

Толстой в произведении показывает жизни разных личностей высшего общества, старается передать их проблемы, переживания, горести и радости. И Курагины занимают особое место в истории. Несмотря на глупость и бесчестность, им удается брать поставленные цели, ради этого готовы идти по головам. Состав семьи:

  1. Отец — Василий. В салоне Анны Павловны Шерер князь Курагин стал одним из первых персонажей, с которым знакомит читатель. Автор представляет его как человека с чистым телом, богатой одеждой, но бедной душой.
  2. Мать — Алина. Из всей семьи ей уделяется меньше всего авторского времени. Это женщина в годах с пышными формами, которая когда-то была выбрана князем за красоту.
  3. Дочь — Элен (Елена). Девушка на выданье с прекрасным лицом и безукоризненными аристократическими манерами. Но за ними скрывается ее настоящая личность.
  4. Сын — Анатолий. Красивый высокий офицер, ставший мечтой многих придворных девушек. Он погряз в пьянстве и распутстве, слишком высокомерен, на протяжении романа раскрывается как крайне неприятная личность.
  5. Сын — Ипполит. В отличие от Анатолия, не настолько красив, однако перенял все его отрицательные черты характера.

Лев Николаевич не оставляет семью безнаказанной. К концу романа каждый получает по заслугам. Так он демонстрирует читателю, что у людей с маленькой душой всегда незавидная судьба. Князь теряет двоих детей, каждый из которых умирает в страшных муках.

Сочинение 2

Семейство Курагиных отличается исключительно отрицательными качествами характера и пустотой внутреннего мира. Герои думают только о себе и собственном благоустройстве. Семья является отражением пороков аристократического общества, в котором достаточно правильно себя поставить и вести соответственно установленным нормам.

Князь по имени Василий является отцом семейства. В его характере просматриваются: лицемерие, обман, самовлюбленность и ложь. У князя сложно отыскать положительные качества. Всё, чтобы он не делал продиктовано его желанием обогатиться и пристроить своих детей. Он никогда не думает об окружающих людях. Они для Василия всего лишь средства для достижения поставленной цели. К сожалению, наследие Василия переняло у него все отрицательные черты характера.

Василия уважают в обществе. Этот факт свидетельствует о том, что общество поверхностно оценивает внутренний мир человека. Аристократии достаточно правильной внешности и соблюдения манер поведения. Внутренний мир мало кого интересует, именно поэтому столько судеб искалечено.

Граф Безухов приходится родственником князю Василию. Человек обладал богатым имением, Курагин же пытался предпринять всё возможное, чтобы завладеть богатством умирающего графа. Всеми правдами и неправдами Василий пытается стать наследником, но ничего не выходит. Всё богатство переходит к Пьеру. Василий на этом не останавливается и пытается выдать дочь замуж за новоиспечённого графа. Семейство отличается коварством. Они сообща смогли убедить молодого человека жениться на Элен. Сам Василий воспринимает своих детей, как крест, несмотря на это, он делает для их устроения всё возможное.

Элен Курагина – девушка, обладающая красивейшей внешностью, но с абсолютно пустым духовным миром. Она извела своего законного мужа постоянными изменами и интригами. Девушка привыкла жить в роскоши, менять дорогостоящие наряды. Её всегда окружали любовники. Однако, судьба девушки закончилась очень печально. Она умерла в 32 года.

Ипполит и Анатоль – два так называемых дурня. Парни ничего из себя не представляли. Однако, Ипполиту повезло меньше всего. Помимо своего глупости он имел неприглядную внешность. Анатоль же был очень красив. Его страстью были девушки, он менял их как перчатки. Постоянно устраивал пьянки, гулянки и драки.

Всё семейство Курагиных отличается только негативными качествами, с них нечего взять, кроме примера как поступать не стоит.

Другие темы: ← Художественный рассказ о жизни княжны Марьи из романа↑ ТолстойСравнительная характеристика Жилина и Костылина →

`

Князь Василий

Отцу семейства отведена роль основателя. Он бесчестен во всем, включая отношение к детям. Ребенок всегда перенимает манеру и поведение своего родителя. Именно из-за Василия Курагина его потомки ведут себя неподобающим образом, постоянно пытаясь забрать свое, пусть даже с помощью не самых добрых поступков. Эту теорию подтверждает классический патриархальный уклад, царивший в то время.

Внешняя характеристика князя вполне приятная. Это мужчина в возрасте около 50 лет, учтивый, как и полагается всякому чиновнику. У него много связей, дружит со всеми ради своей выгоды. С ним приятно вести беседу, Василий умеет поддержать диалог, а также легко располагает к себе. В каком-то смысле с ним можно сравнить немца Берга, который тоже всегда был заинтересован в собственной выгоде, успехе.

Едва стоило автору перейти к личностному описанию, как у читателя складываются первые негативные впечатления. Князь ведет ленивую беседу, обращается со всеми спокойно и равнодушно. Отдельно рассматриваются отношения с детьми. Василий называет их обузой и своим крестом, а сыновей вовсе считает глупыми и недалекими. Постоянно наблюдая такое поведение, Элен приходит к выводу, что собственный ребенок ей не нужен.

Семья князя Василия Курагина

Семья князя Василия Курагина. Для Толстого мир семьи — основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни — вот основные отличительные черты этого семейства. И сколько разрушений Курагины внесли — князь Василий, Элен, Анатоль — в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского! Курагины — третье в романе семейное объединение — лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть — инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи — Ростовы, Болконские — имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Вся семья Курагиных — индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был «в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица.» Говорил князь «на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку», «говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы». В глазах светского общества князь Курагин — уважаемый человек, «приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся». На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий » знал, что влияние в свете — капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние». Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал «что-то вроде укора совести», так как она напомнила ему, что «первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу». Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении «пристроить» своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей. «…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас». На что князь ответил: «Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец». Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер «женить блудного сына Анатоля» на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: «она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно». При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение. Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен Курагина Элен — воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную, бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты». Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных — индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей» — признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть ли не уважение. Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе («не говорили по-французски и ели простую еду»), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению». Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. «Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В конце концов, Элен умирает. Эта смерть — прямое следствие ее собственных интриг. «Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб — медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь». Ипполит Курагин. «…Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив, тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение». Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал. На приеме у Шерер он предстает нам «в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках». И такая нелепость наряда нисколько его не смущала. Глупость его проявлялась, в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой темы. Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту. Князь Василий называет Ипполита «покойным дураком». Толстой в романе — «вялым и ломающимся». Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин. Анатоль Курагин, по мнению Толстого, «простой и с плотскими наклонностями». Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова: «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка». Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений — Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении. Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело. Женитьба на «богатой уродливой наследнице» — Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает» — думал Анатоль.

Корыстная красавица Елена

Элен предстает перед читателем как девушка на выданье, молодая красивая особа, вызывающая восхищение каждого мужчины, который ее видел. Ее характеристика двоякая. С одной стороны, она так же умна, как прекрасна. У нее безупречные манеры. Общительность характеризуется короткой цитатой, что близок весь Петербург.

Несмотря на возраст, Елена уже полна расчетливости и корысти. Она рассматривает замужество только в ключе богатства. Супруг сам по себе ее не интересует — внешность, возраст, личностные характеристики уходят на второй план. Если много денег, красавица готова к свадьбе. Поэтому ее брак с Пьером Безуховым был обречен изначально.

Между собой очень близки Элен и Анатоль Курагины, отношения у них дружеские, связанные красотой и одинаковыми стремлениями. Оба ребенка видят определенное поведение в рамках семьи, поэтому выстраивают свои манеры аналогичным образом. Взаимная симпатия рождает нелицеприятные слухи о детях князя, и автор не торопится их опровергать.

Отношения со старшим братом складываются неплохие. В отличие от Елены и Анатолия, Ипполит выглядит хуже, а также выставляет свою глупость напоказ. При этом Курагины стараются ему всячески помогать, что вызвано корыстью — все в семье должны занимать высокие посты, быть признанными в обществе.

Никаких перемен в поведении Элен после замужества не наблюдается. Она ведет себя намного хуже, чем раньше. Узы брака не смогли ее обуздать:

  • надевает откровенные наряды;
  • не пропускает светские вечеринки;
  • устраивает в доме мужа встречи с друзьями, которые часто заканчиваются изменами;
  • ведет себя развратно, как не подобает замужней женщине.

Хранить супружескую верность для Елены слишком сложно. Таблица с любовниками постоянно расширяется, дополняется. Она спокойно лишает Пьера радости отцовства, т. к. боится отказаться от светских вечеринок, разгульной жизни. Со временем брак начинает тяготить молодую красавицу, и чтобы от него отказаться, она даже готова принять католичество. Но ее планам сбыться не суждено — Элен заболеет и скоропостижно скончается.

Популярные сочинения

  • Образ и характеристика Василия Денисова в романе Война и мир
    Почти все персонажи в произведении «Война и мир» являются выдуманными, лишь только Василий Денисов имел свой прототип. Его образ был списан с одного партизана, существовавшего на самом деле
  • Сочинение по картине Лунная ночь на Днепре Куинджи (3, 8 класс)
    Архип Куинджи написал эту картину в 1880 году, и она сразу же завоевала признание зрителей. Со временем картина изменила цвет, стала тёмной, и уже невозможно различить отдельные детали. На его персональной выставке это была единственная картина.
  • Сочинение Ольга Ильинская в романе Обломов (Образ и характеристика)
    Одним из самых знаменитых произведений Ивана Гончаров является «Обломов». Это роман о социальном неравенстве, тяжёлой любви и полном непонимании себя как личности.

Офицер и повеса Анатолий

Младший сын князя сродни Елене, пользуется успехом у противоположного пола. Актеру В. Лановому удалось идеально передать образ в фильме 1966 г. Он красивый, статный, высокий и с большими выразительными глазами. Василий позаботился об образовании Анатоля, но это не сделало его умнее. В обществе он известен как обольститель женщин, гуляка и повеса. Старается принять участие в каждой вечеринке и под действием алкоголя ведет себя крайне агрессивно.

Характеристика Анатоля Курагина краткая, но емкая. Ему, как и остальным членам семьи, присущ эгоизм, стремление к своим целям независимо от средств. В то же время он старается найти простые способы удовлетворения своих потребностей. Если в обществе появляется доступная дама, он сразу уделит ей внимание.

Разгульная жизнь сделала из младшего князя ловеласа и обольстителя женщин, хотя он и был женат. Даже опытные дамы поддаются соблазну, куда уж устоять юной Наталье Ростовой. Ее отношения с Андреем Болконским изначально сложные. Молодая девушка жаждет эмоций, сдержанный офицер же неспособен ярко демонстрировать свои чувства.

Отложенная помолвка с Болконским способствует формированию новой пары. Наташа Ростова и Анатоль Курагин, отношения которых уже завязывались, сближаются еще больше.

Князь видит, что нужно молодой девушке, и играет с ее наивностью. Артистичность, умение соблазнять, лицемерие — все эти качества помогают в задуманном. Юная особа не способна разбираться в людях, видит в повесе и эгоисте только положительные черты. Пара хочет сбежать за границу, тайно обвенчаться, но в последний момент планы раскрываются, предотвращаются.

Лев Николаевич избавляется от Курагина руками Безухова. По его настоянию Анатоля изгоняют из Москвы. Далее он теряет ногу в Бородинском сражении. А в 9 главе 3 томе до Пьера доходят слухи о гибели князя, но им нет подтверждения. Тем не менее больше этот эгоистичный и глупый человек в романе не фигурирует.

Алина и Ипполит

Матери и старшему сыну семьи Курагиных выделено меньше всего читательского пространства. Лев Николаевич очень кратко рассмотрел этих героев. О княгине указывается только то, что она завидует дочери, ее браку с Пьером, красоте, общительности и светскому положению.

Ипполит работает в австрийском посольстве благодаря отцу. Он ведет светский образ жизни в Петербурге.

Но друзья и другие офицеры постоянно его высмеивают. Впрочем, старший сын князя настолько глуп, что даже не осознает насмешек над ним, поддерживает издевательские шутки. Несмотря на невзрачную внешность, брюзгливость, не самое лучшее телосложение и нелепую одежду, он почему-то пользовался успехом у женщин, стал причиной ссор на основе ревности в разных семьях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]