Тарас Бульба — характеристика главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Внешний вид

Некоторые черты характера старого казака можно увидеть в его внешности. Тарас Бульба был высоким и тяжелым. У него все было большим — рост, конечности, вес. Это чрезвычайно тяжелый и толстый казак с большими кулаками и крупными чертами лица. Но все это не портило его внешний вид.

Бульба не источает негатива, от него исходят сила и мощь. Несмотря на возраст, Тарас здоровый, как настоящий богатырь. Автор привел описание его силы в своем произведении: «Тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Бульба настолько крепкий, что смог выдержать 30 солдат.

Все тело и лицо казака покрыты шрамами и старыми рубцами. Это говорит о том, что он всю жизнь провел в походах и никогда не боялся вступать в бой первым. Но это не портит его внешности. Наоборот, у полковника властный и повелительный образ.

О его возрасте говорит седина в волосах и кустистых бровях. У Бульбы закрученные усы, казацкий чуб. Полковник постоянно ездил на своем коне по кличке Черт. Это большой жеребец, способный выдержать вес казака. Тарас часто курил трубку, это его неотъемлемый атрибут.

Описание героя

Портретное изображение главного персонажа считается самым противоречивым в русской литературе. Внешность героя позволяет раскрыть его характерные черты.

Внешний вид

Тарас Бульба — коренной запорожец преклонного возраста, защищающий Сечь. Он был высокого роста, довольно крупного телосложения и с огромными кулаками («…чрезвычайно тяжел и толст…»). Его внешность отражала здоровье («…здоровый румянец играл на щеках…») и мощь («…30 человек повисло у него по рукам и ногам…»).

Бульба был покрыт шрамами из-за постоянных сражений («…рубцы придавали ему что-то повелительное…»). Этот человек на протяжении всей жизни участвовал в битвах, провел ее вдали от дома. Ему были неведомы страх и беспокойство. Он всегда наступал первым.

В повести не сказано, сколько лет Тарасу, про его преклонные года говорят лишь седые волосы («…потряс седою головой…») и брови. У него были закрученные усы («…провел рукою по усам…») и казацкий чуб.

Отношение к семье

Бульба всегда ездил на старом верном коне («…вскочил на своего Черта…») и носил с собой трубку, которая была неотъемлемым его атрибутом.

Главного героя нельзя охарактеризовать хорошим семьянином. Он живет по христианским традициям, его жилище неброское и скромное. Семья для него — лишь продолжение рода. Бульба зачастую поколачивает жену («…она терпела оскорбления… побои…»), называет ее старухой («…полно выть, старуха…»). Глава семьи считает, что негоже мужику сидеть с бабою, он должен воевать («покидал ее для сабли, для товарищей»). Главный герой любит выпивать и устраивать погром в хате («…гулять напропалую, пить и бражничать… все это было ему по плечу…»).

У него есть два сына, которых он воспитывает в строгости, не балует: «Кака вам нежба?… чисто поле да добрый конь».

Отношение к семье

Нельзя назвать Тараса Бульбу хорошим семьянином. Но у него есть сразу несколько званий — дворянин, пан, помещик. Казаку прислуживают слуги, среди них он и ищет себе попутчиков, воинов, которые пойдут с ним на войну.

Полковник не соблюдает польские обычаи, он их просто не принимает. Бульба живет только по казацким традициям, он предпочитает скромное существование, его не подкупить роскошью и богатством. Тарас — человек старого воспитания. Он завел семью не потому, что хотел жену и детей, а ради продолжения рода.

К своей супруге полковник относится плохо: он часто ее бьет, не выказывает никакой ласки, называет исключительно старухой. Женщина живет в постоянном страхе не только за свою жизнь, но и за судьбу сыновей.

Дома и родственники, и слуги подчиняются словам и желаниям казака. Но сам он не представляет себя оседлым хозяином. Бульба не хочет пахать землю и сеять гречку, он предпочитает проводить все время в сражениях. Даже в преклонные годы Тарас продолжает воевать с поляками и учит этому сыновей.

Казак пренебрегает общением с женой, не желает разводить домашних животных, ему чуждо ведение хозяйства. За землей и домом следит бедная женщина, постоянно убирает осколки горшков, разбитых ее мужем во времена буйства.

Бульба любит выпить и часто после попоек устраивал погром дома. Казак предпочитал пить чистую горелку, без изюма и других добавок. А гулял и кутил он не хуже молодых воинов. Но он не забывал о важных делах и своей родине.

Воинская слава

Биография Тараса тесно связана с войнами и сражениями. Практически каждый год он принимал участие в боях. И только несколько дней он проводил в кругу семьи, общаясь с женой и сыновьями. Супруга по несколько лет не получала от него никаких известий, постоянно волновалась за его жизнь.

У Бульбы было несколько преимуществ перед другими казаками:

  • опыт в военном деле;
  • уважение товарищей;
  • ненависть к врагам;
  • стратегические умения.

Так как Тарас постоянно защищал свою родину, у него было гораздо больше знаний военного дела, чем у его товарищей. Благодаря этому его уважали, прислушивались к его советам. Бульба ненавидел всех врагов, которые нападали на его отчизну. Он сражался с ними яростно, не жалея себя. Полковник был хорошим стратегом, он умело вел бой, направлял своих воинов.

Сочинение Характеристика Тараса Бульбы

Николай Васильевич Гоголь является известнейшим человеком в мире русской литературы, чьи творения чтятся не меньше, чем работы Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Появившись в питерских литературных кругах Питера, молодой Гоголь сразу привлек к себе внимание своим творчеством уже опытного в литературном ремесле великого Александра Сергеевича. В последствии Пушкин стал хорошим другом по переписке с Гоголем, да и в некоторой мере и наставником. Считается, что идею «Ревизора» подсказал Николаю Гоголю именно Александр Сергеевич.

В своих творениях Гоголь поднимает большое количество важных тем, интересующих вопросов, которые интересны и волнующи были не только для него, но и для всего русского простого народа. Это темы казачества, крепостного права, власти, местного управления, а также философские проблемы. Произведение «Тарас Бульба» повествует о казачестве, казаках и их судьбинушке. Главный герой отражает дух всего народа. Для Гоголя можно считать, что эта тема была близка, ведь его предки сами походили из украинцев, на территории которых жили оные.

Главный герой – человек по имени Тарас Бульба. Вмести со своими двумя сыновьями он отправляется на войну, дабы защитить свою Родину.

Тарас Бульба является отличным полководцем и руководителем казачьего войска. Ведь именно под его руководством все протекает относительно успешно, но зато победно.

Главный герой обладает завидной силой духа, а еще решительностью в рассмотрении разных решений. Один из сыновей похож на своего батьку максимально, а другой не такой. Второму уготована на самом деле печальная судьба. Но он предал Родину ради любимой девушки. После того, как его отец узнал и понял это, то он впал в ярость и в бешенство. Здесь проявилось еще не одно его качество: хладнокровность, прямота, грубость, твердость в принятии решений. Он убивает своего отпрыска-предателя, говоря при этом известную всему миру фразу.

Тарас Бульба не только отлично руководит, но еще он отважно идет в бой, и не сдается ни в коем разе в непримиримой войне с врагами. У него отсутствует представление о поражении и прощении врага. Он считает, что тот, кто мучает его народ, то должен быть наказан по всей строгости законов и морали, и души, и написанных символами законах.

Сильные черты характера

Хотя казак принадлежал к зажиточному классу, он никогда не стремился стать богатым. Все, чего он желал — воинская слава. У полковника сильный характер, он выделялся среди своих товарищей. Главные его достоинства:

  • образованность;
  • религиозность;
  • трудолюбие;
  • активность;
  • храбрость.

Хотя Бульба довольно образован, он это пытается скрыть. Казак считает, что книги и науки — далеко не самое главное в жизни. Важно быть смелым человеком, преданным своей родине.

Тарас очень религиозен, он чтит все христианские традиции. Даже семью он создал ради того, чтобы соблюдать обычаи.

Казак не может долго сидеть без дела. Его не останавливают ни возраст, ни жена с детьми. Отец даже заставляет сыновей отправиться в Сечь и стать настоящими воинами. Полковник очень активный, он заряжает своей энергией окружающих, сподвигает их на героические поступки. Тарас Бульба очень храбрый, ведь он не боится вступать в бой с врагами.

Популярные сочинения

  • Что такое литература — сочинение
    Литература — это один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы и так далее
  • Творчество Чехова
    Главной темой многих произведений А.П. Чехова была пошлость обыденной жизни, которая, подчиняя себе человека, парализует его ум, совесть, заставляет отгораживаться он настоящих проблем.
  • Сочинение рассуждение Что такое Смелость
    Природа заложила в человека инстинкт самосохранения. Благодаря ему мы испытываем страх, который заставляет нас избегать опасностей. Но если изначально все было просто – человек боялся хищников, сильных собратьев, сил природы

Недостатки казака

Но есть в образе Тараса Бульбы и серьезные недостатки. Краткий анализ его характера позволяет понять, что казак жертвует счастьем и покоем своей семьи ради воинской доблести. Список слабых сторон характера полковника:

  • чрезмерная строгость;
  • любовь к спиртному;
  • упрямство;
  • грубость;
  • вспыльчивость;
  • свирепость;
  • мстительность.

Тарас — очень строгий отец, он не балует своих сыновей, обращается с ними даже грубо. Казак часто пьет, а потом устраивает бесчинства. Но так поступают и его товарищи, поэтому в те годы подобное поведение не было существенным недостатком.

Бульба очень упрям, он всегда стоит на своем, добивается желаемого любой ценой. Это непреклонный человек, облик которого был устрашающим для врагов. Своими действиями казак пугал их. В бою полковник проявлял свирепость и бесстрашие.

Но казак очень груб по отношению к своей жене. Он часто ее бьет, не считается с ее мнением, даже не проявляет уважения. Чувств к супруге у полковника нет, она для него играет роль хозяйки и матери его сыновей.

Некоторые поступки Тараса Бульбы вызывают недоумение и ярость. Он слишком грубо обращался с товарищами, разговаривал с ними хуже, чем со слугами. Казак довольно мстительный, он презирает людей другой национальности, считает их врагами. Полковник никого не щадил, всех наказывал огнем или виселицей. Даже его товарищи жаловались на такую беспощадность.

Героический образ Тараса Бульбы

Героический образ Тараса Бульбы в какой-то степени автобиографичен, автобиографичен духовно. Тарас Бульба посягнул на законы истории, на ее объективный, от нас не зависящий ход: он захотел совместить в себе то, что со временем неизбежно дифференцируется,- отца и учителя. И на обоих поприщах — катастрофа: для отца нет большего горя, чем видеть гибель сына; а для учителя нет большего горя, чем измена ученика. Отец и учитель совмещаются в естественном мире, в природе: в мире зверья и птиц нет, очевидно, школ, и родители обучают детенышей сами, на свой страх и риск. Разделения нет и у так называемых «диких» народов, у первобытных племен, у кочевников-скотоводов. Но цивилизация требует разделения семьи и школы с их взаимным дополнением, с их взаимным влиянием и соперничеством. И возврат к истокам истории в мире ее невозможен. Но как он желанен! И что, если кто-то попытается вернуться к истокам исторического бытия человечества и соединить, слить в себе разорванное, отца и учителя? Такое возможно, и возможно именно в литературе, позволяющей художнику мыслить единым разъединенное, слитным распавшееся и целостным расчлененное. И будет это смелым, дерзостным и простодушным бунтом против цивилизации и против существующего порядка вещей.

Гоголь и крепостничество, Гоголь и буржуазный мир… Не будем бояться подобной, жесткой постановки проблемы: была она, эта проблема, была! Другое дело, как она выражалась. Разделение труда в области материального производства — историческая необходимость; но сколькими утратами сопровождается она в жизни. Из жизни исчезнет умелец, человек универсального знания, навыков. Труженики-запорожцы были такими умельцами, и не зря же фигуры их мелькают в гоголевской эпопее: она полна светлых воспоминаний о единстве мира, в частности, о единстве труда, ремесла; и боль ее — боль об утрате единства. Распадается славянство, и поляки воюют с русскими и украинцами; из огромной исторической драмы вытекает частная драма распада семьи Тараса.

А в духовной жизни людей? Гоголь не знал, не мог знать, как называется общественный строй, зарождающийся на Западе и несущий гибель феодализму. Но он видел дальнейшее разделение людей, расслоение их, разрыв, уход от первооснов. Прежде всего — разрыв функций отца и учителя. Можно ли восстановить их единство, сделав жизнь какою-то не знающей границ школой, расплескавшейся на весь мир Запорожской Сечью?

«Тарас Бульба» — эпопея. Эпопея возникает там, где возгорается идея гармонии, идея единства: единства отцов и детей, природы и человека, духа и плоти. Эпопее чужды колебания и сомнения; слово ее решительно и категорично. Оно не боится патетики, не боится риторической пышности в похвалах, расточаемых миру, на который оно направлено.

Гоголь приходит в литературу тогда, когда эпопея в отечественной литературе уже угасает. Эпические поэмы XVIII столетия, в частности наиболее заметная из них «Россиада» Хераскова, становится предметом насмешек (далеко не всегда справедливых). Но Гоголь реставрирует эпопею, воскрешает ее. И совершить подобный литературный подвиг мог только он; истоки подвига — в своеобразии, в той роли, которую взялся играть писатель в жизни России: роли всеобщего учителя и отца.

Тарас Бульба пронизан дидактикой. А сущность дидактики — в нравственной доблести, в ней заложенной: человек берет на себя ответственность за последствия того, что он говорит; и он сам подвергает сказанное, рассказанное испытаниям, таким изощренным, каких не придумал бы и яростнейший из его противников. Через суровые испытания проходят и эпические идеи Гоголя. Мысль об отце-учителе испытывается на прочность: катастрофа, которая обрушилась на Тараса,- есть ли это катастрофа идеи или же здесь только катастрофа человека, не выдержавшего ноши идеи? В повествовании о Тарасе Бульбе и его сыновьях осажденная крепость, окруженная запорожцами,- кольцо, вписанное в двойное кольцо. Город осадили «запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги». Андрий ломает этот утроенный круг. И тогда — гибель.

Все сходится на том, что «Тарас Бульба» Гоголя — эпопея. Это верно; да, эпопея. И добавить здесь можно только одно: надо попытаться прочувствовать, как дорого, какой невероятной ценой оплатил Гоголь свою эпопею. Он наделил своего любимца Тараса тем, чего не было у него самого: двумя сыновьями. И он отнял их обоих у горячо любимого им героя, заставив Тараса собственной рукою убить одного, изменника, младшего. А другого, старшего сына, Тарас, ведомый писателем, мужественно принес в жертву высоким патриотическим идеалам. Пережить такое как бы на деле, в сюжете повествования,- подвиг Тараса, и это именно эпический подвиг. Но пережить такое в душе — подвиг Гоголя как художника и человека.

Итак, отец убивает сына. А сравнение со школой — здесь же, как водится. Правда, даже в ряду громоздких гоголевских сравнений, разворачивающихся в целые Новеллы и притчи, оно кажется неуместным в своем бытовом комизме. Увлекшийся боем Андрий ощутил сильную руку, ухватившую за повод его коня, и увидел отца. Он «затрясся всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв, и упадает бессильная ярость». И громоздкое построение, насыщенное деталями быта, изображающее что-то вроде маленькой комедии школьных нравов и неожиданно низводящее серьезную битву до уровня драки озорников-школяров, в системе образов эпопеи совершенно необходимо: оно завершает образ Тараса как образ отца-учителя.

Тарас Бульба сдержал свое обещание: семья запорожцев стала школой для его сыновей, а сам он стал их педагогом; и жизнь словно бы возвратилась к первоосновам своим.

  • «Но не ведал Бульба того, что готовит бог человеку завтра…»

Краткий пересказ

Взгляды на жизнь

Литературный герой отличается от остальных персонажей особым мировоззрением. Он не думает ни о себе, ни о своей семье, а заботится только о родине. Его взгляды на жизнь особые:

  • желание заслужить славу храброго воина;
  • стремление сделать сыновей похожими на себя;
  • низкое мнение о женщинах;
  • нетерпимость к врагам;
  • желание наказать всех, кто предаст его принципы.

Бульба бросался на врагов впереди своего войска, не жалел своей жизни. Он хотел прослыть бесстрашным казаком, так и вышло. Полковник погиб, ценой своей жизни спасая товарищей. И своих сыновей он воспитывал в таком же духе. По его плану оба брата должны были тоже стать славными казаками. А учиться он их отправил только затем, чтобы сыновья не выглядели хуже на фоне других воинов.

Женщин Тарас считал не равными мужчинам. По его мнению, жена и супруги его товарищей не разбираются в принципах жизни, они существуют только для того, чтобы следить за хозяйством, готовить еду и подавать на стол, рожать и выкармливать детей.

К врагам Бульба относился без малейших признаков жалости. Он не разделял их по силе или возрасту, убивал всех, кто пытался напасть на его отчизну. Даже казаки боялись его свирепости и нетерпимости.

Сравнительный анализ персонажа позволяет понять, что он просто ненавидит тех, кто предает его принципы. Тарас даже собственного сына не пожалел, не выслушал его историю. Никакие чувства, по его мнению, не должны стоять впереди любви к родине.

Конфликт с сыном

Ценности казаков Бульба хотел передать своим детям. Он считает, что юноша становится мужчиной только после боя с врагами. Именно ради этого полковник берет братьев с собой в Сечь. Братья очень отличаются, поэтому разнится и отношение Тараса Бульбы к сыновьям.

Его первенец Остап — гордость отца. Юноша полностью соответствует всем требованиям казака. Старший сын думает только о сражениях и гуляньях, у него нет мыслей об отдыхе или создании семьи. Остап постепенно становится более грубым и безжалостным, его выбирают атаманом.

Совершенно другим человеком вырос Андрей. Это ранимый и романтичный юноша. Во время учебы он читал много книг разных жанров, а в скрещивании мечей ему слышится очаровательная музыка. Андрей еще совсем ребенок, он постоянно думает о любви, но скрывает свои мысли от грозного отца.

Хотя юноша тоже храбро сражается на поле боя, что нравится Тарасу. Но во время осады Дубны он скучал. А настоящий казак, как говорил Бульба, не должен погружаться в свои мысли. И не смог отец понять, как его сын осмелился влюбиться в полячку до такой степени, что перешел на сторону врага.

Такой поступок в глазах полковника является постыдным и бесчестным. За это отец наказал своего сына смертью. Бульба своими руками убил юношу. Но и умирая Андрей повторял имя своей возлюбленной. До самого конца он оставался верным своим принципам: самое главное в жизни — любовь.

Остап невольно увидел убийство брата. Но он не осудил отца, а понял его. А когда самого юношу взяли в плен поляки и страшно пытали, не стал предавать товарищей. Он героически выдержал все мучения и умер, сохранив звание храброго казака. Тарас гордился своим сыном и одобрил его поведение.

Но смерть Андрея все же опечалила полковника. Ему стало жаль, что погиб такой славный воин, смелый казак. Кончина Остапа ожесточила Бульбу, сделала его еще более свирепым. Вместе со своим войском он решил напасть на поляков, чтобы отомстить им за смерть Остапа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]