Детство (1805 год)
Детское лицо тринадцатилетнего подростка не отличается женской нежностью. Заостренные черты смуглых щек, сбившиеся черные кудряшки на бок, озорные подвижные глаза и кружевные штанишки – все вместе говорит о том, что период детства уже позади, но взросление не началось. Подвижная девочка, привыкшая к шумным забавам в кругу братьев и сестер, пытается стать центром внимания окружающих в день своих именин.
Здоровый румянец и веселое настроение маленькой Натальи отражают заботу о ней матери и отца. Избалованная любящими родителями, непоседа может широко открыть рот и громко реветь, как дитя. Это не мешает юному сердцу колотиться при виде целующейся пары, девочка пытается повторить интересный опыт с юным офицером. Зря матушка хвалится подруге Друбецкой, что контролирует порывы и желания собственных детей.
Наташа держит себя с юношей достойно, несмотря на то, что вынуждает Бориса к соприкосновению губ. Юный мужчина, находясь под напором именинницы, признается ей в любви. Так Борис Друбецкой и Наталья Ростова клянутся быть вместе и соединиться узами брака, как только невесте выполнится 16 лет, подтверждающих ее совершеннолетие.
Юность (1809 год)
В семнадцать лет взрослые разрешили дочке надеть длинное платье, впервые она посетила настоящий светский бал. Кисейная белая ткань одежды, украшенная большими розовыми бантами, придавала образу девушки изящества и воздушности. Ее грация казалась робкой, в этом была прелесть тоненькой фигуры, плавно кружившейся в танце.
Красавица привлекла внимание вдовца Болконского. Опытный взрослый мужчина влюбился в естественную, живую, свежую и чистую Наташу. Один вальс изменил жизнь обоих. Князя Болконского знали, как лучшего кавалера в танцах, он кружил легко и естественно. Наташа вальсировала впервые на людях, в присутствии императорской четы, но полностью доверилась сильным и добрым рукам мужчины. Чувство, охватившее Андрея после того, как музыка затихла, называется молодостью, он почувствовал себя намного моложе, сильнее, свободнее от всего пережитого раннее.
Во время второго тура князь откровенно миловался юной особой, даже ошибки французского языка, слышимые в произношении, казались Болконскому по-детски наивными и радостными. Сидя рядом с ней, он слушал ее простые мысли, от которых исходило тепло внутреннего счастья, не искаженного человеческой злобой и бытом. Это была главная особенность характера Наташи, Андрей понял это и решил, что Ростова станет его женой. Мысль пришла сама по себе, не в результате анализа и работы над собой. Князь понял, что хочет быть рядом с этой неповторимой женщиной всю оставшуюся жизнь.
Мужчины в жизни Наташи Ростовой
Впервые девочка выбрала себе в пару Бориса Друбецкого, в тринадцать лет молодой офицер в курсантской форме виделся ей образцом мужества. Сестра Соня была влюблена в Коленьку, Наташе очень хотелось влюбиться. Это был выбор по подростковой необходимости. Кроме того, сильно хотелось изведать вкус поцелуя, а больше никого подходящего рядом не оказалось. Подростковая шалость.
Когда Наташа встретила Андрея, ее сердце было преисполнено восторгом первого бала. Успех вскружил голову, популярность обрушилась лавиной радости, и весь вечер Болконский был рядом, обеспечивая равновесие в душе девушки. Несмотря на то, что кавалер оказался намного старше, Ростова смогла почувствовать единство их стремлений, мировоззрения.
Как часто бывает в человеческом обществе во все века, у всех народов, эту пару разлучили люди, общество, социум, где так важно, чтобы брак заключался социально выгодно. Андрею пришлось оставить милую сердцу женщину, объявив помолвку, на год.
Анатоль Курагин ворвался в жизнь героини соблазнителем, опытным ловеласом и знатоком женской души. Кто не был заложником девичьей неопытности, кто не знает, как сложно порой противостоять психологическому влиянию без какой-либо подготовки, поддержки, только тот осудит семнадцатилетнюю Наташу. Плутоническая страсть, подогреваемая нарочито подлым замыслом, может довести до отчаяния, суицида, побега. В результате помолвка с Болконским была расторгнута.
Психологический портрет Наташи Ростовой
« Сейчас я ее понимаю…»
(Психологический портрет Наташи Ростовой)
Наташа Ростова — самовлюбленная, непостоянная девушка, требующая к себе особого внимания, — вот какое первоначальное мнение сложилось у меня об этой героине. Когда мы начали изучать роман, я с твердой уверенностью сказала учителю: «Буду рассказывать о ком угодно, но только не о Наташе. Она предала Андрея Болконского, ей нет прощения». Друзья со мной спорили, а в учебнике было сказано, что Наташа – любимая героиня
Л. Н.Толстого. Накопилось слишком много вопросов, которые требовали ответа, ведь я должна была отстаивать свою точку зрения.
Сейчас я понимаю, насколько была неправа. Мой проект «Психологический портрет Наташи Ростовой» позволил мне познакомиться с историей развития психологического портрета в русской литературе 19 века, открыть тайну имени героини, изучить биографию Татьяны Берс-Кузьминской, прототипа Наташи Ростовой, и самого писателя.
Я убедилась, что в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал первую разновидность психологического портрета: подчеркнул соответствие внешности героини ее внутреннему миру, показал нам , что внешность человека — это зеркало его души, особенно если этот человек открытый, искренний, не умеющий и не желающий притворяться. Но для того чтобы верно, в соответствии с жизненной правдой изобразить переживания других людей, необходимо изучить собственные. Толстой применил этот способ, не уставая в течение всей жизни наблюдать за движениями своей души и фиксировать их в дневниках.
Продолжая традиции А.С.Пушкина, который первый уходит от живописного портрета к психологическому, писатель обращает наше внимание на те детали внешнего облика героини, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях. В свое время М.Горький отметил этот удивительный дар Толстого, его умение создавать точные психологические портреты, а Н.Г.Чернышевский с необыкновенной проницательностью подчеркнул при этом огромную роль авторского самонаблюдения в психологическом анализе.
Чтобы создать психологический портрет Наташи, я обратилась и к творчеству М.Ю.Лермонтова, который наряду с Л.Толстым, Ф.М.Достоевским, А.П.Чеховым является последователем пушкинской традиции. На мой взгляд, глава «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» дает нам образец психологического портрета Григория Александровича Печорина, где внутренние качества персонажа можно увидеть через его внешний облик.
Психологический портрет Наташи Ростовой
Изначально тяжело понять, что происходит в душе героини после совершенного ею поступка. Действительно ли Наташа хотела причинить боль любимому человеку? Казалось, что она не осознавала свою вину и получала удовольствие от того, что все близкие люди ее жалели и успокаивали. Но, на самом деле, Наташа понимала, что своим необдуманным поступком причинила боль близкому человеку. Искреннее чувство раскаяния, которое не покидало ее до самого примирения с князем Андреем, раскрыло мне все тайны ее образа: тонкую душу и ранимое сердце, которое никому и никогда не желало зла.
В первый раз мы встречаем Наташу «в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». «Большой рот», «сияющие черные глаза», «сбившиеся назад черные кудри» и постоянная улыбка на лице открывают нам внутренний мир главной героини романа. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновению и верить в счастливое будущее. Разрумянившаяся, «именинно-сиявшая» Наташа поразила меня своей искренностью: лучезарные глаза, полные света, добра, детской невинности, освещали все вокруг. Она была еще далека от светского общества, не знала, что такое ложь и лицемерие, и каждой частичкой своего сердца любила всех, кто окружал ее. Точную характеристику тринадцатилетней девочке дает Марья Дмитриевна, называя ее «казак» и «зелье-девка». А Наташа как будто старается все время соответствовать этим определениям: она бегает, громко кричит, обнимает своих «мам`а и пап`а», привлекает всеобщее внимание. По определению Толстого, она была некрасива. Здесь автор совершенно не уделяет внимания деталям одежды (мы вскользь читаем о маленьких ножках в кружевных панталончиках), его интересует лишь то, как ведет себя героиня. Кажется, уже сейчас, на первых страницах романа, он любуется ей. Ведь Наташа нисколько не боялась выглядеть дурно или оттого, что считала себя довольно-таки милой, или оттого, что ее возрасту были свойственны необдуманные поступки.
Во втором томе автор проводит героиню через множество испытаний, которые в дальнейшем кардинально изменят ее жизнь. Мы видим повзрослевшую Наташу, ей 15 лет, но в глазах автора она остается такой же милой и простой девушкой, неким ангелом-хранителем для окружающих. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как она вдохновляет людей, делает их лучшее, добрее, возвращает им любовь к жизни. Именно «отчаянно-оживленные» глаза Наташи помогли Николаю Ростову, приехавшему в отпуск домой в 1806 году, забыть хотя бы на время о войне и впервые за полтора года ощутить себя счастливым. Мне кажется, что выбор имени героини продиктован его значением. Дело в том, что имя «Наташа» в современном варианте перевода означает «рождественская, рожденная в Рождество» ( от лат.Natalis Domini). На протяжении всего романа мы находим подтверждение тому, что героиня живет не умом, а сердцем. Она по-прежнему не умеет и не хочет скрывать своих чувств: не стесняясь, обнимает Денисова, визжит от радости и громко смеется. В этом и заключалась, на мой взгляд, главная особенность любимой героини Толстого: она умела ощущать сполна каждое мгновение своей жизни, любить жизнь и дарить эту любовь другим. Когда князь Андрей впервые видит Наташу в Отрадном, он искренне не понимает, чему она может так радоваться. Но эта встреча дарит ему право на любовь к жизни.
На своем первом балу Наташа выглядела сдержанно; величественные манеры, осанка будто бы говорили о том, что она готова к такому торжественному событию. Но, на самом деле, ее переполняли чувства, глаза выдавали смятение девушки, она, конечно же, боялась выглядеть хуже других. На ней было белое дымковое платье, подчеркивающее молодую грудь. Наташа чувствовала на себе внимание окружающих, но все же ожидала нечто большего.
Она хотела весь вечер веселиться и танцевать, ведь в этом ей не было равных. Испуганный взгляд, опущенные тоненькие руки подчеркивали волнение героини, все указывало на то, что она ждет кавалера. Наконец, отчаянное лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею Болконскому. Погрузившись в легкий танец, она вдруг ожила, и ее лицо осветилось благодарной улыбкой. Наблюдательный князь сразу же отметил, что глаза и улыбка девушки выражали ее внутреннее счастье.
Чувства, возникшие между князем Андреем и Наташей, сделали юную героиню очень настороженной. Для нее это был особый мир, новый и неизведанный, переживания сказывались на ее манерах и поведении: сцепленные руки прижаты к сердцу, голос дрожит, взгляд отстранен. Услышав от Болконского долгожданные слова любви, Наташа заплакала. Внутренее она не могла смириться с этой новостью, не верила в происходящее, была счастлива, но недолго.
Долгая разлука молодых людей давала о себе знать. Нахмуренные брови, сжатые губы, несдерживаемые слезы – все говорило о том, что девушка тяжело переносит разлуку. Наташа и так знала Андрея очень мало, а спустя полгода она начала бояться его и того неизведанного, что ждет ее впереди. Она становилась неуверенной в себе, тосковала, боялась забыть Андрея, не находила себе места. В это трудное время ей нужна была поддержка любимого человека, его присутствие рядом. Но судьба распорядилась иначе.
Я считаю, что именно приезд к Болконским подтолкнул Наташу к дальнейшему поступку. Однообразные обязательные письма раздражали девушку, она устала ждать. И этот « теплый» прием отца возлюбленного более насторожил ее, отдалил от Андрея, как и не пыталась она в этом себя переубедить. В своем лучшем платье она достойно, но со слезами в горле вынесла унижения.
В театре Наташа явно чувствует себя некомфортно: комкает афишу, безучастно наблюдает за сценой. Внимание Анатоля Курагина, кажется, возвращает ее к жизни. После общения с ним она пытается бороться с возникшим чувством. Героиня растерянна, стыдлива, но в то же время ей приятно присутствие Анатоля. Он кажется человеком, которому можно довериться. Она еще не понимает, что Анатоль относился к ней несерьезно, весь спектакль, разыгранный им, был просто игрой.
Почему же она так быстро решила, что любит Анатоля? Конечно, на первый взгляд кажется, что ей нет оправдания, и, если ей не хватало поддержки, она могла обратиться к Пьеру за советом. Но мы говорим о юной неопытной девушке, которой просто хочется быть любимой не на словах, а наяву. Испытание разлукой в год оказалось не под силу этой хрупкой девушке. Анатоль просто оказался рядом, одурманил ее тем, чего ей не хватало — красивыми словами о любви, и Наташа в трудную минуту поддалась соблазну.
После расставания с Болконским девушка очень изменилась: она полностью отказалась от пения и все время проводила в церкви. То, как она корила себя за совершенное, просила прощение у Бога, чувствовала себя виновной за любую радость, оправдало ее. Но она не могла полностью отпустить свой поступок. Для этого ей был необходим разговор с князем Андреем.
После известия о том, что князь Андрей ранен и находится в подвозах Ростовых, Наташа стала сама не своя. Она думала только о нем, жаждала встречи. Машинальные движения, неподвижный взгляд, молчание героини говорили о том, что она уже приняла решение. Трогательная встреча, слезы счастья и раскаяния, два любящих сердца… и вновь «сияющие глаза» Наташи.
Настоящая любовь все-таки победила, героиня поняла, что все это время Андрей жил в ее сердце. Именно это чувство не давало ей отпустить его, простить себя, забыть все, что было. Девушка нежно заботилась о любимом, искупив свою вину перед ним и перед самой собой. Это помогло ей счастливо жить дальше…
За эти годы она изменилась, стала полной противоположностью той молоденькой девушке, которая жаждала светских вечеров и внимания к себе. Она полностью посвятила себя семье , став любящей матерью и женой. Глаза ее были наполнены спокойной мягкостью и ясностью, а сама она была «ни мила, ни любезна». Плавность движений, неспешность, размеренная речь говорили о том, что она наконец-то нашла свое место в жизни, где ей комфортно и уютно.
Грибова Елена, ученица 10 класса
Учитель: Комова О.Н.
Обретение смысла жизни в замужестве
Андрея постигла трагическая участь воина, защитника отечества. Горе и боль утраты сломали бы девушку. Рядом оказался друг, человек, обладающий моральными достоинствами, ищущий семейного тепла. Пьера Безухова и Наташу объединяло разочарование в людях (предательство Элен и Анатоля), пережитые события войны, нравственные ориентиры. Дети – это самое ценное, что могла дать миру эта пара.
Троих дочерей и сына родила Наталья в браке с графом Безуховым. Женщина стала образцом материнства, настолько погрузилась в семейные заботы, что сам автор осуждал ее за невнимание к своему вешнему виду. Может, Лев Толстой хотел, чтобы читатели спорили с ним, защищая светлый образ матери. Воспитание детей – это процесс трудоемкий, непрерывный, поглощающий все личное время.
Прошли столетия, героиня Наташа Ростова стала символом женственности, на нее хотят быть похожими все девочки, впервые читающие роман «Война и мир».
Вариант 1: Кратко
(337 слов) Наташа Ростова является одним из основных персонажей романа-эпопеи «Война и мир». На протяжении всего произведения Л. Н. Толстой показывает процесс превращения веселой и бойкой девочки в мудрую, достойную женщину.
Вначале читатель видит ее несимпатичным, нескладным подростком, но резвой и озорной девочкой. Она танцует с Андреем Болконским и наполняет его душу живостью, которая свойственна только ей и которая выделяет ее среди остальных. Наташа очень естественна. Ее многое сближает с простым людом: любовь к народным танцам и песням, любование природой. Ее слова о звездном небе в Отрадном надолго запомнились Болконскому. Девушка еще очень молода и наивна, и только поэтому искусный в соблазнении Анатоль Курагин на время овладевает ее мыслями. К сожалению, это разрушает ее отношения с Болконским. Но можно ли осуждать героиню? Неопытность в высшем свете, нацеленность Курагиных на игру с ее чувствами, юность – все это сказывается на ее поведении с Анатолем. Однако Наташа не боится признать, что была неправа. Она и сама чувствовала сильное волнение и тяжесть рядом с соблазнителем. Но эта ошибка помогает закалиться ее характеру. Так, она стала более ответственной в выборе своих друзей.
Героиня очень заботливая и сочувствующая. Она ухаживает за больной матерью, потом – за умирающим Болконским. Она жертвует поводы, предназначенные для вещей ее семьи, раненым солдатам и не понимает, как можно этого не сделать. Горькие потрясения оборачиваются для Наташи болезнью. Но она постепенно из трудного состояния выходит другим человеком, и поддержку ей оказывает Пьер Безухов, ее верный друг детства. Девушка понимает, что испытывает по отношению к нему романтические чувства, и в итоге соглашается стать его супругой.
В конце Толстой описывает Наташу как свой идеал жены и матери – «красивая, сильная и плодовитая самка», которая отныне посвящает все свое время мужу и детям. Отныне в героине нет прежнего огня и очарования, но у нее есть цель – ухаживать за близкими, следить за детьми и хозяйством, служить супругу. Она оказалась очень требовательной, но верной женой, а ее брак с Пьером – долгим и счастливым.
Конечно, многие осудят Наташу за такие перемены, однако девушка, смысл жизни которой всегда было дарить любовь и заботу близким, исполняет свое предназначение, посвящая себя семье.