Образование 2020–2030: будущее наступило вчера


Эссе «Каким я вижу будущее образование в России?»

Олеся Попова

Эссе «Каким я вижу будущее образование в России?»

Думаю, что сложно сказать, что ждёт Россию в будущем, она непредсказуема, учитывая особенности её развития. Можно и помечтать, так вот, о чём мечтаю я! О том, чтобы в будущем наша страна стала на путь, ведущий к сохранению своей русской неприкосновенности, сюда хочу отнести культуру, традиции, образ жизни. Наша страна для нас самая лучшая в мире. Полагаю на то, что у России есть только один – единственно правильный путь развития для счастливого будущего – это охрана природных богатств, прежде всего. Так как наша страна богата в этом плане, нужно продолжать беречь её богатство, а не разрушать его.

Много говорится сейчас о кризисе российской науки и образования, суть которого заключается в проблеме формирования и сохранения элитных кадров в науке и образовании. Эффективная организация учебного процесса в высшей школе – это важный элемент формирования высокопрофессиональных научных кадров. Качественное высшее образование невозможно без получения студентами представлений о вопросах актуальных сегодняшней науки. В настоящее время всё это можно наблюдать лишь в немногих российских вузах. Ещё одна проблема – школьные учителя, качественный уровень учителей. Ведь учитель был и остаётся важнейшим элементом системы школьного образования, без него невозможна реализация каких – либо серьёзных изменений в учебном процессе. Именно учитель следит за методическими, организационными проблемами в школе. Считаю, что успешными и благополучными будут только те общества, которые научатся ценить и развивать интеллект, использовать его. Хочется надеяться, что всё это приведёт нас к хорошей жизни, не произойдёт »отупление мозгов», к чему сейчас мы катимся, в этом огромную роль играет интернет.

Образование – к нему относится и воспитание, и обучение, а сейчас возникают большие проблемы в воспитании. Система воспитания должна быть достаточной для того, чтобы человек мог выбирать, имел право выбора.

Гуманная педагогика – позволяет нам увидеть будущее – если только стоит погрузиться в неё. Хотелось бы, чтобы в будущем было больше гуманных отношений. Повысился рост культуры общества, это играет немаловажную роль. Социальные проблемы тоже несут в себе актуальность. Социум – это общество, а мы хотим в нём жить, а не существовать. Безработица, незанятость населения важные проблемы, и хотелось бы избежать их в будущем. Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена, об этом и говорили по-разному.

Полагаю, что образование должно вести за собой всё общество, без него я не вижу будущего ни в нашей и ни в другой стране. Оно является главным, так как будет образование, будет и карьера, а будет достойная карьера, будет и счастливая ни в чём не нуждающаяся жизнь.

Эссе «Каким я вижу образование в XXI веке»

Эссе «Каким я вижу образование в XXI веке»

Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации становится очевидной, так как без инноваций невозможно выйти на новый уровень в образовании.

Так какой же должна быть цель образования в современном мире? Цель образования XXI века заключается в достижении обучающимися системы универсальных знаний и умений, ключевых компетенций, которые позволяют реализовать себя в условиях информационного общества, а главное в способности применять знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной жизнедеятельности. Особое внимание уделяется индивидуальности обучающегося и его личности в целом.

В течение последнего времени в сфере образования огромное внимание стало уделяться инновационным процессам. Обновление содержания образования, его модернизация — это насущная потребность современности, требование времени. В настоящее время идет переход от преимущественно информативных форм к методам, формам и технологиям обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействием обучающихся. Так в чем же заключается обновление содержания образования?

Начнем с различных концепций в образовании.

Концепции развивающего и деятельностного подхода в обучении.

Основным требованием модернизации образования является переход от информативной модели обучения к развивающей, которая предполагает формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и умений самостоятельно приобретать их.

Концепция гуманизации и гуманитаризации в образовании.

И.М. Орешников (д-р, философ.наук) считает, что гуманитаризация образования в широком смысле включает всю гуманизацию, основывается на ней, однако главное здесь − формирование гуманитарной культуры личности, усиление гуманитарной подготовки людей, насыщение естественных и специальных дисциплин культурологической, человеческой, мировоззренческой проблематикой.

Основу гуманизации составляют новые целевые установки, которые делают приоритетом человеческую личность со своими интересами и способностями, формирование ее творческого потенциала, гуманного мировоззрения, что является благом одновременно как для общества, так и для самого человека. Задачей гуманитарного образования становится развитие способности мышления, обогащение духовной сферы личности.

Концепция компетентностного подхода в образовании.

Основным средством обновления российского образования в концепции его модернизации заявлен — компетентностный подход. Базовыми категориями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность».

По мнению А.В. Хуторского, необходимо разделять понятия «компетентность» и «компетенция», имея в виду под компетенцией заранее заданное требование (норму) к образовательной подготовке человека, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность проявляется и может быть оценена только в ходе практической деятельности, ее уровень может постоянно повышаться.

Другими словами, школа должна подготовить ученика готового самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе его собственного опыта. По-моему мнению, компетентностный подход раскрывает инновационный процесс в образовании. Только тот обучающийся, который способен ставить перед собой цели, достигать их, преодолевая проблемы, может быть успешным.

Также на изменения в содержании образования особую роль оказали образовательные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии. Цифровые технологии стали востребованными в 21 веке. Сейчас трудно представить процесс обучения без использования современных цифровых технологий, так как мы живем мире высоких технологий, следовательно, подготовка ученика требует современных методов. Современные компьютерные программы позволяют педагогу вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного ребенка, следить за его личностным ростом.

Таким образом, применение ИКТ, оснащенных всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными педагогическими технологиями, станут базой современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование ИКТ позволяет значительно повысить эффективность работы в общеобразовательном учреждении, найти дополнительные формы совместной деятельности обучающихся, родителей, а также по-новому организовать проведение различных мероприятий.

По мнению многих ученных, инновационные образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование системного творческого мышления.1

На мой взгляд, информационные технологии открывают новые возможности для усовершенствования учебного процесса, так как они способны активизировать познавательную деятельность учащихся; способствуют овладению практическими способами работы с информацией; формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий.

Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения предполагает самостоятельную поисковую деятельность обучающихся по решению проблем под руководством педагога, в ходе которых у учеников формируются новые навыки, развиваются креативные способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление. Именно во время самостоятельной работы ребенка активность мозга максимальна. Поскольку главной целью является расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках. Также в ходе самостоятельной работы развивается личностные качества, такие как организованность, дисциплинированность, инициативность, воля. Педагог же будет выступать в таком случае консультантом, куратором, он не сообщает знания в готовом виде, а ставить перед учеником задачу (проблему), которая вызывает интерес у обучающихся и желание ее решить.

Технология проектного обучения.

Технология проектного обучения от проблемного обучения отличается тем, что деятельность обучающихся имеет характер проектирования, то есть подразумевает получение конкретного результата, а также публичное представление и защиту.

Технология дистанционного обучения – одна из перспективных образовательных технологий. Дистанционное обучение предполагает, что учебный материал изучается самостоятельно в течение определенного периода, таким образом, обучающийся сам выбирает темп изучения. Дистанционное обучение, на мой взгляд, имеет массу преимуществ, например: есть возможность изучать предметы для тех, кто не в состоянии посещать учебное заведение (по состояние здоровья и др.) углубленное изучение темы, подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.

Технология личностно-ориентированного образования. Позволяет ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения.

Модульная технология обучения.

Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

ТюмГУ не является исключением, в университете также создан — уникальный маршрут, который каждый студент прокладывает в образовательном пространстве университета, последовательно расширяя и усложняя свою учебную программу, выбирая новые дисциплины, преподавателей и форматы обучения. Существуют модули: CORE (Базовый модуль, обязательный для изучения студентами первого курса). MAJOR (Формирует профессиональные компетенции). ELECTIVES (Дисциплины по выбору).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что модульное обучение помогает студентам глубже специализироваться по направлению обучения и построить свой индивидуальный путь.

Перейдем и рассмотрим методы обучения.

Активные и интерактивные методы обучения.

Стоит назвать и перечислить систему активных методов обучения — это дидактические и деловые игры, которые основаны на имитации некоторой деятельности (мозговой штурм, круглый стол, дискуссия и др.), коллективный способ обучения и в парах.

Использование современных информационных компьютерных технологий позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи, открываются огромные возможности развития инновационных проектов в образовании и обучении, преподавание становится увлекательным и креативным для этого и существуют интерактивные методы. Данные методы способствуют активной познавательной деятельности обучающихся, так как ученики самостоятельно находят решения проблемы на основе анализа, развитию критического мышления, гибкости поведения в нестандартных ситуациях. Педагог же выступает консультантом, куратором.

Наглядные методы. Наглядные методы предполагают использование наглядности (таблицы, чертежи и т.д.) способствуют повышению мыслительной активности обучающихся. 2

Словесные методы.

Это чтение лекций, рассказы, работа с книгой, дискуссии и

семинары. По-моему мнению, формами проведения урока должны быть не просто лекция или натаскивание на тесты, а более эффективные в процессе обучения — диалоги, семинары, дискуссии. К сожалению, сегодня ученик имеет право высказаться только в письменной работе. К тому же почти всегда это эссе, которое нужно писать по шаблону, следовательно, у обучающихся нет возможности для проявления творчества.

Исследовательский метод. Предполагает организацию творческой деятельности обучающихся по решению новых для них задач. Можно предложить обучающимся не просто реферат или презентацию, которые дети скачивают из Интернета, а именно создать свой продукт. Также следует разнообразить задания: предложить небольшие исследовательские работы в группах, где ребята будут сами работать с источниками, находить и анализировать информацию, а также грамотно предоставлять. Такая исследовательская деятельность научит взаимодействию, умению мыслить самостоятельно, делать логические выводы. В конце проделанной работы предложить защиту своих выступлений перед сверстниками с целью развития коммуникативных навыков.

Задача педагога в образовании — помочь обучающимся стать самостоятельными, творческим и уверенным в себе людьми, которые готовы ставить цели и достигать их, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого педагогам стоит применять в своей педагогической деятельности новые технологии, методы работы. Если обучающиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, то смогут понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. По-моему мнению, данное сотрудничество предполагает — организацию совместной деятельности, а также партнерских отношений учителя и учащихся; обеспечение равноправного субъект-субъектного взаимодействия, не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе поиска новых знаний.

Таким образом, сегодня образование не стоит на месте, происходят важные изменения, реформы у которых есть свои достоинства. Однако, не смотря на имеющиеся трудности в образовании, процесс реформирования идет и хочется надеяться, что все без исключения преобразования и новшества пойдут на пользу и обучающимся, и родителям, и, безусловно, педагогам.

Богданова М. В., Евдакимов М. С., Юрченко А. С. Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 30-32.

Чубуков А.И. МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 25.09.2019)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]