Описание жилина из рассказа кавказский пленник коротко

История персонажа

Деятели культуры и искусства остро реагируют на социальные и политические изменения в родных странах. Творчество российских писателей 19 века освещало проблему, возникшую на Кавказе. Война, длившаяся в этом регионе с 1817 по 1864 год, не давала стране излечиться от многих болезненных вопросов. Регион привлекал поэтов и писателей своей живописностью и экзотикой, а местное население с его менталитетом и нравами казалось непокорным и свободолюбивым. Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», вдохновившись событиями, происходившими на Кавказе.

Главные герои «Кавказский пленник» характеристика персонажей рассказа Толстого (5 класс)

Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.

История создания


Писатель Лев Толстой
Это сочинение Толстого встало в один ряд с романами «Анна Каренина» и «Война и мир», получившими мировое признание. В 1870-е годы писатель отрекся от своих былых произведений и стал работать над развитием неохристианского учения. Он жил по созданным для себя правилам и творил в соответствии с изменившимся мировосприятием. Простота в жизни и творчестве стала его главным направлением.

Толстой написал две книги: «Азбука» и «Новая Азбука». Главным отличием от ранних трудов стали понятность языка и доступность каждому, кто брал издания в руки. Так писатель доносил свои мысли до простого народа. Рассказ «Кавказский пленник» вошел в первую книгу. Произведение основано на личных впечатлениях Толстого, который чуть не оказался в плену у кавказских горцев в 1853 году.

Рассказ опубликовал журнал «Заря» в 1872 году. Сам автор считал это сочинение произведением искусства всемирного масштаба, доступным людям любого происхождения.

Популярные сочинения

  • Сочинение Спорт в моей жизни
    Я занимаюсь спортом с четырех лет. Легкая атлетика всегда была очень важной частью моей жизни, и именно поэтому я так сильно ее люблю. Я играю в футбол, волейбол, баскетбол в своей школе, а также играю в футбол за районную команду.
  • Сочинения по картинам Венецианова
    Великий художник, который начал отображать в своих картинах повседневную жизнь крестьян, человек, который выкупал у других помещиков будущих талантливых художников. Первый художник
  • Сочинение на тему Мой папа танкист
    Мой папа — наилучший в мире. Он умный, сильный и решительный мужчина. А также он красивый внешне. Папа среднего роста, не худой, но не полный. У папы зеленые глаза и темно-русые волосы. Ради удобства он носит короткую стрижку

«Кавказский пленник»


Жилин
Русский офицер Жилин, главный герой произведения, служит в войсках, занимающихся присоединением Кавказа к Российской империи. Он – выходец из простой семьи, который всего в жизни добивается самостоятельно. Этим персонаж и привлекает симпатии читателей. Попав в плен к горцам, мужчина демонстрирует смекалку и стойкость духа. Он планирует побег. Твердость характера пленника вызывает уважение даже у пленивших его татар.

Жилин оказывается мастером на все руки. Он мастерит куклу для Дины, чинит сломанные вещи. При этом держится смело и не унижается. Его умения помогли герою продержаться в плену: Дина носила ему еду, а татары не подвергали наказаниям. Получив разрешение написать письмо с просьбой о выкупе, Жилин сразу заявляет, что не станет просить три тысячи монет и готов предложить только пятьсот.


Татары наблюдают за работой Жилина

Герой находится в заточении в компании другого русского солдата – Костылина. Последний ценит свою жизнь гораздо выше и готов просить у родственников пять тысяч монет, лишь бы выбраться на волю. Он не делает ничего, чтобы выбраться из плена, только жалуется на судьбу. Пока Жилин роет подкоп для побега, Костылин плачет в ожидании выкупа.

Побег заключенных не удался из-за Костылина. Татары поймали героев, когда свобода была совсем близка. Офицерам пришлось вернуться в заточение и вновь продумывать план бегства. Вместо сарая их поместили в глубокий ров. Жилину помогла сбежать юная Дина, помнящая добро приятеля. Героя спасли казаки, и он продолжил службу. Костылин спасся благодаря выкупу.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Иллюстрация к произведению Толстого «Кавказский пленник»
Основная мысль произведения Толстого заключается в том, что не стоит падать духом и сдаваться, столкнувшись с трудностями. Преодоление трудностей требует веры в себя и большого желания. Эту идею можно транслировать на любую ситуацию.

Размышляя о том, у кого из героев было больше шансов спастись, логично предположить, что ожидавший выкупа Костылин с большей вероятностью оказался бы на свободе. Но мужество и сила воли Жилина доказали обратное. Он не просит сжалиться, не молит о пощаде, а действует, исходя из обстоятельств. Близость к народу, честь и порядочность, благородство и простота помогают Жилину остаться в живых в непростых обстоятельствах.

Оба заключенных сидели в сарае, закованные в колодки, но Жилин полюбился местному населению. Мастеровитый и ловкий, он быстро нашел общий язык с дочкой Абдул-Мурата. Мужчина делал Дине игрушки. На прогулках он прикидывал возможные планы побега, а ночами рыл подкоп. Баранина и лепешки, приносимые благодарной Диной, помогли ему и Костылину остаться в живых.


Костылин пишет письмо домой

Жилин и Костылин на протяжении всего повествования противопоставляются друг другу. Мужчины находятся в одинаковом положении, воюя за объединение Кавказа и России. Они попали в плен по дороге домой, причем Жилин ехал повидаться с матерью, находящейся на смертном одре. Татары заметили русских и схватили их. Храбрый Жилин постоянно оказывался в гибельных ситуациях из-за трусливого и недалекого Костылина. Смекалистый герой нашел подход к мусульманам, не стал платить выкуп и расположил к себе восточных людей. Костылин же боялся за жизнь и делал все, что ему велели.

Биографии пленников различны, поэтому характеристика их образов демонстрирует контраст качеств, талантов и умений. Жилин был стойким, твердо верил в успех, не жалел сил, чтобы достичь желаемого, прилагал усилия в любом деле, за которое брался. Костылин бездельничал в ожидании помощи, занимал пассивную позицию, зная, что ему помогут из сострадания.


Кадр из фильма «Кавказский пленник» (1975 год)

Костылин не отличался выносливостью. Его пороки дали знать о себе при первом побеге. Он был обузой для Жилина. Второй побег стал для него непосильным испытанием, и Костылин предпочел, сложа руки, ждать финала.

Толстой неспроста назвал рассказ «Кавказский пленник», имея в виду одного героя, хотя речь шла о двух действующих лицах. Для автора и читателей настоящим героем повествования оказался один человек. Пассивный Костылин был жалким персонажем, мешавшимся на пути Жилина, самостоятельно творившего свою судьбу. Фамилии героев точно описывают их характеры и внешность. Жилин и Костылин – представители абсолютно разных типов личности, поэтому их судьбы разнятся, а жизненные пути расходятся.

Сочинение про Жилина

Главный герой рассказа — русский офицер из обедневших дворян, с простым именем – Иван.

Действие происходит во время Кавказской войны. Иван Жилин, единственный сын у матери, получив от нее письмо, засобирался домой в отпуск, повидаться со старушкой. Во время пути Ивана и его спутника Костылина берут в плен татары с целью выкупа. Костылин безоговорочно отправляет письмо родственникам, что бы те привезли за него деньги. Жилин, зная, что его мать не имеет сбережений на выкуп, пишет заведомо неверный адрес. Торгуясь за сумму выкупа с татарами, хотя знает, что никто за него не даст и рубля, герой показывает свой характер, смелость перед лицом смерти.

Два пленника ведут себя по – разному. Костылин, и так показавший себя предателем в пути, падает духом, постоянно ноет, жалуется. Жилин же, наоборот, что бы отогнать грустные мысли, старается занять себя любым возможным делом. Он и часы своим мучителям чинит, и оружие. Заводит дружбу с девочкой Диной и дарит ей глиняных куколок.

За стойкий характер и умелые руки татары стали уважительно относится к Жилину, но жажда выгоды пересиливает в них человеческие качества. И только маленькая Дина жалеет пленника и подкармливает его потихоньку лепешками и молоком. Даже злая и вечно голодная дворовая собака прониклась любовью к Ивану.

Жилин все время продумывает различные варианты освобождения из плена. Первый побег закончился провалом. Толстый, неповоротливый Костылин, которого Жилин взял с собой, ныл и мешал идти быстрее. Ивану пришлось тащить его на себе. Татары догнали беглецов и посадили в яму, заковав ноги в деревянные колодки.

Попытка сделать подкоп так же потерпела неудачу – глину негде было складывать незаметно.

И тогда, в третью попытку, Дина помогает пленнику выбраться из ямы, опустив к нему длинный шест. За одну ночь, собрав все свои силы, с израненными ногами, в колодках, Жилин преодолевает большое расстояние и добирается до крепости казаков. Уже на подходе к крепости его чуть не догнали татары, кинувшиеся за ним в погоню, но казаки сумели отбить героя.

Фамилию «Жилин» автор дал своему герою как характеристику – крепкий и физически и морально, выносливый.

Другие сочинения: ← Жилин и Костылин разные судьбы↑ Толстой Л. Н.Жилин и Дина →

Экранизации

Рассказ Льва Николаевича Толстого впервые был экранизирован в 1975 году режиссером Георгием Калатозашвили. В образе Жилина в кинокартине выступил актер Юрий Назаров.


Юрий Назаров и Сергей Бодров-младший в роли Жилина

Вторая экранизация была презентована в 1996 году. Она основана на лейтмотивах произведения, но действие перенесено в современные реалии. Сергей Бодров-старший описывал происходившее в ходе Чеченской войны, подкрепляя мысль Толстого о том, что его идея актуальна вне зависимости от ситуации и предлагаемых обстоятельств. Роль Жилина исполнил Сергей Бодров-младший.

История

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своём дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно»[2]. По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя[3],

Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил её своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

Дочь Толстого Александра рассказывает о данном случае следующим образом[4]:

Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шел медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и еще четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем, горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утесов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое — Толстой и Садо — по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам, вместе с Садо, во весь дух помчался вперед к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер, убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под нее высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях.

Во время активного составления «Азбуки» Толстой написал рассказ о кавказском пленнике. Посылая рассказ Н. Н. Страхову в марте 1872 года, Толстой отметил[5]:

Все время и силы мои заняты «Азбукой». Для «Зари» я написал совсем новую статью в «Азбуку» — «Кавказский пленник» и пришлю не позже как через неделю… Пожалуйста, напишите, что вы думаете об этой статье. Это образец тех приёмов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.

Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в журнале «Заря» (1872, № 2). Он вошёл в «Четвёртую русскую книгу для чтения», вышедшую 1 ноября 1872 года[6].

Сам Толстой высоко оценивал свой рассказ и упоминал его в трактате «Что такое искусство?» в следующем контексте[7]:

…свои художественные произведения я причисляю к области дурного искусства, за исключением рассказа «Бог правду видит», желающего принадлежать к первому роду, и «Кавказского пленника», принадлежащего ко второму.

При этом «второй род» хорошего искусства определяется им там же как «искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусство всемирное».

Комментируя данный трактат, философ Лев Шестов замечает, что «…он на самом деле превосходно понимает, что никогда его „Кавказский пленник“ или „Бог правду знает, да не скоро скажет“ (только эти два рассказа из всего, что им написано, относит он к хорошему искусству) — не будут иметь для читателей того значения, которое имеют не только его большие романы — но даже „Смерть Ивана Ильича“»[8].

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.

Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу. ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку. Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму.

Освобождение

Бежать пленнику все же удалось. Помогла Дина. Когда в ауле почти не осталось мужчин, она спустила в яму длинный шест, по которому Жилин выбрался на землю. Костылин в этот раз рисковать не стал – его через месяц, обессиленного и больного, выкупили у татар родные.

С колодкой на ногах, превозмогая боль и усталость, офицер сумел за ночь добраться до своих. Уже перед самой крепостью его заметили горцы, но казаки вовремя подоспели на подмогу – кстати, именно так сумел спастись от плена и сам Л. Толстой. Таким образом, лучшие человеческие качества, такие, какстойкость, мужество, сила духа, готовность бороться в любой ситуации, природная доброта, мастерство, помогли главному герою не только выжить, но и найти путь к освобождению. Такова характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]