Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика образа


Характеристика

Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.

В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.

Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.

«под псевдонимом Бездомный»

Впервые этот персонаж встречается нам в самом начале романа в компании его наставника Михаила Берлиоза.

Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе, второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был некто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Итак, Иван Понырев, имеющий псевдоним Бездомный. Имя, фамилия и особенно псевдоним выбраны автором неслучайно. Именно под своим псевдонимом читателям больше всего и запомнится этот персонаж. Чтобы понять, какую историческую личность скрыл в поэте Булгаков, нужно обратить внимание на тему беседы Берлиоза с Бездомным.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму… Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж.

Встреча на Патриарших

В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.

Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.

Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.

Враги Мастера

Членов МАССОЛИТа – представителей литературной элиты – новый знакомый Ивана не очень-то жалует. И на то у него есть основания. По их вине роман не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных. У него после тщетных попыток издать роман не осталось ничего: ни имени, ни фамилии, ни будущего. Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору.

В «Грибоедове»

После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.

Шизофрения

После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.

Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.

«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.

Знакомство с Мастером

В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.

Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.

Сумасшествие поэта

После смерти Берлиоза Иван уже не мог отрицать существование Бога и Дьявола. Он попытался найти понимание среди коллег, писал заявление о причинах смерти Берлиоза в милицию, но ему никто не поверил. Его сочли безумным и поместили в психиатрическую больницу с диагнозом шизофрения. Там Иван встречает Мастера, они лежат в соседних палатах. Благодаря их беседам поэт находит утешение, а также осознаёт, насколько плохи на самом деле были его стихи. Он понимает, что его творчество было продиктовано требованиями партии, а не его собственными душевными порывами. Иван даёт обещание Мастеру больше не писать стихов.

Раздвоение Ивана

Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.

О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.

Встреча с Воландом и смерть Берлиоза

Читатель знакомится с Иваном уже в первой главе романа. Он и его наставник Берлиоз обсуждают только что написанное сочинение на религиозную тему. В нём поэт представил Иисуса в негативном свете, чем, по мнению Берлиоза, совершил большую ошибку. Михаил Александрович считал, что нужно вовсе отрицать существование Сына Божьего. Необходимо отметить, что МАССОЛИТ являлся социалистической организацией, члены которой были обязаны писать сочинения соответствующей идеологии. В связи с этим становится понятно, почему Берлиоз так яростно отстаивал свою точку зрения.

К беседе присоединился иностранец (Воланд), который опроверг утверждения Берлиоза. Незнакомец утверждал, что был свидетелем тех событий. Литераторы сочли его безумцем. Затем Воланд предрек смерть Берлиозу и подчеркнул, что ничего изменить нельзя. Михаил Александрович возразил иностранцу. Он считал, что человек сам творит свою судьбу, однако избежать смерти ему не удалось. Берлиоз попал под трамвай, и этот факт навсегда изменил судьбу Ивана Бездомного.

«Мельмот Скиталец»

Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов. Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня. В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.

Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.

Профессор Иван Понырев

Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.

Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.

Прототипы

Как говорилось выше, таких людей, как Иван Бездомный, в сталинском СССР были многие тысячи. Впрочем, у этого персонажа были и непосредственные прообразы. В первую очередь таковым считают Ефима Придворова — советского поэта, вошедшего в литературу под псевдонимом Демьян Бедный. У обоих очень похожи настоящие имена и псевдонимы, в общих чертах схожая биография, уровень образования, мировоззрение и уровень «поэтического таланта». Ефим Придворов был очень плохим, но чрезвычайно плодовитым стихотворцем, которого охотно публиковали советские журналы благодаря «пролетарскому» характеру его произведений.

Ещё одним прототипом считается Александр Безыменский — советский еврейский поэт, фамилия которого тоже наводит на мысль о Бездомном. Был и ещё один поэт с похожим псевдонимом — Иван Приблудный (настоящее имя — Яков Овчаренко). В литературе прототипами Бездомного считают студента из поэмы Гёте «Фауст», а также Стентона из романа Метьюрина «Мельмот Скиталец».

Известно также, что в раннем возрасте Булгаков работал в газете «Гудок». Там псевдоним Бездомный носил его коллега, хотя другие источники утверждают, что так подписывался сам Булгаков.

Александр Безыменский

Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.

Другие версии

Прототипом Ивана Бездомного, или одним из них, считают также Ивана Приблудного. Этот поэт относился к окружению Сергея Есенина. Он был известной личностью в литературных московских кругах, имел репутацию балагура и весельчака. Популярность ему принесли не заслуги в литературе, а дружба с великим поэтом и участие в потасовках, которые устраивал знаменитый «похабник и скандалист». В пользу этой версии, пожалуй, говорят лишь драки в ресторане. Нечто подобное устроил Бездомный после смерти Берлиоза в «Грибоедове».

Прототипами героя Булгакова считают еще некоторых представителей литературной Москвы двадцатых годов. Самая распространенная версия гласит, что автор культового романа создал образ бездарного поэта под впечатлением от личности Демьяна Бедного.

Самая неправдоподобная – это то, что прототипом Бездомного является сам Сергей Есенин. Основана она лишь на пребывании в лечебнице булгаковского героя. Великий русский поэт, как известно, бывал в подобных учреждениях не раз. Однако на этом и заканчивается сходство, которое может иметь с Есениным Иван Бездомный. Характеристика этого персонажа указывает в первую очередь на отсутствие поэтического дара. Этот человек в литературе оказался случайно. Он пишет на заказ и делает это посредственно. В этом Бездомный признается и Мастеру во время их ночных бесед. Образ этот ничего не имеет общего с великим русским поэтом, который, помимо уникального таланта, обладал также чрезвычайно болезненным самолюбием. К слову сказать, некоторые булгаковеды считают Сергея Есенина прототипом самого Мастера.

Расшифровывать роман Булгакова можно бесконечно, чем старательно и занимаются исследователи вот уже более полувека. Но произведение писателя – это прежде всего отражение его жизненного опыта. А потому события или люди, известные ему в жизни, не могут не появляться полностью или частично на страницах его бессмертного произведения.

Роль персонажа в сюжете

По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.

Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.

Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не может быть. Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма плачевными – он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа настигает прозрение – встреча с мастером, знакомство с его романом заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться от «стихоплетства». В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева. Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа – Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. И тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие Пилата. Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то надменным, то умоляющим. Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь». И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана. Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат». Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии «переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту от него осталась лишь голова… А некий иностранный консультант только что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то же мгновение – исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на Патриарших. Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова впадать в покой беспамятства? Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к событиям в России и Иудее, описанным в романе. Булгаков показывает, что новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь настолько, насколько позволила ему его натура. Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века. Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни. В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о самом главном, по небрежности утраченном, смысле. Таким образом, Иван Бездомный – один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу. С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]