«Мастер и Маргарита»
В романе несколько сюжетных линий. Одна из них повествует о похождениях демонических персонажей в Москве. Герои эти весьма колоритные, самобытные. Один из этих мистических персонажей – Азазелло.
«Мастер и Маргарита» – роман, действие которого происходит в тридцатые годы. Уже тогда квартирный вопрос для жителей столицы стал одним из болезненных. Кроме того, желание обладать чужой недвижимостью – далеко не единственный человеческий порок, присущий простым смертным. Есть еще алчность, жадность, зависть и, наконец, трусость. От всех этих недостатков человечество избавить невозможно. Но время от времени отдельных представителей следует проучить. Чем и занимались герои романа Булгакова: Бегемот, Фагот, Азазелло.
«Мастер и Маргарита» – произведение, которому вот уже несколько десятков лет уделяют пристальное внимание литературные критики. В каждом из героев зашифрован намек на реально существовавшее лицо либо мифический или библейский персонаж. Что критики говорят об образе Азазелло?
Кто такой Азазелло
Начнём с того, что Михаил Булгаков перед написанием своего произведения прочитал много литературы, в числе которой была и Библия Ветхий Завет. Именно оттуда писатель взял образ Азазелло. В Библии он упоминается под именем Азазелл и считается падшим ангелом, который испортил людей и научил их многим непристойным и безбожным делам. Там упоминается, что именно он научил женщин наносить макияж и украшать своё тело драгоценностями, а точнее подал такую идею, мужчинам же внушил мысли о войне и показал оружейное искусство. Он просто напросто совратил людей, сделал многих безбожниками, научил искусству лжи и, конечно же, разврату. Азазелл был тем падшим ангелом, который вообще не боялся Бога, за что его, в конце концов, лишили крыльев и отправили в ад.
Падший ангел
Азазель – персонаж библейского сюжета. Ветхозаветная легенда гласит, что один из ангелов однажды выступил против божьей воли, за что его и отправили в преисподнюю. Но прежде его лишили главного небесного атрибута: крыльев. Падший ангел обжился в аду, стал популярен. Писатели и поэты обращаются к его образу на протяжении почти всей истории человечества.
Булгаков несколько видоизменил облик этого персонажа, а главное, переделал его имя на итальянский манер. Азазелло в романе «Мастер и Маргарита», как и полагается обитателю мрака, страшен, коварен и жесток. Какую роль этот персонаж играет в свите Воланда?
Истинное лицо Азазелло
В конце романа можно увидеть, кем на самом деле является Азазелло. При свете луны видно, что внешность данного героя претерпела значительные изменения. Можно сказать кардинальные.
Лицо приобрело мертвенную бледность. Исчезло кривоглазие. Куда-то пропал отвратительный клык. Глаза стали абсолютно одинаковы угольного цвета и пустые. Глядя в них, кажется, что проваливаешься в пропасть. Стальной блеск доспехов освещал всадникам путь. Плащ на нем черного цвета, как у Воланда, его хозяина и господина.
Он стал самим собой. Демоном-убийцей. Тем, кем являлся на самом деле и что так тщательно скрывал под маской.
Неприятный персонаж
Помощники дьявола, несмотря на свои проделки, вызывают симпатию. Бегемот беспрестанно острит. Коровьев хотя и обладает дрянным голосом и мерзким обликом, но вызывает улыбку. Азазелло, в отличие от своих «коллег», немногословен, лишен обаяния. Его роль в свите – выполнение грязной работы. Впервые он появляется прямо из зеркала в квартире Степы Лиходеева. На голове у Азазелло — котелок. Волосы его имеют огненно-рыжий оттенок. Устрашающий облик дополняют клыки.
Говорит Азазелло гнусавым, неприятным голосом. И с первого же своего появления на страницах булгаковского романа выражает готовность применить физическую или мистическую силу. Запугать, уничтожить – этим ограничиваются обязанности Азазелло. И даже смерть главных героев романа приходит именно от его рук.
Суть его работы в свите
Суть работы в свите состояла в выполнении разного рода поручений. Чаще всего связанных с убийством, насилием, разбоем. Убить человека для него раз плюнуть. Опасный убийца с револьвером за спиной.
«Я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках…»
Он прекрасно владеет оружием на зависть любому снайперу. Бьет точно в цель, не промахиваясь.
Щепетильный в организационных вопросах. Точность и аккуратность во всем. Энергичный, умеющий действовать четко по плану, не допуская малейшей ошибки.
Азазель в искусстве
Упоминания желтоглазого демона в литературе и современном кинематографе случаются часто. Первое, о чем думает человек, услышавший имя Азазель – это персонаж Азазелло из произведения Булгакова. В романе он также предстает демоном и провокатором проявлений гнева и похоти у человека.
Несомненной популярностью несколько лет назад и по сей день пользуется одноименное произведение писателя Бориса Акунина. По книге, за этим именем стоит образ главной героини. Здесь отсыл идет к роли падшего ангела в мифологии.
Имя и образ Азазеля используется в комиксах и мультфильмах. В популярном сериале «Сверхъестественное» образ демона присутствует в первых двух сезонах.
Мифология
Во многих притчах и сказаниях Азазель фигурирует под разными личинами. Обычное его занятие – это сеять на Земле обман и разврат. Он поощряет ложь и провоцирует гнев в людях. Этот демон живет в преданиях разных народов. Так кто это? Азазель – это тот, кто ведет войско преисподней за собой, несет его знамена. В других источниках по иудаизму падший ангел – это демонизированный покровитель домашнего скота. Призывают этого демона, чтобы в мужчине разбудить гнев и ненависть. Для женщин его проявление несет вспышки тщеславия. Приносит раздор в домашний очаг. Азазелю приписывают функционал инкуба по некоторым источникам.
Вариант 2
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» был издан уже после смерти автора, который работал над ним на протяжении всей своей творческой жизни. В романе пересекаются две сюжетные линии. Произведение наполнено мистическими событиями и образами.
Одним из таких образов является персонаж Азазелло. Возможно, автор назвал своего героя по аналогии с библейским образом ангела, преступившего законы Божьи. Имя падшего ангела Азазель. В романе Азазелло отводится роль сподвижника Сатаны. Он находится в услужении у Воланда. И, как его ветхозаветный прототип, готов выполнять всю «грязную» работу в угоду своему хозяину.
Неприглядный внешний вид Азазелло меняется в зависимости от необходимости. Неказистая фигура и изъяны в лице дополнены хромотой. Герой любит изрядно выпить. Не расстаётся он и с сигарами. Одевается Азазелло в повседневной жизни просто и небрежно. Но, как всякий обольститель, он способен преображаться. Это отражается в первую очередь в одежде. Излюбленное трико герой заменяет безупречным костюмом. Дополнением к костюму служат галстук и лакированные ботинки.
Роль обольстителя необходима ему для выполнения своей основной функции. Азазелло – жестокое и безжалостное существо, умеющее обращаться со всеми видами холодного и огнестрельного оружия. В произведении многочисленные сцены насилия выполнены именно этим героем. Умение преображаться нужно ему для того, чтобы усыпить бдительность жертвы и заманить её в ловушку. Используя всё доступные средства, Азазелло может быть и обольстительным. Именно обольстителем посчитала его Маргарита, впервые встретившись с героем на улицах Москвы.
Ещё одним качеством обладал герой. Он имел способность превращения и полного перевоплощения. Он может приготовить еду и встретить гостей. Может изобрести чудодейственный крем и помаду для Маргариты. А может просто превратиться в медицинский персонал. Но настоящее лицо героя можно разглядеть только в самом конце романа. Его бездонные глаза утратили бельмо, закрывавшее один глаз. Уродующий его лицо клык бесследно исчез. Лицо мертвенно-бледное. И теперь он всё больше напоминал свой ветхозаветный прототип. Он выглядел так, как и подобало выглядеть падшему ангелу, ставшему демоном.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита↑ Мастер и МаргаритаХарактеристика и образ Бегемот в романе Мастер и Маргарита →
Внешность
Внешность героя, описанная в романе, имеет мифический, сказочный вид, а главное является достаточно запоминающейся для читателя. У Азазелло достаточно широкие плечи, на руках были когти, в голосе слышались весьма неприятные нотки гнусавости, походка была прихрамывающей. Также отличительной чертой его образа являлось бельмо на левом глазу. Он был «…маленького роста, пламенно‑рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий…» Вся его внешность излучала отвращение и вызывала совершенно неприятные ощущения. Булгаков сделал своего персонажа максимально запоминающимся, его неказистая, безобразная и непропорциональная фигура была создана автором с целью отличить демона от остальных действующих лиц произведения: Бегемота и Коровьева.
Какая участь уготована демону Богом
Увидев, какие злодеяния происходят на земле, Всевышний послал за непокорным Азазелем четырех своих архангелов. Им было поручено изъять падшего херувима, а также находящихся с ним бесов, и наказать всех самым строгим образом.
Каждого из искусителей отправили в ад. Для Азазеля предусмотрели другую участь: он остался в мире людей, но был заточен в пустыне Дудаил. Здесь демон, покрытый непроницаемой тьмой, должен пребывать до самого Судного дня, с приходом которого его бросят в вечный огонь.
Образ Азазеля — падшего ангела у других народов и его внешний вид
Считается, что Азазель имеет весьма приближенный к человеческому облик, в отличие от, например, демона Баала. Так, он традиционно изображался в виде старого мужчины с бородой и козлиными рожками, который всегда ходил вместе с черным коронованным козлом. Другие же, более древние ханаанские легенды, отождествляли Азазеля с огромным червем, живущим в глубине песков пустыни.
Говоря о верованиях других народов, множество общих черт прослеживается у Азазеля с египетским богом Сетом. Он также был покровителем пустыни, в древние времена — защитником власти фараонов, а впоследствии — врагом других египетских богов и одним из главных олицетворений зла. Кроме того, как Азазель у иудеев, так и Сет у египтян, покровительствовали различным чужеземным народам, находящимся, по их мнению, далеко за пределами пустынь.
Кроме этого, согласно устоявшейся в иудаизме и христианстве традиции, Азазель был в свое время повержен ангелом Рафаилом. Архангел низверг его в темную яму посреди пустыни и придавил его огромным камнем. Сам же Азазель ждет лишь момента, когда он снова сможет увидеть свет. И этот момент наступит, по легенде, во время страшного суда, когда ангел-предатель будет истреблен в очищающем пламени. У мусульман же имя этого демона является синонимом Иблиса — главного предателя, который отказался поклониться Адаму, за что и был низвергнут Аллахом.
Особого внимания заслуживает и трактовка образа этого демона знаменитым Булгаковым. Трансформированное на испанский лад имя «Азазелло», а также его статус покровителя безводной пустыни однозначно говорят, что этот персонаж и является древнеиудейским демоном. Все его атрибуты — зеркала, железное оружие, стальные латы — так или иначе тоже упоминались в легендах и культурных традициях. В «Мастере и Маргарите» Азазелло выступает все так же в двух ипостасях — соблазнителя и убийцы.