История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Идея возникновения произведения

Сейчас уже не известно точно, когда появилась на свет идея произведения и его образы. Известно, что писатель очень любил «Фауста» Гете, в одной из первых версий романа, он называл мастера Фаустом. Возможно, именно гениальное произведение немецкого поэта дало первые ростки задумки для не менее гениального романа Булгакова.

В истории написания «Мастер и Маргарита» присутствует немало «белых пятен». Есть данные, что краткие черновые заметки были сделаны Михаилом Булгаковым еще в 1928-1929 годах. Но в первом романе все 160 страниц рукописи были посвящены истории Христа и прокуратора и искрометному пребыванию в Москве Воланда с его необычными гастролями и разоблачениями алчной публики. Места для мастера и Маргариты здесь не нашлось, хотя именно благодаря им роман стал таким разноплановым и гуманным.

Среди вариантов названия произведения были «Копыто инженера» и «Гастроли Воланда», «Князь тьмы» и «Черный маг», но незадолго до смерти, в 1937 году, Булгаков назовет свое бессмертное произведение «Мастер и Маргарита». Правка написанных глав романом будет длиться, пока будет биться сердце писателя. Потом работа будет продолжена его женой. При жизни писателя, его сильнейшее произведение не будет ни закончено, ни издано.

Ключ к названию книги

Несмотря на то что введение в роман о дьяволе и поэте женского персонажа принадлежала второй жене писателя Любови Белозерской, истинной «Маргаритой» для самого писателя станет третья супруга Елена Сергеевна. Как и героиня книги, женщина оставит ради писателя мужа и полностью посвятит себя возлюбленному и его ремеслу, преданно находясь рядом и помогая до конца его, а затем и своих дней. Воодушевляющая сила женской любви, которую обрел Булгаков в лице последней спутницы жизни, окончательно убедила автора в необходимости включить в сюжет образ Маргариты.

Говоря о прототипах главных героев, вспоминается легендарный «Фауст». Помимо эпиграфа о дьяволе, из немецкой мистической классики Михаил Афанасьевич почерпнул у Гете и Маргариту (Гретхен). Также исследователи называют в качестве прообраза музы Мастера французскую принцессу Маргариту Наваррскую. Тем не менее более всего сходств и черт все же объединяет жену создателя романа про Пилата и реальную возлюбленную классика русской литературы. Даже такая мелочь, как легкое косоглазие Елены, была перенесена в образ героини после того, как та воспользовалась кремом Азазелло.

Таким образом, из имевшихся у писателя задумок в части наречения своего опуса конечная выдалась самой удачной, звучной и емкой в смысловом отношении. Растолковывая заголовок творения Булгакова, можно найти очевидные сходства между автором и его героем, а именно:

  • предание рукописи огню;
  • грубая критика творчества;
  • преданность и помощь жены.

Название «Мастер и Маргарита» было избрано Булгаковым в качестве окончательного в 1937 году после внедрения любящей молодой женщины в сюжетную линию. Любовные части произведения являются одними из ключевых, поэтому заглавие как нельзя точно отражает содержание книги. И хотя даже намека на дьявола нет в финальном варианте имени романа, с точки зрения булгаковедов, две симметричные заглавные буквы «М» несут в себе зашифрованную символику слов «Москва» и «Woland», что подразумевает отсылку и к образу Князя тьмы со своей свитой, и к московским главам книги.

«Рукописи не горят»

Весна 1930 года была переломной для писателя и его произведения. В порыве недовольства своей работой и под гнетом общественности, Булгаков сжег первый вариант романа. Позже, в уже написанном произведении, отчаявшийся мастер тоже будет жечь свою рукопись: «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». Мастера остановит пришедшая Маргарита, а рукопись романа позже вернет к жизни Воланд, произнеся ставшую афоризмом фразу – «Рукописи не горят»!

Через два года, найдя уцелевшие части, Михаил Булгаков заново начнет создавать свой роман. В своих письмах другу, он напишет, что «и сам не знает, зачем это делает».

В 1940 году писателя сильно истощит болезнь. Не имея сил встать, он диктовал поправки к роману своей жене, которая, как Маргарита, всецело была поглощена работой над последним произведением мужа.

После смерти писателя, его вдова Елена Сергеевна еще около двух десятков лет будет править роман, и делать попытки издать его. История мастера и Маргариты станет для нее последней волей мужа, и смыслом ее жизни.

История создания

История создания романа полна трудных моментов, тайн и переживаний. Произведение по праву считается венцом автора, которому были отданы все творческие силы и фантазии.

Работа над «Мастером и Маргаритой» началась в 1928 году. Когда и как точно пришла идея создания доподлинно неизвестно. Однако, по некоторым источником считается, что предположительно Булгаков черпал вдохновение из «Фауста» – не менее знаменитого текста Й. В. фон Гете.

(«Le Faust» Goethe, издание 1847 г.)

Самые первые наброски романа были сделаны во время пребывания Булгакова в Москве. Изначально произведение имело несколько вариантов развития сюжета. Один из таковых был полностью посвящен истории Пилата другой не включал в себя рассказов о Мастере и Маргарите, о приезде Воланда в Москву и об особенностях событий, разворачивающихся на Патриарших Прудах и на улице Садовой,

Еще один любопытный факт – прототипом Маргариты считается последняя жена писателя Елена Сергеевна Шиловская. Некоторые ценители романа также склонны считать ее соавтором произведения, так как при его прочтении чувствуются две совершенно разные манеры письма.


(Жена Михаила Булгакова Елена)

Свое название роман также получил не сразу. Автором было предложено несколько вариантов: «Князь тьмы», «Гастроли Воланда», «Жонглёр с копытом», а также «Черны маг». Позже Булгаков остановился на «Мастере и Маргарите». Произошло это за некоторое время до смерти писателя. Работу над знаменитым романом продолжила его супруга. Этот факт известен и доказан.

Стоит ли говорить о том, насколько важна была данная работа для Булгакова. Он отдал ей всего себя и на протяжении многих лет старательно придумывал сюжет знаменитого теперь на весь мир романа. В доказательство этого, служит написанная на одном из черновиков реплика автора: «Помоги, Господи, написать роман».

Роман «Мастер и Маргарита» стал посмертным детищем Булгакова. К сожалению, при его жизни он не был издан и даже не имел своего окончания. Однако, глубокая мысль, интересный сюжет и необычная манера повествования сделали произведение знаменитым на весь мир.

Судьба романа

Вложив много сил в редактирование романа, Елена Сергеевна не могла найти ему место в издательствах. Ей отказывали, отправляли в другие конторы и к вышестоящей власти, «опасаясь принимать решение о печати в одиночку».

Одно издательство ответило ей лаконичной фразой «Не время». И действительно, роман был очень прогрессивен для своего чопорного и слишком традиционного времени. Только через почти три десятка лет после смерти Булгакова роман будет принят в печать и издан журналом «Москва». Случится это в 1967-1968 годах, однако версия будет отредактирована и сильно сокращена. Вырезаны будут как многие монологи Воланда, так и описание дьявольского бала и Маргариты.

Впервые оригинальный вариант романа без ограничений цензуры выйдет в печать издательства «Посев». Это случится в 1969 году в Германии, а Советский союз узнает о судьбе мастера и Маргариты в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения.

Этапы работы

(За вот таким шкаф-столом писался «Мастер и Маргарита». Нехорошая квартира №50. Музей Булгакова в Москве. Фото: Vadim Indeikin, 2016)

Работа над романом началась в 1928 году. Булгаков тщательно продумывал сюжет, искал вдохновение и делал наброски. За 2 года автор написал около 160 страниц (по известным на сегодняшний день данным).

Весной 1930-го года писатель пытается сжечь свою рукопись. Этот момент был тяжелый для него, так как он находился под влиянием общественности и испытывал некий кризис. Позже он сильно сожалел о содеянном, однако некоторые части написанного все же не удалось спасти.

Спустя два года Булгаков возобновляет работу над романом по уцелевшим рукописям. В сохранившейся переписке со своим другом автор говорит, что не имеет представления о том, что хочет сделать и о том, что же, в конце концов, у него получится.

В 1940 году писатель заболевает. У него не хватает сил на продолжение работы. Поэтому он диктует своей жене необходимые правки и дополнения. Елена тщательно все записывает и глубоко погружена в работу.

10 марта 1940 г Булгаков умирает. Работа над романом останавливается.


(Михаил Булгаков с супругой Еленой)

Спустя некоторое время Елена берется за труд своего покойного мужа и на протяжении долгих лет старательно правит, перечитывает текст. По некоторым известным данным работа над произведением продолжалась еще около 20 лет после смерти автора и до того момента, пока роман не увидел свет.

Проблемы

В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических.

Основная проблема – трусость

. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.

Также важна проблематика любви

: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.

Проблема веры

также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.

Два мира Булгакова

Миры Иешуа и Мастера связаны теснее, чем кажется на первый взгляд. В обоих пластах повествования затрагиваются одни проблемы: свободы и ответственности, совести и верности своим убеждениям, понимании добра и зла. Не зря здесь так много героев двойников, параллелей и антитез.

«Мастер и Маргарита» нарушает неотложный канон романа. Это рассказ не о судьбе отдельных личностей или их групп, он обо всем человечестве, его судьбе. Поэтому автор соединяет две максимально отдаленные руг от друга эпохи. Люди во времена Иешуа и Пилата не сильно отличаются от людей московских, современников Мастера. Их также заботят личные проблемы, власть и деньги. Мастер в Москве, Иешуа в Иудее. Оба несут истину в массы, за это же оба страдают; первый гоним критиками, задавлен обществом и обречен окончить жизнь в психиатрической лечебнице, второй подвергается более страшному наказанию — показательной казни.

Главы, посвященные Пилату, резко отличаются от глав московских. Стиль вставного текста отличается ровностью, монотонностью, и только в главе казни переходит в возвышенную трагедию. Описание Москвы полно гротескных, фантасмагорических сцен, сатиры и насмешки над ее жителями, лирических моментов, посвященных Мастеру и Маргарите, что, конечно, обуславливает и наличие разнообразных стилей повествования. Лексика тоже разнится: она может быть низкой и примитивной, наполненной даже руганью и жаргонизмами, а может быть возвышенной и поэтичной, наполненной красочными метафорами.

Хоть оба повествования и значительно отличаются друг от друга, при прочтении романа остается чувство цельности, так крепка нить, связывающая прошлое с настоящим, у Булгакова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]