Авторы добавляют в свои произведения персонажей неслучайно. Каждый из них играет определенную роль, без которой читатели не понимали бы полноту сюжета, описанную жизненную ситуацию, поведения других героев. Хорошим примером такого литературного типа является характеристика образа Дикого в «Грозе». Александр Островский отдал купцу отрицательную роль, с которой тот справился на отлично.
Краткая характеристика Дикого
Савел Прокофьевич Дикой является истинным отображением самодурства. Он богатый купец, влиятельный человек в городе Калинове, который отличается сварливым и скандальным характером. Ежедневно по его прихоти и невежеству возникают скандалы и ссоры. Если по какой-то причине он не может дать отпор другому человеку, то срывает свою злость на домочадцах — жене и 2 несовершеннолетних дочерях. Часто от его необузданного гнева страдают окружающие, в том числе и простые работники.
Дикой — жадный человек, который оскорбит и унизит любого, кто придет к нему за деньгами. Ему не волнует даже, что он обязан заплатить. Ярким примером и жертвой его самоуправства, произвола и дурного нрава является племянник Борис, который приехал к дяде за получением законного наследства. Но Савел Прокофьевич не спешит отдавать родственнику положенную часть имущества, считая, что племянник должен вести себя почтительно по отношению к нему. Их взаимодействие хорошо характеризуется в цитатном описании пьесы:
«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <�…> Если мы будем к нему почтительны…»
Возмутительный характер Дикого проявляется и по отношению к рабочим, которые постоянно остаются без жалования либо ждут его долгое время.
Бывает и так, что купец сознает, что его злость и самодурство — зло, но усмирить свой нрав не может. Он слезно просит прощения у своей семьи, но по прошествии некоторого времени все повторяется вновь.
Речевая характеристика Дикого.
“Гроза” вышла в свет в 1859г. Ее историзм заключен в самом конфликте, непримиримых противоречий отраженных в пьесе. В “Грозе” нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои славянофильские воззрения. Он искренне выражает свои речи. Пытается учить других, при этом показывая консервативное мировоззрение с худшей стороны. Одним из самых ярких представителей уходящего сословия купцов является Дикой.
Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.
Для других ты честный человек, а я
думаю, что ты разбойник… Экой фальшивый
мужичонко…
Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.
Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и
Поважней тебя никому отчета не даю.
Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы. Хотя совсем недавно он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.
О посту как-то великом я говел, а тут
Нелегкая и подсунь мужиченка: за
Деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки:
изругал…
Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.
Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.
Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права. Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на беоегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новцю эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.
Нюансы образа
Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» полностью негативная: он невежественен, груб. В произведении нет события, которое бы охарактеризовало его с положительной стороны. Если кратко описывать его, образ складывается из следующих характеристик:
- Не колеблется. Савел Прокофьевич удовлетворен своей судьбой и жизнью. Он живет в свое удовольствие и часто не замечает, какое влияние оказывает на остальных.
- Ни к чему не стремится. Купца можно называть потребителем. Его интересуют только деньги и способы их сохранения.
- Не задумывается о содеянном. Дикой часто поступает плохо. Но его никогда не посещают мысли, что его действия идут кому-то во вред.
- Сильно самоуверен.
- Невежественен и глуп. Даже если появляется человек, который пытается исправить персонажа или направить его на путь истинный, Савел начинает только ругаться и браниться .
Полностью изобразить его характер можно только грубостью. Он часто не задумывается, что говорит, использует в общении грубые и бранные слова, чем и обижает окружающих. Единственный доступный ему способ общения — оскорбления и унижения. Его глупость и отсутствие каких-либо манер проявляется в его агрессии.
Савела Дикого ничто не интересует. Познания в политике или науке для него — пустая трата времени. Однако он предан приметам и предрассудкам и очень боится их. Примером является сцена, где к купцу приходит Кулагин и просит помочь с устройством громоотвода. На что он, конечно же, получает отказ. Так как Савел считает, что гроза — Божий знак, и бороться с ней бессмысленно.
Что он действительно любит, так это деньги. Когда они попадают к нему, Савел сделает все, чтобы не расставаться с ними. Чаще всего он экономит на крестьянах, которые долгое время не могут получить свое жалование.
Взаимодействие купца с людьми, находящимися в нижнем социальном слое, характеризуют следующие цитаты из пьесы:
- «…У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…»
- » …А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…»
Рефлекторная ярость
Манипулировать человеком через страх — таково его комфортное состояние, о чем он стесняется открыто сказать. (Вслух же он говорит: «Сердце у меня такое!») Образ Дикого из пьесы «Гроза» — опасный типаж человека, получающего материальную выгоду, во время пребывания в состоянии неадекватном, граничащем с шизофренией.
Именно в состоянии измененного яростью сознания он творит вещи, которые зачастую не может объяснить потом. Вспомним хотя бы его повествование куме Марфе Кабановой о несчастном мужичонке-просителе, которого едва не «пришиб до смерти».
Привлекает внимание тот эпизод, когда рассказывает о своей неконтролируемой ярости Дикой в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная им самому себе — лукава. Все — объяснимо: припадки бешенства его — изначально корыстны, они приносят ему деньги. Ведь когда он недоплачивает униженным криком нанятым людям за работу, то в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги — заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют ежедневную дополнительную прибыль.
Семья купца
О родных Дикого в пьесе упоминается очень мало. Однако даже небольшого упоминания достаточно, чтобы читатель понял, что жена и дочери испытывают неподдельный страх. Цитаты произведения описывают семью купца так:
- Жена. Ее утро начинается с того, что супруга Дикого просит всех не доводить мужа. Иначе не обойтись без ругани и ссор, от которых страдает семья.
- 2 несовершеннолетние дочки. Островский о них практически не вспоминает по ходу сюжета. Изредка можно встретить упоминания о жалости окружающих к ним. В основном жители сетуют на их возраст, который мешает девушкам найти достойного супруга и сбежать от невежественного отца.
- Племянник Борис. Он приехал в Калинов за получением наследства, которое досталось ему от умершей бабушки. Однако купец не стремится быстро расплатиться с родственником.
Савел Дикой — значимая и высокопоставленная личность в городе. У него довольно много накоплений, из-за чего большинство жителей зависят от него. Касается это не только крестьян, но и большую часть горожан. Благодаря ощутимой власти и безнаказанности купец ведет жестокую и грубую политику. Его агрессии подвержены все. Но стоит в городе появиться тому, кто не попадает под влияние Дикого, от агрессии купца страдает именно семья. После встречи с такими людьми он возвращается домой, где срывается на домочадцев, заставляя их бояться себя.
Специфика образа купца Дикого
Образ Дикого в пьесе «Гроза» типичен для российского общества. Это человек, «сделавший» огромное состояние, поднявшись из самых низов. Автор не дает нам прямого комментария по этому поводу, однако вдумчивый читатель обнаружит это. По психотипу купца. Поясним нашу версию. В народе когда-то бытовала пословица «Нет хуже пана за своего Ивана». Образ Дикого в пьесе «Гроза» — четкая иллюстрация справедливости этой мысли. Савел Прокофьевич, даже став главным магнатом города Калинова, не может остановиться в своей инерции эдакого киборга по зарабатыванию денег любыми путями.
Взаимоотношения с действующими лицами
В произведении Александра Островского несколько главных персонажей. С каждым из них у Дикого складываются разные взаимоотношения, которые основаны на достатке и социальном статусе персонажей. В пьесе можно выделить несколько основных героев: Кабаниха и ее семья, родные Дикого, Кулигин и Феклуша.
Семейство Кабанихи
Кабанова Марфа Игнатьевна или, как ее называют в пьесе, — Кабаниха. Их образы с купцом довольно схожи. Она является главой своей семьи, обладает деспотичным характером, оказывает на всех давление. Характеры обоих настолько схожи, что между ними складываются отличные взаимоотношения. Савел Прокофьевич даже считает, что только купчиха понимает его.
Катерина. Молодая жена сына Кабанихи. Она умна, нежна и довольно развита, но и ей свойственно ошибаться. Девушка влюбляется в Бориса, племянника Дикого, чем вызвала недовольство общества. Она поддается страсти, что приводит к предательству, которое она не может скрыть от своего супруга. В итоге Катерина бросается в омут. Поначалу между героями нейтральные взаимоотношения. Но после того как Катерина пошла против устоев и влюбилась не в того, Савел начинает ее презирать.
Тихон Иванович Кабанов. Его можно называть слабым и безвольным мужичонкой, который во всем слушается свою мать Кабаниху. Из-за этого его отношение к жене часто несправедливое. Но Дикой относится к нему, как к сыну, стараясь передать ему свои качества — невежество и глупость. Савел приходит в восторг, когда видит, что Тихон следует указанием Кабанихи. Изредка молодой парень делает попытки вырваться из-под тирании матери, но они заканчиваются провалом.
Другие персонажи
Племянник Борис Григорьевич. Он добрый и пронзительный юноша, но отсутствие опыта мешает ему принимать волевые решения. Между родственниками есть препятствие — наследство, с которым купец не хочет расставаться, поэтому их общение и взаимоотношения в основном состоят из ругани и брани .
Кулигин. Искрений и самобытный человек, мещанин. Он развивается в различных направлениях, благодаря чему его поведение и отношение к остальным основано на здравом смысле. Дикой испытывает страх перед мещанином. Купец чувствует превосходство Кулигина, поэтому не может ругаться или браниться с ним, как с остальными. Мещанину характерно многословие, которое мешает Савелу выражать свое мнение.
Феклуша. Странница без образования, но все ее действия только на руку Кабанихе и Дикому. Она старается всех убедить, что если кто-то из жителей города выйдет из-под крыла Кабанихи и Савела или переедет из Калинова, их ждет неправильная жизнь. По ее словам, счастье можно найти только в этом городке. Ее фальшивые речи значимы для купцов, поэтому они относятся к ней благосклонно.
Почему образ Дикого представлен эпизодически?
Человек, терроризирующий город… Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» намеренно раскрыт Островским несистемно. По ходу действия он лишь трижды появляется перед взглядом зрителя спектакля. И это понятно. Довольно рискованно даже классику обличать своих современников — сильных мира сего.
Какие черты, не раскрытые автором, могут быть присущи Савелу Прокофьичу? Подобную характеристику большинство взрослых читателей без труда могут домыслить сами. Предоставим только две ключевые мысли к этому рассуждению. Типичным ли у современных властьимущих является наличие психотипа главного купца города Калинов? Обладает ли реальными правами в суде современный среднестатистический житель?…
Роль Савела Прокофьевича
Дикой считает себя хозяином всего города. Читая о том, как купец общается с крестьянами, и как они отзываются о нем, можно заметить безграничное хамство и грубость. Но они заканчиваются, когда Савел встречает того, кто может дать ему отпор. Это прямое указание на трусость героя, который не может сказать слова против того, кто имеет больше денег.
Пьеса написана в то время, когда богатые и невежественные самодуры имели преобладание перед всеми. Деньги превозносили таких людей до особого сословия, которое считало, что ему все доступно и разрешено. Такие типажи всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературы. В сравнении с богатыми личностями всегда использовались обычные крестьяне, которые несмотря на отсутствие денег слыли более развитыми и умными людьми.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Буря на море ночью Айвазовского
Море ассоциируется у большинства современных людей с отдыхом, спокойствием и полной душевной гармонией. Люди привыкли восхищаться морем и при первой возможности ехать отдыхать к морю - Сочинение Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев написал замечательное произведение под названием «Отцы и дети». Его значение очень велико для русской литературы. Люди, даже не увлекающиеся чтением книг, знают об этом творении - Сочинение-описание по картине Оттепель Васильева (4 класс)
Картина Васильева «Оттепель» написана в 1871 году, но стала известной только через несколько десятков лет, после того, как умер автор картины.