М а осоргин пенсне анализ. Павел афонин. М. А. Осоргин «Пенсне»


Краткий пересказ «Пенсне»

Автор начинает повествование с рассуждения об обычных вещах, окружающих человека в быту. Он демонстрирует свое восприятие мира, согласно которому предметы кажутся ему иногда такими, что имеют особенную уникальность, которую он определяет проведением параллелей с характерами людей. Например, стакан он обозначает как труженика, чайник представляется ему насмехающимся, термометр имеет солидный вид.

Однако наибольшее внимание рассказчик уделяет небольшим по размеру вещам, например, расческе, спичечной коробке. Постоянные перемещения таких предметов по помещению он сравнивает с путешествиями. По этому поводу автор вспоминает случай с пропажей его пенсне.

Однажды он решил почитать книгу. В определенный момент снял с себя пенсне и протер его. После этого ненадолго отложил его в сторону. Однако, когда он хотел его надеть, пенсне не оказалось на месте. Автор был очень удивлен и начал тщательно искать пропавшую вещь. Он осмотрел кресло, на котором сидел, потом даже снял с себя одежду и встряхнул ее. Пенсне нигде не было. Тогда рассказчик тщательно подмел пол, обыскал другие комнаты, даже ванную. Пропавший предмет не находился.

Через некоторое время его жилье было полностью вымыто, даже черный ход. И пенсне по-прежнему не обнаруживалось. Автор рассказал об этом случае своим друзьям и знакомым. Они тоже стали помогать ему с поисками.

Один из них решил применить метод дедукции. Он задавал много разных вопросов, долго думал, но тоже не нашел пенсне. Его жена потом передала рассказчику, что по ночам его знакомый после поисков и расспросов издавал различные странные звуки.

И вот однажды, когда автор читал книгу уже в новом пенсне, у него упал карандаш. Он не хотел допустить пропажу еще и этого предмета, поэтому сразу наклонился под кресло, чтобы поднять его. И вот там он и обнаружил свое пенсне возле стены. После этого он рассказал о находке своим друзьям и знакомым, приглашал их к себе домой, чтобы они посмотрели, где находилось пенсне.

Спустя некоторое время автор случайно чихнул, будучи в пенсне. От чихания оно упало на пол и разбилось. Рассказчик огорчился, сразу вспомнил, как много интересных книг он прочел в этом пенсне, к которому уже давно привык. В ходе повествования автор периодически рассуждает о потере пенсне и безуспешных попытках его найти, как о путешествии этой вещи, которая спустя время вернулась. Таково краткое содержание рассказа Осоргина «Пенсне».

Конспект урока М. А. Осоргин «Пенсне»

М. А. Осоргин «Пенсне»

Цели урока

: кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Метод. приёмы

: рассказ учителя, беседа по вв., выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование

: презентация

Ход урока

  1. Беседа по статье на с. 131 -132.
  2. Осоргин облегчил работу биографов: сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», В ДЕСЯТКАХ ОЧЕРКОВ.
  3. Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов.
  4. В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.
  5. Но юрид. поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» — л – ра. С гимназических лет он печатается в газетах.
  6. В очерке «905 год» (1930) вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальн. л –ра, оружие.
  7. Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» — в приюте многих русских политэмигрантов.
  8. За 10 лет в газете «Русских ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости

    »

  9. В эти же гг. печатаются в ж. «Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.
  10. В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.
  11. Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д»

— кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «
Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно
».

«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября) и «Prussia» (16—17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Также высылки осуществлялись на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом—осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003

    1. Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.
    2. Большую часть года Осоргин проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу «Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным обитателям.
    3. В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку

      ».

    4. С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.
    5. Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 г. Там и похоронен.
    6. Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине». И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее»

      .

    7. Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»

Беседа по рассказу «Пенсне»

  • Стр. 137 Вопросы учебника.
  • Дополнительные вв.:
  • Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?
  • Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
  • олицетворения. Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

— «часы шагают, хворают, кашляют»,

— «печка мыслит»

(печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),

— «запечатанное письмо подмигивает и рисуется»

(Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
,
— «раздвинутые ножницы кричат»

(если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «
кричать
»,

— «кресло сидит»

(рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди
,
— «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках

»
(когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные
важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

  • Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

— «шляпа передразнивает своего владельца

»,

— «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»

— «чайник – «добродушный комик»,

— «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

— у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

  • Мало того, вещи

    даже имеют
    социальный статус
    и
    политические убеждения
    :

  • «демократический стакан», «реакционная стеариновая свечка»,
  • «интеллигент-термометр»,
  • «неудачник из мещан – носовой платок

    »

  • «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».
  • Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания

    .

  • Например, «раздвинутые ножницы кричат

    » потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;

  • «часы шагают

    » — реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные — могла громко щёлкать секундная стрелка («
    шагают»
    )

  • «кресло сидит

    », потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

  • Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль
  • Синтаксические

    приёмы:

  • Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается

    ?»;

  • Многочисленные длинные ряды однородных членов
  • Обращения к читателю
  • Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаёте, лезете, заглядываете

    и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

  • Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо

    » шляпы «
    забулдыжно-актёрское
    », «
    душонка
    », «
    недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз!

    и падает карандаш
    » и т. д.

  • В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа

    » пенсне, «
    жалкое, виноватое
    » пенсне, которое «
    являло картину такого рабского смирения, такой трусости
    …»: «
    загулявшие стёклышки
    » и т. д.)

Пересказ текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

— Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Итог урока

. Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

  • Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
  • Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
  • Фантастично

    то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Кто из писателей ΧІΧ века

использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

  • Любил пользоваться этим приёмом Чехов.

    Состояние героя в рассказе
    «Три года»
    передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь:
    «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем»

  • Очень интересно этим приёмом пользуется Гоголь

    («Мёртвые души»

Д. з.

Придумать историю о каком-нибудь предмете

Прочитать статью «Шмелёв»

Прочитать рассказ «Как я стал писателем

», подготовить его пересказ.

Смысл рассказа «Пенсне»

Смысл произведения, хоть и достаточно размыт, четко прослеживается в произведении. Автор хотел оказать нам, что все окружающие нас предметы имеют самую настоящую душу, поэтому не стоит их обижаться или же самим обижаться на них. Дело в том, что иногда им тоже нужно отдохнуть от нас, людей. Поэтому они «случайно» пропадают так, что никто не может их найти. А потом оказывается, что предмет лежал на видном месте. Так он «возвращается» домой и пытается показать, что всегда был рядом.

А если мы начинаем обижаться на то, что используем ежедневно, то такая вещь может перестать служить на благо владельца. Она разобьется, упадет, пропадет, достанется другому, да и что угодно. Но не будет уважающая себя вещь терпеть оскорбления. Поэтому к каждому предмету нужно относиться с уважением. Он не будет терпеть.

Также в рассказе показывается, что давно полюбившемуся предмету очень сложно найти хорошую замену. Новое пенсне рассказчика ему жутко не нравилось. Оно было не удобным, да и вообще не таким прекрасным, как старое. В этот момент он, пожалуй, и понял, что ему жутко не хватает того старенького пенсне. Оно приносило ему только комфорт. В такие моменты мы и задумываемся над истинной ценностью любимых вещей и предметов. Такое, наверняка, происходило и с вами!

Обратите внимание на то, что песне имело виноватый вид. После своего исчезновения оно вернулось немного «побитым жизнью». Дело в том, что предметы, когда пропадают, понимают свою вину. Но ничего поделать с этим они не могут, ведь жажда некой свободы иногда способна затмить сознание. Итак, вдоволь нагулявшись, они возвращаются и надеются на прощение от своих владельцев. Но наш герой достаточно жестоко обошелся с любимым пенсне, поэтому наказал его. Поэтому оно и прыгнуло на пол, чтобы разбиться — не перенесло душевной травмы. Все, как у людей.

А вот верить в жизнь наших домашних предметов или нет — дело каждого читателя. Михаил Осоргин рассказал нам чудесную историю, которая всеми силами пытается показать, что да, это возможно. Поэтому стоит запомнить, что нужно бережно относиться к нашим вещам, ведь они все помнят. И в один момент какой-то обиженный предмет сможет просто покинуть нашу жизнь, даже если его многое связывает с владельцем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]