Обломов на Выборгской стороне.

1. Нравственное чувство Ильи Ильича необычайно болезненно реагирует на оскорбление его близких. Одно из немногих решительных действий излишне терпимого героя – изгнание Тарантьева. В этой сцене Обломов предстаёт в необычном для него состоянии. В комнате раздалась громкая оплеуха… «384 -5 (7 гл., ч. 4) Равнодушно перенося в течение многих лет хамство Тарантьева по отношению к себе, Обломов не может простить ему оскорбления Ольги.

2. В доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застал его читатель на Гороховой улице. Вся разница лишь в степени «обихоженности» Ильи Ильича – теперь «он сияет, он блещет

» под неусыпными заботами хозяйки. Но читатель приобрёл опыт: за внешней неподвижностью героя наверняка по — прежнему живёт глубокая
«тоска сердца, бесконечно нежного, способного любить и верить и разбитого противоречиями действительности
» (Ап. Григорьев). Очередной приезд Штольца, беседа друзей и… предположение оправдывается, Обломова ещё сильнее, чем когда-либо, мучает стыд бесплодного существования – смерть не пугает его «413 – 6».Действительно, «
апатия Обломова не похожа на тот тяжёлый сон, в который были погружены умственные способности его родителей; эта апатия парализует действия, но не деревенит его чувства, не отнимает у него способности думать и мечтать; человеческие чувства, вложенные природой в его душу, не очерствели: они как будто заплыли жиром, но сохранились».
(Д. И. Писарев)

Яма? 415.

1. Если отношения Обломова к другу – укор Штольцу, то заботы об Обломове, ограбленном «братцем» и Тарантьевым, добровольно взятые на себя Агафьей Матвеевной, — та «жертва любви», на которую не решилась умная и гордая Ольга. «370» (5 гл., 4 ч.) Штольц внимательно наблюдал хозяйку, простосердечно рассказывающую о заложенном серебре, жемчуге и мехах – «379».

2. «Человеческая стоимость», по Гончарову, определяется чистотой, преданностью, бескорыстием. И поэтому Гончаров спорит со Штольцем, для которого дом на Выборгской стороне только «яма». Гончаров же в доме Пшеницыной увидел и

другое – человеческую душу, тёплую, преданную, страдающую. Обломов одарён способностью видеть в каждом прежде всего человека. Когда Штольц назвал болваном приятеля – старого экзекутора, — Обломов не сдержался и упрекнул его: «Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так бог тебя знает. А вед это хороший человек, только что не в голландских рубашках ходит».

3. Несчастье Обломова предопределено не только социальной средой, которой он не мог противостоять, оно заключено и в «гибельном избытке сердца

»; мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю. Боясь причинить действием зло другим, он вообще готов не действовать.

История семьи Штольцев.

1. Но и «достаток сердца» может стать «гибельным», хотя именно он способствует часто созданию личного благополучия, обретению внутреннего покоя среди мировой неустроенности, рядом с несчастьем близких. Эту мысль несёт в себе история семьи Штольцев.

2. «365» (гл. 4, ч. 4),- заявил Штольц Ольге. И он построил их жизнь сам по своему разумению и воле. «392» (гл. 8, ч. 4) Поселился не в Петербурге и не в деревне, но в Крыму, в собственном доме на морском берегу. Выбор этого места далеко не случаен: удалённый в равной мере и от сурового Севера и от тропического Юга Крым – своего рода «норма» в природе. Существенна и такая деталь: с галереи дома Штольца «видно было море, с другой стороны – дорога в город».

Жилище Ш. и Ольги с его «
океаном книг и нот»
, присутствием везде
«недремлющей мысли»
и изящными вещами, среди которых нашла своё место «
и изящная конторка, какая была у отца Андрея»,
как бы соединяет природу с лучшими достижениями цивилизации. Быт Штольцев лишён крайностей деревенской неподвижности и суетного городского делячества.

3. Автор романа утверждает, что герои счастливы.

4. Жизнь, которую организовал Штольц для жены, скоро обнаружила свою уязвимость. Ольга почувствовала неудовлетворённость и своей несамостоятельной ролью, и тем содержанием, которым Штольц наполнил её жизнь, и личными качествами мужа.

5. Её тоска стимулирована содержанием жизни

, которое он ей предложил. Счастье Ш. и Ольги не убеждает. И не столько потому, что романист скорее рассказывает о нём, чем показывает его. Сама надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией.

Д. з. 1) Чтение эпилога.

Индивидуальные:

1. Эпилог. Ольга в семейной жизни: — Что начинает её смущать?

– От чего её страхи?

– Как объясняет их?

– Что говорит Штольц о природе человеческой тоски?

– Где Штольц проговаривается о том, что между ним и Ольгой возникает нравственный барьер?

– Посчитал ли Штольц эту тоску серьёзным недугом?

2. 9 главка 4 части. Домик Пшеницыной, её быт;

3. 11 гл., 4 ч. Судьба Захара после смерти Обломова.

4. Эпилог. Обломов в судьбах любивших его людей (Штольц о нём, рассказ о вдовьем горе Пшеницыной) 8 гл., ч. 4;

Урок 8 — 9.

Тема: Ольга и Штольц. Анализ 2-х эпилогов.

Цели урока: Поговорить о своеобразии личности героев; о «земной» и «небесной» любви в романе. Выявить авторскую позицию в эпилоге романа. Развитие речи учащихся.

Ход урока.

1. Ольга. В критике обнаружились противоположные суждения об Ольге. Добролюбов увидел в Ольге «высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни»,

писал о её готовности к общественной деятельности, тоске по ней. «
Гончаровская Ольга ни одним намёком не обнаруживает своей близости к кругу идей и настроений революционной борьбы, –
отвечает первому критику «Обломова» исследователь наших дней. Её неудовлетворённость беспредметна, безымянна и носит не политический, не социальный, но моральный, психологический характер. В Штольце её не удовлетворяет рассудочность, эгоцентризм, сухой расчёт, отсутствие мягкости, душевности, какие она наблюдала у Обломова». (Пиксанов Н. К., «Обломов» Гончарова. – «Учёные записки МГУ», вып. 127, 1948. стр. 152.)

2.

В зените счастья, после 3-
4 лет супружества, Ольгу начинает смущать тишина жизни, её остановка на минутах счастья. «393» (гл. 8, ч. 4). Но ведь Ольга не отравлена обломовщиной с детства, — не ленива по природе, как И. Ильич. Её страхи – от неожиданной и острой неудовлетворённости собой. Так история Обломова – жертвы общественной бездуховности – повторяется в судьбе так не похожей на него Ольги. Она осталась «мечтательницей, фантазёркой», женщиной «с несчастным характером
»: «
всё тянет меня куда-то, я делаюсь ничем не довольна».
Остаётся шаг до тоски, апатии. Комментарием к судьбе не только Ольги, но и Обломова, становятся размышления Штольца о природе человеческой тоски: «
Поиски живого, раздражённого ума прорываются иногда за житейские грани, не находят, конечно, ответов, и является грусть… временное недовольство жизнью… Это грусть души, вопрошающей жизнь о её тайне…»
3. «Грусть души»,

не принявшей жизни, ограниченной житейскими забавами, терзает Ольгу, лишает Обломова последних задатков активности. Но эта
«грусть»
не угрожает Штольцу. Он не способен мучиться тем, что находится вне круга его семьи, его «
дела»
. Так возникает нравственный барьер между Ольгой и её самоуверенным супругом. И он сам невольно «проговаривается» об этом. Штольц убеждает жену: «
398/1». Штольц справедливо увидел источник тоски Ольги в её сопричастности заботам человечества, но не посчитал именно поэтому её тоску – серьёзным недугом. Такая логика естественна для Штольца, сосредоточенного на своём, «малом».
4. «398/2», — обращается к жене Штольц.

5. Но тщетны его призывы. Хотя Ольга очень хочет верить ему – прерывает монолог мужа страстным объятием и повторяет слова «398/3», она не способна склонить голову; новая попытка спрятаться от «мятежных вопросов» опять повлечёт апатию, тоску. Такова её натура, таковы её запросы. Поэтому-то на Ольгу, а не на Штольца «брызнула одна капля общечеловеческого недуга»

. Это удел «избранных» — духовно богатых натур, таких. Как энергичная Ольга и… ленивый Обломов.

6.

Итак
, источники тоски Ольги: духовная неудовлетворённость и нравственный разлад с мужем, взаимодействуя, обостряют состояние героини – назревает драма. Счастливая Ольга, как будто обретшая в беседе с мужем потерянный покой, потому и не убедительна, что логика её характера чревата драматизмом, не меньшим, чем у Обломова, а в силу природной энергичности героини – даже большим.
7. Образ Ольги Ильинской – открытие в русской литературе. Её духовная неудовлетворённость, которую Гончаров тонко уловил, но запечатлел в самом общем виде, «концентрировалась»

в судьбах героинь Тургенева, Чернышевского. Это отмечал и Н. Добролюбов статье, посвящённой роману Тургенева «Накануне».

7.

Что же такое Штольц?

А) Известно, что Гончарова этот образ не удовлетворил: «Он слаб, бледен, из него слишком голо выглядывает идея».

Б) Описательная характеристика Штольца в начале 2 ч. романа потом почти не дополняется – образ не развивается. С появлением Ольги Штольц теряет свою «содержательную» функцию и остаётся лишь «сюжетным» персонажем. Ольга так поясняет Обломова, что через другие персонажи пояснение типа Обломова становится роскошью. (Дружинин)

В) Его неожиданные приезды к Обломову отмеряют этапы жизни Ильи Ильича. Штольц становится героем счастливого романа Ольги, произносит авторскую эпитафию Обломову.

Г) А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинён, но на 3 четверти ходулен».

Д) «Штольцевский пласт» в романе несёт в себе следы «вымученности»: художник, видимо, постепенно всё более и более терял интерес к этому герою, но уже не мог отказаться от него совсем – Штольц стал мужем Ольги, а контраст 2-х романов был необходим Гончарову, многосторонне и глубоко исследовавшему драму Обломова.

Е) Но «невыясненность» этого образа имеет и другую причину, вероятно, фамилии Штольц, надеялся Гончаров, предначертано стать такой же нарицательной, как Обломов. В этом герое, полагал писатель, отразился век, энергичный, рационалистический.

Штольц (с нем. «гордый

»), сын «делового века», каковым именовали период первоначального накопления в истории русского капитализма… «
Что бы про наш век ни говорили, какие бы в нём ни были частные проявления, главное и отличительное его направление практическое. Составить себе карьеру, устроить себя покомфортабельнее, обеспечить будущность свою и потомства своего – вот божки, которым поклоняются герои нашего времени…», —
читаем в одном из писем А. Ф. Писемского. Один из таких героев – Штольц.

Ж) Но Гончаров, подчёркивая своеобразие личности Штольца, избегает детального описания его деятельности, хотя ведь именно в ней реализуется общественная сущность героя. О делах Штольца говорится чрезвычайно глухо: «147/1».

Деятельность Штольца отдана накоплению, приобретению, обеспечивающим комфорт. Добролюбов, стр. «497». Неполноту характера Штольца объясняет тем, что сама фигура нового деятеля ещё не окристаллизовалась в жизни.

З) Покой обретает в конце романа Штольц – в сон погружён на Выборгской стороне Обломов. Гончаров, всё время противопоставляющий этих героев друг другу, приводит их к одному и тому же итогу, правда, пытаясь доказать, что суть этих итогов противоположна. Но покой есть покой. И стремление автора обнаружить в основе покоя Штольцев движение – не убеждает. Куда убедительнее показан покой в его «бескомпромиссном» варианте – мы имеем в виду последние годы жизни Обломова в доме Пшеницыной.

8. Хотя в 9 главке, предшествующей эпилогу, Обломов ещё жив, она напоминает эпитафию герою. Это главка итоговая, её особый характер очевиден «407 – 8».

9. Домик Пшеницыной, его быт, ритм раскрываются не сами по себе, а в постоянных аналогиях с Обломовкой.

«407/2».

Ранее, «философствуя», Обломов выходил из состояния апатии, в нём пробуждался критический ум, нетерпимость к пошлости. Теперь вся «философия» героя направлена на обоснование своего права жить в тишине и бездействии; воспоминания, зов неисполненной мечты он гасил в рассуждениях, «498/1».

Маска обломовца теперь исчерпывает человеческое лицо Ильи Ильича.

Так как бы совершилось торжество обломовского начала в герое.

И новыйэтап его жизни, как всегда, отмечен приходомШтольца. Беседуя с ним, Обломов сам признаёт, что путь его завершился, он обрёл жизненную пристань: «415/1». Обломов подтверждает высказанную Гончаровым мысль о необратимости его судьбы, но в этом же монологе он и опровергает автора. «415/2». Это говорит человек, по словам рассказчика, окончательно успокоивший совесть – духовно умерший.

Своеобразие 9 гл. в открытой диктатуре авторской мысли, которая простирается над всем, что показано и рассказано здесь. Тон автора категоричен: писатель развивает заявленный в начале главки свой взгляд на героя и не слышит его самого…

Штольц – рупор авторских идей – окончательно проясняет суть подробных характеристик Обломова в этой главе. «Погиб!»

— произносит Штольц, узнав о женитьбе друга на Агафье Матвеевне. А на тревожный вопрос Ольги:
« 417».
Конец 9 гл. сразу заставляет вспомнить заключительную сцену 3-й части романа: разрыв Ольги с Обломовым. Тогда прозвучал тот же ответ – «обломовщина». Только спрашивала Ольга: «Что сгубило тебя?»

Ответил сам герой.

Совпадение ответов в этом чётко «сконструированном» романе говорит о многом: и сам герой, и автор (Штольц) призваны акцентировать социальную

природу драмы,
объективную
предопределённость гибели героя.

10. И как бы заключительный аккорд «эпитафии» — второй (из двух) эпилогов романа (встреча Штольца и его приятеля-литератора с нищим Захаром – 11 гл.), где в 3-й раз звучитрефрен – «обломовщина». Захар – одно целое с Ильёй Ильичом в его обломовской ипостаси. «Ленивый по природе, он был ещё ленив по своему лакейскому воспитанию»

. Лень, неумелость Захара, утвердившегося в своём праве быть неумелым, могла процветать лишь рядом с обломовской инертностью. Захар не более жизнеспособен, чем его барин. Умер Обломов – обречён и Захар.
(4 ч. гл. 11). (Сообщение ученика). Обломовщина напоминает о себе в самом конце романа ещё одной несчастной человеческой судьбой. Само слово «обломовщина», заключающее роман, звучит уже как зов смерти, приобретает роковой, фаталистический оттенок.
11. Но другой аспект драмы: умный, добрый человек в конфликте

с бездуховной и «механической» средой – никогда не выпадал из поля зрения художника. Его итог – в первом эпилоге, посвящённом Пшеницыной.

Если второй эпилог, при всей яркости портрета несчастного Захара, в своей ведущей тенденции – публицистичен, то первый – почти лиричен. Нарочито различные по тональности, они имеют общий «сюжет»: Обломов – в судьбах любивших его людей. (Сообщение ученика)

А) Да, Обломов погубил себя, развратил Захара, но ведь этот же Обломов сумел внушить людям редкую любовь к себе: он был добр, чуток к человеку, уважал» сердце». «402 – 403» (8 гл.,ч. 4). Этот дифирамб сердцу Обломова звучит чуть выспренно и декларативно. К тому же горячность Штольца, можно предположить, вызвана ощущением собственной сердечной бесталанности.

Б) Простой рассказ о вдовьем горе Пшеницыной много убедительней воплощает эту же мысль художника. Обломов не просто оставил о себе память в сердце женщины

– он вдохнул в неё душу, из «хозяйки» она стала «человеком». Это свершилось в тот момент, когда «420». Осенившее её самопознание сразу резко изменило весь окружающий её мир: она поняла, что она потеряла,- это потерянное стало для неё мерилом человеческой стоимости. Тогда и родился у кроткой и безответной Агафьи Матвеевны взгляд гордый и сожалеющий, которым она смотрела на братца и его жену… Навсегда осмыслилась и жизнь её: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.

Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина: «420».

В) Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле, Обломов обладал тем талантом доброты, который превращал его в активную

по отношению к другим людям натуру. На его честную и добрую душу отзывалось лучшее в них, вызванное им чувство оказывалось подлинно воспитывающим: рядом с Обломовым расцвела
Ольга,
Г) Пшеницына только и жила те 7 лет, что протекли рядом с ним. Обломов пробудил в ней индивидуальность, которая вызвала горячее авторское сочувствие (таково происхождение лирической интонации в эпилоге). Агафья Матвеевна не только перестала быть отрицательным антиподом Ольги – она сблизилась с Ильинской в своей неожиданно пробудившейся требовательности к человеческому в человеке. Возникшее взаимопонимание 2-х женщин, любивших Обломова, трогательно и глубоко жизненно.

Заключительное слово.

Жизнь Гончарова проходит через 19 столетие – от пушкинской эпохи до времён Чехова и позднего Толстого; неудивительно, что писатель соединяет в своём творчестве приметы различных литературных периодов. Будучи одним из крупнейших писателей реалистического направления, Гончаров всегда отдавал дань романтизму: он изображал реальный мир очень достоверно, но нередко селил в нём романтических героев;

в 3-х романах Г. речь идёт о столкновении различных эпох; писатель показывает крушение старого, патриархального мира с его тихими помещичьими усадьбами, возвышенными чувствами; в каждом романе мы видим победу новых людей и новых отношений, торжество силы, практичности, однако постоянно ощущается сочувствие автора тем героям, кому не дано приспособиться к современности;

— Гончаров слывёт блестящим бытописателем своей эпохи. Обаяние его неторопливого, «густого» письма действительно «сконцентрировалось» в этих картинах: они остаются в памяти на всю жизнь (комната на Гороховой, дом Пшеницыной, жизнь Обломовки). Любовно и поэтично описан быт русской провинции.

— Деталь у Гончарова играет огромную роль, все мы прекрасно помним о паутине, пыли в кабинете Обломова, о его знаменитых шлёпанцах и халате, ставших образами-символами. Многие романы знамениты своим началом («Мой дядя самых честных правил…», «Всё смешалось в доме Облонских» — «Анна Каренина»). Стр.21. (лежал). Мы сразу познакомились с героем

— В романе «Обл.» отражены черты русского характера, книга проникнута национальным колоритом. Закономерно, что ключевыми антитезами в романе стали русский барин и наполовину немец по происхождению Штольц, русская деревня Обломовка и европейский город Санкт-Петербург.

— Ещё одна не менее яркая сторона его дарования. Гончаров – художник необычайно обострённой «нравственной реакции» на разнообразные жизненные коллизии. Автор прежде всего заинтересован человеческим содержанием

любой бытовой картины, социального конфликта. В этом романе писатель показывает, что жертва во имя любви может дать счастье тому, кто не сознаёт себя жертвующим, а удовлетворение эгоистических желаний подчас становится первой ступенькой к мучительной неудовлетворённости.

— Читатель Гончарова отвращается от сухого, прагматического подхода к жизни, ему передаётся высота идеала писателя, смело обнажившего бездну недостатков в своих любимых персонажах.

— «Суд» Гончарова над своими героями трезв, гуманен. Герои – жертвы и своей незаурядности, и своей слабости.

— Отличительной чертой стиля Гончарова можно назвать иронию – мягкуюнасмешку, с которой он относится к описываемым событиям и своим героям; продолжая романтические традиции, писатель смотрит на мир с печальной улыбкой, противопоставляя людскую суету вечному покою природы.

Д. з. Подготовка к сочинению (подбор материала, составление плана)

Урок 10 – 11.

Тема: Рр. Сочинение по роману «Обломов».

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по роману; повторить типы сочинений (характеристика героя, сравнительная характеристика; понятия «узкие» и «широкие» сочинения )

Ход урока.

Темы сочинений:

Выборгская сторона (о романе «Обломов» И. А. Гончарова)

Действие четвертой части романа, происходящее на Выборгской сто­роне, как будто возвращает нас к обстановке начала произведения, а заодно — и сна Обломова. Разу­меется, детали обстановки изменились, но суть оста­лась прежней. Так возникает представление о коль­цевой композиции. Жизнь героя приходит к завер­шению, и мы имеем возможность подвести неко­торые итоги.

В молодости Обломов выглядел таким пламенным и возвышенным романтиком, что невольно вспо­минаешь о его предшественнике — Александре Адуе­ве. Да, конечно, Обломов апатичнее, он более вял, но и ему были свойственны романтические стрем­ления, он «все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли». Когда-то его глаза «сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы». А в самых смелых своих мечтах Обломов едва ли не перещеголял молодого Адуева: «Он любил вообра­зить себя иногда каким-нибудь непобедимым полко­водцем… Или изберет он арену мыслителя, вели­кого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмо­трите, посмотрите, вот идет Обломов, наш зна­менитый Илья Ильич!»

Мы свыклись с другим Обломовым, который все лежит на диване в халате.

Оказывается, когда-то он был другим. Ему не чужды были душевные волнения, надежды, меч­ты — смешные, конечно, но все-таки возносящие его в какой-то иной, высокий мир, как оно и свойст­венно всем романтикам. Штольц вспоминал еще один эпизод из жизни Обломова, когда он, тонень­кий, живой мальчик, каждый день ходил к двум каким-то сестрицам, носил им Руссо, Шиллера, Ге­те, Байрона, «важничал перед ними». Что же слу­чилось с романтиком Обломовым?

Добролюбов поместил его в некий типологический ряд так называемых «лиш­них людей», у истоков которого стоял Онегин. Нисколько не сомневаясь в возможности такой па­раллели, рассмотрим и дру­гую связь романа Гончарова с романом Пушкина.

Для романтика Лен­ского возможны были два пути. Он мог стать вели­ким поэтом — это один вариант, однако жизнь его могла быть и такой:

А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета, В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постели Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей.

Пусть не все, но многое было угадано и пред­сказано Пушкиным с удивительной верностью — вплоть до знаменитого халата, ставшего символом обломовской лени («настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу»).

И перед Обломовым тоже было два пути. Он сделал свой выбор — он выбрал Выборгскую сто­рону.

Если жизнь старой Обломовки была представлена автором с явно ощутимой иронией, то теперь то­нальность повествования меняется. Правда, на пер­вых порах иронично изображена Пшеницына, на которую Обломов смотрел «с таким же удоволь­ствием, с каким утром смотрел на горячую ват­рушку». Однажды он спросил ее: «А читаете что-нибудь?» В ответ она просто посмотрела на него. Впрочем, не Обломову бы спрашивать Агафью Мат­веевну о чтении! Когда же герой вознамерился по­целовать свою хозяйку, она стояла «прямо и непод­вижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Материал с сайта //iEssay.ru

Но в «сонном царстве» на Выборгской стороне именно Агафья Матвеевна оказывается живой ду­шой, проснувшейся даже незаметно для себя. Ведь в ее жизни, в окружающей среде она никогда не видела, не представляла таких людей, как Обломов. Наконец-то в ее существовании появилась какая-то цель; служение Обломову приобрело в ее глазах оттенок служения чему-то высшему; она осознала свое предназначение на земле.

Она полюбила Обломова таким, каков он есть, без расчетов, без попыток его изменить, переделать по своему образу и подобию. Гончаров уже без всякой иронии, но с явным и горячим сочувствием писал о Пшеницыной в конце романа: «Навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила…»

Мог ли то же самое Обломов сказать о себе? Знал ли он, зачем жил? Был ли убежден, что жил не напрасно?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • описание жизни обломова на выборгской стороне
  • сравнить обломовку и выборгскую сторону таблица
  • выборгская сторона та же обломовка
  • как обломов оказался на выборгской стороне
  • выборгская обломовщина
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]