«Легкое дыхание» — анализ рассказа Ивана Бунина


О произведении

Рассказ «Легкое дыхание» Бунин написал в 1916 году. В произведении автор затрагивает характерные для литературы этого периода темы любви и смерти. Несмотря на то что рассказ написан не по главам, повествование идет фрагментарно и состоит из нескольких частей, выстроенных не в хронологическом порядке.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Легкого дыхания», пройти тест на знание произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» для читательского дневника (И. Бунин)

Рассказы Бунина проникнуты тонким психологизмом, поэтому в них важна каждая мелочь. Но человеческая память не способна удержать все детали из прочитанного, если летние дни напряженного чтения уже далеко позади. В помощь ученикам приходит кратчайшее содержание «Легкого дыхания» для читательского дневника от «Литерагуру», а также анализ этого произведения, где написано все необходимое для составления качественного отзыва.

(306 слов) На уездном кладбище появился новый крест, возвышавшийся над глиняной насыпью. В него был вделан медальон, внутри которого фотография улыбчивой гимназистки — Оли Мещерской. Далее автор рассказывает ее историю.

В детстве Оля ничем не выделялась среди своих одноклассниц, но с возрастом она стала приобретать живую и естественную красоту. Мещерскую любила вся гимназия: она лучше всех танцевала на балах, младшие классы души в ней не чаяли, Оля была очаровательна и прелестна.

Когда стала девушкой, о ней стали ходить слухи: якобы она ветрена и принимает ухаживания от огромного количества мужчин.

Последняя зима Оли была солнечной и снежной. Мещерская проводила время на катке. Она грациозно скользила по льду, когда ее вызвала начальница. В своем кабинете та стала упрекать ученицу, что она все еще гимназистка и не может носить такую прическу, столь дорогие туфли. Оля вела себя открыто и искренне, она не видела греха в том, что чувствует себя женщиной. Более того, воспитанница призналась, что в этом виноват брат начальницы — Алексей Малютин, офицер и друг семьи Мещерских.

Через месяц Малютин застрелил Олю на платформе вокзала. Офицер утверждал, что Мещерская обманула его, обещав стать его женой, но на платформе якобы призналась, что все это лишь издевка. Она также показала ему страницу из своего дневника, в которой говорилось об их встречах. Повествование в дневнике заканчивается рассказом о приставаниях со стороны Малютина: он любезничал, пытался целовать Олю через платок, которым она прикрывалась от смущения. Героиня призналась в своем дневнике, что не может этого пережить.

Классная дама, которая отчитывала девушку в своем кабинете, посещает могилу своей ученицы. Ее брата, прапорщика Малютина, убили под Мукденом. Она ходит на кладбище каждый праздник и с упованием думает об Оле Мещерской. Она часто вспоминает случайно подслушанный диалог между Олей и ее подругой: Мещерская прочитала в одной из папиных книг, что женщина не только должна обладать красотой и грацией, но и — легким дыханием. «А ведь оно у меня есть», — сказала Оля.

Автор: Семён Карелин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Другие персонажи

  • Казачий офицер – застрелил Олю из-за несчастной любви, «некрасивый и плебейского вида».
  • Классная дама Оли Мещерской

А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Легкое дыхание»

для самых любопытных —

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно

На городском кладбище резко выделяется свежая могила, на которой установлен тяжелый крест из дуба. На кресте находится медальон с фотографией прелестной девушки — Оли Мещерской.

  • Краткое содержание рассказа Бунина “Легкое дыхание”

Оля с детства отличалась беспечным нравом, была одной из самых шаловливых и непокорных гимназисток. К пятнадцати годам стала заметна небывалая красота девочки. Оля всегда была в центре внимания: много танцевала, каталась на коньках, принимала ухаживания на балах.

В выпускном классе Оля стала еще активнее, «совсем сошла с ума от веселья». Начальница гимназии постоянно делала ей замечания, которые девочка совершенно игнорировала.

Однажды начальница в очередной раз вызвала Олю в свой кабинет, чтобы сделать ей, как обычно, выговор. Упреки относились к внешнему виду гимназистки: «взрослой» прическе, дорогим украшениям и одежде.

Внезапно Оля сделала шокирующее признание: она выглядит так, потому что уже является женщиной по вине брата начальницы — офицера Алексея Михайловича Малютина.

Через месяц на вокзале произошло убийство: Малютин на глазах множества людей застрелил девушку. На следствии он заявил, что Оля сама его завлекла, пообещав выйти замуж. Перед отъездом Алексея Михайловича в Новочеркасск гимназистка показала ему дневник, в котором не скрывала отвращения к своему совратителю. Этим офицер объяснил свой страшный поступок.

В дневнике действительно был подробно описан день «падения» Оли. Она была одна в доме, когда Малютин приехал в гости к ее отцу. Осанистый красивый мужчина произвел большое впечатление на девушку, которая незаметно уступила его расчетливому ухаживанию. В заключении Оля признавалась, что после случившегося чувствует только глубокий стыд и отвращение.

На могилу Оли Мещерской каждое воскресенье приходит ее классная дама. Эта женщина подолгу сидит напротив дубового креста и вспоминает прекрасную гимназистку, ставшую объектом ее мечтательного поклонения. Учительнице особенно запомнились наивные рассуждения Оли о сути женской красоты и ее главном отличительном признаке — «легком дыхании».

Краткое содержание

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами».

Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать». В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос». Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз».

Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой», и даже пошли толки о ее ветрености.

«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу», дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия», Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне».

«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа». И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой», а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».

«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. <�…> Приехал Алексей Михайлович. <�…> Он остался, потому что был дождь. <�…> Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. <�…> Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. <�…> За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств». Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание»

Бунин описывает кладбище, где на недавно вырытой могиле стоит дубовый крест. К кресту прикреплен большой фарфоровый медальон с изображением молодой красивой девушки. Поражает ее лицо, особенно, удивительные живые глаза. Это портрет гимназистки Оли Мещерской.

Оля была из числа богатых девочек-гимназисток: беспечных, подвижных, веселых. В первые годы пребывания в гимназии она ничем не выделялась из общей серой толпы девочек. Настал момент, когда девочка начала расцветать. В 15 лет ее фигура приобрела женственные очертания, Оля перевоплотилась в красавицу. Ее притягательная внешность сочеталась с утонченностью, грациозностью, выделялись ее яркие блестящие глаза. Ее не удручало, если ее руки испачкались чернилами или же испортилась прическа. Девушка прекрасно танцевала, чувствовала себя уверенно, катаясь на коньках, была естественна во всех своих проявлениях.

Про Олю шла не особо лестная слава. Окружающие говорили, что она легкомысленна и не представляет свою жизнь без воздыхателей. Один из гимназистов, неравнодушных к ней, не выдерживал ее каприз и непостоянства. Несмотря на то, что он нравился Оле, юноша хотел свести счеты с жизнью. Той зимой, которая оказалась последней в жизни Оли, она стала еще активней. В гимназии поговаривали, что Оля просто безумствует, пребывая в постоянном веселье. Где бы она не появлялась, везде выглядела самой беззаботной и жизнерадостной.

Однажды, когда она шумно играла с девочками из младших классов, ее вызвали к начальнице. У Оли при этом даже не изменилось выражение лица. У девушки все так же сияли глаза, когда она направилась в кабинет наставницы.

Седая начальница сидела под царским портретом с вязанием в руках. Она выразила Оле свое негодование по поводу ее раскрепощенного поведения, сказав, что устала уже делать ей замечания. Она проговорила, что не хочет повторять то, что уже ранее объясняла Ольге.

Гимназистка молча ждала, что же начальница скажет дальше. Она разглядывала знакомый кабинет, который ей очень нравился. Начальница обвинила Олю в том, девочка носит дорогие туфельки и гребни, женскую прическу. Оля не видела своей вины в том, что у нее хорошие волосы. Начальница напомнила Мещерской, что та еще гимназистка, а совсем не женщина. Оля возразила ей, сказав, что прошедшим летом она стала женщиной. А виновник этой ситуации – друг ее отца и брат самой начальницы.

После этой встречи с начальницей, спустя месяц, некрасивый казачий офицер на вокзальной платформе застрелил Ольгу Мещерскую. На судебном заседании офицер, убивший девушку, дал показания, что гимназистка совратила его, вошла с ним в интимные отношения, обещала стать его женой. На вокзале, провожая офицера, она отказалась от своих слов, и сказала, что не испытывает к нему никаких чувств.

Девушка дала ему прочесть запись из дневника. Прочтя ее, он тут же застрелил ее. Оля написала свои впечатления от интимной близости с офицером. В роковых строках из записок Ольги выяснилось, что в начале встречи ей нравилось с ним общаться и она находила его красивым. Несмотря на это, она совсем не любит офицера и никогда не выйдет за него замуж. Заканчивалось описание словами, что она чувствует к нему отвращение, да такое сильное, что не может этого состояния пережить.

Теперь могилу Оли Мещерской регулярно посещает классная дама. Она испытывает противоречивые чувства, глядя на крест, венок и ясные живые глаза Оли. Она бы многое отдала, чтобы не видеть этих венков, но в глубине души классная дама испытывает счастье. Женщина постоянно живет какой-то мечтой, выдумкой. Сперва такой выдумкой был ее брат, которому она посвящала все свои силы, свою жизнь. Ее брат погиб и теперь Оля Мещерская – предмет ее постоянных размышлений.

Классная дама вспоминает слова Оли, которые она как-то услышала. Там девочка рассказывала своей подруге, что для женщины самое главное – это легкое дыхание. И Оля считала, что это легкое дыхание у нее есть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]