- Краткие содержания
- Брэдбери
- 451 градус по Фаренгейту
В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились. Такой был в городе порядок. За десять лет службы Гай никогда не задумывался о причине ненависти к книгам у живущих рядом людей. Случайная встреча с юной девушкой Клариссой круто изменила его отношение к окружающему миру. Девушка сильно отличалась от сверстников, которых интересовали только бесконечные сериалы, развлечения в парке и, в лучшем случае, занятия спортом. Особенно поразила Гая её любовь к окружающей природе. Это знакомство заставило Гая по-другому взглянуть на своё существование.
Монтэг был женат, но за долгие годы совместной жизни с женой Милдред он понял, что каждый в их семье живёт сам по себе. Жена любила телесериалы, и другая жизнь не интересовала её, детей она тоже не хотела.
На работе коллеги были недовольны его вопросами о прежней деятельности пожарных. Особенно Гая поразил случай с женщиной, которая сгорела в собственном доме, не желая расставаться с любимыми книгами. На следующий день Монтэг не смог выйти на работу, так тяжелы были воспоминания о вчерашнем случае, а также сообщении о гибели Клариссы под колёсами автомобиля. Но начальник пожарных решил навести порядок в рядах своих подчинённых. Он пришёл к Гаю домой и прочёл ему назидательную лекцию о том, что нельзя пытаться выделиться из общей массы. По его словам, чтобы не было зависти и обид, люди должны быть одинаковыми во всём. Поэтому и необходима борьба с книгами, которые могут разбудить человеческий разум и заставить людей бороться против существующей модели общества.
Гай молча выслушал нравоучения своего начальника, но было поздно что-либо изменить. В его доме уже хранились книги, спасённые из сожжённых домов. Гай даже предлагал жене и её подругам почитать их. Также он познакомился с профессором Фабером, который давно подозревался в инакомыслии.
Жена, а раньше и её подруги донесли на Гая, и пожарные, среди которых был и сам Монтэг, сожгли его дом. Во время этой операции Гай узнал о том, что его начальник подслушивал и записывал их разговоры с профессором. Чтобы спасти друга, Монтэг направил огнемёт на своего начальника и его команду.
Гая объявили государственным преступником, и ему пришлось скрыться из города. С помощью Фабера он нашёл людей, которые по-своему борются с современным варварством в стране. Каждый из них заучивал наизусть какое-нибудь произведение, свято веря в то, что их знания могут в будущем понадобиться обществу.
Над городом, в котором до этого жил Гай, появились чужие самолёты, и бомбардировщики неприятеля стёрли его с лица земли.
Рассказ учит ценить книги, которые помогают оставаться человеком в любых ситуациях.
Подробный пересказ 451 градус по Фаренгейту
Действие романа развивается в альтернативном будущем. Конец двадцатого века. В Америке устанавливается режим тотального контроля за жизнью людей. Ритм жизни стремительно увеличивается. Человеку некогда отвлечься, он постоянно в движении, постоянно занят. Таким образом людьми проще всего управлять, им некогда подумать самим и не остается ничего другого, как доверять государству.
Главным врагом человечества объявлены книги. Тот, кто читает, начинает самостоятельно думать и анализировать, что абсолютно неприемлемо для государства. На страже общественного порядка стоят пожарные. Это почетная и ответственная профессия. Они носят красивые костюмы с изображением феникса спереди и саламандры на спине. Теперь они не занимаются тушением пожаров, наоборот, они выявляют дома, в которых хранятся книги и сжигают их вместе с домом.
Герой романа, Монтэг, является пожарным. Его жизнь размеренна и течет по плану. Днем он выполняет свою работу, делает ее хорошо, чем заслужил одобрение начальства. Брандмейстер, возглавляющий отряд Монтэга, выделяет его среди остальных пожарных. Дома Монтэга ждет жена Милдред. Она целыми днями занята просмотром телесериалов. Это занятие и составляет ее жизнь. В их доме есть специальная комната, оборудованная огромными телеэкранами, занимающими три стены. Милдред уговаривает мужа купить и четвертый экран, чтобы она могла полностью погрузиться в мир телешоу. Пустая четвертая стена делает ее несчастной и никак не выделяет ее среди соседей.
В семье Монтэга нет детей, потому что Милдрэд настояла на их отсутствии. Супруги существуют сами по себе, по сути застряв внутри монотонного алгоритма, которым стала их жизнь. Это только подтверждается случаем, когда Монтэг, вернувшись со службы, обнаружил жену без сознания. Оказалось, что она машинально выпила чересчур много таблеток снотворного. Однако в современном обществе эта проблема решается очень быстро. Достаточно вызвать бригаду скорой помощи, они используя новейшее оборудование приведут в порядок любого пациента.
Размеренный темп жизни героя меняется из-за случайного столкновения с юной девушкой Клариссой Маклеланд. Она сразу привлекает его внимание своей нетипичностью. Обычно молодые люди предпочитают проводить время, развлекаясь на аттракционах или гоняя на автомобилях. Кларисса показалась Монтэгу совершенно другой, спокойной, даже отстраненной, мечтательной. Завязав разговор с девушкой, Монтэг узнает, что ей нравится любоваться природой и просто наблюдать за жизнью вокруг, она не считает нужным постоянно торопиться куда-либо и много времени проводит в раздумьях.
Заданный Клариссой вопрос, счастлив ли он, ставит Монтэга в тупик. Раньше он только находился в монотонной рутине своей жизни и никогда не задумывался об этом. Размышления о жизни заставляют его усомниться в ее правильности. Еще больше влияет на состояние Монтэга случай на работе. Приехав в очередной раз по вызову, пожарные обнаруживают у женщины обширную библиотеку. Однако она отказывается подчиниться и выйти из дома, а предпочитает умереть вместе с любимыми произведениями.
Это происшествие и постоянные мимолетные встречи и беседы с Клариссой заставляют Монтэга понять, что привычный жизненный уклад ему противен. Он начинает вести себя странно. Удивляет коллег воспоминаниями о том, что раньше пожарные занимались тушением пожаров, а не их разжиганием. Он начинает понемногу воровать книги во время вызовов, проявлять сочувствие к читающим преступникам.
Книги открывают Монтэгу новый мир. Не в силах больше выносить прежней жизни, он пытается приобщить к чтению жену. Ей это совсем не интересно, ведь на телевидении запустили новый проект. Зрителям выслали копии сценария, предложив заполнить их по своему усмотрению. Монтэг сдается и решает поискать других единомышленников.
Тем временем, его посещает брандмейстер. На работе давно подозревают, что с Монтэгом что-то не так. Поэтому начальник пришел, чтобы образумить его. Брандмейстер напоминает ему, что современный ритм жизни обязывает всех жить быстро и не тратить много времени на что-либо. Для счастливой жизни все должны быть одинаковыми, не свободными и равными, а похожими как две капли воды. Только идентичность всех уберегает от возвышения отдельных личностей и соответственно принижения остальных. В таких условиях книга – худшее оружие. Она заставляет думать, иметь собственное мнение, поэтому книги должны быть полностью уничтожены. Монтэг понимает, что этот визит означает на самом деле, но остановиться он уже не может.
На следующее утро он решает не идти на работу из-за болезни. Этот поступок сильно раздражает жену Монтэга, поскольку не соответствует обычному распорядку дня. Вместе с тем Милдред говорит мужу, что их соседку Клариссу недавно сбила машина, и ее родители переехали.
Данное происшествие заставляет героя активнее искать тех, кто хранит книги. Монтэг знакомится с профессором Фабером. Он сначала опасается и не верит Монтэгу, поскольку тот пожарный и может специально искать читающих. Однако поверив ему, профессор раскрывает свои планы о возобновлении книгопечатания. По мнению профессора, надвигающийся военный конфликт вновь обратит граждан к чтению. Две предыдущих войны Америке удалось выиграть с помощью атомного оружия. Еще одной военной катастрофы мир просто не перенесет. На прощанье профессор Фабер дарит Монтэгу небольшой радиоприемник, который вставляется в ухо. Таким способом они могут незаметно поддерживать связь друг с другом.
Дома Монтэг обнаруживает, что к Милдред пришли подруги. Женщины настолько увлечены обсуждением сериала и своего вклада в его создание, что выводят Монтэга из себя. Сорвавшись, он пытается доказать им, что единственная вещь, которая хоть что-нибудь значит в этом мире, это книги. Вечер заканчивается крупной ссорой. Монтэг решает вернуться на работу.
Рабочий день начинается как обычно. Пожарные собираются на вызов. Однако Монтэг обнаруживает, что они приехали к нему домой. Взбешенная происшествием вчерашнего вечера, Милдред сдала мужа. Как оказалось, она была не первой. Ее подруги сообщили о книгах в их доме немного раньше. Осознавая, что его раскрыли, Монтэг не сопротивляется и сам выдает книги брандмейстеру. Он также принимает участие и в сожжении книг и собственного дома.
Начальник Монтэга замечает радиоприемник, подозревая, что он может привести к другим преступникам. Не желая ставить под удар профессора Фабера, герой сжигает брандмейстера и остальных членов отряда. Теперь Монтэг становится особо опасным преступником.
Для поимки таких преступников используется новейшая технологическая разработка «механический пес». От него невозможно спрятаться. Погоня за преступником транслируется на телевидении в прямом эфире, так чтобы каждый мог наблюдать за ней.
Монтег на протяжении некоторого времени успешно скрывается от пса. Погоня затягивается. Чтобы лишний раз не беспокоить зрителей и убедить их в неотвратимости правосудия, пес убивает случайного прохожего, представив его преступником. В это же время начинается война. Миллионы солдат мобилизованы и отправлены к местам боевых действий. Это помогает Монтэгу выиграть немного времени, чтобы спрятаться от государства, которое пока занято более важными делами.
Помня рекомендации профессора Фабера, герой уходит из города в лес на поиски помощи. Через некоторое время ему удается найти лагерь единомышленников. Монтэг узнает, что по всей стране читающие люди объединились в духовную оппозицию. Они нашли способ донести до потомства как можно больше знаний. Каждый человек заучивает наизусть какую-либо книгу или ее главу. Таким образом, он становится физическим носителем ценных знаний. По вечерам они собираются у костра и слушают выученные произведения. Они ждут и надеются, что настанет время, когда их знания понадобятся остальным. В это время войска противников подходят вплотную к городу и стирают его с лица земли при помощи атомного оружия.
Гиперболизируя общество потребления в своем романе, автор выражает свою обеспокоенность направлением развития человечества. Однако он верит, что сохранение духовных ценностей и знаний способно изменить мир к лучшему. Эту мысль он стремится донести до читателей через своих героев – ценителей литературы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание: 451 по Фаренгейту
Рэй Брэдбери 451 по Фаренгейту
Америка относительно недалекого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.
Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнем. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.
Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведет он — а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.
Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застает жену без сознания. Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встает на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.
Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвертой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.
Мимолетные встречи с Кларисой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»
Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличенная в хранении запрещенной литературы, отказывается покинуть обреченное жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.
На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых — несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.
В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.
Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчиненному небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «…Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Содержание. Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом еще: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря… Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую».
Разумеется, такое отношение к печатной продукции — не цель, но средство, с помощью которого создается общество манипулируемых людей, где личности нет места.
«Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а… просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество».
Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».
До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашел уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обреченного на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.
В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять. Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах. Над Америкой нависла угроза войны — хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, — и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах. На прощание Фабер дает Монтэгу миниатюрный приемник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.
Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но еще раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом. Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчет книг куда нужно. Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.
По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предает огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемета на Битти. Затем наступает черед двух других пожарников.
С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удается спастись от погони. По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса. Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.
Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства. Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил «Государство» Платона, кто-то «Путешествия Гулливера» Свифта, в одном городе «живет» первая глава «Уолдена» Генри Дэвида Торо, в другом — вторая, и так по всей Америке. Тысячи единомышенников делают свое дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики. Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.