Гоголь, «Страшная месть»: краткое содержание, главные герои, анализ произведения


Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец — это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Колдун из повести Н.В. Гоголя «Страшная месть»

Колдун — один из главных персонажей повести Н. В. Гоголя «Страшная месть». В этом художественном образе воплощаются не только сказочные представления, но и народные предания о героической борьбе казачества за свою национальную независимость.

Колдун — родной отец Катерины. Он долгое время прожил на чужбине и вернулся на украинские земли, лишь после того как дочь вышла замуж и родила сына. Даже Катерина не догадывается, кем на самом деле является ее отец. Он ничего не рассказывает о том, как и где провел долгие годы.

Колдун старательно скрывает свой истинный облик, но речь и манера поведения невольно выдают его. После смертельной схватки с паном Данилой Катерине показался необычным «странный блеск очей» родного отца.

Согласно понятиям далекой исторической эпохи все казаки чувствуют неприязнь к отцу Катерины. Он демонстративно отказывается от «христианских кушаний», что выдает в нем приверженца чужой веры. Пан Данило называет его в сердцах «турецким игуменом».

Муж Катерины случайно узнает о тайне ее отца, который и является зловещим Колдуном. Вызывая к себе душу родной дочери и пытаясь завладеть ее телом, Колдун совершает чудовищный грех. При этом он ведет секретные переговоры с поляками, предвкушая закабаление казаков и разорение православных церквей.

Даже закованный в цепи и заточенный в подвале Колдун представляет собой огромную опасность. Воспользовавшись жалостью Катерины, он вновь оказывается на свободе. Преступления Колдуна становятся все более страшными и бесчеловечными. Из-за его предательства погибает в бою с поляками пан Данило. Колдовские чары приводят к смерти сына Катерины. Колдун принимает чужой облик, но, будучи узнанным, убивает свою родную дочь. Вершиной злодеяний Колдуна является убийство святого старца.

В финале повести над Колдуном свершается страшная месть, хуже которой ничего не может быть. Оказывается, что весь род отца Катерины был очень давно проклят из-за предательства между родными братьями. Каждый представитель рода был великим грешником, но превзойти всех в злодеяниях суждено Колдуну. По его вине все предки не могут найти покоя в земле и в расплату будут вечно грызть его тело.

Колдун представляет собой воплощение самых страшных человеческих грехов: обмана, предательства родины и веры, убийства невинных и родных. Для всех этих преступлений справедливым наказанием может стать только мучительная страшная месть.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Популярные сочинения

  • Сочинение о Родине
    Все мы произносим слово Родина, но понимаем его значение по разному. Так, что же это такое, Родина? То место где тебе пришлось родиться, или где предстоит умереть, а может быть тебе никогда
  • Татьяна — милый идеал Пушкина — сочинение-рассуждение
    Широко известен греческий миф о скульпторе, изваявшем из мрамора прелестную девушку. Художник наделил свое творение идеальными чертами и полюбил его. Сила этой любви была так велика, что смогла оживить мраморное изваяние.
  • Сочинение Родина начинается с семьи 4 класс
    Родина, что же это такое? У каждого человека свое понятие Родины, но чаще всего родиной называют место рождение человека. Каждый воспринимает это слова по своему и у каждого оно вызывает разные эмоции

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Страшная месть краткое содержание

Рассказ «Страшная месть» Гоголя был написан в 1831 году. Произведение, богатое яркими фольклорными образами, народными легендами и поверьями, вошло в знаменитый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Страшная месть» на нашем сайте.

Главные герои Данило Бурульбаш – молодой мужчина, храбрый казак. Катерина – любимая жена Данилы, красивая и добрая молодая женщина. Отец Катерины – колдун, жестокий, коварный старик. Другие персонажи Есаул Горобец – названый брат Бурульбаша, добрый, храбрый казак. Иван и Петро – родные братья, погубившие свои души в желании отомстить друг другу. Краткое содержание

Глава 1 На празднование свадьбы сына есаула Горобца приехал его названый брат, Данило Бурульбаш с красавицей-женой Катериной и годовалым сыном. Гости пожалели, что с ними не приехал и старый отец Катерины, который совсем недавно вернулся из дальних стран после долгой отлучки – «он, верно, много нарассказал бы дивного». В разгар веселья есаул взял иконы, чтобы благословить молодых. В этот миг один из гостей превратился в уродливого старика. Никто не сомневался – это был колдун.

Глава 2 Поздней ночью возвращался Бурульбаш со своей семьей домой. Когда его лодка проплывала мимо кладбища, послышался жуткий стон, и из земли показался «высохший мертвец», а следом за ним другой – еще страшнее. От страха «гребцы пороняли шапки в Днепр». Данило успокоил казаков и жену, и вскоре лодка оставила позади страшное место. Глава3 На следующее утро Данило крепко поссорился с отцом Катерины, который вел себя совсем не как христианин и честный казак. В пылу ссоры мужчины схватились за оружие, и старику удалось ранить зятя в руку. Катерина принялась умолять мужа помириться с отцом, и тот нехотя согласился ради сына.

Глава 4 Катерина рассказала мужу сон, в котором ее отец и был тем уродливым колдуном, которого они увидели на свадьбе. Данило не сомневался, что старик немало «грехов наделал в чужой земле». Он проследил за отцом Катерины, когда тот тайком пробирался в заброшенный черный замок. Заглянув в окно, Данило остолбенел: старик в обличье колдуна вызвал душу Катерины и требовал от нее согласия на их свадьбу.

Глава 5 На следующее утро Катерина рассказала мужу свой кошмар, но Данило объяснил, что все происходило на самом деле. В гневе казак принялся укорять себя, что связался «с антихристовым племенем». Катерина горько заплакала – она ведь совсем не виновата в том, кем оказался ее отец. Бурульбаш смягчился, и пообещал никому не давать ее в обиду.

Глава 6 Данило приказал заковать колдуна в цепи и посадить в подвал, а замок его сжечь дотла. Отец Катерины знал, что на следующий день состоится его казнь, но не мог выбраться из темницы, которая в прошлом была кельей святого схимника. Увидев Катерину, старик принялся умолять освободить его «ради несчастной матери», умершей много лет назад. Он пообещал, что остаток своих дней проведет в монастыре, где будет замаливать грехи. Катерина поверила коварному колдуну, и выпустила его на свободу. Осознав, что натворила, она лишилась чувств.

Глава 7 Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии.

Глава 8 «На пограничной дороге, в корчме» пировали ляхи со своим ксендзом. Они пили, сквернословили, играли в карты и всячески безобразничали. В своих пьяных разговорах они частенько упоминали хутор славного казака Бурульбаша и его красавицы-жены. Судя по всему, «не на доброе дело собралась эта шайка».

Глава 9 Данило поделился с женой предчувствием скорой смерти. В хату вбежал казак Стецько и сообщил о приближении ляхов. Разгорелась страшная битва, в которой Данило пал мертвым от рук колдуна. На подмогу прискакал есаул Горобец, но было уже слишком поздно.

Глава 10 В своей землянке старый колдун принялся вызывать душу Катерины, но вместо нее показалось «чье-то чудное лицо». Старик не на шутку испугался, и опрокинул горшок с волшебным зельем.

Глава 11 Катерина с сыном поселилась в доме есаула, но и там ее душа не могла найти долгожданный покой. Она вновь видела страшный сон, в котором колдун грозился убить ее ребенка, если она не станет его женой. Катерина рассказала обо всем есаулу, и тот с казаками всю следующую ночь стоял на страже. Проснувшись, Катерина увидела в люльке мертвого сына.

Глава 12 В Карпатах объявился странный всадник – «богатырь с нечеловечьим ростом» на огромном вороном коне. Глаза его были сонно прикрыты, а за спиной сидел спящий мальчик. Взобравшись на самую высокую гору, он остановился в раздумье, а темные тучи скрыли его от людских глаз.

Глава 13 После перенесенных страданий Катерина лишилась рассудка. Однажды к есаулу приехал незнакомый мужчина, прикинувшийся старым другом Бурульбаша. Он сообщил, что пообещал Даниле взять в жены его супругу, если тот погибнет раньше времени. Катерина узнала в госте своего отца, и с ножом бросилась на него. Колдун вырвал у нее оружие, замахнулся и «убил безумную дочь свою», после чего бесследно скрылся.

Глава 14 За Киевом приключилось невиданное чудо – «вдруг стало видимо далеко во все концы света». Видимым стал и исполинский всадник на своем коне. Старый колдун с ужасом узнал то самое лицо, что привиделось ему во время ворожбы. В безумном страхе он отправился к святым местам.

Глава 15 Колдун прибежал в пещеру к схимнику, и попросил помолиться о нем. Увидев в своей книге налитые кровью буквы, святой старец отказался сделать это. В гневе колдун убил его, и бросился прочь. Он попытался уехать как можно дальше от Карпат, но все дороги вели его к загадочному всаднику. Увидев колдуна, исполин схватил его, громко засмеялся и бросил в глубокую пропасть. Тотчас же сбежались все мертвецы, чтобы вонзить в его тело свои зубы.

Глава 16 В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу, и разъехались в разные стороны. Фортуна улыбнулась Ивану, и тот честно разделил награду с братом. Однако Петро «затаил глубоко на душе месть», и, воспользовавшись удобным случаем, столкнул в пропасть Петро и его маленького сына, а сам завладел всем богатством. Когда умер Петро, Бог призвал к себе души обоих братьев, и предложил Ивану назначить кару предателю. Тот попросил, чтобы все потомство брата жило в грехе и «не имело на земле счастья». Когда же умрет последний в роду Петра, все предки восстанут из могил и примутся грызть его тело. Сам же Петро «грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше». Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков.

Заключение В произведении автор сделал акцент на том, что любое зло, причиненное другому человеку, рано или поздно непременно возвратится бумерангом. За каждый свой поступок придется держать ответ.

После ознакомления с кратким пересказом «Страшная месть» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла «Вечеров» является «Страшная месть». Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В «Страшной мести», казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя — это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из «Вечеров», на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

IV

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из «Вечеров» и, в частности, «Страшная месть». В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от «всадника на Карпатах». Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести «Страшная месть». Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]