Степь и железная дорога
Один из лучших романов Ай. За него писатель получил Государственную премию СССР. «Буранный полустанок», краткое содержание которого часто пересказывается в разных источниках, — это роман с философской направленностью. Начинается произведение с описания места действия. Это бескрайняя степь со скудной растительностью – почти пустыня. В романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности является территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане. Недалеко от огромного взлетного поля проходит железная дорога.
«Буранный полустанок», краткое содержание которого мы изложим в статье, читается легко. Чего нельзя сказать о большинстве сложных в смысловом отношении книг. В начале романа автор противопоставляет природу (поведение лисицы) и бездушную цивилизацию, связанную с железной дорогой. Непрерывно мчащиеся поезда оставляют в степи грохот и мусор, пугают зверей. Однако именно цивилизация дает местным жителям материальные блага. Не случайно лисица, превозмогая страх, возвращается к железнодорожному полотну, чтобы найти объедки.
Главные персонажи
После описания арены будущих событий писатель знакомит нас с героями романа «Буранный полустанок». Краткое содержание следующих страниц связано с образом Едигея. Он работает обходчиком путей на Буранном полустанке много лет. Ему 61 год. Свой труд он начал сразу после войны. Живет Едигей в поселке из восьми домов, среди которых есть глинобитные мазанки. Его жена Укубала так же стара, как и он. Едигей – человек твердого характера, ведь только сильные люди выживают в сарозеках.
В романе «Буранный полустанок», краткое содержание которого вы читаете, мало действующих лиц. Едигей – настоящий труженик. Работал всегда только на совесть. Когда метели и вьюги заметали железнодорожные пути, он со своим другом Казангапом лопатами очищал десятки метров снежных заносов. Молодые путейщики смеялись над таким героизмом, называли стариков дураками. В начале книги Казангап умирает.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание рассказа Куст сирени Куприна
В начале рассказа автор представляет встречу мужа и жены дома. Женщина по имени по поведению сразу угадывать настроение супруга. Стремление торопливо открыть входную дверь - Он убил мою собаку — краткое содержание рассказа Яковлева
Мальчика Сашу вызывают в кабинет директора школы. Конечно же, паренек понимает, что ничем хорошим это не закончится – ему точно влетит нагоняй. Хотя, по сути, ничего плохого Саша не сделал – он просто привел в класс собаку. - 35 кило надежды — краткое содержание романа Анна Гавальда
Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки - Когда спящий проснётся — краткое содержание романа Уэллса
История разворачивается в Великобритании в конце XIX в. Неизвестный мужчина благородного происхождения Грэхем погружается в летаргию, но на самом деле считается живым
Противопоставление природы и цивилизации
Интересный штрих добавил в свой роман писатель Ай, краткое содержание которого связано с единством человека и природы, имеет в списке действующих лиц верблюда. Каранар – образцовое животное. Писатель явно любуется им и описывает со знанием дела. По образованию Айтматов был зоотехником.
На похоронах Казангапа появляется его сын Сабитжан. Он – воплощение нового векаи технического прогресса — времени, когда люди забыли о Боге, разучились молиться и потеряли душу. Сабитжан хочет только одного – быстрее похоронить отца и уехать в город. Он пытается поразить односельчан своими знаниями, но люди испытывают лишь неприязнь – так пишет Чингиз Ай, краткое содержание которого включает еще одну тематическую линию, следует за сюжетом далее.
Будущее и прошлое
Это фантастический мотив, связанный с космосом. Первый контакт землян с иной цивилизацией! Такого хода от советского писателя Айтматова никто не ожидал. Два космонавта (советский и американский) на орбитальной станции «Паритет» отправились в неизвестность вместе с пришельцами. Такова фантастическая сюжетная линия в романе «Буранный полустанок». Краткое содержание (по главам разбивать его не обязательно, потому как повествование представляет единую канву) поведает о следующих событиях.
Пока Едигей везет хоронить своего умершего друга, перед его внутренним взором проходит вся жизнь на Буранном полустанке. Вспомнил он первую встречу с Казангапом, который уговорил контуженного больного отправиться в сарозеки. А когда на полустанок прибыла семья Куттыбаевых, почувствовал Едигей всю несправедливость сталинско-бериевского режима. Главу семьи Абуталипа арестовывают.
И дольше века длится день, в сокращении. Краткое содержание.
Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…
А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъезде Боранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщить о смерти Казангапа.
Тридцать лет назад, в конце сорок четвертого, демобилизовали Едигея после контузии. Врач сказал: через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог. И тогда они с женой решили податься на железную дорогу: может, найдется для фронтовика место охранника или сторожа. Случайно познакомились с Казангапом, разговорились, и он пригласил молодых на Буранный. Конечно, место тяжелое — безлюдье да безводье, кругом пески. Но все лучше, чем мытариться без пристанища.
Когда Едигей увидел разъезд, сердце его упало: на пустынной плоскости стояло несколько домиков, а дальше со всех сторон — степь… Не знал тогда, что на месте этом проведет всю остальную жизнь. Из них тридцать лет — рядом с Казангапом. Казангап много помогал им на первых порах, дал верблюдицу на подои, подарил верблюжонка от нее, которого назвали Каранаром. Дети их росли вместе. Стали как родные.
И хоронить Казангапа придется им. Едигей шел домой после смены, думал о предстоящих похоронах и вдруг почувствовал, что земля под его ногами содрогнулась И он увидел, как далеко в степи, там, где располагался Сарозекский космодром, огненным смерчем поднялась ракета. То был экстренный вылет в связи с чрезвычайным происшествием на совместной советско -американской космической станции «Паритет». «Паритет » не реагировал на сигналы объединенного центра управления — Обценупра — уже свыше двенадцати часов. И тогда срочно стартовали корабли с Сары-Озека и из Невады, посланные на выяснение ситуации.
…Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далеком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился магасуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжелую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.
Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращенного в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал ее, не помнил своего имени, имени своего отца… «Вспомни, как тебя зовут, — умоляла мать. — Твое имя Жоламан».
Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.
Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала…
Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал ее белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем…
Рано утром все было готово. Наглухо запеленутое в плотную кошму тело Казангапа уложили в прицепную тракторную тележку. Предстояло тридцать километров в один конец, столько же обратно, да захоронение… Впереди на Каранаре ехал Едигей, указывая путь, за ним катился трактор с прицепом, а замыкал процессию экскаватор.
Разные мысли навещали Едигея по пути. Вспоминал те дни, когда они с Казангапом были в силе. Делали на разъезде всю работу, в которой возникала необходимость. Теперь молодые смеются: старые дураки, жизнь свою гробили, ради чего? Значит, было ради чего.
…За это время прошло обследование «Паритета» прилетевшими космонавтами. Они обнаружили, что паритет-космонавты, обслуживавшие станцию, исчезли. Затем обнаружили оставленную хозяевами запись в вахтенном журнале. Суть ее сводилась к тому, что у работавших на станции возник контакт с представителями внеземной цивилизации — жителями планеты Лесная Грудь. Лесногрудцы пригласили землян посетить их планету, и те согласились, не ставя в известность никого, в том числе руководителей полета, так как боялись, что по политическим соображениям им запретят посещение.
И вот теперь они сообщали, что находятся на Лесной Груди, рассказывали об увиденном (особенно потрясло землян, что в истории хозяев не было войн), а главное, передавали просьбу лесногрудцев посетить Землю. Для этого инопланетяне, представители технически гораздо более развитой цивилизации, чем земная, предлагали создать межзвездную станцию. Мир еще не знал обо всем этом. Даже правительства сторон, поставленные в известность об исчезновении космонавтов, не имели сведений о дальнейшем развитии событий. Ждали решения комиссии.
…А Едигей тем временем вспоминал об одной давней истории, которую мудро и честно рассудил Казангап. В 1951 г. прибыла на разъезд семья — муж, жена и двое мальчиков. Абуталип Куттыбаев был ровесник Едигею. В сарозекскую глухомань они попали не от хорошей жизни: Абуталип, совершив побег из немецкого лагеря, оказался в сорок третьем среди югославских партизан. Домой он вернулся без поражения в правах, но затем отношения с Югославией испортились, и, узнав о его партизанском прошлом, его попросили подать заявление об увольнении по собственному желанию. Попросили в одном месте, в другом… Много раз переезжая с места на место, семья Абуталипа оказалась на разъезде Боранлы-Буранный. Насильно вроде никто не заточал, а похоже, что на всю жизнь застряли в сарозеках. И эта жизнь была им не под силу: климат тяжелый, глухомань, оторванность. Едигею почему-то больше всего было жаль Зарипу. Но все-таки семья Куттыбаевых была на редкость дружной. Абуталип был прекрасным мужем и отцом, а дети были страстно привязаны к родителям. На новом месте им помогали, и постепенно они стали приживаться. Абуталип теперь не только работал и занимался домом, не только возился с детьми, своими и Едигея, но стал и читать — он ведь был образованным человеком. А еще стал писать для детей воспоминания о Югославии. Это было известно всем на разъезде.
К концу года приехал, как обычно, ревизор. Между делом расспрашивал и об Абуталипе. А спустя время после его отъезда, 5 января 1953 г., на Буранном остановился пассажирский поезд, у которого здесь не было остановки, из него вышли трое — и арестовали Абуталипа. В последних числах февраля стало известно, что подследственный Куттыбаев умер.
Сыновья ждали возвращения отца изо дня в день. А Едигей неотступно думал о Зарипе с внутренней готовностью помочь ей во всем. Мучительно было делать вид, что ничего особенного он к ней не испытывает! Однажды он все же сказал ей: «Зачем ты так изводишься?.. Ведь с тобой все мы (он хотел сказать — я)».
Тут с началом холодов снова взъярился Каранар — у него начался гон. Едигею с утра предстояло выходить на работу, и потому он выпустил атана. На другой день стали поступать новости: в одном месте Каранар забил двух верблюдов-самцов и отбил от стада четырех маток, в другом — согнал с верблюдицы ехавшего верхом хозяина. Затем с разъезда Ак-Мойнак письмом попросили забрать атана, иначе застрелят. А когда Едигей вернулся домой верхом на Каранаре, то узнал, что Зарипа с детьми уехали насовсем. Он жестоко избил Каранара, поругался с Казангапом, и тут Казангап ему посоветовал поклониться в ноги Укубале и Зарипе, которые уберегли его от беды, сохранили его и свое достоинство.
Вот каким человеком был Казангап, которого они сейчас ехали хоронить. Ехали — и вдруг наткнулись на неожиданное препятствие — на изгородь из колючей проволоки. Постовой солдат сообщил им, что пропустить без пропуска не имеет права. То же подтвердил и начальник караула и добавил, что вообще кладбище Ана-Бейит подлежит ликвидации, а на его месте будет новый микрорайон. Уговоры не привели ни к чему.
Кандагапа похоронили неподалеку от кладбища, на том месте, где имела великий плач Найман-Ана.
…Комиссия, обсуждавшая предложение Лесной Груди, тем временем решила: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изолировать околоземное пространство от возможного инопланетного вторжения обручем из ракет.
Едигей велел участникам похорон ехать на разъезд, а сам решил вернуться к караульной будке и добиться, чтобы его выслушало большое начальство. Он хотел, чтобы эти люди поняли: нельзя уничтожать кладбище, на котором лежат твои предки. Когда до шлагбаума оставалось совсем немного, рядом взметнулась в небо яркая вспышка грозного пламени. То взлетала первая боевая ракета-робот, рассчитанная на уничтожение любых предметов, приблизившихся к земному шару. За ней рванулась ввысь вторая, и еще, и еще… Ракеты уходили в дальний космос, чтобы создать вокруг Земли обруч.
Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма… Едигей и сопровождавшие его верблюд и собака, обезумев, бежали прочь. На следующий день Буранный Едигей вновь поехал на космодром.
Все русские произведения в сокращении по алфавиту:
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Писатели, по которым есть произведения в сокращении:
- Абрамов Ф. А.
- Адамович А.
- Айтматов Ч. Т.
- Аксаков С. Т.
- Аксенов В. П.
- Алешковский Ю.
- Андреев Л. Н.
- Арбузов А. Н.
- Арцыбашев М. П.
- Астафьев В. П.
- Ахматова А. А.
- Бабель И. Э.
- Бакланов Г. Я.
- Балтер Б. И.
- Баратынский Е. А.
- Белов В. И.
- Белый А.
- Белых Г. Г.
- Беляев А. Р.
- Бестужев А. А.
- Битов А. Г.
- Блок А. А.
- Боборыкин П. Д.
- Богомолов В. О.
- Бондарев Ю. В.
- Бродский И. А.
- Брюсов В. Я.
- Булгаков М. А.
- Бунин И. А.
- Быков В.
- Вагинов К. К.
- Вампилов А. В.
- Васильев Б. Л.
- Вельтман А. Ф.
- Вересаев В. В.
- Владимов Г. Н.
- Вознесенский А. А.
- Войнович В. Н.
- Володин А. М.
- Воробьев К. Д.
- Газданов Г.
- Гайдар А. П.
- Гарин-Михайловский Н. Г.
- Гаршин В. М.
- Герцен А. И.
- Гоголь Н. В.
- Гончаров И. А.
- Горенштейн Ф. Н.
- Горький М.
- Гранин Д. А.
- Грекова И.
- Грибоедов А. С.
- Григорович Д. В.
- Грин А. С.
- Гроссман В. С.
- Давыдов Ю. В.
- Добычин Л. И.
- Довлатов С. Д.
- Домбровский Ю. О.
- Достоевский Ф. М.
|
|
Борьба за правду
Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена – это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.
Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе – все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.
Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.
В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.
Краткое содержание – Буранный полустанок – Айтматов
Ч. Ай. В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. В центре повествования – драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным. Сюжет – похороны его единственного, дорогого друга Казангапа. Однако временные рамки романа не исчерпываются настоящим. Перед нами предстает и прошлое героя, война и тяжелое послевоенное время. Многое пришлось перенести Едигею: он воевал, в конце сорок четвертого года был демобилизован после контузии. Вернувшись домой, он узнал о смерти единственного ребенка. А вскоре встретил Казангапа, и тот позвал их с женой на Буранный полустанок. Там и прошла вся жизнь. Многое они пережили они вместе, Едигей и Казангап, вместе росли их дети, были и горькие, и радостные минуты. Казангап подарил Едигею верблюжонка – Каранара. На Буранном полустанке познакомился Едигей с учителем Абуталипом Куттыбаевым, весь смысл жизни которого был в детях, и своих, и чужих. Учителя, побывавшего во время войны в плену, воевавшего в Югославии, забрали власти как неблагонадежного человека.
И с горечью переживает Едигей это своеволие и беззаконие властей, желающих обезличить человека, лишить его памяти, мыслей о прошлом, возможности думать и рассуждать. Здесь впервые звучит у Айтматова мотив манкурта, человека без прошлого и будущего. Так в описании жизни этого Буранного полустанка перед нами предстает вся судьбы страны – Отечественная война, послевоенные репрессии, тяжелые трудовыми будни, строительство ядерного полигона.
Герои Айтматова, Едигей, Казангап, учитель Абуталип Куттыбаев – настоящие труженики, воплощающие нравственное начало в жизни. Им противопоставлен Сабитжан, сын покойного Казангапа, человек, озабоченный лишь собственной карьерой, благополучием. Он пытается схоронить отца, где попало, «сынок-то милый, всезнающий, не хоронить приехал отца, а только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать». Сабитжан приехал с пустыми руками, без семьи, похороны отца для него не горе, а пустая формальность, с которой он хочет побыстрей покончить. Горько и стыдно Едигею за сына собственного друга. «Что за люди пошли, что за народ! – негодовал в душе Едигей. – Для них все важно на свете, кроме смерти!» И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?»
Точно так же противно становится Едигею при его разговоре с приезжим «в хромовых сапогах», нашедшим в записках учителя Куттыбаева контрреволюционную агитацию.
Мотив манкурта продолжает развиваться в романе и в теме научно-технического прогресса. Так, Сабитжан мечтает о времени, когда людьми можно будет управлять с помощью радио: «Человек будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь. Надо, чтобы танцевал, – сигнал – будешь танцевать.
Надо, чтобы ты работал, – будешь работать, да еще как!» Но, по мысли писателя, лишение человека индивидуальности, его обезличенность – это результат насилия над человеком. «Помни имя свое» – именно эта авторская мысль проходит через все произведение. И кульминация развития этой темы в романе – это древняя легенда о манкуртах.
Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири – куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев».
Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его – он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта женщина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука.
Создавая образ манкурта, писатель задает в романе одну из важнейших тем. Манкурт – это человек, не помнящий своего прошлого, не осознающий своей связи с людьми, ни за что не несущий ответственности. Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, по мысли писателя, не может называться человеком. Утрата духовных связей с прошлым, со своей землей, с традициями предков – все это ведет к разрушению личности.
И писатель проецирует древнюю легенду на современность. Так, Казангапа не могут похоронить на древнем кладбище Ана-Бейит. Погост планируют снести, потому что на этом месте будут строить новый микрорайон. Похоронную процессию попросту не пропускают на старое кладбище. Едигей не может понять этого, он пытается спасти Ана-Бейит. Он хочет поехать в область и поговорить с начальством. Просит помощи у Сабитжана, но тот отказывает ему, опасаясь за собственную карьеру. И герой называет Сабитжана манкуртом. Во время похорон Едигей читает молитву и с горечью думает о молодежи, о том, как она будет жить без этих молитв. Герой понимает, что в жизни есть минуты, когда лишь молитва дает человеку душевное успокоение, но всего этого молодое поколение лишено…
Повествовательная структура романа разнообразна. Айтматов включает различные легенды (легенда о манкуртах, легенда о певце Раймалы-ага), мифы (миф о Чингисхане, миф о птице Доненбай). Реальный план повествования перемежается с фантастическим: за всем происходящим на земле следят представители планеты Лесная Грудь, космические силы не остаются безучастными к добрым и злым поступкам людей. Айтматов рассказывает нам о цивилизации, превосходящей землян своей разумностью (на планете никогда не было войн). Жители Лесной Груди хотят подружиться с землянами, они пригласили в гости наших космонавтов, однако и тут последовали особые указания властей. С горькой иронией, даже долей сарказма пишет об этом Ч. Ай.
Однако в жизни есть вечные ценности, которые невозможно изъять, изолировать, погубить человеку. И второе название произведения («И дольше века длится день…») напоминает нам библейское: «У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Писатель выходит здесь за рамки временных и пространственных барьеров: мифы, древние легенды, фантастика помогают Айтматову раскрыть сущность человеческой души, показать, что есть добро и зло.
Таким образом, единство с родительским домом, со своим родом, с народом – неотъемлемая часть духовного мира человека, по мысли Ч. Айтматова. Только дорожа этими ценностями, можно достойно жить в этом мире.