О произведении
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.
Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году, относится к раннему периоду творчества писателя. В этот период он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир, который живет по особенным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов 19 века.
Композиционно произведение Горького состоит из 3 частей: реалистический рассказ старухи Изергиль обрамлен двумя легендами о Ларре и Данко. Такая композиция наиболее полно выявляет идею всего повествования — тоска по героическому.
Важное место в рассказе старухи о своей жизни занимает эпизод, связанный со спасением Аркадэка, которого всем сердцем любит Изергиль.
Из предшествующего повествования известно, что главным в жизни этой героини была любовь, и сердце ее выбирало людей особенных, непохожих на других. Таким был и рыбак с Прута, и рыжий гуцул, и турок, похожий на «владыку», но более всего ей запомнился бедный шляхтич Аркадэк.
Во взаимоотношениях с этим красивым шляхтичем наиболее полно раскрываются личностные черты Изергиль. «Я не было никогда рабой, ничьей», — говорит старуха. Но этот «гордый демон» требовал от нее полного повиновения. За свою любовь он хотел видеть ее у своих ног. Гордой Изергиль трудно было принять такое предложение, ведь она «любила его, этого черта», любила его стремление повелевать другими, так как понимала это сладкое чувство превосходства над миром других людей. Их отношения — яркая модель противостояния двух эгоистичных, свободолюбивых личностей.
Своеобразие характера Изергиль особенно ярко проявилось в момент освобождения Аркадэка из русского плена. С невероятной изощренностью она продумывает план похищения своего возлюбленного. Для Изергиль все средства хороши: «нищей оделась, хромой, и пошла, завязав лицо…», ползла по земле, презрев опасность собственной смерти, даже когда почувствовала острие солдатского штыка у себя на горле. В такой момент часовой верит в ложь Изергиль, играющей на сыновних чувствах русского солдата. Она так убедительна в роли страдающей матери, что сердце солдата дрогнуло.
Психологическое состояние внутреннего напряжения героев передается через «пейзаж души». «Ветер выл и ревел…», «шел дождь». Изергиль умоляла «каменного солдата». На антитезе показано «холодное слово» часового и жаркое желание Изергиль во что бы то ни стало видеть, спасти Аркадэка. И тогда слепая сила любви затмевает все остальные чувства в душе Изергиль, она «свалила солдата на землю» и «…втискивала его голову глубже в грязь» до тех пор, пока он не задохнулся.
Напряженность повествования достигает своей кульминации в тот момент, когда Аркадэк обещает Изергиль любить ее «в благодарность за то, что …увела его…»
Самолюбивая натура героини страдает. Так ее еще никто не оскорблял. Ее любили за красоту, за непредсказуемость, за умение радоваться жизни, за щедрость в любви, но любовь никогда не была платой.
Романтическое начало в натуре Изергиль подчеркнуто ее поведением в этом эпизоде. Теперь Аркадэк — «лживая собака», и она без сожаления отталкивает ее, чувствуя в душе скуку и лень.
Следует отметить, что эпизод освобождения Аркадэка из плена завершает череду любовных похождений Изергиль. Последующая ее жизнь не имеет ничего общего с романтическим прошлым героини. «Около 3 десятков лет» живет она в Добруджу. И только ее память хранит яркие воспоминания молодости, богатой встречами с необычными людьми, полными «силы и огня».
Философия старухи Изергиль сводится к тому, что жить нужно «веселее и лучше…».
Краткое содержание
Глава 1
Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.
Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.
В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла. Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.
Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды». Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше».
Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу.
Героя стали называть Ларра – «отверженный». Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары». Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.
Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так был наказан человек за свою непомерную гордость.
До собеседников с берега донеслось чудесное пение.
Глава 2
Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.
Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.
О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.
Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.
Глава 3
В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.
Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Люди сидели и думали, как им быть, но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один». Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес, ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.
Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей: ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой; оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.
Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один осторожный человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.
Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.
Кратко
Автор работал в Бессарабии на сборе винограда вместе с молдаванами. Там он познакомился со старухой Изергиль, которая очень любила рассказывать молодежи разные истории. Сначала она рассказала герою легенду о Ларре.
Тысячи лет назад далеко за морем жило племя. Однажды к ним прилетел орел и похитил прекрасную девушку. Через двадцать лет девушка вернулась с сыном, которого родила от орла. Он был очень красив и силен, но очень горд и высокомерен. Старейшины племени решили, что юноше не место в их племени. Блуждая по лесам, Ларра встретил девушку, дочь одного из вождей племени, но она его отвергла. Тогда парень толкнул ее на землю и придавил грудь ногой. Девушка погибла. Совет племени долго думал, какую казнь заслуживает Ларра, в итоге они решили, что самым страшным наказанием для него будет отречение от племени. Так юноша стал совершенно одинок, он не мог умереть и убить себя сам, так и скитается Ларра по сей день и не может найти себе покоя.
Дальше Изергиль рассказала автору о своей жизни. Она прожила очень насыщенную жизнь, побывала в разных странах, в том числе в Польше, Болгарии и в гареме Турции, жила в монастыре, находилась в каббале у еврея. У нее было множество мужчин. Кто-то ее любил и осыпал золотом, кто-то обманывал и пользовался ею. Старуха Изергиль даже спасла из плена одного пана, убив часового. Но ни с кем рядом она долго не задерживалась. Последний муж старухи умер год назад.
Когда наступила ночь, старуха спросила у своего собеседника, видит ли он огни в степи, и рассказала еще одну сказку.
Это легенда о Данко. В давние времена жило веселое и жизнерадостное племя. С трех сторон их окружал непроходимый лес, а с четвертой — степь. Но пришли воинственные племена и прогнали этих людей из степи вглубь леса. Там древнему племени жилось очень тяжело, жены и дети плакали. Тогда храбрый юноша Данко поднял свой народ и повел через чащу леса к новым землям. Долго они бродили по лесу и мужчины племени пожалели, что послушали Данко и хотели убить его. В этот момент юноша вырвал из своей груди сердце и, освещая путь, вывел своих соплеменников из леса. После этого, Данко умер, а на его сердце кто-то наступил, сердце рассыпалось на множество искорок. С того времени степи по ночам можно видеть голубые огоньки — частицы сердца Данко.