- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Тема любви в творчестве Блока
Личный опыт каждого человека помогает выстроить понимание загадочного чувства, называемого любовью. Эта тема в литературе является самой многогранной. Мнение А.А. Блока об этом прекрасном чувстве менялось на протяжении всего периода творчества. Автор рос, развивался, и вместе с этими изменениями тема любви раскрывалась для него с разных сторон.
В его первых стихотворениях тема любви звучит с трепетом и восторгом. На тот момент он был влюблен в Любовь Менделееву, и все творения посвящал ей. Блок описывает абсолютно чистую любовь к прекрасной девушке, которую он не смеет нарушить близким знакомством. Герой Блока чаще всего наблюдает за девушкой со стороны. Поэт рисует идеальный, обожествленный образ, называет возлюбленную мадонной, пречистой девой. Блок видит любовь сквозь призму своих религиозных чувств – герой в стихотворениях преклоняется перед ней, как пред чем-то великим и в то же время прекрасным. Ранние произведения Блока более возвышенные, в них нет примитивности, приземленности. Тема любви у Блока строится на недосказанности, он дает читателю возможность задуматься над тайной бытия.
Менделеева была не единственной любовью автора. Позже он увлекся актрисой Натальей Волоховой, игравшей в драме Блока. Нежные чувства к ней выражены в цикле «Снежная маска». Образ возлюбленной обрисован реалистично – это уже не божество, а земная женщина, с которой можно общаться на равных. Чувства становятся не такими светлыми, и автор даже говорит, что «устал от ласк подруги» в произведении «Второе крещенье». Тема любви сравнивается Блоком с вьюгой, заставляющей лирического героя пропадать во тьме, или замерзать в снегах. Чувство ложится камнем на душу, не принося удовольствия.
После леденящих чувств прошлого цикла, цикл «Кармен» напротив – соткан из страсти. Героиня Блока – женщина пробуждающая страсть «окно, горящее не от одной зари», а вместе с ней и творческую искру «и видит творческие сны». Он вырисовывает яркий образ женщины-современницы, цыганки или славянки, такой же свободолюбивой, как и сам лирический герой.
Напряженная ситуация в стране, разруха и голод заставляют Блока взглянуть в глаза ужасающей действительности. Главной героине «Незнакомки», интеллигентно дышащей «духами и туманами» тяжело в этой новой жизни. И тема любви к женщине в творчестве Блока сплетается с любовью к родине. Он называет Русь своей женой, и вместе с ней чувствует боль от происходящего.
На протяжении творческого пути Блок пытался понять, что для него есть любовь, ведь на каждом этапе жизни она была разной.
Сочинение Любовь в творчестве Блока
Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.
Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.
Наиболее интересным для меня является первый этап его творчества и, соответственно, первый сборник «Стихи о Прекрасной даме». Строки пронизаны яркими, «вкусными» эмоциями. Но это отнюдь не страсть, а слепая, вечная (как кажется) привязанность и любовь, от которой щемит сердце, о которой иногда думаешь, что ее не может существовать, настолько она идеальна. Стихотворения были посвящены будущей жене Александра Блока Людмиле Менделеевой. Но по моему мнению, они пронизаны юношеским максимализмом.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.
Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.
Теперь его «детища» стали абсолютно другими: осмысленными, с другой ритмикой и интонациями. Да и к объекту обожания теперь относится не как к чему-то неземному и не досягаемому, а к как вполне приземленному, но все также желанному нечто. Почему нечто? Да потому что он и как женщину ее особо не воспринимал. Ему просто нужно было кем-то восхищаться и кого-то любить.
К моему большому сожалению, в одном из последних циклов стихотворений Блока под названием «Кармен», посвященного танцовщице балетной труппы, на выступления которой часто ходила Александр Блок, я увидела не любовь, а именно страсть, которая вряд ли зканчивается чем-то хорошим, а ведь так хочется верить в неземную бесконечную любовь. До селе не известно, была ли эта женщина любовнице поэта, но между ними была страсть, которая и позволила писать ему такие прекрасные стихотворения.
Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.
Сочинение-рассуждение В чем своеобразие любовной лирики А. А. Блока?
Любовная лирика А. Блока была и остается уникальной и неповторимой. Ведь именно это ниспосланное свыше чувство поэт воспевает в большинстве своих произведений. Чувству любви он посвящал не только отдельные стихотворения, но и целые сборники своих поэтических произведений.
«Стихи о Прекрасной Даме» относятся к первому циклу любовной лирики поэта, в котором он воспевает вечную женственность реально существующей прекрасной русской девушки – невесты А.
Блока и вымышленный образ идеальной женщины – ангела. Хотя он осознает, что туманные очертания им же придуманной женщины – мечты не существуют на самом деле, поэт боится разочароваться в реально существующей возлюбленной. Ведь реальный человек, даже самый любимый просто не может быть идеальным. Поэтому настроения поэта меняются от восторженных слов к сомнениям, предвещающим гибель Прекрасной Дамы как «снов раздумий небывалых». Поэт все чаще стремится к тому, чтобы душевные чувства взяли верх над плотскими мыслями.
С появлением нового увлечения актрисой Н. Волоховой рождается новый сборник любовной лирики «Снежная маска», а под впечатлением влюбленного поэта в певицу Л. Дельмас появляется на свет сборник «Кармен». В отличие от первого цикла стихов, восторженных и воспевающих женщину как ангела и воплощение наивной чистоты, эти произведения характеризуются четкими очертаниями и конкретными характеристиками каждой новой возлюбленной. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Теперь любовь выступает не как возвышенное прекрасное чувство. Нет – теперь это коварная манящая страсть, несущая погибель и требующая немало взамен.
Эта же тема неблагодарной любви является ведущей в сборнике «Страшный мир». Само его название говорит само за себя. Любовь, замешанная на страсти, муках, страданиях является настоящей пыткой для влюбленного поэта. Такая любовь не может окрылять и дарить счастье. Напротив она опошляет и оскверняет самые благие побуждения и стремления лирического героя. Поэтому поэт разочаровывается в сущности земного бытия, полагая, что в этом мире низменных страстей нет места прекрасным и глубоким чувствам. Любовь здесь всегда обречена, поэтому не может никого сделать счастливым.
Любовная лирика Блока по существу отображает становление духовного пути поэта от пылкого восторженного юноши, идеализирующего женщину как неприкасаемое божество, до образа реальной земной женщины с ее чувствами, проблемами и недостатками. Но и такая обычная женщина, как и всякий другой человек, достойна любви и понимания.
Полезный материал по теме:
- В чём своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. А. Блока?
- В чём заключается драматизм любовной лирики М. Ю. Лермонтова?
- Каковы особенности звучания любовной темы в поэзии Серебряного века? (На примере лирики одного из поэтов.)
- В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?
- В чём своеобразие конфликта поэта и толпы в лирике В. В. Маяковского
Вариант 4
Любовь – это то, что дается нам свыше. У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет.
Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.
Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.
А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.
Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.
Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви. Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире.
Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.
В чем своеобразие раскрытие любовной темы в лирике А.А. Блока?
Тема любви занимает большое место в лирике А.А.Блока. Уникальность раскрытия этой темы у него заключается в том, что любовь обожествляется: она сакральна и неразрывно связана с религией, верой. Первый цикл любовной лирики, «Стихи о Прекрасной Даме», посвящен образу «вечной женственности», взятому из философии В. Соловьева. С одной стороны находится реальная женщина, будущая жена поэта, Л.Д.Менделеева, а с другой – ангел, идеальное существо. Образ расплывчатый, туманный, и лирический герой сам осознает это. Он боится, что появление прекрасной девы в плоти и крови обернется для него гибелью романтических надежд, убьёт его светлые мечты.
Новое чувство, к актрисе Н.Н.Волоховой, вдохновило поэта на новый сборник – «Снежная маска». Здесь образ возлюбленной конкретизируется, а чувство уже не легкое и окрыляющее, а влекущее к гибели через темные дали.
Сборник «Кармен» посвящен оперной певице Л.А.Дельмас, и весь пропитан жгучей страстью, возникшей из образа, сыгранного ею.
В сборнике «Страшный мир» главной темой тоже является любовь. Здесь любовь смешивается со страстью, и вместе они соседствуют с муками, пытками, страданием и смертью, а всё окружение опошляет и омрачает их. Поэт, а вместе с ним и лирический герой со своими мечтами, повержены этим миром. Они разочарованы в нем, в любви, в людях. Если страсть – то она губит, если любовь – то она уходит, вот страшные законы мироздания, и счастье здесь невозможно.
В любовной лирике Блока отразился весь духовный путь поэта от пылкого юноши до зрелого мужчины, который многое пережил и понял. Возлюбленная, имевшая вначале призрачный образ, которого нельзя даже коснуться, постепенно превращается в земную женщину, испытывающую чувства, не всегда возвышенные и чистые. В этомзаключаетсяглавноесвоеобразиелюбовнойлирикипоэта.
Что давало основание современникам А.С. Пушкина называть его «певцом дружбы»?
Ни для кого не секрет, что такое понятие как дружба занимает очень важное место в жизни человека. Это не прихоть, а необходимость. Каждый человек нуждается в чувстве быть защищенным, знать, что рядом есть близкий человек по духу, который как никто другой сможет понять наши чувства и переживания. И даже великие люди испытывали такую необходимость. Не стал исключением и Александр Пушкин.
Великий поэт сделал для Родины не мало, его произведения до сих пор считаются одними из самых лучших, и перечитывать их можно бесконечно. Но даже такой талантливый и самодостаточный человек нуждался в близком друге. Александр обладал редким даром настоящей дружбы, он действительно знал, что такое доблесть и честь в отношениях между людьми близкими по духу, он знал, как больно ранит предательство и поэтому, никогда не смог позволить себе совершить такой низкий поступок.
Пушкина называли по-разному, он заслужил множество красноречивых имен: Солнце поэзии, Умнейший человек России, Пророк, Мудрец и многое другое. Но особенно выделяется его прозвище «певец дружбы». Неспроста современники окрести поэта именно так. Все началось еще в лицее, где юный Александр обзавелся друзьями. Тогда они могли делиться всеми мыслями, что приходили в голову, веселиться вместе, но они еще и не представляли, что их связывает нить настоящей дружбы, которая выходит далеко за пределы лицея.
Друзья, которые были посланы поэту самой судьбой, завоевали доверие Александра и он был верен узам святой дружбы до последнего вздоха. Пушкин всегда находил возможность навестить верных друзей, он нуждался в общении с родственными душами. Не смотря, на бешеную популярность, он всегда оставался тем простым парнем, с которым подружились его товарищи в лицее. Даже находясь в ссылке, поэт находил в себе силы писать самым близким людям.
Насколько важным понятие дружбы было для талантливого поэта можно заметить непосредственно в его творчестве. Множество стихов и произведений Пушкина были посвящены именно мотивам светлого чувства дружбы. Многие стихи автора открывают глубину сердца Александра и его признательность за то, что друзья не бросили его и навещали даже в самые страшные минуты. Он посвятил много стихов близким друзьям. Все это дает право называть Александра Пушкина певцом дружбы.
История создания
Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:
«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»
В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!
Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.
Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.
Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.