О произведении
Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».
В «Крыжовнике» Чехов развивает тему «футлярности», ограниченности, раскрывая ее через образ помещика Николая Иваныча. Композиция произведения построена на приеме «рассказ в рассказе» – историю Николая Иваныча рассказывает своим знакомым его брат Иван Иваныч.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Крыжовника» без предварительной регистрации.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Краткое содержание «Крыжовник»
Иван Иваныч
и
Буркин
идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник
. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.
Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.
Краткое содержание
Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.
Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.
У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе». Отец Чимша-Гималайский оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.
Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате», Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.
Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку».
Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.
Николай Иваныч, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе», так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».
В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие». У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины», словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.
Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты». Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.
Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, кто страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча». Счастливые люди живут, словно в «гипнозе», не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком», что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом», но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.
Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.
Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.
Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь».
Краткое содержание рассказа
По проселочной дороге идут двое мужчин: Иван Иванович, врач-ветеринар, и его товарищ Буркин, учитель гимназии. Идут уже давно, к сапогам пристала грязь. Неподалеку виднеется имение их знакомого Павла Алехина, к которому они решают заглянуть.
Алехин только завершил дела в поместье и тоже весь перепачкался. Это крупный и грузный мужчина средних лет. Неряшлив, с неуместной прической, он не походит на обычного землевладельца. Имение его не самое богатое в округе. К гостям выходит красивая горничная Пелагея, которая очаровала гостей с первого взгляда.
Хозяин приглашает Буркина и Ивана в купальню, чтобы смыть всю грязь, которая налипла по дороге. Пока Буркин и Алехин сидят в купальне, врач долго плавает в реке. После парной расслабленные гости ведут беседу, в ходе которой Иван приводит в пример жизнь родного брата.
Он и Николай были не знатного рода, но отец когда-то имел поместье, в котором прошло их детство. После кончины батюшки имение забрали кредиторы. Брат служил в казенной палате, писал бумаги и тосковал по вольной жизни на собственной земле. Постепенно тоска переросла в твердое желание купить землю и дом. Человек он был кроткого нрава, добрый и чуткий. Старший брат не разделял его мечты, считая, что нельзя запирать себя на куске земли, нужно исследовать весь мир.
Брат постепенно погружается в свою идею, делая ее основной целью своей жизни. Он почти перестает удовлетворять свои минимальные потребности, урезает расходы, скудно питается и плохо одевается. Все мысли его занимает усадьба, где обязательно надо посадить крыжовник. Николай становится скрягой, каждую копейку откладывает на счет в банке.
Прошло несколько лет, и он женится на состоятельной женщине, у которой умер муж. С ней он тоже жадничает, его супруга практически голодает и, не выдерживая такой жизни, умирает. Все наследство достается Николаю Ивановичу, который даже на минуту не подумал, что виноват в ее смерти.
Здесь врач вспоминает, как деньги меняют людей: одному пациенту в местной больнице отрубило ногу и он, истекая кровью, беспокоился о деньгах, оставшихся в сапоге. Буркин возвращает его к рассказу.
Николай приобретает землю и усадьбу. Но не такую, как он мечтал, — у озера или речки, а по соседству с двумя заводами, отравляющими природу.
Иван навещает родственника и находит его сильно изменившимся. Николай поправился, рассуждает, как настоящий помещик, хотя роду они оба совсем незнатного. Иван отмечает его полное неумение руководить людьми. Следуя старой традиции, Николай спаивает мужиков, хотя до этого сам же наказывал их за пьянку. При этом самомнение у брата стало высокое, он считает, что хорошо обращается с крестьянами и даже мнит себя членом высшего общества.
Встреча братьев
Вечером к столу подали большую тарелку с крыжовником. Николай ест его с волнением и радостью, повторяя “Как вкусно!”. Иван отмечает, что ягоды были жесткими и кислыми. Даже ночью, через стенку спальни, брат слышит, как Николай щелкает по одной ягоде.
Несмотря на то, что вокруг творятся ужасные вещи, те, кто обрел мнимое благополучие, предпочитают закрывать глаза и не замечать этого. Для того, чтобы люди не забывали, что на самом деле многие нуждаются в помощи, видели и слышали других — нужен специальный человек с молоточком. Он будет периодически стучать и сигналить о том, что есть бедность, потери и болезни.
Герой осознает, насколько он сам был слеп, говоря, что со свободой простым людям надо подождать. Но для чего ждать и почему это должно осуществляться постепенно, непонятно. Он не понимает, почему те, кто может сделать жизнь ближнего лучше, медлят. Сами же не живут полноценной жизнью, проводя время в праздности.
Врач сетует на то, что уже немолод и не может исправить ситуацию в своей жизни. Призывает Алехина, пока тот полон сил, делать благо, не думать только о себе.
Слушатели, кажется, вообще не понимают, о чем так пылко им говорил их товарищ. Хозяин дома уходит спать, гости ложатся в одной комнате. Учителя всю ночь беспокоит только запах табака из тлеющей трубки.