Путь Раскольникова в романе «Преступление и наказание»


Путь Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Действие развертывается в предельно сжатые сроки (в течение девяти с половиной суток, не считая эпилога, где повествуется о событиях, происходящих спустя полтора года).

Главный герой романа – бывший студент юридического факультета Петербургского университета Родион Романович Раскольников. Он около трех лет в Петербурге, куда приехал из провинциального городка, где живут его мать и сестра. Отец умер. Мать и сестра, во всем себе отказывая, регулярно посылают ему деньги, чтобы он смог учиться в университете.

Еще в детстве Раскольников узнал о жестокости мира, испытал острое сострадание к «униженным и оскорбленным». Раскольников пошел на юридический не потому, что хотел стать юристом, как Лужин, а потому что хотел разобраться в проблеме преступления. Мать и сестра не понимают его, думая, что он сможет работать помощником Лужина. И ушел он из университета, скорей всего, не потому, что не мог себя содержать. Он – автор статьи «О преступлении». В статье он доказывал, что гений иногда, в случае необходимости, может совершить преступление. Раскольников считал себя гением. Свое преступление он потом «загладит тысячью добрых дел». Он и потом, после преступления, не находит ошибок в своих логических построениях и злится, что нервы не выдержали.

Мать полагает, что он оставил университет, так как не мог себя содержать из-за того, что она перестала ему помогать, а он потерял уроки. Последний раз она посылала ему деньги четыре месяца назад. Два месяца назад Раскольников узнал об унизительном положении сестры в доме помещика Свидригайлова, писал об этом матери, но ответа не получил.

Месяца полтора до преступления Раскольников познакомился с процентщицей Аленой Ивановной, отнес ей в заклад колечко сестры. Во время первого посещения старухи у него возникло отвращение к ней. Он решил, что если убить старуху и ограбить, а затем на ее деньги совершить тысячу добрых дел, то это было бы справедливо. Более месяца созревало его решение убить старуху, а после письма матери он понял, что медлить больше нельзя. Чтобы спасти сестру от Лужина, Раскольников окончательно решается на преступление. Раскольников давно, еще в своей статье, дал себе нравственное разрешение на это преступление. Он полагал, что все сможет сделать хладнокровно, не оставив улик, потому что задуманное убийство «зловредной вши», которая «чужой век заедает», – «не преступление». Он считает, что «все в руках человека». Больше всего он мучается вопросом, способен ли он на этот шаг. Уже целый месяц он вынашивает эту идею. Он полагает, что ради счастливого будущего человек может разрешить себе «перешагнуть через кровь». Главная мысль статьи Раскольникова – «разрешение крови по совести». Он называет свое преступление «новым шагом, новым собственным словом». На самом деле теория Раскольникова о «праве» сильного, о двух разрядах людей, условности моральных запретов не была «новым словом». Близкие идеи высказывались Максом Штирнером в его трактате «Единственный и его собственность» (1844), в книге Наполеона III «История Юлия Цезаря» (1865).

После письма матери он решил, что лучше он пожертвует собой ради своих близких. Но он лишь потом поймет, что они не примут такой жертвы.

Раскольников и до преступления был страшно одинок. Автор изображает трагизм одиночества героя. У Родиона глубокий конфликт с миром, но этого не понимают его близкие. Вместе с тем Раскольников не противопоставлен обществу, в котором живет. Он впитал его «яды и начала». Его душа – отражение этого мира. Поэтому так больна его душа.

Идея убить старуху охватывает Раскольникова, как страсть, от которой он не в силах освободиться. Достоевский показывает, что в подсознании человека глубоко скрыта страсть к преступлению, даже такому страшному, как убийство. В этой страсти все: стремление отомстить, восстановить справедливость, помочь себе и близким.

После преступления Раскольников пытается жить, как будто ничего не произошло, но у него не получается, он волнуется, у него дрожат руки, он срывается, выдает себя, боится, что его арестуют. С другой стороны, ему все время хочется признаться, кому-то рассказать о своем преступлении. В полицейской конторе ему вдруг захотелось признаться квартальному надзирателю Никодиму Фомичу, который произвел на него впечатление порядочного человека. После посещения Лужина, напомнившего ему о его бессмысленной жертве, он выходит на улицу в поисках хоть какого-нибудь выхода. Заходит в трактир «Хрустальный дворец», где встречает Заметова из полицейской конторы и фактически признается ему в убийстве. Постепенно крепнет решение пойти в контору и признаться. Но в это время гибнет чиновник Мармеладов, с которым он познакомился в распивочной еще до преступления. Раскольников понимает, что нужен семье Мармеладова, особенно его дочери Соне, и решает еще побороться.

Затем приезжают в Петербург мать и сестра. Приезжает Свидригайлов. Раскольникову необходимо продолжать бороться за себя, не сдаваться, потому что надо спасти Дуню от Лужина и Свидригайлова. Поэтому он ведет настоящий поединок со следователем Порфирием Петровичем, который подозревает Раскольникова. В конце концов Порфирий Петрович предлагает ему сделать явку с повинной, в противном случае он арестует его. Раскольникову ничего другого не остается, но даже на каторге он не раскаивается.

В романах Достоевского сюжет не главное. То, что Раскольников убил старуху и Лизавету, не главное. Главное – это те вопросы, которые ставит Достоевский. Вопрос о несправедливости мира, безусловно, основной. Суть не в том, что Раскольников убил. Суть в том, что у него не было другого выхода из его ситуации. Но и это тоже не выход. Суть не в том, что Катерина Ивановна послала Соню на панель. А суть в том, что другого выхода не было. Преступление – это поиски «исхода» из безысходного положения. Но потом, после убийства, выясняется, что мир – это не только «юдоль слез», страданий, с ним можно вполне примириться. После преступления он начинает ценить жизнь, готов жить «на аршине пространства».

Другая проблема романа: можно ли построить счастливое будущее, если для этого надо убить никому не нужную и вредную старушонку? Об этом говорят в трактире офицер и студент. Раскольников и ставит такой эксперимент.

Раскольников уже прошел разные пути. Например, путь альтруизма, когда еще учась в университете, помогал своему больному товарищу, а затем, когда тот умер, его отцу. Потом он стал искать другие пути борьбы со злом. Разные герои романа представляют разные пути: путь Свидригайлова, Лужина, Сони.

Перед Раскольниковым в его ситуации открываются разные возможности в российской действительности того времени. С большим трудом закончив университет, стать юристом и работать в лучшем случае в адвокатской конторе под началом Лужина. Такой путь видят для него мать и сестра. Но читателю трудно представить Раскольникова в этой роли. Или есть другая возможность существования: переводить пустые статьи с немецкого, которые закажет издатель, например, «Человек ли женщина», как это делает энергичный, предприимчивый Разумихин. Можно спиться, как Мармеладов. Можно погрузиться в разврат, как Свидригайлов. Можно убить и ограбить старуху-процентщицу. Ни один из этих путей для Раскольникова неприемлем. В конце романа автор предлагает Раскольникову утопический выход. Но на самом деле у Раскольникова нет выхода.

Для того, чтобы вынести преступление, надо быть подлецом, надо лгать, надо согласиться на то, чтобы вместо тебя засудили Миколку, чтобы за тобой, преступником, ухаживал Разумихин и покрывал тебя, обманывать мать и сестру – всего этого и не выдерживает Родион.

После преступления перед Раскольниковым тоже открываются разные пути: забыться в вине и разврате; покончить с собой, стать подлецом, как Лужин; пойти признаться в контору. В конце концов он склоняется к последнему решению, но его осуществлению помешала сначала гибель Мармеладова, затем приезд матери и сестры.

Достоевский так построил роман, что все виноваты в преступлении Раскольникова, даже его мать и сестра. И Соня косвенно. Ведь рассказ Мармеладова тоже подтолкнул его к убийству.

Еще до убийства он решил, что пойдет к Соне, расскажет ей обо всем, она поймет, она такая же грешница. А она требует, чтобы он сознался в преступлении и, следовательно, пошел на каторгу.

Если бы теория Раскольникова восторжествовала, она бы привела к разобщению людей, к войне всех против всех, которая снится ему в эпилоге. Только после этого сна он окончательно отказывается от своей теории.

Раскольников полюбил Соню в остроге, и это в какой-то степени напоминает то, как Онегин влюбился в Татьяну именно на балу, где она была первой, все ей улыбались и кланялись. Арестанты тоже полюбили Соню, она была для них идеалом.

Человек спасается только любовью, то есть если он любил кого-нибудь в жизни. В этом смысле любовь спасла Раскольникова. Онегина тоже спасает любовь. Если Раскольников смог полюбить Соню, то он спасен. Пьяница Мармеладов, который перед смертью нес сахарного петушка детям, тоже спасен.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Шаги Раскольникова к преступлению

l вариант

Это человек идеи. Идея охватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и, уже раз поселившись в натуре, требует и немедленного приложения к делу.

Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, об обитателях ее столицы, погибших и погибающих, и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так замучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. Так в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве Алены Ивановны — этой жалкой старушонки, которая наживалась на несчастьях бедных людей. Вскоре «мечту» эту он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве. С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра, Авдотья Романовна, приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже o будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это…».

Следующим шагом к преступлению была встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям, дело тут даже не в деньгах. Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести, однако после совершения преступления Раскольников ощущал совсем другое.

Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление. Полгода назад, когда он бросил учиться в университете, Раскольников написал некую статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключающуюся в том, что все люди разделяются на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать. Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление; и убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет».

Поэтому все вышеперечисленные события, подтолкнувшие его к убийству старухи, были только поводом, попыткой оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а только личные убеждения заставили его совершить преступление. С другой стороны, я думаю, что это преступление было предначертано Раскольникову, он должен был совершить его для того, чтобы через страдания «и только через них, прийти к счастью», осознанию истины. Ведь в романе «Преступление и наказание» Достоевский отразил свою убежденность в том, что высшая добродетель состоит в смирении и покорности, и удел человечества — это нескончаемые мучения и терзания, а «страдание-то и есть жизнь».

II вариант

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга — гражданина Раскольникова.

Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве — ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. Раскольников много размышлял над задуманным, вследствие чего у него возникали вопросы, на которые ему предстояло ответить. Например, он хотел знать, почему так легко разыскиваются и выдаются почти все преступники. Оказывается, потому, что у них происходило затмение рассудка в тот самый момент, когда он больше всего необходим. Но Раскольников был уверен, что с ним такого не случится, надо было просто поскорее на что-то решиться.

Однако Родион долгое время не мог сделать выбор. На его решение повлияли многие события, происходившие с ним и вокруг него. Первое, что натолкнуло его на эту мысль, был тот ужасный квартал Петербурга, где жил Раскольников, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». Каждый раз, когда он бывал на улицах, ему попадалось множество пьяных, которые вызывали «чувство глубочайшего омерзения», а вонь из распивочной сводила его с ума. Вскоре Раскольников пришел к решению, что пора сделать пробу. Он был у старухи, следил за каждым ее действием и одновременно планировал, как это будет происходить. Родион был в тот момент очень взволнован, все эти мысли вызывали у него отвращение, но он не мог не думать об этом.

Второй шаг Раскольникова к преступлению — рассказ о судьбе семьи Мармеладовых. Большое сочувствие у Раскольникова вызывала Соня. Молодая, красивая девушка жертвует своей жизнью ради блага других. Такой же поступок хотела совершить и Дуня — сестра Раскольникова. Выйти замуж за богатого — выход из тяжелого положения, гарантия благополучной жизни для матери и брата. Раскольников был совершенно против брака, он не желал жертв ради него. На этот безумный поступок оказала влияние и та девочка, которую Родион встретил на бульваре, она была пьяна и совершенно беззащитна.

Раскольников знал, что причиной всех страданий униженных людей была бедность. Единственным, что могло раз и навсегда прекратить эти страдания, было преступление. Ведь на деньги, которые были у старухи, можно было спасти десятки семейств от нищеты, от гибели, от позора. Однажды Раскольникову приснился сон: на его глазах Миколка бил лошадь, а он, весь в слезах, жалел ее. Этот сон показал все самое лучшее, человеческое, что есть в Раскольни-кове, а также все его отвращение к преступлению. Родион сознательно шел на это дело, хотя и знал, что не выдержит. Незадолго до преступления он был сам не свой, бледен, слаб. А как он Бога просил: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!» Но, наверное, и Бог не смог помочь ему, такова его судьба.

Родион хотел стать Наполеоном — не стал; хотел помочь себе и своей семье — не помог; не хотел испытать теорию — испытал, а взамен получил одни только страдания. Раскольников считал, что принадлежит к людям «необыкновенным». Оказывается, что он ошибся. «Необыкновенные» люди нарушают законы и их не мучает совесть, а Раскольникову было не под силу терпеть такие мучения, за чем последовало чистосердечное раскаяние и признание своей вины. Так и вышло: черту закона Раскольников смог переступить, а остаться за ней было выше его сил.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]