«Обрыв», краткое содержание по частям романа Гончарова


Часть первая

Борис Павлович Райский, 35 лет, беседует в своей петербургской квартире с Иваном Ивановичем Аяновым, чиновником 40 лет. Друзья собираются в гости к Софье Николаевне Беловодовой, троюродной сестре Райского.

Беловодова – вдова 24 лет. Мать её умерла до замужества дочери, отец спустил состояние на женщин. Софья живёт с двумя богатыми тётушками, которые любят играть с Аяновым в карты, пока Райский беседует с кузиной.

Райскому скучно. Он наблюдает глубокое спокойствие кузины, как у картины или статуи, и хочет понять, есть ли у неё чувства, страсти. Борис уговаривает Софью жить не по правилам предков, а своей жизнью, любить, страдать. Райский хочет написать портрет Софьи, а ещё он задумывает серьёзное дело – написать роман.

Райский около 10 лет живёт в Петербурге. Он отставной коллежский секретарь. Службу Райский оставил, как только на неё вступил. Он воспитывался опекуном. В школе любил читать и рисовать, любил музыку, но играл её не по тетрадям, а на слух. Учитель-немец так характеризует его: «Способности удивительные, а лень ещё удивительнее».

После поступления в университет Райский поехал на каникулы к двоюродной бабушке Татьяне Марковне Бережковой. Бабушка управляла имением родителей Райского в деревне Малиновка близ Волги и воспитывала двоюродных внучек-сирот 6 и 5 лет, Верочку и Марфиньку. Рядом со старым домом родителей бабушка приказала выстроить новый, в котором и жила с Марфинькой. Вера жила одна в старом доме.

Райский гостеприимно встречен, к нему относятся как к хозяину. У Бориса будто появились мать, сёстры, добрый дядя. Этот дядя – друг бабушки Ватутин Тит Нилыч. Он отставной военный, купивший дом в городе. Ходил слух, что в молодости бабушка и Ватутин любили друг друга, но её хотели выдать замуж за другого, отчего она и осталась старой девушкой.

Бориса манит обрыв над Волгой, с которого открывается прекрасный вид. При жизни родителей ревнивец убил жену и любовника на этом обрыве, а потом зарезался сам и похоронен тут же. Внизу есть беседка, ныне заброшенная.

Погостив, Райский вернулся в университет. Ему было трудно учиться, потому что он ни о чём не мог рассуждать, а видел образы. Он сблизился с бедняком Леонтием Козловым, сыном дьякона, который знал греческий и латынь и приобщил Райского к античным авторам. Райский начал писать стихи и прозу.

По окончании университета Райский поступил в юнкера. Он жил как вся «золотая молодёжь». Затем подал прошение о переводе в статскую службу, но и там долго не задержался и стал ходить в художественную академию, но посещал занятия редко. Через полгода написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Профессора оценили талант художника, но посоветовали учиться ещё 3 года, а Райский хотел немедленной славы.

Райский переключился на роман. Он перечитывает и правит несколько автобиографических глав своего будущего романа. В нём описывается, как умирает Наташа, которая полюбила Райского два года назад. Ему стало скучно от её преданности, и он не женился. Райский начал набрасывать начало нового романа.

Райский решил дорисовать портрет Софьи. Аянову портрет показался слишком откровенным, художнику Кирилову портрет тоже не понравился: одна рука короче другой. Кирилов предлагает нарисовать молящуюся фигуру, а портрет переделать в блудницу.

Борис привозит портрет Софье и объясняется ей в любви. Софья считает, что портрет приукрашивает оригинал, и предлагает дружбу. Райский подозревает, что она влюблена в итальянца графа Милари. Как только Софья отвергает Райского, его страсть угасает.

Часть вторая

Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в своё имение Малиновку. Он не интересуется счетами и отчётами об управлении, признается, что рвал их в Петербурге. Борис хочет подарить имение сёстрам Марфиньке и Верочке. Бабушка не согласна, у девочек есть своё приданое, но, в конце концов, берётся управлять имением и дальше, боясь, что Райский заложит его или продаст. При её управлении в имении полный порядок.

Райский встречается с Марфинькой, белокурой полноватой весёлой девушкой лет 20. Вера за Волгой у подруги-попадьи.

Райский осматривает город, который ему кажется похожим на кладбище или пустыню. Город – хорошая рама для его будущего романа. Центром романа может стать Марфинька, но не хватает страсти: Марфинька послушна бабушке и боязлива, не пошла к обрыву с Райским.

В городе Райский находит студенческого друга Леонтия Козлова, учителя гимназии. Леонтий погружён в античные книги. Райский помог ему поселится в городе близ своего имения и передал на его попечение книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что несколько книг испортил Марк Волохов. Леонтий составил каталог книг библиотеки из имения Райского. Позже выясняется, что ему помогала Вера. Райский дарит Козлову свою библиотеку и упрекает его в том, что он оторван от жизни.

Некрасивый Козлов женат на Улиньке, дочери эконома казённого заведения, у которого обедали студенты. Улинька и сейчас очень хороша, её головка напоминает Козлову античную статую. Через 5 лет после выпуска Леонтий забрал её из Москвы от тётки, куда она попала после смерти отца и тяжело болела. Позже Ульяна признаётся Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что он позвал.

Бабушка считает, что внук от рук отбился, что судьба накажет его. Борис и Татьяна Марковна достигают перемирья и решают, что каждый будет жить так, как нравится. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и преданиями.

Марфинька – счастливое дитя под бабушкиной защитой. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удаётся. Марфинька не понимает его намёков, но его разговорами взволнована и смущена, даже ничего не говорит бабушке. Райский рисует портрет Марфиньки и исправляет очерк о Наташе, чтобы вставить в роман.

В имении Райский наблюдает драму: крестьянин Савелий наказывает жену Марину за блуд. Бабушка признаётся, что дворня вся грешит, но Марина особенно неразборчива в связях. Страсть к любовным приключениям случается и среди помещиков. Гостье бабушки Полине Карповне Крицкой, вдове, нравится, чтобы в неё кто-нибудь был влюблён, она заигрывает со всеми молодыми людьми, с Райским, но дальше слов у неё дело не идёт.

Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал лезущим в окно к Леонтию Козлову. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис предлагает Марку поужинать у бабушки. В разговоре Марк называет Райского неудачником.

Райского одолевает скука. Приезжает от попадьи Вера. Сёстры непохожи, как день и ночь. Райский оставляет Марфиньку, которая не подала надежд на превращение из ребёнка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.

Приезжает в гости помещик Викентьев, 23 лет, друг Марфиньки. Они очень подходят друг другу: живые и весёлые. Приходят другие гости, каждый со своим характером и историей.

Райский скучает. Он рисует дворню, ходит в город, заходит к Козлову, но застаёт его жену с любовником. Оттуда он идёт к Марку Волохову. Марк заключает с Райским пари, что через 2 недели Борис влюбится.

Вера избегает Райского. Он не может перестать думать о ней. Они объясняются. Вера говорит, что если она не будет чувствовать себя свободной, то уедет. Райский удивляется, кто её эмансипировал. Райский и Вера договариваются о дружбе.

«Обрыв» Ивана Гончарова

Я считаю, что люди мало читают классику. Для современного человека это сложные и скучные книги — хороший ученый Ролан Барт признавал, что если романы Золя пытаться читать не отрываясь, очень быстро засыпаешь. Но надо понимать, что в школе их дают не зря — просто классика явно требует обращения не только в школьном возрасте, когда в голове у человека синька и любовь. В отличие от тупорылых сюжетов большинства современных произведений массового искусства, в классической литературе всегда очевидна мораль, назидание и правильное руководство к действию. Все это проверено временем — понимаешь, что люди живут так веками и решают проблемы одинаково, и уже в XIX веке люди весьма подробно понимали, как жить хорошо и правильно, и что для этого нужно делать.

Прочтение классического романа занимает от 10 до 50 часов — примерно как пройти Mass Effect.

Чаще всего Гончарова знают как автора романа «Обломов» про невероятно ленивого человека, воспитанного в тепличных условиях, который любил, болел, страдал и в итоге умер. На самом деле, помимо этого Гончаров написал два еще более крутых романа, а сам по себе был тем еще персонажем.

В основе всех работ Гончарова лежит лучшая в мире мысль: нужно срочно перестать страдать херней и заняться делом, и тогда все будет нормально. Мысль эта красной нитью проходит через все три романа автора. Его герои типичны для литературы XIX века, где протагонист как правило далек от идеала, лоховат и постоянно попадает в неловкие ситуации, постепенно из них выбираясь — на самом деле, так читателю, особенно юному, проще ассоциировать себя с главным героем и в итоге не быть таким дебилом, как он.

В первом романе, «Обыкновенная история», герой приезжает в Москву из деревни в надежде получить творческую профессию и стать счастливым — что есть ключевая ошибка всех канонических литературных героев XIX века. Придумал этот сюжетный ход Бальзак, о котором как-нибудь в другой раз. Дядя главного героя, давно вставший на ноги в Москве и знающий цену своему времени, всячески намекает племяннику, что для достижения счастья нужно много и тяжело работать, причем не «творчески», а головой и может быть даже руками. После нескольких лопат говна в лицо, в том числе и на любовном фронте, юноша вроде как встает на путь истинный. В романе «Обломов» мы застаем героя в стадии разложения на диване, а краткий экскурс в его солнечное детство (он же — знаменитый сон Обломова) дает нам понять, что дальше будет только хуже — что и происходит. В обоих романах герой или еще слишком молод, или уже слишком туп, чтобы дать отпор своим умным родственникам или сомнительным приятелям; в «Обрыве» все складывается значительно круче.

В дебюте романа главный герой Борис Палыч Райский обнаруживает, что ему за 30, все его друзья при деле, а он лихо проебланил все возможные шансы стать человеком в Петербурге. Когда-то Райский приехал в Питер в надежде стать художником/писателем/музыкантом, то есть никогда не работать в офисе — вы же понимаете: в наших реалиях это оно и есть. Но конечно же не стал ни тем, ни другим, ни третьим — почему? См. роман «Обыкновенная история». Разочаровавшись во всем, он решает на лето уехать в деревню, где живут его почтенная и полностью здоровая головой бабушка и ее полная противоположность, кузина Райского по имени Вера.

Разумеется, пребывающий в творческом поиске Райский вместо того, чтобы сделать что-то полезное, попадает в ряд любовных переплетов, причем этот его путь начинается со служанки. Центральным становится роман с кузиной, которая по молодости угорает между тремя взрослыми мужиками, ни в чем себе не отказывает и в целом ведет себя отвратитиельно. Драматизм зашкаливает всю дорогу: по степени упоротости собственным воображением герой не знает равных в европейской литературе того периода. Таксист Шлыков из фильма «Такси-блюз» при виде Райского стопроцентно порекомендовал бы ему гнать чернуху прочь из головы через отжимания с хлопком. Не менее искусно прописан образ Веры, которая во множестве моментов достойна хорошей порки. Иногда героя становится жалко, как Уиллема Дефо в фильме «Антихрист», что-то общее тут есть, да. Тема нормального в романе раскрыта, как обычно, нарочито из рук вон плохо — единственным персонажем в этой категории выступает один из поклонников Веры, лесничий по фамилии Тушин: он ведет себя наредкость адекватно, что слегка оттеняет клоунаду главного героя, хотя она в этом и не нуждается. Также уважение вызывает бабушка Райского, но и она в силу возраста дает прикурить здравому смыслу и вообще хранит страшную тайну.

Роман отвечает на многие вопросы в плане отношений юных и не очень людей разного пола. Многое рассказывается и о мразотной природе отдельных личностей. Но самое главное — упоротость главного героя позволяет на его опыте понять, как не стоит поступать по жизни. Гончаров с большим искусством выводит процессы выноса мозга героев друг другу, тем самым заставляя читателя задуматься и о собственном поведении. Вот так должна работать классика, пацаны.

Часть третья

Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков (известный в городе человек, председатель в палате, образец нравственности) грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу. Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищённый её поступком, целует её.

Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки. У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.

Прошёл месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застаёт у него Марка. Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблён.

Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.

Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит её до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.

Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещённые книги, берёт на себя его вину и едет объясняться к губернатору.

Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего. Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продаёт лес и сам живёт в его чаще со своей сестрой.

Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идёт слух, что он влюблён. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой. Райский поражён собственным безволием.

Вера признаётся Райскому, что её герой – не Тушин. Чтобы остеречь её, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чём она говорит бабушке. На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.

В доме идёт приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит её, а увлёкся ею, как увлекался другими женщинами.

Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнаёт о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в её саду яблоки.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Я, робот Азимов
    К 2054 году человечество начало показывать значительные успехи в научном плане. Главным подтверждением технологического прогресса являются роботы, которые призваны облегчить быт обычного человека.
  • Краткое содержание книги История государства Российского Карамзина
    Книга «Николая Карамзина «История государства Российского» — литературное и историческое наследие русского народа. Произведение содержит основные этапы описания исторических событий России.
  • Краткое содержание рассказа Легенда о Сонной Лощине Ирвинга
    Недалеко от небольшого посёлка Гринсбург находилась маленькая долина. Она была окружена высокими холмами и считалась тихим и мирным уголком. Казалось, что даже воздух там наполне
  • Краткое содержание романа Ярмарка тщеславия Теккерея
    Роман «Ярмарка тщеславия», написанный известным английским автором Уильямом Мейкписом Теккереем, впервые был издан на протяжении 1847-1848 годов. Перед читателями предстают судьбы двух основных героинь произведения

Часть четвёртая

Вера с Марком встретилась в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они и любят друг друга. Вера просит не давать молодёжи запрещённые книги, быть тише. Марк обвиняет её в том, что она хочет замуж, а он ищет себе в её лице товарища. Они решают расстаться.

Вера не смогла прервать отношения с Марком. Она снова уезжает за Волгу к попадье. Оттуда Райский получает дружеские или насмешливые письма. Как потом выяснилось, Вера с попадьёй писали их по очереди в шутку. Одна из записок призывала Райского помочь нуждающемуся. Райский отправил ему 220 рублей. Впоследствии оказалось, что Вера ничего об этой записке не знала, её написал Марк, который и без того должен был Райскому 80 рублей и грозился, что не отдаст их.

Заболел Козлов, от которого ушла жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает забрать Леонтия к себе.

Райский получает письмо от Аянова, из которого узнаёт, что Софья скомпрометирована запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где у него, оказывается, есть невеста-кузина.

Райский огорчён отъездом Веры, но вдруг она появляется, когда он тоскует над обрывом. Она на себя не похожа. Говорит, что страсть изменила её. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райского. Он не верит, считает её сумасшедшей. Вера просит Райского помочь ей: удерживать её силой, не пускать на обрыв.

Вера, услышав выстрел (условный сигнал), побежала к обрыву. Райский задержал её, но она выпросилась «Христа ради» на 5 минут.

Вера и Марк в беседке решают расстаться навсегда. Вера настаивает, что любовь – не животное влечение, а долг, Марк не обещает вечной любви и не собирается венчаться. Весь год Вера хотела повлиять на Марка, но не добилась своего. Марк же хоть одолел сердце Веры, но не одолел ума и воли. Расставаясь, Марк предупреждает, что если Вера обернётся, она будет его. Вера обернулась и крикнула: «Марк, прощай!»

Райский ждал Веру до 11. Он в отчаянье: 5 месяцев их отношения не определены. Райский решает подсмотреть, кто избранник Веры. Когда Райский узнал всё, он был взбешён. Он грубо отталкивает в саду Крицкую, которая искала с ним свидания, и до утра ждёт Веру, чтобы посмотреть ей в глаза. Придя домой, Вера падает без чувств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]