«Униженные и оскорблённые» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


«Униженные и оскорблённые» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание

Одной из основных поднятых автором проблем в произведении стала тема “маленького человека”, униженного и оскорбленного. Она уже затрагивалась писателем в произведении “Бедные люди”, но в романе “Преступление и наказание” прозвучала с новой силой.

Итак, действие романа происходит в Петербурге в шестидесятые годы XIX столетия. Это было очень сложное для России время: отмена крепостного права не привела к резкому улучшению жизни низших слоев населения, старый мир был разрушен, а новый только начал формироваться. Наступила эпоха капиталистических отношений, и Петербург, изображенный в романе, — это огромный буржуазный город, город разительных контрастов и противоречий, город мрачный и враждебный простому человеку. Обитать в таком городе особенно тяжело маленькому человеку, живущему на грани бедности и нищеты, человеку, лишенному всяческих прав и средств к существованию.

К категории этих несчастных людей прежде всего относится семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, в нищете, испытывая огромную нужду во всем. Практически каждый член этой семьи обречен на гибель, так как, по словам главы семьи, бывшего чиновника Мармеладова, “в бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда”. Другими словами, из бедности человек еще может выбраться, из нищеты — никогда. Когда-то Мармеладов занимал хорошую должность, но лишился ее из-за своего пристрастия к спиртному (первоначально Достоевский хотел написать “Книгу о пьяненьких”). Он, как и многие другие герои Достоевского, способен к самоанализу, наделен языком, и даже красноречивым. Он понимает, что во многом он виноват сам, и не пытается найти себе особого оправдания. Мармеладов сам себя не уважал и презирал. Единственное, что ему было необходимо, — это сочувствие и сострадание. Мармеладов переступил черту бедности и очутился “на дне”, ему было некуда идти, не от кого ждать помощи. И как результат — несчастный случай и смерть.

“Некуда идти” и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Когда-то она принадлежала к средним слоям общества, но после реформы 1861 года и преобразований в обществе вынуждена жить в нищете, при этом пытаясь сохранить человеческое достоинство. Гордость и воспоминания о прошлом делают ее жизнь еще только мучительнее. Ей приходится ухаживать за маленькими детьми, влачить жалкое существование. Суровая жизнь и мучительная болезнь приводят ее к гибели.

Сонечка Мармеладова — особенная героиня романа. В ее образе Достоевский показал все самое лучшее, что может быть присуще маленькому человеку. Это и жертвенность, и сострадание, и любовь к людям. Сонечка — сильная личность. Она приносит себя в жертву ради других, хочет избавить других, дорогих ей людей, от роли жертвы. Она “принуждена была получить желтый билет”, чтобы помочь семье. Она, несмотря на труднейшие условия жизни, сумела сохранить в себе веру в будущее, веру в человека.

“Вечная Сонечка” — так характеризует ее Родион Раскольников, который во многом ей обязан, и прежде всего своим духовным и нравственным возрождением. Для автора “вечная Сонечка” стала идеалом смирения, кротости, покорности и любви к людям. Она “вечна”, так как вечны те идеалы, которые она проповедует и которых придерживается. Сонечка Мармеладова — один из самых ярких и важных образов в романе.

Та же судьба и у семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату и матери, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого ис делового человека Лужина, к которому она чувствует отвращение. Это еще один пример самопожертвования и геройского поведения людей, попавших в труднейшие условия.

К жертвам Петербурга относится и Лизавета, вынужденная терпеть все от своей сестры.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга (девочка, встретившаяся Раскольникову, которую напоили и обманули, женщина, бросившаяся с моста в воду, и другие) еще более дополняют картину общего безмерного горя. Стоит отметить, что лейтмотив романа — вонь, духота, безысходность — проходит через все произведение.

Сочинение на тему мир униженных и оскорбленных в романе достоевского

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни. Излюбленное место действия в произведениях Достоевского — Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль». Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой — воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, — идею всеискупающего страдания. Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и опыт и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета — порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма». Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» — говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других. Мир «униженных и оскорбленных» — это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг. Сон Раскольникова у Николаевского моста — в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе. Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители — это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать — продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие. В то же время мир «униженных и оскорбленных» — это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других. Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности — это Сонечка Мармеладова. Ее образ — воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей. Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам. Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова — это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб-офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны — это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с тем образом из сна Раскольникова. Пьянство, проституция и преступления — вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке, выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее — венец творения. «Это человек-то вошь?» — потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею. О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

«Униженные и оскорбленные» – психологический эксперимент Достоевского

«Униженные и оскорбленные» Достоевский написал вскоре после своей ссылки. Идея романа зародилась еще в 1857 году, но к реализации замысла классик приступил лишь три года спустя. Весной 1861-го в журнале «Время», который издавался под редакцией самого Достоевского и его младшего брата Михаила, увидела свет первая часть произведения. Остальные части романа печатались затем в каждом номере журнала.

«Униженные и оскорбленные» – первое объемное произведение Достоевского. Его можно считать экспериментальным, поскольку многие художественные приемы, сюжетные линии и образы были детально разработаны писателем в последующих сочинениях. Достоевский показывает общество своего времени. Он возвращается к теме «бедных людей», к защите оскорбленных, униженных и обездоленных.

В сетях своего эго

«Униженные и оскорбленные» можно назвать психологическим трактатом по исследованию такого явления, как эгоизм. Самым откровенным его проявлением, почти не прикрытым, являются поступки Валковского.

Его сын Алексей тоже эгоистичен. Он не может устоять против перспектив обеспеченной жизни. В метаниях между Катей и Наташей перевес оказывается на стороне Кати, благодаря ее миллионам. Алеша понимает, что не сможет обеспечить семью, если отец откажется его содержать. Самоотверженное желание Наташи работать не находит в нем отклика.

Своеобразный жертвенный эгоизм проявляет и Наташа. Упиваясь собственными страданиями, она не хочет замечать мук родителей. Ее ослепляет чувство к Алексею, но это любовь эгоистичная, порабощающая: «…чтоб он был мой, поскорее мой…». Наташа, рассказывая Ивану Петровичу о своих любовных переживаниях, не понимает как жестоко поступает с любящим ее человеком.

Не менее эгоистичны в своих гневных обидах старик Смит и Николай Сергеевич Ихменев. Погруженные в ненависть, они не замечают страданий близких людей. Их гордыня сильнее любви.

Наиболее тонко «эгоизм страдания» выписан в образе Нелли. Ей нравится чувствовать себя жертвой. Девочка отвергает заботу о себе, не хочет верить людям, считая их жестокими. Она готова голодать, бродяжничать и нищенствовать, но не желает менять свой образ жизни: «ни я первая; другие и лучше меня, да мучаются».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]