Правила написания эссе
С самого раннего детства ребенок познает мир. Главными составляющими этого процесса являются воспитание и обучение родителями своего чада. Это формирует в нем необходимые знания и качества, а также творческие способности. В результате чего вырастает полноценная личность.
Составление структуры
Чтобы написать сочинение на тему «Воспитание», нужно знать, как правильно изложить свои мысли, донести их до читателя. Необходимо составить определенную структуру написания текста. В самом начале нужно выделить главную идею сочинения-рассуждения. Далее составить план. Для этого можно составить вопросы, ответы на которые составят само сочинение. Например, следующие:
- Что такое воспитание?
- Какое оно оказывает воздействие?
- Воспитанный — значит какой?
- Какие качества можно отнести к таким людям?
- Какие проблемы или сложности могут возникнуть?
После этого нужно разделить текст на части и составить композицию сочинения, которая состоит из следующих пунктов:
- введение;
- основная часть;
- заключение.
Композиция текста
Начать писать сочинение нужно со введения, где описывается основная идея эссе. Растягивать его не нужно, достаточно будет написать несколько предложений, а потом приступить к следующей части композиции.
В основной части необходимо раскрыть тему сочинения, главную мысль. Можно написать, что понимается под воспитанием, воспитанным человеком, привести примеры.
В заключении нужно сделать выводы, определить актуальность сочинения «Что такое воспитание».
Повествование должно быть понятно читателю, а мысли изложены грамотно. При возникновении трудностей с написанием работы не стоит терять время. Можно переходить к другой части композиции, а после вернуться и дописать.
Сочинение пишут в черновике. После чего оно проверяется на ошибки и переписывается в чистовик, снова проверяется. Текст должен быть без речевых ошибок.
Проблема воспитанности. По А. Дорохову
Сочинение от учеников общеобразовательной школы. В сочинении могут присутствовать ошибки.
Текст Алексея Дорохова
(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным. (7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда. (11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне. —(13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого. — (15)А что? — заинтересовался староста. — (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?.. (22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?» (25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права. (27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла. (32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться. (37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться? (39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди. (42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе. (По А. Дорохову*)
Сочинение:
Каким должен быть воспитанный человек? Каким правилам он должен подчиняться? Именно над этими вопросами рассуждает в своем тексте современный писатель Алексей Дорохов. Автор пишет о том, что лирический герой рассказа считал себя воспитанным человеком до тех пор, пока случайно не подслушал разговор артельного старосты со стряпухой. Он узнал много нового о себе, что полностью перечеркнуло его мнение о своей воспитанности. Вскоре герой рассказа Алексея Дорохова задался вопросом:»Что же такое хорошо воспитанный человек?», затем он понял, что самое главное — это уважение других людей. Правила, конечно, существуют, но они отличаются друг от друга в зависимости от условий. Авторская позиция четко заявлена:»Соблюдай правила поведения, уважай окружающих, считайся с ними, и ты будешь хорошим товарищем всем». Я согласен с Алексеем Дороховым. Нужно соблюдать правила поведения и уважать окружающих себя людей, в этом случае люди будут уважать тебя. Воспитанных людей очень много, даже великие русские писатели не раз наделяли своих героев данным качеством. Такого человека можно встретить в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Андрей Болконский с самого начала производит хорошее впечатление на читателя. Он никогда не позволял себе ничего дурного. Напротив, уважал окружающих себя людей. Во всем слушался своего отца, старался угодить ему в те моменты, когда сам того не желал. Из-за этого ему пришлось расстаться с любимой девушкой. В.Г.Белинский говорил:»Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Действительно, человеческое воспитание играет важную роль в жизни. Нельзя поспорить с тем, что во многом жизнь человека зависит от его воспитания. Алексей Дорохов неслучайно затронул эту проблему. Воспитание человека будет существовать до тех пор, пока живет хотя бы один человек. Нужно быть воспитанным, иначе другие люди не будут уважать тебя.
Примеры сочинений
Воспитанность — умение вести себя тактично с окружающими, воспринимать их спокойно, быть вежливым. Такие люди умеют обходиться без негативной критики.
Воспитанные люди
Воспитанный человек знает, как себя вести в сложных ситуациях, так как он всегда сдержан. Недостаток воспитания может негативно сказаться на личности. Если ребенку с ранних пор не прививают правил этикета, поведения в обществе, то ему будет сложно вписаться в это общество, найти себя.
Личность, которой прививают любовь только к материальной стороне жизни, не развивается в духовном плане. Поэтому необходимо с детства объяснять детям, что важны как материальные качества, так и духовные. Хорошее воспитание открывает перед людьми многие двери.
Я считаю воспитанным человеком свою бабушку. Она всегда ведет себя спокойно, добра к людям. Чтобы не произошло, бабушка уравновешена, относится ко всему с юмором. Она никогда не кричит на меня, даже если я что-то натворю. Вместо криков от нее можно услышать только слова предосторожности.
Воспитанность предполагает добрый нрав, умение извиниться, высказать свои сожаления. Такие люди говорят тактично, мягко и вежливо. От них никогда не услышишь злобных грубых слов. Даже в плохих ситуациях они держат себя в руках.
К воспитанным людям я бы еще отнесла Анну Каренину. Лев Толстой представил ее в своем произведении как духовно развитую личность, которая стремится к образованию, тянется к культуре. Она умеет вести себя в обществе, чего нельзя сказать о многих других персонажах. По этому произведению можно понять, что человек не всегда становится воспитанным с возрастом.
Воспитанность — это показатель уважения к себе и другим людям, показатель чувства собственного достоинства. Это качество придает уверенность в себе и помогает достичь успеха в жизни.
Выбрать другую тему
Два случайных аргумента по теме «Самопожертвование, любовь к ближнему, героизм»
к ЕГЭ:
1) В литературе мы часто сталкиваемся с героями, которые готовы пожертвовать собой ради любви к ближним. Так, Наташа Ростова, главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир», будучи высоконравственной натурой, в тяжелые военные времена, не щадя себя, оказывала помощь пострадавшим. Она жертвовала своим имуществом, чтобы быть полезной в эти сложные для отчизны времена. И несмотря на превратность судьбы, которая отняла у нее близкого, любимого человека — Андрея, Наташа сумела сохранить в себе самое ценное: гуманность, любовь и веру. И ее самозабвенная любовь к ближним стала залогом спасения ее души в эти трудные времена.
2) Во время Крымской войны известный врач Н. И. Пирогов, узнав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Севастополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга.
Пример использования
Например, на ЕГЭ вам достался текст Д. Гранина на тему чести. Воспользовавшись нашей , вы получаете следующие два аргумента*:
1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «невольником чести». Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя.Однако Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.
2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев — персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: «береги платье снову, а честь смолоду». Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.
В результате бо́льшая часть сочинения у вас уже написана: 150 слов (аргументы) из 200 (полный объем ответа, требуемого на ЕГЭ).
* Выбор аргументов по заданной теме производится автоматически, с каждым новым разом вы получаете новую пару аргументов.
Аргументы из литературы
- Н.В. Гоголь «Мертвые души». Отсутствие культуры не позволяет человеку двигаться дальше. Он останавливается в своем духовном и нравственном развитии. Ярким примером, подтверждающим данную мысль, является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души». Желая «показать Русь хотя бы с одного боку», автор отправляет читателей в путешествие по одной из губерний. Вместе с Чичиковым, главным героем поэмы, мы знакомимся с помещиками, чьи образы поражают нас отсутствием всякой культуры и какой-либо новой мысли. Им не интересны ни книги, ни образование. Они далеки от того, что именуется культурой. Манилов, который старается произвести впечатление своей образованностью, на самом деле тоже далек от просвещения. Он давно уже ничего не читал, о чем говорит книга, раскрытая на одной и той же странице уже который год. Коробочка – коллежская секретарша – тоже не привлекает внимание особой культурой и манерами. Полностью зацикленная на приумножении своего богатства, она не задумывается об образовании и науках, умеет писать только жалобы и ходатайства. Буйного авантюриста Ноздрева тоже нельзя назвать культурным человеком. Главное в его жизни — гулянки, ярмарки, драки. Он не задумывается о манерах, воспитанности, образованности, не уделяет должного внимания своим детям, воспитание которых доверил гувернантке. Грубый, неотесанный, похожий на медведя Собакевич ругает город и просвещение, считая их источником зла. Он не видит никакой пользы в образованности, воспитанности, культуре. Его больше заботит финансовая сторона жизни, поэтому он живет мыслями о том, как бы пополнить свою казну. Глядя на Плюшкина, опустившегося до того, что походил на нищего, невозможно даже представить, что когда-то он был похож на настоящего барина, имеющего дом, семью, имя, богатство, умеющего принимать гостей и вести умные беседы. Таким образом, в произведении мы не видим ни одного «живого» помещика, поэтому автор верно назвал их «мертвыми душами», отмечая, что без культуры и образованности душа человека застывает, а затем умирает.
- М. Горький «В людях». Максим Горький – один из немногих писателей, кто на себе испытал важность и нужность воспитания культуры. Выросший в семье деда, он много работал, помогал родным и поэтому почти не имел возможности учиться. Никто не занимался его воспитанием, не прививал ему культурные навыки, кроме бабушки, Акулины Ивановны. Она приобщала его к миру народной культуры, рассказывала о народной жизни, традициях, пела народные песни. Но для любознательного, активного мальчика этого было недостаточно. Его тянуло к знаниям, а источником этих знаний он видел книги. Оказавшись «в людях», Алеша не забывает тянуться к культуре, к литературе. Он использует любую возможность взять в руки новое произведение и окунуться в волшебный, чарующий мир. По-настоящему его пристрастил к чтению повар Смурый на теплоходе «Добрый». Узнав, что Алеша обучен грамоте, он заставляет мальчика читать вслух книги Николая Васильевича Гоголя, Генри Филдинга. Алеша был поражен мастерством этих писателей. Их захватывающие произведения расширяли для него границы мира, развивали его воображение, воспитывали в нем любовь к красивому слогу, правильной речи, прививали культурные нормы. Меняя места работы, он не меняет свое отношение к чтению, всегда ищет возможность почитать. Служа у Матрены, бабушкиной сестры, он сначала берет книги у молодой закройщицы, потом — в лавке, куда задолжал сорок семь копеек, так как платил за прочтение одной книжки одну копейку. Хозяин расплатился с лавочником и, видя огромное желание своего подмастерья читать и узнавать новое, он начинает выписывать газету, которую мальчик читает всей его семье. Благодаря книгам Алеша смог сохранить свою чистую, добрую душу, не опуститься, а остаться глубоко нравственным человеком. Еще будучи подростком Алеша понимал, что воспитанный, культурный человек имеет больше возможностей в жизни. По мнению М. Горького, культура – это своеобразный пропуск в новый мир. Воспитывая в себе культурные черты, мы создаем для себя возможность построить лучшее будущее.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце». Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — произведение, интерес к которому не остывает с момента его появления. Писатель рассказывает невероятную историю превращения собаки в человека в результате операции. Профессор Преображенский, известный в научных кругах светило, пересаживает бродячей дворняжке Шарику семенные железы и гипофиз вора, алкоголика и преступника Клима Чугункина, и в результате эксперимента появляется Полиграф Полиграфович Шариков – существо злобное, наглое, бескультурное. Это личность, не поддающаяся ни воспитанию, ни образованию. Он прыгает по квартире, душит соседских котов, рвет краны, бросает на пол окурки, пугает людей на лестнице, плюет на пол. Шариков хамоват, завистлив, не имеет ни капли уважения к окружающим, в том числе и к профессору Преображенскому, хотя сам требует к себе немалого внимания и уважения. Все высокие понятия, такие, как дружба, благодарность, почтение, для него ничего не значат. Старания профессора по воспитанию культуры в Шарикове оказались тщетными: Полиграф Полиграфович упрямо ничему не желал учиться. Отсутствие культуры сказывалось и в неумении поддержать светскую беседу, и в манере одеваться, в постоянной лжи и грубости. Казалось, в одном человеке заключаются все отрицательные качества, которые только могут быть. Он держится ближе к власти, понимая, что получит от нее поддержку и помощь, пытается притеснить в его же квартире профессора, намереваясь привести туда невесту. «Рожденный» от бескультурного, необразованного человека, он сохраняет все качества своего «родителя». Все больше и больше узнавая Шарикова, мы убеждаемся в том, что он только по виду похож на человека: имеет, как и все люди, две руки, две ноги, голову. У него есть имя, фамилия, документы, удостоверяющие его личность, но человеком он в большей степени не является, так как для этого нужно иметь не только паспорт, но и хоть немного культуры, воспитанности и вежливости.
- Рэй Бредбэри «451 градус по Фаренгейту». Пустых, бездушных людей, зацикленных на развлечениях и телесериалах, показывает в своем романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери. Автор рисует мир будущего, в котором нет места культуре и книгам, а есть только Луна-парк с аттракционами и бесконечные сериалы. Под их воздействием люди перестают быть людьми и превращаются в запрограммированных роботов, не способных самостоятельно мыслить, рассуждать, размышлять, чувствовать. В этом обществе безжалостно уничтожаются все книги и наказываются люди, которые осмелились читать, не утратили способность мыслить, то есть не смирились с курсом правительства и пытаются ему противостоять. Главный герой романа – Гай Монтэг. Он пожарный, но в его обязанности входит не тушение пожаров и спасение людей от них. Герой сжигает книги, так как они считаются главными врагами, дающими знания. В течение десяти лет Гай ни разу не задумался о том, правильно ли он поступает, так как обычным представителям общества не принято самостоятельно думать, нужно только исполнять законы, предписанные государством, но встреча с Клариссой, не похожей на других, изменила героя. Видя, что она не такая, как все, умеет любоваться окружающим миром, умеет чувствовать, рассуждать, герой начинает чаще думать о мире, в котором он живет, о смысле жизни и счастье. В душе Гая происходят изменения, он уже не способен жить так, как раньше. Он тянется к книгам, а однажды даже рискнул принести их к себе домой, чем навлек на себя гнев начальства и потерял доверие. Но книги не перестают возбуждать в нем тягу к размышлениям о жизни, окружающем мире, отношениях. Знакомство с профессором Фабером, одним из защитников книг, беседы с ним полностью меняют его мировоззрение. Он становится другим человеком, которого ждут непростые испытания, заставившие понять одну истину: книги – источник знаний, кладезь культуры. Без них, а значит без знаний и культуры, человек теряет свою индивидуальность, перестает быть самим собой, вот поэтому и нужно воспитывать в каждом человеке культуру.
- Д.И. Фонвизин «Недоросль». Одна из главных тем комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина – воспитание и образование подрастающего поколения. Эта тема раскрывается автором на примере семьи Простаковых. Шестнадцатилетний молодой дворянин Митрофан – единственный сын Простаковых, юноша избалованный, капризный, ленивый, грубоватый. Мать любит его слепой, безумной любовью, поэтому и избаловала его, потакая всем его желаниям и капризам. Сына она считает еще ребенком, дитем малым, которого нужно жалеть, лелеять, опекать, оберегать от всего, поэтому Митрофанушка растет бессердечным, неблагодарным, жестоким человеком. Он обижает Еремеевну, свою няню, называя ее «старой хрычовкой». Ему ничего не стоит обидеть и своих учителей: Цыфиркина он обзывает «гарнизонной крысой», намекая на то, что он был отставным сержантом. У юноши нет никаких забот, обязанностей, которые могли бы развить в нем дисциплину, ум, ответственность. Все его занятия – поесть вкуснее и больше, погонять голубей на крыше. Он не желает учиться, утруждать себя, поэтому за несколько лет научился читать только по слогам и еле-еле считает до трех. Особенно смешным он выглядит в сцене экзамена, когда не может определить, какой частью речи является слово «дверь», искренне считая, что принадлежность к определенной части речи зависит от того, приложена ли дверь на свое место или пока нет. Он не понимает, что такое география и зачем нужна история. Такое отношение к наукам и культуре идет от матери. Госпожа Простакова не видит пользу в знаниях и культуре, она груба и невежественна, а сын берет с нее пример. Такое воспитание ни к чему хорошему не приводит. Поэтому, читая комедию Д. Фонвизина, читатель делает вывод о том, что воспитание культуры необходимо человеку для того, чтобы развивать в себе нравственные качества, необходимые для того, чтобы жить в мире с другими людьми и самому развиваться, двигаться вперед.
- К.Г. Абрамов «Пургаз». Талантливый мордовский писатель К.Г. Абрамов известен как автор, которого интересовала история и культура народа, поэтому к теме исторического прошлого он часто обращается в своих произведениях. Один из самых известных романов писателя – «Пургаз». Это своеобразный экскурс в далекое прошлое, которое позволяет современному читателю задуматься об этнических корнях, истоках мордовского народа. Главный герой произведения – Инязор (князь) Пургаз. В самом начале произведения мы видим его семилетним ребенком, который искренне любит деда Обрана, мудрого, рассудительного, доброго. Мальчик мечтает быть таким же, как он, продолжить его дело. Глава рода выделяет внука среди всей своей семьи и пророчит ему славное будущее. Наблюдательный, целеустремленный, талантливый Пургаз юношеские годы посвятил образованию и наукам, так как понимал, что помочь своему народу, вывести его из беспросветной жизни он сможет, только имея знания. Юноша учится в булгарском Великом городе, а вернувшись на родину, обучает местных мастеров производству стекла, изготовлению железного оружия и других предметов, необходимых в быту и на войне. На булгарской земле будущий Инязор изучал иностранные языки, чтобы самому, без переводчиков, общаться с русскими и булгарами. Живя вдали от дома, он не забывает о культуре и традициях своих предков, носит одежду как булгарскую, так и свою, мордовскую, нисколько не стесняясь национального наряда. Он глубоко уважает культуру и традиции булгарского народа, изучает их и перенимает для своего народа только то, что будет полезно и нужно для него. Пургаз – человек наблюдательный и мудрый, он понимает, что нужно дружить с соседями, поддерживать связь с ними, объединяться в борьбе против половцев. Поэтому с огромным интересом изучает все то, что поможет ему наладить отношения с ними: язык, культуру, традиции, историю. Инязор, как передовой человек своего времени, понимал, что культура – это мостик между людьми, помогающий устанавливать связи, поэтому тянется к культуре, старается ее воспитать в себе и своем народе.