Скабрезные шутки и высокий штиль: почему «Дон Кихот» — это смешная книга


Очень краткий пересказ романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот»

Главный герой Мигеля Сервантеса описан как немолодой человек, влюбленный в рыцарские романы и мечтающий о приключениях. Он решает стать странствующим рыцарем, чтобы защищать слабых и угнетенных. В качестве оруженосца, он берет с собой Санчо Панса, который будет отвечать за голос разума в романе, а также выбирает даму сердца, Дульсинию.

Все приключения Дон Кихота заканчиваются не так, как ему бы хотелось и он, заболевший, возвращается домой. Дон Кихот умирает, завещав все племяннице при условии, что она никогда не выйдет замуж за человека, который читал рыцарские романы.

Список и краткая характеристика героев романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот»

Список и краткая характеристика главных героев

  • Дон Кихот – странствующий рыцарь, отважен, но наивен
  • Санчо Панса – его оруженосец, рассудителен и практичен

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Дульсиния Тобосская –дама сердца Дон Кихота
  • Антония – племянница Дон Кихота
  • Ключница – ведет хозяйство Дон Кихота
  • Священник и цирюльник – друзья Дон Кихота
  • Трактирщик – в шутку посвящает Дон Кихота в рыцари
  • Фрестон – воображаемый враг Дон Кихота, злой волшебник

«Дон Кихот» в России

Сам идальго в своих странствиях, конечно, так далеко не добрался. Но 400-летию выхода знаменитой эпопеи посвятят выставку в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Экспозиция открылась 10 июня в рамках музейного проекта «Книга века».

История романа в России. Первый перевод книги Сервантеса на русский язык появился спустя 150 лет после издания. 1769 год. Императрица Екатерина II увлечена куртуазной культурой, в Санкт-Петербурге проводятся рыцарские карусели — по образу и подобию рыцарских турниров, а под Москвой готовится строительство Царицына — резиденции в готическом стиле. Именно в этих стенах, столь созвучных средневековым замкам Испании, и откроется экспозиция, посвященная русскому донкихотству.

«Дон Кихот существует в русской жизни двояко: как идея, имя-притча, толкование которой менялось, и как целая вереница живых воплощений, исторических воплощений донкихотства», — писал поэт и литературовед Юрий Айхенвальд.

Отталкиваясь от этой мысли, в качестве «исторических воплощений» на выставке представят двух российских императоров: Павла I и Николая I. В каких взглядах и поступках этих коронованных особ проскальзывают рыцарские черты?

Павел I. Рыцарство как важную черту царского характера отмечают многие мемуаристы. «Русский Дон-Кихот». Так называл Павла Наполеон, которому самодержец российский предложил дуэль в Гамбурге, чтобы положить конец разрушительным войнам.

«…долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг», — утверждал Николай I.


Портрет Мигеля де Сервантеса


Екатерина II


Павел I


Николай I

Отца и сына современники считали Дон Кихотами, невзирая на разницу в деяниях и убеждениях, чертах характера и мировоззрении. Организаторы выставки постарались представить подробный портрет «венценосных рыцарей» и представить атмосферу того времени. Балы и дуэли, в основе которых зачастую лежало рыцарское отношение к даме. Атмосфера: бальные платья и парадные мундиры монархов, доспехи, письма и даже любовные записки. Всего около четырехсот уникальных экспонатов из собраний Государственного литературного музея — главного организатора выставки, Эрмитажа, «Петергофа», «Царского Села», Пушкинского музея, крупнейших библиотек страны и даже ведомственного архива МИДа.

Спектакль «Дон Кихот» в Большом театре, 1994 г.

Спектакль «Дон Кихот» в Большом театре, 1978 г.

Музей-заповедник «Царицыно»

Экспозиция охватывает полтора века — от момента издания книги на русском языке до 1917 года. Дореволюционная история «Дон Кихота» в России и влияние романа Сервантеса на русскую литературу и театр. Первые ассоциации, связанные с романом о Рыцаре печального образа, современники улавливали еще в творчестве Карамзина, Державина, Радищева. «Дон Кихот» на сцене — Федор Шаляпин. Великий бас в 1910 году впервые исполнил главную партию в опере Жюля Массне, а в 1933 году Федор Иванович сыграл «Дон Кихота» в одноименном фильме режиссера Георга Пабста.

История романа — это и его издания. В экспозиции редчайшие экземпляры на разных языках начиная с ХVI века. В том числе с уникальными иллюстрациями ХVIII века французского живописца Шарля Антуана Куапеля и работы Гюстава Доре, сделанные на век позже.

Музеем «Царицыно» издан каталог, из которого можно узнать историю гатчинских гобеленов — подарок Людовика XVI Павлу I — созданных по рисункам Франсуа Буше и Шарля Куапеля, иллюстрирующих самые популярные сюжеты книги Сервантеса, почему жену императора Николая I Александру Федоровну в семье называли «Белая роза» и многое другое.

СКАЧАТЬ: «Дон Кихот» в России и Дон Кихоты на троне PDF (1.35 Мб) Фрагменты каталога

Выставка «Дон Кихот» в России и Дон Кихоты на троне» проводится при поддержке посольства Испании и Института Сервантеса в Москве, в перекрестный год русского языка в Испании и испанского языка в России. Своеобразным перекрестком стал и роман, написанный на родине Кабальерос и столь любимый российским читателем.

Экспозиция открыта до 13 сентября.

Краткое содержание романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот» подробно по главам

Том первый

Глава 1-4

Некогда в Ла-Манче жил Алонсо Кехана, бедный мужчина лет пятидесяти, который страстно любил рыцарские романы. Он так много читал, что потерял рассудок и решил стать странствующим рыцарем на защите слабых. Он звучно назвал себя Дон Кихотом, свою старую клячу – Росинант, а даму сердца – Дульсинией Тобосской.

В первый день он доходит до таверны, но принимает ее за замок, а трактирщика за феодала. Дон Кихот не взял с собой денег, ведь в романах о них не было ни слова. Его пускают переночевать в обмен на охрану и даже угощают едой. Трактирщик объясняет герою, что, если в романе не упоминаются деньги или сменная одежда, это не значит, что у рыцаря их не было.

Дон Кихот просит трактирщика оказать ему честь и посвятить в рыцари. В темноте Дон Кихот чуть не пронзает копьем погонщика мулов. Трактирщик успевает вмешаться и, чтобы спровадить гостя, в шутку посвящает Дона в рыцари, пару раз похлопав по плечу.

Глава 3-4

Дон Кихот вступается за мальчика-пастушка, которого избивают за потерю стада овец. Стоит защитнику уйти, как ребенка забивают до полусмерти. Новоявленный рыцарь горд своим первым подвигом и ничего не замечает.

Дон Кихот предлагает крестьянину Санчо Панса стать его оруженосцем, тот соглашается. По дороге они встречают купцов, которые видят, что Дон Кихот не в себе и смеются над ним. Дон оскорблен, пытается атаковать, но падает из седла. Его жестоко избивают.

Знакомый крестьянин помогает раненному Дону вернуться домой. Санчо и Росинант бредут за ними, нагруженные доспехами и остатками оружия.

Глава 5-8

Дон Кихот бредит, дома за ним ухаживают ключница, священник и племянница. Все убеждены, что его разум помутился из-за чтения романов и решают сжечь все книги, а дверь в библиотеку замуровать. Увидев это, Дон Кихот приходит в ярость. Ему отвечают, что это происки его врага, волшебника Фрестона, он верит.

Дон Кихот сам чинит оружие и запасается деньгами. Вскоре, герои, не прощаясь, уезжают. В поле Дон Кихот принимает ветряные мельницы за великанов. Он атакует ближайшее крыло, которое начинает резко крутиться и отбрасывает его на землю. Дон Кихот думает, что это происки Фрестона.

Главы 9-25

Росинант слишком близко подходит к незнакомому агрессивному табуну. Пастухи пытаются отогнать его кнутами и достается даже Дон Кихоту с Санчо. Дон Кихот отказывается оплачивать счет в трактире и быстро уезжает, бросив Санчо. В отместку оруженосца хватают и перебрасывают через ворота. Во всем случившемся Дон винит злых волшебников.

На перегоне двух стад баранов, Дон Кихот решает, что это две армии и его долг помочь слабой. Он врывается в стадо верхом на коне, но пастухи отгоняют его камнями из-за чего Дон Кихот теряет почти все зубы. Герои ночуют на лужайке, а утром освобождают заключенных каторжников, ошибочно приняв их за невинно угнетенных. Дон Кихот становится обладателем шлема Мамбрина. На самом деле, это отобранный силой таз цирюльника.

На очередном привале крадут осла Санчо, но эта потеря восполняется находкой сундука с золотом. Деньги достаются Санчо, а Дон берет себе дневник. Теперь Санчо богат и хочет вернуться домой. Герои ссорятся и прощаются. Дон Кихот просит оруженосца передать два письма, для Дульсинии и для племянницы, но Санчо их теряет.

Главы 26-35

Дома Санчо рассказывает о приключениях священнику и цирюльнику. Друзья Дон Кихота встревожены состоянием горе-рыцаря. Они выслеживают его, заманивают в клетку и силой везут домой.

Герои снова встречают мальчика-пастушка и узнают, что заступничество Дона сделало ситуацию лишь хуже. Дон Кихот расстроен и не понимает почему.

Стражники узнают в Дон Кихоте человека, который освободил каторжников. Лишь вмешательство священника и его слова о сумасшествии рыцаря, убеждают их отпустить Дона.

Священник также улаживает конфликт с цирюльником, у которого Дон Кихот отобрал «шлем Мамбрина». Выясняется, что осла Санчо украл один из освобожденных каторжников.

Том второй

Главы 35-44

Дон Кихот медленно выздоравливает дома. Санчо узнает о том, что вышла книга их приключений, прочитав которую Дон снова собирается в путь.

Дон просит оруженосца устроить встречу с Дульсинией, которую, как оказалось, он никогда не видел. Санчо показывает на первую встречную девушку, она не так прекрасна, как думал Дон Кихот, и он снова решает, что это козни злых волшебников.

Дон побеждает некого Рыцаря Зеркал. Его настоящее имя Самсон Карраско, это он автор книги о приключениях наших героев. Дон Кихот с комфортом гостит у своего нового знакомого дона Диего, именуемого Рыцарем Зеленого Плаща. Увидев клетку со львами, Дон Кихот требует ее открыть, но, на его счастье, львы не выходят из клетки. Теперь Дон Кихот просит называть себя Рыцарем Львов.

На кукольном представлении идальго портит всех кукол, т.к. принимает их за живых рыцарей, но оплачивает ущерб.

Главы 45-60

Герои доходят до берегов реки Эбро и решают переплыть ее в лодке без весел. Течение очень сильное и лодка тонет, ущерб решено оплатить.

Местный герцог приглашает их к себе во дворец. Он и его придворные наслышаны о приключениях Дон Кихота, хотят посмеяться над ними и придумывают ряд заданий. В награду герцог «дарит» Санчо остров Баратория.

Санчо старается мудро править, но слуги герцога продолжают издеваться над ним. Вскоре бывшему оруженосцу наскучила роль губернатора, и он уезжает. В это же время Дон Кихоту надоедает жить у герцога. Друзья встречаются на дороге.

Главы 60-74

Герои едут в Барселону на турнир, где Дон Кихот проигрывает Рыцарю Белой Луны. Это оказывается Самсон Карраско, который берет с Дон Кихота клятву вернуться домой и не сражаться целый год. Наш идальго сильно истощен и решает вернуться домой.

По дороге он подхватывает лихорадку и внезапно понимает, как же он был жалок. Перед смертью он завещает все свое имущество племяннице с условием, что она никогда не выйдет замуж за человека, который читал рыцарские романы. Санчо горько плачет. Дон Кихот тихо умирает во сне.

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры

Санчо очень обрадовался, что так легко отделался, и наплел с три короба, рассказывая о своем путешествии под небесами…

И вот герцог наконец повелел Санчо отправиться губернаторствовать. Оруженосца нарядили в богатое платье, усадили на мула, а следом повели богато разукрашенного осла. Санчо убедили, что ехать на осле губернатору неприлично, но совсем расстаться со своим длинноухим другом он был не в силах.

Остров Баратория был на самом деле вовсе не остров, а один из принадлежавших герцогу городов. Но Санчо плохо разбирался в географии, поэтому его совершенно не удивило, что дорога к «острову» ни разу не пересекла водное пространство.

Все ждали новых чудачеств, но Санчо вел себя с достоинством, хотя тем, кто не знал, в чем дело, казалась странной его грузная фигура и доброе мужицкое лицо.

Гофмейстер, переодетый маршалом, говорит, что новый губернатор должен проявить себя, как мудрый судья. Поэтому к нему приводят людей со спорными вопросами. Все споры Санчо разрешает блестяще, пользуясь наблюдательностью и здравым народным умом.

Так, например, к губернаторскому креслу явились два старика, один из которых опирался на посох.

Старик без посоха принес жалобу на то, что уже давно дал второму в долг десять золотых монет. Должник заверяет, что деньги давно отдал, а заимодавец просто об этом забыл.

— Пусть принесет клятву перед лицом губернатора! — требует истец.

Ответчик просит истца подержать его посох, тот повинуется. Старик, который брал деньги в долг, воздевает руки к небу и клянется:

— Да видит Бог, что деньги я отдал этому человеку!

Санчо Панса внимательно наблюдает за происходящим, потом изымает посох и разламывает его. В посохе спрятаны монеты!

То есть, отдав перед клятвой выдолбленную палку со спрятанными в ней монетами, должник был формально прав: деньги он отдал. Но это был обман!

Санчо разгадал умысел обманщика. Народ дивился его сообразительности.

Огромное разочарование ожидало губернатора за обедом. В насмешку к нему приставили доктора Педро Черствого, который запрещал ему есть и груши, и ананасы, и паштеты, и куропаток… Причем все кушанья были сначала принесены, а потом убраны по приказанию фальшивого доктора.

Сначала раздразнили аппетит Санчо, а потом оставили его ни с чем. Да еще герцог, бывший инициатором этой потехи, прислал губернатору депешу (послание, письмо), где предупреждал, что Санчо хотят отравить. Так что не стоит ему дотрагиваться до вкусных блюд: а вдруг в них яд?

Санчо закусил хлебом и виноградом и отправился обозревать свои владения. В одной из харчевен ему удалось сытно поужинать бараниной с луком и телячьими ножками. Уснул он не голодным, но крайне недовольным своей новой должностью. Он мечтает отделаться от надоедливо го доктора и от его предписаний.

Ночью его поднимают с постели криками о нападении заговорщиков. На Санчо надевают неподъемные латы, в которых он не может не только воевать, но и двигаться. Он пробует шагнуть, но падает. Горят факелы, раздаются крики, через полумертвого от страха «губернатора» то и дело перепрыгивают и даже взбираются на него, как на возвышение.

В конце концов, объявляется, что над заговорщиками одержана по беда. Санчо без сил валится на кровать. Утром он отказывается от губернаторских полномочий, седлает своего любимого серого, не принимает никаких подарков. Берет для себя только краюху хлеба и немного овса для осла.

На обратной дороге Санчо и осел неожиданно упали в очень глубокую яму. Скорее, это был сухой колодец со стенами, облицованными камнем. Внизу находился разветвленный лабиринт.

Осел жалобно ревет, Санчо тоже издает вопли отчаяния. Поблуждай по лабиринту, осел и его хозяин добираются до небольшой расщелины, в которую пробивается свет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]