Главные герои
Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.
Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).
Правдин — постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.
Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.
Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.
Скотинин — родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 5.
Правдин говорит Стародуму, что может взять под опеку дом и имение Простаковой при «первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Стародум отвечает: «…угнетать рабством себе подобных беззаконно». Он положительно отзывается о б управлении государя, который «стремится возвысить души своих подданных», называет его «премудрым». «Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!», ведь сколько льстецов его окружает.
Резко высказывается Стародум о льстеце, называя его «тварью», «ночным вором», «который сперва свечу погасит, а потом красть станет».
«…люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми» . Он говорит о государе, что тот «милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».
Далее Стародум говорит о большой роди воспитания, о том, что не будет толку от таких, как Митрофан: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?»
Нельзя забывать о главном при обучении – о благонравии. «…наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.»
Вдруг они слышат шум. Это Софья при помощи Милона еле вырвалась из рук Еремеевны, которая вела её к карете. Софью тайно хотели обвенчать с Митрофаном.
Правдин с возмущением говорит, что представит в суд требование наказать Простакову как нарушительницу гражданского спокойствия. Митрофан, Простаков, Простаков – все кидаются в колени, просят прощения.
Входит Скотинин, с удивлением смотрит, как все его родственники стоят на коленях.
Простакова говорит: «…повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня.»
Софья прощает всех: «Я мое оскорбление забываю.».
Простакова прости прощения у Стародума, говоря, что она не ангел. На что от отвечает: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом». Он тоже прощает.
Поняв, что её простили, Простакова в ярости хочет наказать всех своих людей, что сорвали венчание: «Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки».
На вопрос Правдина о том, за что Простакова хочет наказать людей, та отвечает : «Разве я не властна и в своих людях?» Её поддерживает Скотинин: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?».
Правдин говорит: «…тиранствовать никто не волен». Он сообщает о том, что ему велено взять под опеку государства дом и деревни Простаковой.
Скотинин решил тихонько убраться «подобру-поздорову».
Простакова просит дать ей время разобраться с делами. Так она на рассчиталась с учителями. Правдин велит позвать всех учителей. Стародум узнаёт Вральмана, который когда-служил кучером у его отца. Все удивлены. Вральман рассказал, что не мог найти работы в Москве. Пришлось устроиться учителем.
Кутейкин просит заплатить ему за полгода- столько ему не платили.
Цыфиркин не просит ничего, так как ничему не смог научить Митрофана: «…по-пустому не бирал и не возьму». Стародум, Милон и Правдин дают из своих кошельков деньги Цыфиркину. Стародум называет его «добрым человеком». На вопрос Цыфиркина, за что дают ему деньги, Правдин отвечает: «За то, что ты не походишь на Кутейкина».
Кутейкина просят прийти на другой день за деньгами к Простаковой. А Вральмана взял к себе кучером Стародум.
Софья, Милон, Стародум прощаются.
Простакова говорит сну, что тот один у неё остался. Митрофан отвечает ей грубо: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Мать от неблагодарности сына падает в обморок.
Правдин с осуждением говорит Митрофану: «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.»
Стародум говорит, что Митрофану нужно служить. Тот отвечает: «По мне, куда велят».
Очнувшись, Просткова говорит в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Пьеса заканчивается словам Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
Конец.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Другие персонажи
Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
Еремеевна — няня Митрофана.
Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) — учителя Митрофана.
Тришка — портной, слуга Простакова.
Краткое содержание
Действие 1
Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.
Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.
Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.
Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.
Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.
Действие 2
Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.
По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына. Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.
Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.
Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.
Действие 3
Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.
Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог. В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.
Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.
Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.
Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.
Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.
Действие 4
Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.
Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.
Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.
Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.
Действие 5
Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.
Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.
Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».
Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизин
Действие I
Явление 1
Сын госпожи Простаковой, Митрофан, примеряет сшитый кафтан. Оказывается, он ему тесен, за что ругают портного Трифона.
Явление 2
Мать возмущается, что Трифон не учел крупной комплекции Митрофана. Тришка оправдывается тем, что он самоучка и много не знает в портновском деле. Простакова уверена, что сшить кафтан можно и без обучения.
Явление 3
Приходит глава семейства. Жена спрашивает мнения мужа о сшитом кафтане, тот робко утверждает, что размер слишком большой. Простакова пеняет мужу за то, что он видит все наоборот и не имеет собственного мнения. Муж покорно соглашается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Простакова требует наказать портного за плохую работу.
Явление 4
Брат Простаковой, Скотинин, откладывает наказание, чтоб не портить сегодняшний праздник сватовства. Кормилица Еремеевна переживает о здоровье Митрофана, который плохо себя чувствовал после ужина и всю ночь. Сын жалуется матери, что ему снилась «всякая дрянь»: мать так усердно колотила отца, что устала.
И поскольку дитю не здоровится, ему позволено погулять вместо учебы.
Явление 5
Все ожидают появления Софьи, которая находится под опекой Простаковых. Поскольку она сирота, а от ее дяди давно нет вестей, решено выдать девушку замуж за Скотинина.
Тарас Скотинин хвалится, что не боится убытков и легко возмещает их за счет своих крестьян, сдирая с них гигантский оброк.
Он рассказывает и о причине интереса к женитьбе: ему нравится не Софья и не ее имущество, а большое поголовье свиней. Выясняется, что и Митрофан, по примеру дяди, большой почитатель свинок.
Явление 6
Софья приносит радостную для нее весть: ее дядя Стародум находится в добром здравии и прислал письмо. Простакова возмущена до глубины души: она уверена, что дядя умер, а письмо прислано от офицера, который делал предложение Софье.
Софья предлагает Простаковой самой прочитать письмо, но та неграмотна, да и муж ее читать не привык. Зовут Митрофана, которого вот уже 4 года чему-то учат.
Явление 7
С визитом приходит чиновник Правдин. Простакова просит его прочитать письмо вслух. Узнав, что дядюшка жив и собирается сделать Софью наследницей приличного состояния, Простакова сразу меняет тон. Теперь она мечтает женить на девушке своего сына, а не брата. С притворной ласковостью она уводит Софью поговорить.
Явление 8
Слуга приносит Простакову тревожную новость: в деревне разместились военные, они могут разорить ее. Простаков уходит, чтоб уладить дела, Скотинин идет к свинкам.
Действие II
Явление 1
Солдаты разместились в деревне под руководством офицера Милона. С ним беседует давний приятель Правдин, назначенный проверяющим от наместничества. Выясняется, что Милон торопится в Москву, чтоб узнать о своей любимой. Офицер переживает, что девушку забрали к себе недостойные люди, которые ее тиранят и обкрадывают. Правдин сообщает, что видел подобное в одной из семей.
Явление 2
Внезапно появляется Софья, это и есть возлюбленная Милона. Молодые люди радуются встрече, но девушка жалуется на опекунов. Раньше с ней были просто грубы, теперь Простакова изменила отношение:
«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
Милону кажется, что у него появился соперник, но Софья успокаивает его: Митрофан вообще не годится в женихи.
Явление 3
Скотинин, проходя мимо, присоединяется к разговору. Милон узнает, что он претендует на руку Софьи и готов позаботиться о жене так же хорошо, как о своих свинках. Всех возмущает это «скотское сравнение».
Правдин сообщает Скотинину, что Софью планируют выдать замуж за Митрофана.
Явление 4
Скотинин в воинственном настроении идет разбираться с племянником.
Митрофан прямо говорит, что давно думает о женитьбе. Скотинин кидается на соперника, Правдин и Еремеевна его останавливают.
Явление 5
Приходят родители Митрофана. Простакова благодарит Милона за примерное поведение его солдат и ругает мужа, из-за мягкости которого нет порядка в хозяйстве. Женщина рассчитывает понравиться дядюшке Софьи, когда тот приедет в гости. Правдин уверен, что этот прямодушный человек сделает правильные выводы: «Отроду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».
К Митрофану приходят учителя. Оказывается, один из них бывший солдат, а другой учился на священника. Все уходят, не желая мешать занятиям.
Явление 6
Еремеевна рассказывает Простаковой про стычку между племянником и дядей. Та ругает кормилицу за то, что она плохо защищает дитя.
Женщина плачет от несправедливости: даже прослужив сорок лет, она не заслужила хорошего отношения хозяйки.
Действие III
Явление 1
Приезжает Стародум, торопясь выручить свою племянницу. Правдин встречает его как друга. Стародум рассказывает, что отец дал ему лучшее воспитание петровских времен, когда «не умели еще чужим умом набивать пустую голову». А главным было правило: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Стародум рассказал про свой печальный опыт на военной службе и при дворе. Отовсюду он вынужден был уволиться, чтоб сберечь сердце и душу. Правдин грустит: такие люди могли бы исцелить больное общество, но вынуждены отходить от дел.
Явление 2
Входит Софья и сразу узнает дядю. Они рады воссоединению семьи. Стародум обещает защитить девушку от поползновений опекунов. Он объясняет Софье, почему долго отсутствовал – нужно было заработать капитал честным способом.
Явление 3
Простакова дерется с братом из-за Софьи, а Милон пытается их разнять. Стародум, видя это, смеется, чем очень злит хозяйку дома. Она хамит Стародуму, а когда тот представляется, моментально становится любезной и зовет прислугу, чтоб организовать встречу.
Явление 4
Вместо заболевшей служанки приходит Еремеевна, что опять злит Простакову. Она ругает их обеих, а Стародум просит не беспокоиться из-за его приезда.
Явление 5
Семейство Простаковых знакомится со Стародумом, поражая его фамильярностью. Стародум объявляет, что завтра же увозит Софью в Москву, чтоб выдать замуж. Это новость всех будоражит, но дядя обещает племяннице, что выбор жениха будет за ней.
Простакова рассказывает о своих родителях и учебе сына, хотя Скотинины всегда были против «басурманского просвещения». Простакова предлагает Стародуму после отдыха оценить образованность Митрофана.
Явление 6
Оставшись одни, учителя рассуждают, как тяжело учить бездарного боярского сына, который не хочет учиться.
Явление 7
Простакова просит сына поучиться для вида. Тот соглашается, получив обещание, что его как можно быстрее женят. Митрофан по-прежнему не умеет толком считать и писать, но никого в семье это не расстраивает.
Явление 8
Входит Вральман и начинает на ломаном русском убеждать Простакову, что Митрофану вредно столько учиться. Важно найти подходящую компанию, а с умниками лучше не связываться. Мать и сын согласны, поэтому занятия быстро заканчивают.
Вральман, рассказывая о жизни в Петербурге, проговаривается, что был кучером и сидел на козлах, но ловко выкручивается.
Явление 9
После ухода господ учителя ругают Вральмана: он ничему не учит, только зря получает кров и жалованье. Ссора чуть не заканчивается дракой.
Действие IV
Явление 1
Софья поджидает дядю, чтоб поговорить после долгой разлуки.
Явление 2
Стародум и Софья беседуют о том, что составляет счастье человека. Оба сходятся во мнении, что человек любого сословия должен стремиться к добродетели, служить отечеству или обществу, сохранять благонравие и развивать ум, душу и сердце. Оба считают богатством и знатностью количество пользы и помощи людям.
Стародум наставляет племянницу для того, что злые люди не сбили ее с пути совершенствования. Софья полностью разделяет ценности дяди и благодарит за участие в ее жизни.
Явление 3
Приносят письмо из Москвы для Стародума. Племянница идет за очками.
Явление 4
Письмо от давнего друга Стародума, который рассказывает о претенденте на руку Софьи – Милоне. У молодого человека прекрасные рекомендации от уважаемых людей.
Явление 5
Софья приносит дядюшке очки, и тот сразу говорит ей о теме письма. Обсуждение замужества смущает девушку, но она готова чистосердечно рассказать дяде о своем сердечном выборе.
Явление 6
Правдин представляет Стародуму офицера, о котором он только что читал письмо. Стародум расспрашивает Милона о службе и о том, в чем он видит свой долг. Милон рассуждает как достойный, справедливый, честный человек:
«И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».
Офицер просит руки Софьи, девушка также признается в чувствах к Милону. Дядя с радостью благословляет молодых на брак, видя, что они достойны друг друга.
Явление 7
Скотинин просит руки Софьи у дядюшки. Он уверен, что тот легко согласится отдать племянницу за него. Стародум немного подыгрывает Скотинину, хотя его смешит такой поворот дел. Скотинин показывает себя как ограниченный и грубый человек, но в итоге думает, что дело почти решено.
Явление 8
У Простаковых тоже есть жених для Софьи, они торопятся представить сына Стародуму. Тот готов проверить, каких вершин достиг Митрофан в науках. Оказывается, что жених не имеет даже простейших знаний из математики, грамматики, а о географии и не слыхал. Стародум иронично «хвалит» юношу. Скотинин и Простаковы уверяют, что в обучении нет необходимости: у них в роду и так умеют увидеть выгоду и урвать свое.
А если Митрофан будет слишком умным, его назначат на важную ответственную должность, и ему придется трудиться до конца дней, а ведь покой важнее всего.
Правдин и Милон прощаются до завтра.
Явление 9
Все ждут решения о замужестве Софьи, но Стародум отказывает обоим женихам. Он объясняет, что девушка уже помолвлена.
Простакова хочет встать пораньше, до отъезда Софьи, и настоять на женитьбе с ее сыном.
Действие V
Явление 1
Утро отъезда. Правдин рассказывает Стародуму об указе, данном ему наместничеством. Он должен взять под опеку деревни Простаковых в случае превышения ими полномочий власти.
Друзья рассуждают о важности влияния государя на подданных и величине его ответственности. Стародум высказывает пожелание, чтобы дворянство получало образование с хорошими и плохими поучительными примерами, чтобы люди закалялись нравственно. Нынешний уровень невежества ужасает его.
Явление 2
Слышится странный шум, Стародум бросается туда. Выяснилось, что Милон успел предотвратить похищение Софьи, которую хотели насильно венчать с Митрофаном. Простакова ругает слуг, которые не смогли завершить дело.
Явление 3
Правдин, став свидетелем преступления, должен принять меры против произвола Простаковой. Он готов «требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».
Все Простаковы бросаются в ноги Правдину и умоляют их пощадить.
Явление 4
Стародум и Софья проявляют милосердие и прощают Простакову. Почувствовав, что опасность отступила, она тут же стала угрожать расправой своим слугам. В ответ на это Правдин зачитывает злодейке указ о передаче опеки над ее людьми и деревнями. Скотинин тут же сбегает, чтоб наказание не коснулось и его.
Явление 5
Простакова просит отсрочки или отмены указа, но Правдин неумолим. Теперь власть в доме в его руках, и он готов навести порядок. Прежде всего –
доплатить жалованье учителям. Стародум же уверен, что скоро Простакова оценит плюсы своего положения.
Явление 6
Слуг решено распустить.
Стародум с удивлением узнает, что его бывший кучер служил у Простаковых учителем. Кутейкин требует оплаты, а вот Цифиркин не хочет ее брать, так как ученик ничему не выучился. За честность Правдин щедро награждает его. Вральман просит Стародума снова взять его на службу.
Явление 7
Стародум с племянницей готов к отъезду. Вральман на козлах экипажа.
Явление последнее
Все прощаются пред отъездом. Опозоренная Простакова тянется к сыну, но тот грубо отстраняется от нее. Женщина от потрясения падает в обморок. Правдин сурово отчитывает Митрофана и решает отправить его на военную службу, тот не возражает.
Очнувшись, Простакова рыдает: она потеряла и сына, и власть, и уважение.