Основные мотивы лирики Некрасова
Уникальный дар Некрасова помог ему донести свои лирические настроения до читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.
Об авторе
Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.
Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже – «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности.
Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты.
Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.
Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.
Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.
Родина в творчестве поэта
Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.
Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.
Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.
Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.
Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.
Несчастные крестьяне
Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.
В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.
Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.
Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.
Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей – это великое дело всех, кто любит.
Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.
Вдохновение
Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей.
Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения.
Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.
Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.
Женские мотивы лирики Некрасова
Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова – один из главных в произведениях поэта.
Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.
Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.
Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.
Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.
В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.
Светлый образ матери
Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.
Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.
Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая – это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.
Любовная лирика
Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.
Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.
Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.
Многие идеи для своих произведений Некрасов почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.
Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.
Гражданская лирика Некрасова
Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.
Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.
Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный – это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.
Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.
Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:
- Шевченко;
- Добролюбова;
- Белинского.
Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.
Источник: https://FB.ru/article/169373/osnovnyie-motivyi-liriki-nekrasova
Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова
Содержание
Плач детей Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей? «В золотую пору малолетства Всё живое счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим — вертим — вертим! Колесо чугунное вертится, И гудит, и ветром обдает, Голова пылает и кружится, Сердце бьется, всё кругом идет: Красный нос безжалостной старухи, Что за нами смотрит сквозь очки, По стенам гуляющие мухи, Стены, окна, двери, потолки,- Всё и все! Впадая в исступленье, Начинаем громко мы кричать: — Погоди, ужасное круженье! Дай нам память слабую собрать!- Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри — проклятое вертится, Хоть умри — гудит — гудит — гудит! Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать. Нам домой скорей бы воротиться,- Но зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Там, припав усталой головою К груди бледной матери своей, Зарыдав над ней и над собою, Разорвем на части сердце ей…» |
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе: Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее могла служить бы лира?.. Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу… герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа: Ты проснешься ль, исполненный сил? Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя…”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека. Умру я скоро… Жалкое наследство, О родина, оставлю я тебе… Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой. Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.
Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение
Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.
Темы и мотивы лирики Некрасова
Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы.
Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную.
Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.
Тема народа в лирике Некрасова
Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа.
Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей.
Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться.
Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.
Родина в лирике Некрасова
Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом.
Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству.
Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.
Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.
Источник: https://sochinyshka.ru/lirika-nekrasova-osnovnye-temy-i-motivy-sochinenie.html
Основные мотивы поэзии н а некрасова. Основные темы и мотивы лирики Некрасова
Ботаника
Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.
Темы и мотивы лирики Некрасова
Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.
Тема народа в лирике Некрасова
Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.
Litra.ru
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной…», «Вчерашний день, часу в шестом…»
Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:
Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:
Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники».
У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.
Стихотворение написано в форме диалога — спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:
Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Что же такое — гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе:
Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:
Стихотворение «Элегия» достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темыОбъять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.
С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему.
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.
Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило.
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.
В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:
Узы дружбы, союзов сердечных
Все порвалось, мне с детства судьба
Посылала врагов долговечных,
А друзей уносила борьба!
Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
Белинский был особенно любим…
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
Учил ты жить для славы для свободы.
Но более учил ты умирать…
Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:
Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой
Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
Сокровища душевной красоты
Совмещены были благодатно.
Н. А. Некрасов говорит, что
Когда б таких людей
Ты иногда б не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:
Как женщину, ты родину любил…
Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов явился «поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития» (Плеханов), откликнувшимся на самые злободневные вопросы дореформенной и пореформенной России, главным из которых был вопрос о путях освобождения крестьян от крепостной зависимости. Некрасов явился истинно народным поэтом, писавшим о народе, для народа, от имени народа. Любовью к народу пронизано все его творчество.
В поэзии Некрасова народ и родина — два неразделимых понятия, два образа, слитых воедино. Неслучайно одно из первых его стихотворений так и называется — «Родина» (1846). В стихотворении выражена ненависть к дворянскому усадебному быту, знакомые места не вызывают у поэта прилива нежных чувств, его сердце не переполняется любовью. При воспоминании о днях юности его грудь стесняют «злоба и хандра», потому что в памяти возникают картины «бесплодной и пустой» жизни отцов:
Разврата грязного и мелкого тиранства, Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью послушных барских псов.
Лишь образы несчастной матери, которая «жребии свои несла в молчании рабы», «отданная навеки угрюмому невежде», да сестры, разделившей «и горе, и позор судьбы ее ужасной», вызывают чувства любви и тоски.
Как автобиографическое воспринимается и другое стихотворение Некрасова — «На Волге». Переживания его лирического героя в значительной степени отразили реальные впечатления автора. В нем еще ярче прозвучали гневные и восторженные ноты некрасовской поэзии.
Величественная русская река ассоциируется у поэта с родиной, с Русью. Каждый раз после разлуки с Волгой (где прошли детские и юношеские годы поэта) его сердце переполняется любовью, поэт не может не высказать своих трепетных чувств:
О Волга!., колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!
В Основные мотивовы лирики Н. А. Некрасова
входила и великая русская река Волга — «благословенная река, кормилица народа». Но никогда не изгладятся из памяти поэта картины, увиденные в детстве: рабский, изнурительный труд бурлаков, «лохмотья жалкой нищеты, изнеможденные черты»: О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) — это размышления поэта о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. С сочувствием изображается поэтом народ: «Где народ, там и стон…» — и с гневным возмущением — полное равнодушие вельможи, не любящего «оборванной черни»:
Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает…
Верой в могучие силы народа проникнуто стихотворение Некрасова «Железная дорога» (1864). Автор изображает непосильный труд рабочего люда, согнанного голодом из своих деревень на строительство железной дороги. Печаль, негодование и восхищение — вот основные чувства, воплощенные в этом стихотворении поэтом.
Печаль по поводу тягостного положения народа, негодование не только против угнетателей, но и против долготерпения, покорности народа — вот что волнует автора. И в то же время восхищение русским народом, способным вынести любые испытания. Поэт верит в будущее России, но сожалеет, что сам уже не увидит этого времени;
Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.
В стихотворении «Элегия» (1874) Некрасов также говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии:
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Наиболее полно авторская позиция по вопросу о назначении поэта и поэзии представлена в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856), написанном в форме диалога, но не как столкновение двух противников, а, наоборот, в форме взаимного поиска истинного ответа на вопрос о роли поэта и. назначении поэзии в общественной жизни.
Видимо, поэтому в споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения. А главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом стихотворении, звучит как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Сопоставление это неожиданно, но не случайно. Два образа — истязаемой крестьянки и музы — сливаются в один, и он становится для Некрасова постоянным.
Правдиво и глубоко изображает поэт судьбу простой русской женщины в стихотворении «Тройка» (1846), ее горькую участь и тяжкие испытания, выпавшие на ее долю:
И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Поэзия Некрасова отразила все богатство и лучшие качества русского народа: его мудрость, культуру, особенности характера, нравственные силы, духовное богатство, а также глубокое чувство любви к родине, к своей земле, к природе.
Яркость красок, романтические Мотивы лирики
, связь природы с жизнью крестьянина, его трудом, надеждами, мечтами — характерные особенности картин русской природы в поэзии Некрасова.
Поэт не перестает восхищаться простором своей Родины, богатством ее природы: Чуть не полмира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная! Много у нас и лесов, и полей, Много в отечестве пашен, зверей! В поэме «Кому на Руси жить хорошо» картины природы усиливают, подчеркивают душевное состояние героев — тоску или радость, тревогу, душевный подъем и т. д.
Таким образом, более чем за тридцать лет творческой деятельности Некрасов внес достойный вклад в развитие русской поэзии. С его именем в умах многих поколений читателей связывается целая эпоха в русской литературе. С его именем вошло в литературу что-то особенное, что не устарело с годами, а развивалось и углублялось. Это особое чувство народности и гражданственности, новые поэтические открытия, нашедшие отражение в поэзии Блока и других поэтов XX века.
https://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx(Все стихи)
https://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ Кому на руси жить хорошо
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
1.Тема о назначении поэзии
— одна из основных в лирике Некрасова.Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении
«Поэт и гражданин»
Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам «не имущих хлеба».
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденность, за любовь…
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром — дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
В нем — драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошлаМуза Некрасова
— сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа
(«Вчерашний день, часу в шестом…»).
Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
2. Тема народа и женской судьбы
традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».
Стихотворение «Тройка»
написано в излюбленном для Некрасова
жанре песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». Стихотворение
«Родина»
открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь.
3.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова
.
Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности».
Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике
«Мечты и звуки»,
где
отразилось постепенное изменение его идейных творческих представлений…
В стихотворении«Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало:
обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу… герой»).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…»). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая«покаянная лирика» — «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя…»
, именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро… Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе…
Особое место в «покаянной лирике» занимаеттема нравственного идеала
, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России
(«На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»)
. Народный заступник — страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
Узкий круг лирической тематики он дополнил
новой темой-
социальной.
Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков — вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова..
Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной стало стихотворение «Еду ли ночью по улице темной»
(1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов:
«В дороге». «Перед дождем», «Тройка», «Родина», «Псовая охота», маленький цикл «На улице», «Несжатая полоса». «Маша». «Тяжелый крест достался ей на долю», » В больнице».
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме
«Рыцарь на час»
(1862), особенно в знаменитых строках: «От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви,» — обращается поэт к матери.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм
. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» — про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой стороною медаль крестьянского детства.
Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).
В «Размышлениях…» конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип — революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
«
В стихотворении
«Памяти Белинского
» поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья «наивная и страстная душа» стремилась «к одной высокой цели». Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, «упорствуя, волнуясь и спеша», а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.
Ты нас любил, ты дружеству был верен —
И мы тебя почтили в добрый час!