Философская лирика в узком и широком значении
Понятие «философская лирика» объединяет две категории стихотворений.
Во-первых, сюда включается любая поэзия, затрагивающая метафизические темы: жизнь, смерть, смысл бытия, взаимоотношения с Богом, сущность мироздания, высшая цель человечества. На рубеже ХIХ – ХХ веков преобладающим было именно такое понимание философской лирики.
Философская составляющая присутствовала в творчестве многих знаковых поэтов эпохи. В этом смысле к поэтам-философам можно отнести Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.
Философская лирика А.С. Пушкина конца 1820-х–1830-х гг
(см. также «Стихи Пушкина, которые легко учатся»)
Во-вторых, речь идет о собственно философской лирике. В широком понимании философская лирика – это совокупность произведений, в которых любая мысль закончена и самодостаточна, а выстроенная автором система взглядов подчинена определенной концепции.
Философская лирика не ограничивается только содержанием. В ней выражается особый склад мышления поэта, в согласии с которым ведется художественный поиск.
Сочинение Философская лирика А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество. Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока. Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей: Смертный, век твой привиденье: Счастье резвое лови; Наслаждайся, наслаждайся; Чаще кубок наливай; Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай! Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта: До капли наслажденье пей, Живи беспечен, равнодушен! Мгновенью жизни будь послушен, Будь молод в юности твоей! (“Стансы Толстому”, 1819) Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта: Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья, — так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана. Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности: Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые — Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я,- пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820). К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели. В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца. Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней, И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей. Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели: Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения. Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”. Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает: Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833) Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный. Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, — пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835). Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков. Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.
Ключевые черты философской лирики
Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:
- наличие философского замысла, продуманной концепции;
- размышления о соотношении идеального и материального, духовного и чувственного, вечного и бренного, божественного и земного;
- некоторая догматичность и категоричность мысли;
- монументальность;
- однозначность мысли, часто – поучительность;
- главенство мысли над чувством;
- размытость лирического героя, его слияние с человечеством в целом;
- обобщенный психологизм;
- расширение временных рамок до вечности, а границ пространства до вселенной;
- заданность круга тем и жанра (например, ода, послание).
Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.
Темы философской лирики
Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.
Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.
В творчестве поэтов-философов ХIХ века главенствовали следующие темы:
- столкновение пространства и времени, их «стыки», переходы, изломы; двойственность бытия;
- взаимосвязь человека и природы;
- отрицание современного общества;
- предчувствие грядущих трагедий, переворотов, катастроф;
- антииндивидуализм;
- бытие отдельного человека и целого мира.
Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.
Философская лирика Пушкина
Философская лирика А. С. Пушкина
Русская поэзия знает немало поэтов-философов со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции. Философия Пушкина – это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские темы добра и зла, жизни и смерти, мига и вечности, времени, памяти и тема человека.
В ранний лицейский период Пушкин смотрел на жизнь оптимистически. Жизнь представлялась ему радостным праздником и веселым пиром, на который призваны он и его друзья. Поэтому в стихотворениях этого периода появляются анакреонтические и эпикурейские мотивы. Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином – вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» говорится, что «жизнь, увы, не вечный дар», поэтому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение, стремиться украсть у скупого времени хотя бы несколько минут. В послании к «Князю А. М. Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Амура» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придет к завершению, вступить в мрачный челн Харона из объятий возлюбленной. Таково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.
Но пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости, Пушкин изменил свое отношение к жизни. В стихах этого периода появляются вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В стихотворении 1928 года «Дар напрасный, дар случайный…» поэт задает вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?» В этом стихотворении поэт осознает, что жизнь наполнена страданиями и сомнениями и у нее нет цели.
В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» человеческая жизнь с ее суетой уподобляется беготне мышей, в ней отсутствует всякий смысл. Мудрые богини судьбы парки, от которых зависит жизнь человека, здесь представлены как бессмысленно бормочущие обычные деревенские бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные ответы на вопросы о смысле человеческого существования получить не удается.
В отличие от стихов лицейского периода, в зрелом возрасте смерть не кажется Пушкину чем-то легким. Осознав трагическую неизбежность ухода из жизни, поэт, однако, не отчаивается, потому что в своем сознании он находит силы принять эту неизбежность и смириться перед ней как перед законом судьбы. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» он размышляет о приближении последнего часа и о том, что рано или поздно все, живущие на этой земле, сойдут под вечные своды. Пушкин понимает, что ему придется уступить место другому («мне время тлеть, тебе цвести») и что наступит момент, когда его не будет на земле, а жизнь будет продолжаться и природа также будет сиять своею вечную красой.
Мудрое приятие жизни со всеми ее противоречиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «…Вновь я посетил…» поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и настоящее. Здесь поэт осознает себя звеном в единой цепи поколений. В конце стихотворения поэт выражает уверенность, что его внук, возвращаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нем.
На протяжении всей жизни и творчества Пушкину было свойственно радостное, жизнеутверждающее, оптимистическое отношение к жизни. Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» поэт мудро советует не печалиться и не сердиться в день уныния, но твердо верить, что «все мгновенно, все пройдет…», что день веселья и счастья непременно настанет. В стихотворении «Чем чаще празднует Лицей…» Пушкин понимает, что житейские испытания, которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их возмужанию и духовному росту. Он утешает своих друзей и вселяет в них надежду встретиться вновь и обнять друг друга.
Для пушкинского восприятия жизни свойственно стремление к гармонии с окружающим миром, природой. Он не чувствует себя изолированным от того, что происходит вокруг него. В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет о том, как чередование времен года влияет на духовное, душевное и даже физическое состояние человека. Он отмечает, что его любимое время года, когда он вновь расцветает, – это осень. Именно осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъем.
Один из философских вопросов – восприятие человеком времени – нашел свое воплощение в стихотворении «Телега жизни». Здесь человеческая жизнь уподобляется езде в телеге, а время – ямщик, погоняющий лошадей. Утро, полдень и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив и ему наивно кажется, что он погоняет лошадей, то есть управляет событиями. В зрелости у него «нет уж той отваги» и уверенности, а в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его везут, не претендуя на то, чтобы держать бразды правления в своих руках.
В стихотворении 1836 года «Была пора: наш праздник молодой…» отражено восприятие жизни в ее разные периоды. В пору юности поэт и его друзья – беспечные невежды, они жили «и легче, и смелей». Однако с годами они переменились, и их отношение к жизни стало более серьезным и строгим, – «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размышляет об отношении личности и истории. История здесь предстает как стихийная сила, противостоящая воле и желаниям людей, но для Пушкина человек – это не щепка в водовороте исторических событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой.
Пушкин-человек смирился перед неизбежностью смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» он говорит о том, что не умрет в памяти русских людей, что его душа, воплощенная в стихах, избежит тления и что слава о нем не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.
Субъект философской лирики
Стремление философской поэзии к всеобщности и универсальности качественно меняет и субъект сознания в стихотворении. Происходит ряд трансформаций с фигурой лирического героя:
- Авторское сознание выражается в первую очередь через обобщенные и внеличные формы.
- Образ лирического героя отходит на второй план либо исчезает вовсе, так как он мало подходит для выражения отвлеченных идей.
- Вместо лирического героя субъектами становятся «ты», «мы», «вы» в значении «всякий», «каждый», «любой». То есть субъект сознания выражает всеобщее чувство:
Два чувства дивно близки нам
,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А. С. Пушкин)
Как мало в этой жизни надо
Нам
, детям, – и тебе и мне.
(А. А. Блок)
- Часто носитель сознания в произведении не называется совсем, а всё внимание сосредоточивается на объекте. В таком случае говорят о «поэтическом мире автора».
Сочинение на тему: Философские мотивы лирики А.С. Пушкина
Сочинение. Философские мотивы лирики А.С. Пушкина
Плывет. Куда ж нам плыть?. А. С. Пушкин Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью, не надо путать это слово с легковесностью. Пушкин настолько гениален, что во всем чувствует меру. Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания. Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но почему-то не мечтает о будущем. Что это? Гениальное предчувствие близкой кончины или понимание, что все самое прекрасное и светлое уже свершилось в его жизни. Очень показательно для этого периода стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. Но в сей толпе суровой Один меня влечет всех больше. С думой новой Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу С него моих очей. Чем долее гляжу. Тем более томим я грустию тяжелой. О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле тебе чужой. Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось, что беды и несчастья нашествия Наполеона нар0-5 пытается объяснить неумелым командованием чужака — Бар#’ лая. Автор понимает ошибочность суждений простых людей ей что восстановлена справедливость, отдана дань памяти T,ATTTIV честно служившему России. *°3 * люди! Жалкий род, достойный слез и смеха.’ жрецы минутного, поклонники успеха! как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, „ цец высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! Не о себе ли тут рассуждает автор, и его не всегда понимали воеменники. Не всякому дано оценить масштаб личности жи-vinero рядом гения. Хотя Пушкина при жизни называли «солнцем русской поэзии», но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень-то счастливого и благополучного художника. А Пушкин, он ведь был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой и страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих. Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив молодостью, окружен друзьями, и это в первую очередь лицейские годы. В стихотворении «Осень» звучит тот же мотив-воспоминание о «золотом времени», о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение. Я с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн… Да, поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним. Стихотворение «Предчувствие» полно намеков, полутонов и евысказанного чувства, а подошел «предел» и надо уходить. Ни отому ли ангел просит простить его, что так рано пришел за ДУШОЙ лирического героя: пгел кроткий, безмятежный, цхо молви мне: прости, печалься: взор свой нежный Подыми иль опусти; » твое воспоминанье Заменит душе моей Силу, гордость, упованье И отвагу юных дней. Философской лирике Пушкина свойственно рассуждец^ бренности жизни, несвоевременности ухода человека в мир Й1} о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без ?0 коротком и не всегда безмятежном пути. Вообще тема д0р01>) очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении «Зцъ няя дорога» слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни д. бесконечные просторы России, навевающие тоску: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне… Стихотворение «Бесы» шире и глубже трактует эту же тему, Дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение «Элегия» полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни. Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Во многих стихотворениях А. С. Пушкин обращается к ч1 тателю от первого лица, поэтому произведение воспринимаете 80 написанное только для читающего, непосредственно для о и в данное время. Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика на будит в человеке самые возвышенные чувства, делает лучше, добрее, что в конечном итоге является главной за-6 ей и целью творчества почти каждого художника. Сам А. С. Пуш-^ тоже ставил себе в заслугу то, что «чувства добрые он лирой пробуждал».
novstudent.ru | 22.10.2012