«ТЕМА СТАРАЯ “СТРАДАНИЯ НАРОДА”»: ИЗУЧЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА «В ДОРОГЕ» Х КЛАСС


3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 56.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 56.

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым, когда он находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии. Краткий анализ “В дороге” по плану поможет их увидеть. Использовав его на уроке литературы в 10 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.
История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову было двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – это сюжетное стихотворение, его основу составляет рассказ ямщика, обрамлённый зачином и концовкой (диалог барина и ямщика).

Жанр – сюжетное стихотворение на гражданскую тему.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередованием мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой: используется парная, кольцевая и перекрёстная.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте, словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришло”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Анализ стихотворения В дороге

Анализ стихотворения В дороге Некрасова

1. История создания. Стихотворение «В дороге» было написано Некрасовым в 1845 г. Оно могло появиться в результате личных наблюдений и впечатлений поэта. Ямщики часто в дороге развлекали пассажиров песнями или рассказами.

2. Жанр произведения — гражданская лирика. Стихотворение представляет собой диалог между барином и ямщиком.

3. Главная идея стихотворения заключается в том, что помещики относятся к крестьянам, как к своим личным вещам. Господская прихоть искалечила судьбу крестьянской девушки. Из Груши сделали игрушку для помещичьей дочки. Ей дали дворянское образование и воспитание, приучили к праздному образу жизни. Никто даже не задумался о том, какое будущее ждет обычную крестьянку. Помещичья дочь вышла замуж и уехала в столицу. Это стало первым ударом по непонятному положению Груши.

Вскоре умер помещик, который, вероятно, хорошо относился к девушке и позволил бы ей и дальше жить в господском доме. С приездом нового хозяина ситуация резко меняется. Молодой помещик рьяно берется за переустройство своего хозяйства с целью добиться максимального дохода. Во время ревизии крестьян он обнаруживает «бесполезную душу» — крестьянку с дворянским воспитанием. Грушу немедленно прогоняют из господского дома и возвращают в деревню. Игра хозяев закончилась.

Девушка столкнулась с грубой и тяжелой жизнью русского крестьянства, о которой она не имела ни малейшего представления. По заведенному порядку мужа для Груши выбрал сам помещик. После свадьбы девушка была обязана заниматься крестьянским хозяйством. Груша — чужеродный элемент в деревне. Она изнежена и избалована. Девушка не в состоянии приспособиться к крестьянскому образу жизни. Ей очень тяжело заниматься физическим трудом, есть грубую крестьянскую пищу, переносить жестокие насмешки односельчан. Господская «игрушка» невольно стала тяжелой обузой для ямщика. Ему нужна помощница по хозяйству, а не «барышня». Ямщик прямо говорит о жене: «Погубили ее господа». Он с уверенностью заявляет, что Груше недолго осталось жить.

4. Композиция. Стихотворение начинается с обращения барина к ямщику с просьбой рассказать какую-нибудь историю. Основная часть — грустный рассказа ямщика. Финальная строфа — восклицание барина, подводящее итог печальному рассказу.

5. Размер произведения — трехстопный анапест с чередующейся рифмовкой (перекрестная, парная, кольцевая).

6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности в произведении является использование простонародной речи. Некрасов ярко передает особенности разговора крестьянина: «слышь», «-ста», «али» и т. д. В бесхитростном монологе ямщика практически нет тропов (эпитеты «вальяжный», «лихая», «худа и бледна»; сравнения «как шальная», «как щепка»). В ответе барина («Разогнал… скуку!..») отчетливо звучит сарказм, часто использующийся Некрасовым для обличения несправедливости.

7. Основная мысль произведения — между помещиками и крестьянами лежит громадная пропасть. Первым шагом для преодоления этой пропасти должна стать отмена крепостничества. Пока этого не произошло, все попытки искусственно сделать из крестьян образованных людей обречены на неудачу. Несчастная судьба Груши (да и ее мужа тоже) — яркий пример полной противоположности крестьянского и дворянского образа жизни.

История создания

Историю в стихах, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой стихотворец показал свое произведение известному критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал эти стихи превосходными.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

История написания

История создания стихотворения берёт своё начало в 1845 году. Тогда писателю было всего 24 года, но он уже мог чётко выразить свою политическую позицию и отразить её в строках своих произведений. Стих «В дороге» описывает разговор ямщика и барина.

Когда Некрасов дописал своё произведение, то хотел узнать мнение о нём уже у состоявшихся критиков. Одним из первых стал Белинский, который расхвалил стихотворение и прозвал Николая Алексеевича «настоящим поэтом». Также своё произведение автор отдал на критику Герцену, которого тронуло оно до глубины души, и он с восхищением отозвался о творчестве поэта.

Именно это стихотворение стало переходом Некрасова на новую поэтическую ступень. В его произведениях всё реже можно было увидеть романтизм. Творец начал писать в реализме и старался затрагивать в произведениях социальные темы, которые были актуальными в то время.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, воспитывалась вместе с дочкой помещика, она обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право и барин может распоряжаться людьми по своему усмотрению, простые люди будут несчастны.

Реализм в творчестве Некрасова

Проводя анализ стихотворения Некрасова «В дороге», можно упомянуть, что по своей форме произведение может быть отнесено к ямщицким песням, однако оно также содержит в себе и элементы рассказа. Произведение построено в форме диалога между ямщиком и седоком. Оно повествует о трагической жизни женщины, выросшей в барском доме, но отправленной снова на село. Многие из стихотворений поэта достаточно реалистичны — например, таковым является произведение «Железная дорога» Некрасова. Анализ стихотворения, кратко проведенный учеником, показывает: это стихотворение также описывает несчастья простых людей. Оно будет интересно всякому заинтересовавшемуся этой непростой тематикой. Все произведения Некрасова близки к народу, страданиям простого человека, оказавшимся жертвой господского произвола.

Композиция

Стихотворение имеет зачин и концовку, а в центре находится монолог ямщика, его рассказ о жене.

Зачин – просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, выдав замуж за мужика. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной и от этого страдала и чахла.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, саркастически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд сюжете, глубоко трогает душу.

Знакомство с главной героиней

Но вернемся к главной теме данной статьи. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге», кратко проведенный учащимся, можно начать с описания начала произведения. Это реплика барина – седока. Он просит ямщика рассказать ему какую-нибудь историю, которая могла бы разогнать его скуку. И тот решает рассказать печальную историю собственной жизни. Поначалу он высказывает своему седоку жалобу на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако по мере рассказа ямщика читатель узнает о том, какая жизнь была уготована Груше. Она провела свои детские годы в барском доме, где ее учили музыке, грамоте, наукам. Однако после того, как старый барин отошел в мир иной, ее возвратили на село. Без согласия Груши ее выдали замуж, однако она никак не может привыкнуть к своей новой жизни.

Жанр

Это сюжетное стихотворение, один из первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря: он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»: несчастье образованной женщины

Груша, которая научилась наукам и чтению, уже стала жить осознанно — ее душа обладает высшими устремлениями. И страшат ее не столько физические тяготы, сколько духовная изоляция. Муж не способен разделить ее взглядов. Интересно, что заботу жены о сыне ямщик воспринимает как барский каприз: «Словно барченка, каждый день чешет…». О том, какой была повседневная крестьянская жизнь, можно судить только опосредованно. Груша, возможно, ненадолго и утешается своими заботами о сыне. Однако они приносят ей и новую боль — какая жизнь ждет его в будущем? То стремление к счастью и духовному развитию, которое было привито Груше, не может быть осуществимо в тех социальных условиях.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства.

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте (чешет, моет), словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришлось”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Средства художественной выразительности

Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году Н. Некрасов написал стихотворение «В дороге»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Артур Захарян

    7/7

  • Илья Курятников

    6/7

  • Настя Семёновна

    7/7

  • Валерия Шилкина

    7/7

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]