Билеты (вариант 6) 14. Философский и социальный смысл романа Бальзака «Шагреневая кожа».
14. Философский и социальный смысл романа Бальзака « Шагреневая кожа».
Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что «действительность в искусстве не есть действительность в жизни», и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». «Повсюду» сейчас — торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества — такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой — и Б. ее разрешает в своих романах.
Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.
Ярчайшим примером философских повестей является « Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней « миф и символ». Само французское слово Le chagrin может быть переведено как « шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя. Именно поэтому Бальзак заставил разбогатевшего банкира Тайфера, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэля де Валантена словами: « Вы наш. « Французы равны перед законом» — теперь для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчинятся законам, а законы – ему». В этих словах действительно заключена формула жизни Франции 19 века. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, Бальзак, используя условность, допустимую в философском жанре, создаёт почти фантастическую картину существования человека, ставшего слугой среди богатства, превратившегося в автомат. Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей Бальзак, например, с медицинской точностью описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулёзом. В « Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в образе которой подчеркиваются присущие обществу бездушие, самолюбование, суетность и мертвящая скука.
Одной из важнейших фигур повести является образ антиквара, в суждениях которого отражены мысли Бальзака о том, что человеческая жизнь вполне может быть определена глаголами « желать», « мочь» и « Знать». « Желать – сжигает нас, — говорит он, — а мочь – разрушает, но знать даёт нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все честолюбцы, учёные и поэты – Растиньяк, Сешар и Валантен. Состояния «мочь» достигают лишь те, кто умеет приспосабливаться к обществу, где всё продаётся и покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром и женится на наследнице миллионов. Рафаэль же получает шагрень, которая действует не хуже каторжника Вотрена. В состоянии « знать» находятся те, кто презирая чужие страдания, сумел приобрести миллионы, — это сам антиквар и Гобсек. Однако, на деле и они превратились в слуг своих сокровищ, в людей, подобных автоматам ( антиквару 102 года!). Если же они, подобно Нусинжену, вдруг оказываются одержимы желаниями, не связанными с накоплением денег ( увлечение куртизанкой Эстер), то они сами становятся фигурами, одновременно зловещими и комическими, ибо выходят из свойственной им социальной роли.
Анализ романа «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака
автор: Ekaterina 10.11.2020 8 Комментарии
статьи
В этой статье мы проанализируем роман Бальзака «Шагреневая кожа». В формате сочинения-рассуждения.
Мое любимое направление в литературе – критический реализм. Это направление 19 века имеет целостное мировоззрение, определенное отношение к действительности. Реализм XIX века раскрывает все детали общественного устройства, рассматривает все типы человеческих отношений. Писатель-реалист глубоко изучает внутренний мир человека, его пороки и желания, социальное неравенство и др.
Мое любимое произведение Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Это энциклопедия молодого, амбициозного, но бедного юношества Франции. Рафаэль де Валентен – главный герой, представитель этого юношества. Его окружают бедность и голод. В произведении так же остро встает проблема карьеры. Несмотря на огромный труд главного героя, мечта стать выдающимся журналистом не осуществляется, он ощущает свою ненужность и непризнанность в обществе. Основная причина неудач молодого Рафаэля – это конфликт со своим временем.
Несмотря на то, что роман относится к жанру реализма, в нем также есть фантастические и мистические элементы. К ним относится найденный им амулет – шагреневая кожа, которая исполняет желания, но при этом укорачивает жизнь хозяина.
Эта книга мне понравилась тем, что в ней автор широко охватывает множество проблематик и отображает дух того времени. Главная проблема молодых людей – это алчность и тщеславие. Чрезмерная расточительность не приводит ни к чему хорошему. Это ярко прослеживается, наблюдая за событиями романа. Думаю, что если бы Рафаэль вовремя остановился, не тратил бы шагреневую кожу на пустые желания, то жизнь главного героя можно было бы спасти. Автор отразил всю суть людей: когда человек оказывается между жизнью и смертью, именно в этот момент он осознает всю ценность и прелесть жизни.
Также, анализируя сюжет книги, я провожу параллели между Мефистофелем и «Шагреневой кожей», между «Бедной Лизой» и очаровательной Полиной. Полина – главная героиня, возлюбленная Рафаэля. Эта искренняя, добрая и отзывчивая девушка, которая любила и поддерживала главного героя на протяжении всего произведения. Рафаэль же слепо любил «женщину без сердца», которая не знала, на какие жертвы шел главный герой ради нее. Лишь когда Рафаэль разочаровывается и остается один, то понимает то, чего раньше не видел. Спустя долгое время, Рафаэль наконец замечает Полину, ее красоту, внешнюю и внутреннюю. После чего влюбляется и будто снова оживает.
Это произведение заставило меня переживать за Рафаэля и Полину, надеяться на шанс искупления и потенциальное счастье главного героя. Но произведение заканчивается смертью возлюбленных.
Напряжение, безнадежность, одиночество, суицидальные мысли, разочарование, ненужность, бедность, голод, боль пронизывают произведение Бальзака. В современном мире также встречаются данные проблемы и у подростков, и у более взрослых людей, поэтому они по-прежнему актуальны.
Из личного наблюдения могу привести пример: я знакома с талантливой девушкой, у которой отличные баллы по школьным предметам и творческие способности. Она мечтает поступить в Академию Штиглица, но из-за минувшего кризиса и сокращения бюджетных мест она не может поступить на желаемую специальность в самом обычном институте. Жизнь вынуждает поступать и заниматься тем, чем человек не хочет из-за плохого материального положения. Проблема одиночества и непонимания встречается еще чаще. Данное произведение заставило осознать, как важно помогать и поддерживать людей, а так же как важно ценить свою жизнь, ведь счастливой ее делают далеко не материальные вещи.
Сочинение предоставлено Александрой usan-2016.
Похожие статьи:
Мое любимое произведение – роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (сочинение-рассуждение)
Сочинение «Роль книги в жизни человека»
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:
← Предыдущая запись
Следующая запись →
«Шагреневая кожа» Бальзака – притча или портрет времени и общества?
Оноре де Бальзак задумал и почти воплотил в жизнь дерзкий замысел: написать цикл повестей и рассказов, в которых будет создана литературная модель современной ему Франции. Назвал он главное творение своей жизни «Человеческой комедией», по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Писатель надеялся, что оно станет таким же значимым для XIX века, как творение великого флорентийца для Средневековья. Антология должна была содержать 144 произведения, связанных переходными персонажами, единым стилем и проблематикой. Однако Бальзак успел написать лишь 96 из них. «Шагреневая кожа» (1831) тоже включена в этот цикл и находится в разделе «Философские этюды».
Этот роман рассматривает конфликт индивидуума с обществом, который был в центре внимания тогдашней литературы (например, у Стендаля в «Красном и черном»). Однако философия этой книги и множественность значений делают ее похожей на притчу с глубинным смыслом. «Шагреневая кожа», краткое содержание которой сводится к поистине буддийскому выводу о том, что желания убивают, несет в себе все же жизнеутверждающий посыл: счастье возможно и без «палочки-выручалочки», его можно найти в бескорыстной любви и стремлении отдавать, а не брать и владеть.
Главным героем произведения выступает Рафаэль де Валантен, обнищавший образованный аристократ. Он несколько лет влачит существование бедняка в мансарде небольшой гостиницы, не подозревая о том, что дочь хозяйки, Полина, влюблена в него. Сам он увлекся блистательной светской львицей — графиней Феодорой, и ради нее начал играть в казино, безумно тратиться на подарки, после чего для его чести остается лишь один выход – самоубийство. Так начинается роман «Шагреневая кожа».
За неимением лучших идей, герой заходит в антикварную лавку, где приобретает кусок ослиной кожи, на оборотной стороне которой на некоем восточном языке вытиснена надпись: «Когда ты завладеешь мной, я завладею тобой. Я буду исполнять твои желания, но с каждым из них я буду убывать – так же, как и твоя жизнь. А потому соразмеряй свои желания». Не поверив в действенность написанного, Рафаэль загадывает кутёж, и тут же встречает своих друзей, которые приглашают его выпить. Он обводит контуры своего талисмана чернилом и загадывает получить огромное богатство. Наутро стряпчий сообщает ему, что в Индии умер его дядя и завещал юному де Валантену все свои немалые сбережения. Рафаэль лезет в карман и достает подарок антиквара. Шагреневая кожа сжалась в размерах!
Последующее повествование разворачивается стремительно: уверовав в действенность талисмана, Рафаэль пытается отказаться от желаний. Но случайно оброненная фраза вежливости «Желаю вам счастья», влечение к любимой женщине и жажда победить в поединке быстро сводят на нет счет его дням.
Шагреневая кожа уменьшается в размерах, никакие физические опыты не могут остановить этот процесс. В конце концов герой умирает в своем роскошном доме на руках у Полины, которая любит его безо всяких чудес и талисманов.
Кажется, что все произведение – это притча о сжигающих душу желаниях, символом которых выступает шагреневая кожа. Анализ стиля романа все же показывает, что Бальзак работает в нарративном стиле и отталкивается от романтизма предшественников, писателей начала XIX века, используя очень реалистичные детали вкупе с красочной и динамичной композицией. Герой описывает историю разорения своего рода так, что всякий человек, знающий экономические и политические реалии Франции конца правления Людовика XVI, не усомнится в правдивости его слов. Искренность этого романа, несмотря на фантастический сюжет, ставит его в ряд лучших произведений классического реализма.