Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В цыганский табор, кочующий по Бессарабии, молодая цыганка Земфира ночью привела юношу. Она встретила его в степи, узнала, что «его преследует закон» и он хочет кочевать вместе с цыганами. Зовут его Алеко. Всё это Земфира рассказала своему старому отцу.
Старик сказал, что готов делить с юношей кров и хлеб, что он может кочевать с табором и избрать себе любой промысел: стать кузнецом или ходить по сёлам с ручным медведем и петь песни.
Утром табор двинулся в путь. Девушка спросила Алеко, не жалеет ли он, что бросил «людей отчизны, города». Алеко с пренебрежением отозвался о городах, где живут люди, которые за деньги торгуют своей волей и стыдятся настоящей любви. Он сказал, что желает только, чтобы делить с Земфирой «любовь, досуг и добровольное изгнание».
Старик сказал, что не всегда люди, приученные к неге, любят свободу. Он вспомнил предание о человеке, которого царь изгнал в эти края (в предании отразилась судьба римского поэта Овидия). Этот старый изгнанник тосковал по своей родине.
Алеко 2 года странствовал с цыганами, он полюбил бродячую жизнь, водил по селениям ручного медведя и пел песни. У него и Земфиры уже росла дочь. Однажды Земфира, качая дитя в люльке, спела песню о ненависти к мужу и любви к другому и затем сказала, что пела её для Алеко.
Когда Алеко уснул, он стал стонать, рыдать и звать во сне Земфиру. Старик сказал дочери, что муж ищет её и во сне, так как она для него дороже всего на свете.
Земфира призналась отцу, что не любит уже мужа, что её сердце просит воли.
Алеко проснулся и сказал, что во сне он видел «страшные мечты». Земфира посоветовала, чтобы он не верил сновидению. Алеко с горечью признался, что не верит даже её сердцу.
Старик заметил, что Алеко стал грустен, и спросил о причине грусти. Юноша ответил, что тоскует из-за того, что Земфира его не любит и неверна ему.
Старик сказал, что сердце женское любит не горестно, как Алеко, а шутя. Он рассказал, что мать Земфиры, Мариула, тоже любила его только год, а потом ушла с цыганом из другого табора, оставив мужа и маленькую дочь.
Алеко спросил, почему же он не убил их, старик ответил, что никто не в силах удержать любовь.
Земфира назначила свидание за курганом над могилой молодому цыгану. Алеко, проснувшись, увидел, что жены нет в шатре, и пошёл по её следу за дальние курганы. Увидел он там 2 тени и услышал шёпот. Цыган уговаривал Земфиру остаться ещё хоть на минуту, но она сказала, что может проснуться муж.
Алеко произнёс: «Проснулся я». Он вонзил в цыгана нож, а затем в Земфиру. Её последние слова были: «Умру любя».
Когда убитые возлюбленные были похоронены, отец Земфиры сказал Алеко, чтобы он оставил табор, так как цыгане не терзают и не казнят, ибо у них нет законов. Им будет страшно жить с Алеко — он смел и зол, а они робки и добры.
Когда табор двинулся в путь, осталась лишь одна телега, крытая старым ковром, но никто не ночевал в ней.
Эпилог
Поэт вспоминает, что встречал на юге страны мирных цыган и часто бродил с ними, слушал их песни. Он понимает, что нет счастья и среди этих вольных людей, так как «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».
Краткое содержание Пушкин Цыганы
Перед читателем простираются бескрайние степи Бессарабии. По этим степям кочует табор цыган. Вечер. Горит костер. Пасутся кони. За шатром лежит ручной медведь. Близится ночь. Почти все засыпают. Только старик не спит: он ждет свою дочь Земфиру, гуляющую в поле. Наконец Земфира возвращается, но не одна, а с юношей. Земфира объясняет отцу, что этого молодого человека встретила она на прогулке, что он хочет жить по законам цыган. Старик-отец радушен и приглашает юношу пожить в таборе, сколько тот захочет.
Наступает утро. Все просыпаются и отправляются в путь. Юноше почему-то тоскливо. Он не может понять причину грусти. Земфира пытается понять причину угнетенного состояния своего спутника. Она разговаривают. Земфира думает, что ее спутник тоскует об оставленной жизни. Но Алеко успокаивает девушку. Он говорит, что главное в его жизни – это она, Земфира.
Старик-отец слышит разговор молодых и рассказывает им предание о поэте, который был изгнан из Родины, но постоянно тосковал по ней. Алеко невольно узнает в поэте себя.
Проходит два года. Алеко кочует с цыганским табором. Он ощущает волю, чувствует единение с табором. Однажды он слышит, как Земфира поет песню, в которой речь идет об очень неприятном событии для Алеко. Оказывается, девушка его разлюбила. Алеко пытается прервать пение возлюбленной, но она упорно продолжает пение. Алеко осознает, что в их отношениях появился некто третий. Земфира, не таясь, подтверждает это.
Наступает ночь. Земфира будит своего отца и рассказывает ему о том, что Алеко во сне бредит ею. Алеко проснулся, и Земфира уходит к нему. Алеко подозревает Земфиру в измене. На что Земфира говорит, что беседовала со своим отцом. Тогда Алеко рассказывает девушке свои сны и подчеркивает, что в стране грез Земфира изменила ему. Земфира пытается убедить Алеко, что нет смысла верить во сны.
Отец Земфиры разговаривает с Алеко. Убеждает его не тосковать, потому что печаль может привести к смерти. Также он говорит о ветреной женской натуре Земфиры. Алеко непреклонен: он вспоминает «мгновения любви», проведенные с Земфирой и терзает свое сердце больше и больше.
Чтобы утешить Алеко старый цыган рассказывает историю о себе и красавице Мариуле. Что эта история любви несчастна. А плод этой страсти – Земфира. С той поры женщины для старика «умерли». Алеко не понимает, как старик мог простить измену любимой. Сам он говорит, что обязательно отомстил бы в подобной ситуации.
В это время Земфира идет на свидание.
Ночь. Алеко просыпается и не находит Земфиры рядом. Тогда он выходит на улицу и в свете звезд угадывает след Земфиры. Он идет по следу. Внезапно видит два силуэта – это Земфира и ее новый возлюбленный. Алеко захлестывает ревность, и он убивает ножом молодого цыгана. Земфира проклинает Алеко, а он убивает и ее.
Рассвет. Алеко сидит за курганом и передним «два хладных тела». В его руках окровавленный нож. Цыгане прощаются с убиенными и хоронят их. После похорон отец Земфиры просит Алеко, чтобы тот оставил их табор. Цыгане не хотят быть рядом с убийцей.
Финал поэмы: табор ушел. В поле осталась лишь одна телега. Никто не разложил ее на ночь и не развел перед ней костра.
Произведение показывает порочность эгоизма.
Оцените произведение:
- 3.85
Голосов: 107
Читать краткое содержание Цыганы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание поэмы «Цыганы» Пушкина
Цыганский табор кочует по степи. Описана их веселая жизнь, спокойный сон у колес телег, незамысловатый быт – рваные шатры, ужин на костре.
Цыган-старик ждет свою дочь Земфиру, но она возвращается не одна. Девушка приводит с собой молодого парня по имени Алеко. Она рассказывает, что юноша нарушил закон, скрывается от властей, и хочет жить в цыганском таборе.
Старик без колебаний соглашается принять Алеко в свою семью, готов делить с ним пищу и кров. Отец Земфиры говорит ему, что тот может заняться любым цыганским промыслом – ковать железо, веселить публику, петь.
Парень и девушка влюблены друг в друга. Алеко вырос в богатой семье, в обществе, которое считает порочным и лживым. Юноше по душе цыганская жизнь. Земфира удивлена, что ему не нужны большие дома, женщины в красивых нарядах. Юноша отвечает ей, что в той жизни нет любви, что ему дороже Земфира в своей простенькой одежде.
Прошло несколько лет, цыгане по-прежнему кочуют, Алеко все также нравится их вольная жизнь. Он водит медведя перед благодарной публикой, старик бьет в бубен, а его жена собирает дань. У молодой пары рождается ребенок. Земфира напевает песню, в которой странные слова. Песня рассказывается об охладевших чувствах к мужу, о любви к другому. Девушка намекает, что чувства к Алеко уже прошли. Парень не выдерживает, просит жену замолчать. Ощущая неверность своей возлюбленной, Алеко страдает, неспокойно спит. Своим ночным бредом он пугает Земфиру, и тогда она открывается отцу, что ей опостылел Алеко.
Парень очнулся от тяжелого сна. Старик спрашивает, что беспокоит его? Тот отвечает, что его больше не любит Земфира. Старый цыган разъясняет ему, что цыгане выросли среди ясного неба, на воле, что не стоит слишком серьезно воспринимать любовь. Он призывает парня не переживать по поводу изменчивости женской натуры, что невозможно заставить себя любить. Алеко с чувством вспоминает прежнее отношение Земфиры.
Старик советует парню утешиться и рассказывает ему историю своей жизни. Цыганку, в которую он был влюблен, звали Мариулой. Она-то и родила дочь Земфиру, но влюбилась в другого и сбежала, покинув дочь. Отец Земфиры не стал разыскивать беглецов, мстить им. Он простил свою ветреную жену, отпустил ее с миром. Он считает, что любовь и радость невозможно удержать на привязи, а также, что былого не воротишь.
Алеко недоумевает, как мог старик так поступить, говорит о том, что измену простить бы не смог. Он бы попытался вернуть себе то, на что имеет право. Если бы это не получилось, то он убил бы беззащитного врага, насладившись местью.
Земфира уходит на свидание к другому цыгану, которого полюбила. Они предаются страстной страсти, говорят друг другу нежные слова. Земфира возвращается в семью, пообещав цыгану вновь встретиться. В первый раз Алеко не замечает исчезновения Земфиры, но следующая ночь для влюбленных оказывается роковой. Проснувшийся Алеко, не находит Земфиры рядом. Он взбудоражен, его бросает и в жар, и в холод. Он выходит из шатра, но вокруг все тихо, все спит.
Он идет к могиле, которая виднеется неподалеку. Подойдя к ней, он видит тени, слышит шепот. Один голос говорит, что уже пора уходить. Другой голос просит еще немного повременить, но слышит в ответ, что муж может проснуться.
Алеко вмешивается в разговор влюбленных, отвечает, что муж уже проснулся. Он вонзает нож в любовника жены, а затем убивает и ее. Утром цыгане хоронят убитых, а отец Земфиры требует от убийцы ухода из табора. Цыгане покидают Алеко, который остается в поле один.
Эпилог
Автор рассказывает о том, как, пресытившись политической обстановкой в стране и городской жизнью, кочевал в цыганском таборе. Он пылал страстью к цыганке, по имени Мариула. Автору нравилась их вольная жизнь, но и у цыган не нашел счастья. Автор видел в ней те же разочарования и беды, как и в любой другой жизни.
Краткое содержание
«Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют».
Табор остановился на ночь у реки. За шатром «ручной медведь лежит на воле». Цыганка Земфира приводит с собой юношу Алеко, который хочет быть цыганом. Юношу «преследует закон», но Земфира решает быть «ему подругой». Отец Земфиры разрешает Алеко остаться, он готов делить с пришедшим «и хлеб и кров».
***
Утром цыгане отправляются дальше. Земфира спросила Алеко, не жалеет ли он о прошлом. Юноша отвечает, что ему нечего жалеть, ведь он оставил «неволю душных городов».
Услышав их разговор, старик отец Земфиры рассказал предание о том, как к ним в изгнанье был сослан царем (Августом) поэт (Овидий), который был «уже летами стар». И хотя все полюбили его, поэт так и не смог привыкнуть к «заботам жизни бедной», считая ее наказанием, и до последнего дня тосковал по родине (Риму).
***
Прошло два лета. Алеко «без забот и сожаленья ведет кочующие дни», показывая людям в деревнях представления с обученным медведем.
***
Как-то Алеко услышал, как Земфира поет песню «Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня…» о том, что ненавидит и презирает своего мужа, так как любит другого. Алеко пытался запретить девушке петь. Однако Земфира сказала, что эта песня была о нем, и ушла.
***
Ночью Земфира разбудила отца:
«О мой отец! Алеко страшен. Послушай: сквозь тяжелый сон И стонет, и рыдает он».
Земфира поделилась с отцом, что любовь Алеко ей постыла, «сердце воли просит». Земфира подошла разбудить Алеко. Тот сказал, что ему приснилось, как она ему изменила. Земфира сказала ему «не верить лукавым сновиденьям».
***
Увидев, что Алеко грустит, старик-отец сказал ему:
«Утешься, друг: она дитя. Твое унынье безрассудно: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское — шутя».
Старик рассказал Алеко, что давно, когда он был еще молод, его любила Мариула – мать Земфиры. Но однажды они повстречали табор и женщина, оставив ему дочь, ушла с табором.
Алеко удивился, что старик не отомстил «и хищникам, и ей коварной». Старик же ответил:
«К чему? вольнее птицы младость; Кто в силах удержать любовь?»
Алеко же с уверенностью сказал, что не откажется от своих прав или хотя бы отомстит.
***
Ночью Алеко выходит в поле. Видит «чуть по росе приметный след» и «близкие две тени»: Земфиру и молодого цыгана. Заметив мужа, девушка говорит возлюбленному бежать, но Алеко убивает его ножом, а затем и саму Земфиру. Утром цыгане похоронили «чету младую».
После похорон старик подошел к Алеко, наблюдавшему за всем издалека, и сказал:
«Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим… Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли».
«Сказал — и шумною толпою Поднялся табор кочевой С долины страшного ночлега».
В степи осталась только одна телега, в которой ночью «огня никто не разложил», «до утра сном не опочил».
Эпилог
Рассказчик вспоминает о том, как встречал «телеги мирные цыганов», как делил с ними пищу, любил их песни.
«И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил».
«Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!.. И под издранными шатрами Живут мучительные сны».