Полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» (Ф.И. Тютчев)

История создания

Все творчество поэта можно разделить на два периода. Стихотворение «С поляны коршун поднялся» относится ко второму творческому периоду поэта. Появилось оно в 1835 году, когда Федор Иванович жил в Мюнхене. Постоянное чувство тоски и уныния не давали жить автору полной жизнью и получать удовольствие. Но, что удивительно, в печать данное стихотворение попало на сорок четыре года позже, в 1879 году.

Своего рода музой, натолкнувшей автора на написание данного стихотворение, стал коршун. Поэт наблюдал за жизнью этой прекрасной и сильной птицы и сравнивал её с человеческой судьбой.

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

Композиция

Данное стихотворение представлено в форме монолога лирического героя, который анализирует свою жизнь и жизнь свободной птицы. По смыслу стихотворение можно разделить на две части.

Первая часть рассказывает о возможностях птицы и о тех благах, которыми его наградила природа.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

Вторая же часть стихотворения показывает всю ту ограниченность человеческих возможностей, которые невозможно сравнить с полетом птицы.

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Всего две строки, но насколько четко и ёмко они передают настроение человека.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене – городе, который стал для него почти родным. Автор не мечтал о возвращении в Россию, хотя понимал, что рано или поздно это все равно произойдет. В этот момент его больше всего занимали мысли философского свойства, поэт пытался постигнуть суть вещей и найти ответы на вопросы о том, почему даже в любимом Мюнхене рядом с обожаемой супругой время от времени он испытывает чувство всепоглощающей тоски.

В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью. Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств . Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек. Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

Темы, проблемы

Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.

Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.

Образы и символы

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович использует сразу несколько образов. Первый образ – это образ лирического героя, от которого исходит повествование. Именно на его примере автор показывает то, что человек всегда является заложником множества факторов. У него очень много ограничений, он не имеет свободы ни внутри, ни снаружи. Люди вынуждены уступать своим мечтам и истинным желаниям из-за своих так называемых обязанностей.

В противовес человеку поэт показывает птицу, которая является символом свободы. Коршун не зависит ни от чего. Небо – единственный его предел.

Так же противоположностью выступают образ неба и земли. Небо показано безгранично свободным, не имеющего оков. Земля же насквозь пронизана корнями, которые сковывают её.

Отдельным образом автор показал природу, которая очень интересно распределила «подарки судьбы». Коршуну она подарила крылья, тем самым наградив его полной свободой. Человек же лишен данной возможности, хотя и считается верхней ступенью эволюции. Для него небо навсегда останется чем-то недоступным и недосягаемым настолько, насколько оно подвластно коршуну.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения заключена в том, что человек не обладает теми качествами, которыми природа наделила птиц. Он погряз в ограничениях, лишая себя возможности понять настоящее счастье. И выхода нет из данной ситуации. Единственное, что может сделать человек – это смириться с данным положением вещей, потому что он не в состоянии противостоять природе. Так распорядились свыше, лишив людей возможности летать.

Человек не может постичь небо, поскольку всю жизнь крепко прикован оковами обязательств и ограничений. Люди слишком зависимы от своих потребностей, и лишь после смерти обретают настоящую свободу. В земной же жизни они не имеют такой возможности, они неспособны отказаться от своих желаний, поэтому ещё больше сковывают себя. Именно эту основную мысль постарался заключить в стихотворение «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев.

Содержание поэтического текста

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» — определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек – нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Средства выразительности

Чтобы лучше донести основную мысль произведения, автор использует следующие средства выразительности:

Антитеза – на ней строится все стихотворение «С поляны коршун поднялся». Сравнивая человека и коршуна, он показывает ограниченность человеческих возможностей. А противопоставляя небо земле – показывает свободу и ограниченность. Небо не имеет границ, поэтому всегда будет ассоциироваться с волей и свободой. Земля же, притягивает и ограничивает человека и его возможности, который прирос к ней будто корнями.

Использование большого количества глаголов при описании полета птицы так же ярче показывают читателю, насколько ограничены человеческие возможности.

Краткий анализ

История создания

– Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация — 1879 г.

Тема стихотворения

– внутренняя свобода человека.

Композиция

– Анализируемое стихотворение — монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр

– элегия.

Стихотворный размер

– четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры


«ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».
Эпитеты


«два мощных, два живых крыла».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]