Краткое содержание Петербургских повестей Гоголя


Главные герои

  • Пирогов — поручик, самовлюблённый, жизнерадостный, поверхностный молодой человек.
  • Пискарёв — молодой талантливый художник с тонкой ранимой душой.
  • Ковалёв Платон Кузьмич — коллежский асессор, майор, потерявший нос и безмерно страдавший от его отсутствия.
  • Нос — ожившая часть тела Ковалёва, амбициозный карьерист.
  • Чартков Андрей Петрович — молодой художник, разменявший свой талант в погоне за славой и деньгами.
  • Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник средних лет, жалкий, никчёмный, лишившийся рассудка.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник, пожилой мужчина болезненного вида, несчастный и одинокий.

Анализ «Петербургских повестей» Гоголя

Николай Васильевич — человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название «Петербургские» в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.

Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ «Петербургских повестей» Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.

По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины. А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей — подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине.

Другие персонажи

  • Брюнетка — юная проститутка, очень красивая, корыстолюбивая, надменная.
  • Блондинка — немка, жена немца-жестянщика, хорошенькая и глупенькая молодая женщина.
  • Шиллер — немец, жестяных дел мастер, пунктуальный, консервативный, обстоятельный.
  • Иван Яковлевич — цирюльник, запойный пьяница неопрятного вида.
  • Ростовщик — смуглый старик с пронзительным взглядом, изображённый на портрете, приносил лишь горе своим владельцам.
  • Директор департамента — важная персона, немногословный и честолюбивый человек.
  • Софи — дочь директора департамента, юная легкомысленная красавица, в которую был влюблён Поприщин.

Невский проспект

Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.

Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)

Краткое содержание

«Невский проспект»

Двое приятелей, поручик Пирогов и художник Пискарёв, отправились на прогулку по Невскому проспекту, чтобы невинно пофлиртовать с девушками. Пирогову понравилась очаровательная блондинка, и он, «уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться», отправился за ней попытать счастья.

Ранимого и чувствительного Пискарёва зацепила утончённая красота брюнетки в дорогом плаще. Он был уверен, что незнакомка — знатная дама, но на деле та оказалась проституткой. Девушка была чудо как хороша — «она была свежа; ей было только семнадцать лет; видно было, что ещё недавно настигнул её ужасный разврат», однако Пискарёв был глубоко разочарован.

Вернувшись домой, художник не переставал думать о красавице. Ему было больно осознавать, что такая неземная, чистая красота могла оказаться во власти разврата. Когда Пискарёв уснул, ему привиделось, будто брюнетка на самом деле была не проституткой, а знатной дамой с таинственным прошлым.

Этот сон оказался так прекрасен, и так «отвратительна действительность», что Пискарёв решил как можно больше спать, чтобы в сновидениях наслаждаться обществом прекрасной девушки. Отныне он «можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне». Чтобы справиться с нервным расстройством и бессонницей, художник стал принимать опиум. Благодаря наркотику сны с участием брюнетки стали ещё более яркими и красочными.

Когда Пискарёв увидел сон, в котором незнакомка предстала в образе его жены, он отправился в публичный дом и сделал ей предложение. Художник хотел совершить благородный поступок: подарить проститутке честную жизнь и одновременно вернуть «миру прекраснейшее его украшение», однако девушка решительно отказал ему. Она не собиралась выходить замуж за бедняка, чтобы тяжело работать и прозябать в нищете.

В страшном отчаянии Пискарёв вернулся домой, где покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло бритвой. Тело его было обнаружено только через неделю. Над могилой художника «плакал один только солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки».

Тем временем Пирогов, отправившийся за блондинкой, узнал, что она была немкой, женой немца-жестянщика Шиллера. На следующий день поручик заказал у Шиллера шпоры и принялся регулярно наведываться в мастерскую, заигрывая по возможности с его белокурой супругой.

«Жена Шиллера, при всей миловидности своей, была очень глупа» и не поняла намёков Пирогова. Тогда он, улучив момент, стал распускать руки. За этим занятием его застал пьяный Шиллер с двумя своими приятелями и изрядно поколотил любвеобильного поручика. Пирогов хотел было жестоко отомстить обидчику, но уже к вечеру того дня отошёл и совершенно позабыл об этом досадном происшествии.

«Нос»

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаружил за завтраком в хлебе чей-то нос и очень испугался: «нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую середу и воскресенье».

Желая поскорее избавиться от страшной находки, он поспешил к набережной — «не удастся ли как-нибудь швырнуть его в Неву?». Швырнув в реку тряпку с носом, цирюльник облегчённо вздохнул. Вскоре возле него появился квартальный надзиратель и принялся строго допрашивать о случившемся. Что произошло вслед за этим допросом, «решительно ничего не известно».

Тем же утром майор Ковалёв, глядя на себя в зеркало, «к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место». Он решил заявить о пропаже носа и «полетел прямо к обер-полицмейстеру».

Неожиданно Ковалёв увидел свой нос в богатом мундире высокопоставленного чиновника. Бедняга не знал, что и думать: его собственный «нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире». Ковалёв потребовал у носа, чтобы тот вернулся на своё законное место, но тот сделал вид, что ничего не понял, и поспешил скрыться.

К счастью, полицейский вовремя смог поймать нос, который «уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу», и вернуть его Ковалёву. Вот только нос ещё долгое время не хотел прирастать к лицу, чем доставил своему владельцу массу хлопот.

Между тем история с пропажей носа стремительно разошлась по Петербургу, «были чрезвычайно рады все светские, необходимые посетители раутов, любившие смешить дам».

«Портрет»

В картинной лавке бедный художник Чартков за последние гроши приобрёл поразивший его портрет, на котором был изображён «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым».

Самой выразительной частью лица старика были тёмные, пронзительные глаза, которые, казалось, были живыми. Ночью Чарткову привиделось, будто старик ожил и принялся пересчитывать свёртки с золотыми монетами. Художнику удалось забрать один из свёртков, и на эти деньги он решил заняться совершенствованием своего мастерства.

Чартков приоделся, снял приличную квартиру и стал модным в городе портретистом. В погоне за славой и деньгами он растерял свой талант, поскольку писал портреты в угоду заказчику.

Художник попытался было вернуть утраченные им способности, но «кисть невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались на один заученный манер». Осознав своё ничтожество, Чартков люто возненавидел талантливых мастеров. Он скупал самые прекрасные картины, чтобы дома уничтожать их. От зависти и ненависти рассудок Чарткова помутился, и он скоропостижно скончался от припадков бешенства.

Впоследствии стало известно, что злосчастный портрет старика с пронзительными, живыми глазами написал художник-самоучка. Ему позировал жадный, злобный ростовщик, деньги которого вызывали в людях самые отвратительные порывы. После смерти ростовщика его душа поселилась в портрете, который сводил с ума всех владельцев.

«Записки сумасшедшего»

Дождливым осенним днём мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин отправился, как обычно, в департамент. По дороге он встретил юную дочку директора департамента, которая пленила сердце скромного чиновника. Рядом с девушкой шла её маленькая собачка Меджи. Неожиданно Поприщин понял, что слышит разговор Меджи и собачки Фидель, которые обсуждали последние новости.

На следующий день дочь директора пришла навестить отца в департамент. При виде её Поприщин потерял дар речи. Когда девушка случайно уронила платок, он «кинулся со всех ног, подскользнулся на проклятом паркете и чуть-чуть не расклеил носа».

Чувство Поприщина к директорской дочке не осталось незамеченным, и начальник отделения отчитал его за дерзкие мечты: «ведь ты нуль, более ничего». Но счастливый Поприщин не обращал никакого внимания на его слова, куда большей проблемой для него была его бедность: «достатков нет — вот беда».

Оказавшись в доме директора по делам службы, Поприщин попытался заговорить с Меджи, но та лишь «поджала хвост, съёжилась вдвое». Заметив изорванную в клочки бумагу, он решил, что это переписка Меджи и Фидель. Из неё влюблённый узнал, что директорскую дочку зовут Софи, и она собиралась выйти замуж за камер-юнкера Теплова, а над ним открыто смеялась.

Любовные переживания настолько сильно истощили Поприщина, что он стал считать себя королём Испании. Он перестал вставать в присутствии директора, а на документах стал ставить подпись «Фердинанд VIII». Когда же Поприщин проник в директорский дом и сильно испугал Софи своим поведением, его забрали в сумасшедший дом.

«Шинель»

Преклонных лет чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин всю свою жизнь прослужил в департаменте на одной должности, все считали, что он «родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». В департаменте его никто не уважал, а начальники «поступали с ним как-то холодно-деспотически».

Когда Башмачкин обнаружил, что его старая шинель совсем протёрлась и не подлежала починке, он очень расстроился. Чтобы насобирать нужную сумму, он решил «изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи…, ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее…, чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток; как можно реже отдавать прачке мыть белье».

Спустя полгода всяческих лишений Башмакин накопил деньги и пошил новую шинель. Вот только радовался долгожданной обновке чиновник совсем недолго: в тот же вечер его ограбили на улице.

В полиции даже не попытались помочь несчастному чиновнику. Он обратился за помощью к генералу, но был с криком изгнан вон. В расстроенных чувствах Башмачкин кинулся на улицу, где бушевала метель. На следующий день он «весь распух и слёг в постель», а вскоре скончался от горячки.

Вскоре после смерти чиновника по Петербургу поползли слухи, будто его призрак бродил по городу и снимал с прохожих шинели.

«Нос»

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», — «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место». Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным. Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]